Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция сотрудничества с другими странами. 7 страница




Преступления -общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность- это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений (проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает уровня общественной опасности. Повышенная общественная опасность преступлений предопределяет и их формально-юридическую сторону. В качестве преступных деяния закрепляются исключительно законом. Никакие иные нормативные акты этого сделать не могут. Причем в Уголовном кодексе они закреплены с исчерпывающей полнотой. Аналогия в уголовном праве недопустима. Административные проступки - деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления. Общественная вредность их состоит в том, что они мешают осуществлению нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных и общественных органов и организаций, дестабилизируют ее, посягают на общественный порядок. За совершение подобных проступков законодательством предусмотрена административная ответственность.

Гражданско-правовые правонарушения(деликты) в отличие от преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции. Это противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного ущерба и т.д.). За совершение их предполагается гражданско-правовая ответственность в различных формах.

Дисциплинарный проступок - это противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка. Такие правонарушения подрывают трудовую дисциплину и тем самым наносят вред нормальному функционированию предприятий, организаций.

Самостоятельный вид правонарушений образуют действия государственных органов, уполномоченных на издание правовых актов, когда последние противоречат требованиям закона. Основой данного феномена служит нарушение принципа верховенства закона и поднормативности правоприменительных актов. Этот вид правонарушений пока не получил в науке достаточной разработки, хотя число нормативных актов (например, актов министерств и ведомств), противоречащих закону, довольно велико.

 

87. Понятие юридической ответственности.

Большинство авторов понимают юридическую ответственность как меру государственного принуждения либо отождествляют ее с наказанием за правонарушение. Другая группа исследователей рассматривает юридическую ответственность в рамках существующих правовых категорий. Они трактуют ее как охранительное правоотношение, как специфическую юридическую обязанность, как реализацию санкций правовых норм и т. д. В последнее время сформировалась еще одно направление — анализ юридической ответственности как явления общесоциального. Результатом его стала концепция позитивной юридической ответственности.

Посылки: 1) Юридическая ответственность отражает специфику любых правовых явлений — их формальную определенность и процессуальный порядок реализации. 2) Юридическая ответственность неотделима от правонарушения, выступает его следствием. 3) Юридическая ответственность связана с реализацией санкций правовых норм. 4) Юридическая ответственность сопряжена с государственно-властной деятельностью, с государственно-правовым принуждением.

Таким образом, юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. При этом возможна не только негативная, но и позитивная ответственность (обращенная на позитивные деяния в настоящем и будущем), которая в случае её выполнения может закончиться поощрением. Она предполагает подотчётность.

Признаки: 1) юридическая ответственность предполагает государственное принуждение; 2) это не принуждение “вообще”, а “мера” такого принуждения, четко очерченный его объем (количественные показатели); 3) юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя; 4) ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав (лишение свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и т. д.); 5) характер и, объем лишений установлены в санкции юридической нормы; 6) возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы юридическая ответственность невозможна.

 


88. Основания юридической ответственности.

Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить. Основания ответственности — это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их ее исключает.

Основания юридической ответственности делятся на две группы: фактические и юридические.

Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.

Юридическими основаниями являются:

1) наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);

2) наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);

3) отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности.

Например, истечение сроков давности, примирение с потерпевшим могут быть основаниями для освобождения лица от юридической ответственности. Законодатель разграничивает обстоятельства, исключающие преступность деяния и основания для освобождения от ответственности. Например, исключают ответственность крайняя необходимость и необходимая оборона. Такое четкое разграничение характерно только для уголовного права. Привлечь лицо к ответственности можно только тогда, когда данный случай не урегулирован особыми юридическими нормами, которые содержат указания на любые обстоятельства, исключающие возможность применения мер юридической ответственности.

4) наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.

Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

 

 

89. Виды юридической ответственности.

В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т.д. Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают:

Уголовная ответственность – наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. Меры уголовного наказания – наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие преимущественно на личность виновного.

Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются компетентными органами государственного управления. Меры административного принуждения – предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т. е. за совершение гражданско-правового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Полное возмещение вреда – основной принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами (ст. 11 ГК РФ).

Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника. Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями. Меры дисциплинарной ответственности – выговор, строгий выговор, увольнение и т. д.

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате (1/3, 2/3 месячного заработка).

Кроме указанных в качестве самостоятельного вида ответственности в литературе выделяется отмена актов, противоречащих законодательству (подобная отмена предусмотрена, например, ст. 13 ГК РФ). Несмотря на определенную близость к юридической ответственности и значимость этого юридического феномена, полагаем, что он отличается от ответственности.

 

90. Основные правовые системы современности: критерии выделения

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему – совокупность всех правовых явлений (норм учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т. п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы:

1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);

3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);

4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);

5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

 

91. Романо-германская (континенталньно-европейская) правовая система.

