Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительное искусство. Подробнее: Изобразительное искусство 19 века




Подробнее: Изобразительное искусство 19 века

В изобразительном искусстве XIX в. на первое место выдвигается живопись. В нем нашли отражение и классицизм, и романтизм с реализмом, и декаданс. Ведущей страной в художественной жизни Европы, как и в литературе, оставалась Франция.

В годы Великой французской революции и империи Наполеона расцвел талант выдающегося представителя классицизма Жака Луи Давида. В его творчестве античные традиции, рационализм, присущие классицизма, органично слились с политическими реалиями, что позволяет говорить о революционном характере творчества Давида. Как призыв к революционной борьбе против деспотизма была воспринята французской общественностью его картина на сюжет римской истории «Клятва Горациев» (1784 г.). Лучшим же произведением Давида считается картина «Смерть Марата» (1793 г.), написанная под непосредственным впечатлением от события. Трагизм сюжета, простота и лаконизм композиции, сдержанность цвета и скульптурнисть - черты классицизма - делают эту картину подлинным памятником героям революции. В период правления Наполеона Давид написал несколько парадных портретов императора (он поставил его «первым живописцем империи»). Умер он в Бельгии, куда вынужден был эмигрировать после реставрации монархии Бурбонов.

Классицизм, который трансформировался в академизм, то есть направление, официально признан академиями искусств, просуществовал всего XIX века, но остался на обочине магистральных путей развития изобразительного искусства.

Наиболее масштабной фигурой в живописи на рубеже XVIII-XIX вв. был испанский художник и гравер Ф. Гойя, который вернул живописи своей страны ее былое величие. Первые большие работы его пропитаны любовью к жизни, в них преобладают светлые, веселые краски. Но в 1792 г. Гойя тяжело заболел (он оглох и почти ослеп), что сказалось и на творчестве, сделав ее остро трагической. Гойей созданы потрясающие картины о героической борьбе испанского народа против французских оккупантов («Восстание 2 мая 1808 в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808»), серии офортов (гравюр на металле) «Капричос» («Фантазия, игра воображения»),«Диспаратес»(«Безумие»),«Лихолетье войны». Эти серии отмечены самой сложной образностью, богатым философским подтекстом и настоящим новаторским видением. Творчество Ф. Гойя имела огромное значение как для формирования европейского романтизма, так и для становления реализма, с которыми и связаны главные достижения европейской живописи XIX в.

Самым значительным явлением романтизма оказался картина Эжена Делакруа. В 1824 г. он выставляет в Салоне (ежегодные выставки, устраиваются академией искусства в Квадратном салоне Лувра, откуда и происходит название как самих выставок, так и официально признанного направления в искусстве - салонное искусство) свою картину "Резня на Хиосе», сюжетом которой послужил настоящий эпизод освободительной войне греческого народа против турецких поработителей, которые убили в 1821 г. на этом острове более 40 тысяч человек. Четкая гражданская позиция Делакруа, необычная свежесть живописи и жизненность образов вызвали поляризацию мнений среди зрителей и знатоков - бурный восторг с одной стороны («Он - пламенный гений») и волну негодования с другой («Это резня живописи».

Наиболее известная картина Делакруа «Свобода на баррикадах» также написана по следам реального события и вызвала такие же споры. Конкретному эпизоду уличных боев революции 1830 г. художник предоставил символического и поэтому вневременного звучание. Свободу на картине воплощает француженка с трехцветный революционным знаменем. Она порывисто обернулась к тем, кого зовет за собой на бой, и вся фигура ее - героический порыв. Вслед за ней грозной волной движутся повстанцы: мастеру и буржуа, взрослые и дети - символы основных сил революции. Цвет, красочные пятна, их гармоническое единство становятся основой живописи, цветом же создается и определенное настроение. Живописная система Делакруа представляла новый шаг в развитии изобразительного искусства.

Подъем реализма как художественного метода началось в графике. Большую роль сыграла здесь творчество Оноре Домье, чье искусство считается родственным с реализмом самого О. Бальзака. Домье завоевал общественное признание беспощадной сатирой на короля-буржуа Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку Франции. Его карикатуры публиковались в периодических изданиях и распространялись отдельными оттисками. Когда литография (разновидность гравюры) «Гаргантюа» - карикатура на Луи Филиппа, который заглатывает золото и «отдает» взамен ордена и чины - была выставлена в витрине, возле нее собирались толпы народа. За нее художник был приговорен к 6 месяцам тюрьмы и крупный штраф. В 1834 г. А. Дом 'является создал лучшие свои литографии: «Законодательное чрево», «Все мы люди, обиймемось», «Этого можно отпустить на волю». В них он дал коллективный портрет палаты депутатов, вскрыл бездарность, жадность и жестокость с лицемерием власти богатых. Он же создал изображение кровавой расправы власти с рабочими - «Улица Транснонен 15 апреля 1834», которое было пронизано глубоким трагизмом. Запрет в 1835 г. политической карикатуры заставила Домье ограничиться бытовой сатирой.

