Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового статуса государственных унитарных предприятий




Административно-правовое положение предприятий и учреждений

Понятие и виды предприятий и учреждений

Предприятия и учреждения – разновидности организаций, исполняющих экономические, социально-культурные и иные функции. В качестве таковых они являются субъектами управления.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Учреждение выполняет управленческие, социально-культурные или иные функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера.

Предприятия и учреждения осуществляют деятельность на основании Гражданского кодекса РФ, иных нормативных актов Российской Федерации.

Классификация предприятий может быть произведена по нескольким основаниям:

1) в зависимости от видов собственности: государственные, муниципальные, частные, общественные, смешанных форм собственности;

2) в зависимости от организационно-правовых форм: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, потребительский кооператив и др.;

3) в зависимости от форм предприятий, определяемых их отраслевой, производственно-технологической специализацией: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, предприятия связи, предприятия торговли, жилищно-коммунальные предприятия.

Учреждения могут быть федеральными, субъектов РФ, муниципальными, частными. В зависимости от сферы деятельности выделяют учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д.

Административно-правовое положение предприятий и учреждений может быть охарактеризовано следующими чертами:

· предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация производится на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1;

· осуществление предприятием (учреждением) некоторых видов деятельности, установленных федеральным законом, требует специального разрешения государства (лицензии). Лицензирование осуществляется лицензирующими органами – федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ на основании Федерального закона от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»2;

· некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Так,государственная аккредитация образовательных учреждений и научных организаций осуществляется на основе Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008г.[22];

· предприятия и учреждения обязаны представлять государственным органам налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Органы государственной власти не вмешиваются в деятельность предприятий и учреждений, кроме случаев осуществления контрольных полномочий, вправе применять к ним меры ответственности. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий осуществляется под контролем Федеральной антимонопольной службы.

Правовое положение государственных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1.

Государственным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (учредителем). При этом собственником может выступать Российская Федерация или субъект Российской Федерации, их права осуществляют соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с действующим законодательством имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). В зависимости от правового режима имущества данные предприятия делятся на два вида:

- основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

- основанные на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Закон предусматривает, что государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена (в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации);

2) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

3) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

4) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

5) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов России и обеспечивающей ее безопасность;

6) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

1) если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

2) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов России;

3) необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

4) необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

5) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

6) необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

7) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Специфику правового статуса унитарного предприятия определяет ряд особых полномочий собственника имущества унитарного предприятия. Согласно ст.20 Закона собственник имущества:

1) принимает решение о создании, реорганизации или ликвидации унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, принимает решение об участии унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) его финансово-хозяйственной деятельности;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

5) формирует его уставный фонд;

6) назначает на должность его руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера;

7) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом предприятия и обладает иными правами на основании ст. 20 (п. 1) ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Собственник имущества казенного предприятия, помимо вышеуказанных правомочий, в частности, вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, утверждать смету доходов и расходов предприятия.

Особым статусом обладает руководитель унитарного предприятия. Он является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия и подотчетен собственнику имущества. Ряд требований, в том числе по соблюдению запретов, установленных законом для данных субъектов, приближает их статус к статусу государственного гражданского служащего. Назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе[23]. Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Принятие решения об учреждении (реорганизации, ликвидации) федерального казенного предприятия, утверждение его устава, внесению в него изменений, осуществляется Правительством РФ. Иные правомочия собственника данных субъектов реализуют Правительство РФ или уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.