Р-Г право возникло в XII - XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основаниями рецепции были: 1) Экономические предпосылки: развитие торговли, ремёсел, рост городов. Потребовалась новая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений; 2) Социально-культурные предпосылки. Развитие образования, искусств, культуры, что подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий и т. д. Становление университетов - образовательных центров. Постепенно р-г право становится достоянием всей Европы. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы, разрабатывались национальные кодексы, учитывающие особенности социальных укладов различных стран. Сегодня можно говорить о новом этапе развития р-г права - этапе сближения и унификации законодательных комплексов континентально-европейских стран и построения общеевропейской правовой системы (идеи “европейского дома”).

Р-Г норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем или уполномоченными органами. Имеет обобщённый характер Это - социальная модель поведения, выступающая как общественный масштаб, граница дозволенного, без перечисления случаев, вариантов поведения. Имеет отрицательную черту: чем более общей является норма, тем труднее её применять на практике. как следствие, появляются вторичные нормы, положения официального толкования (в т. ч. и правоприменительной практики), конкретизирующие положения законов. нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные по юридической силе и социальной значимости комплексы, среди которых выделяются главные и второстепенные.

Источником права является прежде всего закон. Он принимается парламентом, обладает высшей юридической силой, распространяется на всю территорию государства и всех граждан. Законы должны выражать волю большинства членов общества, основные права человека, социальную справедливость. регулируют основные стороны жизни общества. Делятся на конституции (приоритетные над другими, с высшей юридической силой законы, обладающие верховенством) и обычные законы, из которых можно отдельно выделить кодексы - акты кодификации норм права, обладающие повышенной юридической силой в своей отрасли права. Кроме того, можно отметить подзаконные акты (декреты, регламенты, инструкции и т.д. Издаются исполнительной властью). Они могут оказывать существенное воздействие не только на организационные отношения внутри отрасли, но и на деятельность граждан, учреждений, предприятий. Обычай как самостоятельный источник права играет второстепенную роль (дополнение к закону). С их помощью восполнятся пробелы в законодательстве (например, в гражданском). Судебная практика служит для ликвидации пробелов в законодательстве и уточнения положений закона. Положения судебной практики публикуются в сборниках судебных ршений.

Характерно деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. Частное право регулирует отношения между равноправными субъектами.


92. Англо-саксонская (англо-американская) правовая система.

До периода норманнского завоевания действовали разупорядоченные местные акты, приказы королей, регулировались отдельные вопросы общественной жизни. Римское право не применялось. После захвата власти Вильгельмом Завоевателем создаётся централизованная судебная система, появляется королевские разъездные судьи. Вырабатываемые ими решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Складываются единая для Англии общая система прецедентов - общее право. Но присяжные использовали обычное право конкретной территории для решения дел. В XV в. появляется “право справедливости” в противоположность общему праву. Оно сначала появилось как особый порядок апелляции к монарху (рассмотрение дела “по справедливости”, а не по прецедентам). Оно осуществлялась через лорда-канцлера, к которому впоследствии перешли и функции разбирательства по делу. Таким образом, в итоге сложились две системы права: общее право и право справедливости, которое вскоре также стало становиться прецедентным. Различия между ними стали непринципиальными. В современный период идёт кардинальная правовая реформа: активизация законодательной деятельности, унификация искового производства, слияние судов общего права и права справедливости. Повышается роль законодательного регулирования, возрастает значение закона среди других источников права (так, прецедент не может противоречить закону). Прецедентное право Англии повлияло на правовое развитие многих стран мира. В сферу его воздействия попали США, Канада, австралия, индия, новая Зеландия и др.

Выделяются два типа норм: законодательная (правило поведения общего характера) и прецедентная (определённая часть судебного решения по конкретному делу, то есть юридическое заключение по делу и аргументация, мотивировка решения с выражением общего правила). Прецедентные нормы можно лишь условно называть нормами права. Англичане предпочитают не формулировать в своих судебных решениях правил общего характера, у них существует презумпция неприменения широких правовых принципов.

Главный - судебный прецедент. Создаётся только высшими судебными инстанциями (палата Лордов, Судебный Комитет тайного Совета, Апелляционный суд и высокий суд). Каждая судебная инстанция обязана следовать своим прецедентам и прецедентам вышестоящих судов. Закон (статут) - второй по важности. Подразделяется на публичный (с распространением на неопределённый круг лиц на территории всей Великобритании) и частный (распространяется на отдельных лиц и территории). Делегированное законодательство есть результат правотворческой деятельности Короля (королевы), правительства, министерств и ведомств, право на которую им специальным решением передаёт Парламент. Такие акты обязательны для всех граждан. Высшая их форма - приказы Тайного Совета. Автономное законодательство - акты местных органов власти. Действуют на соответствующей территории, на территории некоторых учреждений, организаций (церковь, профсоюзы, юридические общества и т. д.). Роль обычая уменьшается. Часто занимает свободные ниши в праве из-за отсутствия писанной конституции и некоторых конституционных актов. Также можно назвать юридическую доктрину (судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов). Статут может отменять прецеденты. При этом сам закон реализуется также через прецеденты. Прежде, чем стать действующим, он должен “обрасти” конкретизирующими его обязательными судебными решениями (иначе - “мёртвый” закон).