Позиции реализма в живописи в середине столетия укрепил Густав Курбе. Вокруг его творчества и теоретических работ развернулись бурные споры. Так были восприняты и «Каменщики», и «Похороны в Орна». На первой картине фигуры старого и молодого рабочего, вся цветовая гамма полотна создают впечатление грустного, безрадостного жизни, заполненного однообразной, утомительной работой. На другой картине изображено «общество» небольшого провинциального городка Орна - родины художника - во время похорон на местном кладбище. Контраст торжества траурной церемонии и ничтожности человеческих страстей даже перед лицом смерти вызвало и у критики, и у публики бурю протестов, что сделало Курбе «отвергнутым»: в 1875 г. его картины не были приняты на Всемирную выставку. Тогда художник рядом с выставкой на свои собственные средства возвел скромное помещение, назвал его «Павильон реализма» и разместил в нем 40 работ, в частности программную картину «Мастерская художника». В каталоге к выставке Курбе дал такое обоснование принципов реализма в искусстве: «Быть способным выразить обычаи, идеи, лицо эпохи... быть не только художником, но и человеком, одним словом - творить живое искусство - таков моя задача». Он стал членом Парижской коммуны, а после ее разгрома был вынужден эмигрировать в Швейцарию.

Жанр тематической картины, написанной на современном материале, становится основным у художников-реалистов, развиваются также пейзаж и портрет.

Во второй половине XIX в. центр реалистического направления в изобразительном искусстве переместился из Франции в Россию. Огромный вклад в него сделали российские «передвижники» - участники демократического объединения «Товарищества передвижных художественных выставок», созданного в 1871 г. И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи обогатили изобразительное реалистическое искусство психологизмом, мастерством социального обобщения и поэтизацией родной природе.

В последней трети столетия на грани реализма и декаданса появляется новое направление - импрессионизм (от французского «импресион» - впечатление). Импрессионизм занял в истории искусства место, равное целым живописным эпохам, хотя сам движение охватило лишь 12 лет и 8 выставок.

9b37a2cda409c8448c83a21c2dea6aee.jpg 9b37a2cda409c8448c83a21c2dea6aee.jpg

Точкой отсчета послужила творчество Эдуарда Мане. Его картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» стали событием и повлияли на становление будущих импрессионистов, но сам художник официально до движения не примкнул. За год до смерти в 1882 г. он написал одну из наиболее совершенных своих картин - Бар «Фоли-Бержер».

Как ансамбль художников, защищающих общие цели в искусстве, импрессионизм заявил о себе в 1874 г., когда группа молодых живописцев устроила выставку своих картин в одном из парижских фотоателье. Группа включала в себя Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Эдгара Дега, Берту Моризо. Название представленного на выставке пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»и дало название творчестве этих художников.

Импрессионисты предложили новое видение мира и новые принципы живописи. Они воспринимали окружающую действительность как бесконечную смену впечатлений. Картина становится как бы отдельным кадром, фрагментом подвижного мира (в этом чувствуется влияние нового тогда технического достижения - фотографии). Появилась свежесть и непосредственность в изображении повседневной жизни современного города, его пейзажей, вида, быта и развлечений его жителей. Важнейшим правилом импрессионистов стала работа на открытом воздухе - на пленэре, благодаря чему в своих пейзажах им удалось создать ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, передать движение воздуха.

Импрессионисты ввели и новую живописную технику, отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками (при восприятии, оптически смешиваясь, для зрителя они давали нужный тон).

Живописное завоевания импрессионистов стало основой творчества и был поднят на новую высоту постимпрессиониста - так условно называют художников, расцвет творчества которых наступил после и на основе достижений импрессионизма. Это были Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген. Они уже не были единомышленниками, но каждый из них искал художественные средства и возможности для создания нового искусства, для познания не внешней, а истинной сути вещей. Своим искусством и жизнью они отрицали буржуазный образ жизни (отказался от своей среды сын банкира Сезанн, удачливый коммерсант Гоген оставил карьеру и семью ради живописи и уехал на Таити, бросил проповедническую деятельность Ван Гог). Не найдя гармонии в современном обществе, художники обратились к природе, но старались отразить уже не мгновенье, а вечность. Творчество Сезанна, Ван Гога и Гогена оказала большое влияние на все дальнейшее развитие художественной культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.