Структура права. Во-первых нет деления на публичное и частное право. Система права делится на общее право (уголовное, договорное право, гражданско-правовая ответственность и др.) и право справедливости (споры о недвижимости, доверительная собственность и др.). Точного деления нет. Структурные особенности проявляются на уровне прецедентной юридической нормы - казуса, которой присуща своя структура и особое содержание.


93. Особенности российской правовой системы.

Во-первых, отечественная правовая система несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы. Долгая практика игнорирования закона приводит к тому, что и сегодня закон не воспринимается всеми однозначно как ведущий источник права. Российское общественной правосознание характеризуется гипертрофированным оценочным компонентом, в результате чего каждое законодательное установление оценивается субъектами с точки зрения их представления о справедливости, а также и с точки зрения собственных интересов. Это подрывает идею неукоснительного следования предписаниям закона.

Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько закон, сколько подзаконные акты. Невиданное по объемам подзаконное нормотворчество не столько конкретизирует предписания закона, сколько затрудняет практику его применения. Упор на подзаконные акты также мешает закону сделаться действительно ведущим источникам права.

Характеризуя отечественную правовую систему, необходимо помнить, что сущность ее нельзя сводить лишь к характеру используемых ею юридических источников и на этом основании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу. Между правовыми семьями нет резкой границы: идет постоянный процесс взаимообмена, использования аналогичных форм, что, однако, не говорит об устранении коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций.

Самобытность славянской правовой семьи и прежде всего российской правовой системы обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.

К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие:

1. Самобытность русской государственности, сохраняющаяся даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права всегда была исключительно важной связь с государством.

2. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления.

3. Формирование особого типа социального статуса личности, для которого свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства. Эту черту не нужно рассматривать как недостаток, необходимо воспринять ее как национальную особенность.

4. Тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжательство, благочестие).

Юридические источники славянской правовой семьи через Византию унаследовали законодательные традиции римского права и таким "кружным" путем примыкают к романо-германской правовой семье. Но, повторимся, наличие ряда национально-исторических, культурных, ментальных особенностей не позволяют России полностью вписаться в модель законодательной правовой семьи.

94. Способы толкования правовых норм.

Способы толкования правовых норм - совокупность приёмов и средств, используемых для установления содержания норм права. Выделяются: грамматический; логический; систематический; историко-политический; телеологический (целевой); функциональный; специально-юридический. <Служат основанием классификации> Грамматический. Основан на раскрытии смысла тех слов, в которых выражена толкуемая форма. Логический. Толкование прав. акта по его смыслу с использованием законов логики. С помощью этого способа устанавливается объём и содержание нормы, устраняются все имеющиеся в ней неясности. Систематический. Этот способ (его существование) предопределяется системностью права. Он заключается в уяснении смысла конкретной нормы путём сопоставления её с другими нормами. Для этого необходимо исследование её содержания, её связей с другими нормами. Благодаря этому способу можно выявить юридическую силу нормы права, сферу её действия, принадлежность к определённой отрасли, институту права.

Историко-политический. Осуществляется путем анализа исторической обстановки в условиях которой норма права была издана.

Телеологический (целевой). Направлен на уяснение целей издания правовых актов. Иногда законодатель определяет цели принятого нормативно-правового акта непосредственно в его тексте.

Функциональный. Иногда для выяснения смысла нормы права недостаточно брать во внимание только её формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать конкретные возникающие условия и факторы, при которых реализуется норма права. Прежде всего это касается толкования оценочных терминов (“уважительные причины”, “существенный вред” и т. д.).

Специально-юридический. Выражение воли законодателя, содержащееся в норме права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специальных юридических терминов

 

95. Правосознание: понятие, структура, виды.

Правосознание – отражение в сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука: она включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе (уважение к праву, правовые идеи, правовые убеждения, правовые понятия, правовые категории, прав. теории). В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией ( прав.взгляды, прав.чувства, привычка соблюдать закон, прав.представления, прав.традиции, прав.насторения, прав.установки). Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Ценностные элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом.

Виды: по уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику, правосознание делится на три уровня. Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и коллективное, массовое. Индивидуальное - воззрение единичного лица. Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства формальных и неформальных коллективов, временных социальных образований. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа). Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие "общественное правосознание". Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.