Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма переходного государства




Форму государства определяет его содержание – то есть цели, задачи, функции государства, его официальный курс. Государство не может произвольно принять любую форму. Содержание, в свою очередь, совсем не обязательно носит прогрессивный характер. Консервативность формы позволяет государству избежать распада и разрушения даже в периоды тяжелейших социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами.

Форма государства отличается от содержания большей степенью устойчивости. Изучение формы государства переходного периода позволяет установить не только общие закономерности организации власти в государстве, но и смоделировать наиболее оптимальные образцы этой формы для чрезвычайных условий развития. Поэтому очевидно актуальное теоретическое и первостепенное практическое значение данного вопроса. Подтверждением тому служит современная государственно-правовая практика Российской Федерации. Просчеты в строительстве формы нового государства оборачиваются острейшими политическими конфликтами и социальными потерями.

Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы "формообразования" и внутренней организации государства. Категория формы государства показывает порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориального устройства, а также взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. Перечисленные составляющие формы находят воплощение в связи двух элементов – формы правления и формы государственного устройства. Это два аспекта целостной формы – организации государственной власти. Традиционно в литературе выделяется в качестве третьего элемента формы государства государственный (политический) режим, то есть методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил. Для того, чтобы поставить под сомнение правомерность признания политического режима третьим элементом формы государства, необходимы веские доводы. Таким доводом видится сама природа соотношения категорий "содержания" и "формы" государства.

Выше отмечалось, что содержание определяет форму. Форма, иными словами, есть организация содержания. Но содержание, включая официальный курс, цели, задачи и функции государства не может не включать в свой объем и методы осуществления государственной власти. Как элементу содержания государства государственному режиму в переходный период присущ чрезвычайный динамизм в отличие от элементов формы государства, которые даже в условиях перехода более консервативны и устойчивы. Форму государства адекватней рассматривать в качестве совокупности двух элементов - формы правления и формы государственного устройства, ведь государственный режим как совокупность способов осуществления государственной власти характеризует не форму, а деятельность государства.

Переход от прежнего общественно-политического строя к новому, совершаемый путем коренных социальных преобразований, неизбежно приводит к видоизменению формы государства. Условия, вызывающие возникновение и существование переходной власти, обусловливают появление и соответствующих данным условиям государственных форм. Форма переходного государства имеет особенности, имманентные только ей.

Одной из тенденций развития формы государства переходного периода является сочетание, соединение черт различных, противоположных форм правления и форм государственного устройства. В.Е. Чиркиным упоминаются так называемые "гибридные" формы, объединяющие различные противоречивые признаки внутри одного и того же типа[33]. Переходному периоду соответствуют переходная же форма государства, лишенная стабильности и равновесия. Так, например, форма правления переходного государства не имеет отлаженной системы взаимных сдержек и противовесов, налицо диспропорции в механизме государства, дисбаланс полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Поэтому правомерно признание современной формы правления Российского государства смешанной.

Смена государственного строя в переходный период начинается через коренную реорганизацию формы государства в целом, то есть и формы правления и формы государственного устройства одновременно. Сдвиги на оси исторического времени сопровождаются не менее существенными изменениями в историческом пространстве, поскольку быстро трансформируется старая география центров и периферии, а иногда возникала принципиально новая. Государству, пересматривающему модель своего дальнейшего развития, приходится критически оценивать и присущую ему форму территориальной организации публичной власти. Нередко этот процесс разворачивается на фоне драматичных межэтнических противоречий, если государству присущ многонациональный состав населения.

Факторы переходности отображаются в форме государственного устройства. Анализ ст. ст. 5, 66, 68 Конституции Российской Федерации показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в конституционном тексте государствами; основным учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав; и республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственное гражданство и свой государственный язык. В переходной России наблюдается неоправданно большое количество субъектов федерации, что приводит к потере управляемости территориями.

В России с началом перехода обсуждается вопрос о переводе структуры территориального устройства из федеративной в унитарную. При этом порой забывается одна закономерность, выявленная в теории государства – для того, чтобы государство действительно обладало цивилизованной унитарной формой, ему нужно преодолеть свою многонациональность. В 1977-78 гг. в обстановке подлинной дружбы народов бывшего СССР так называемый "губернский передел" был возможен. Но ценой решения этнического вопроса в данном случае явилось бы растворение этносов и их самобытных культур.

Опасностью для России выступает и угроза распада ее территорий, превращение единого суверенного государства в подобие конфедерации – союза суверенных государств. Конфедеративное объединение независимых государств носит переходный, а, следовательно, неустойчивый характер. Дальнейшим шагом входящих в этот временный союз государств может быть как восстановление прежнего государственного единства, так и углубление центробежных процессов. Конфедерация лишь одна из переходных и временных форм частичного сохранения традиционных связей между некогда едиными территориями.

Конституционная практика многих государств содержит возможность приостановления собственного управления субъектов федерации во избежание распада государства. Так, в Индии, в случае издания президентом страны прокламации об объявлении чрезвычайного положения, государство признается унитарным и союзный парламент получает право принимать законы по вопросам, отнесенным к компетенции штатов. Президент Индии может ввести чрезвычайное положение в сфере финансов, что влечет за собой право центральных органов давать штатам обязательные финансовые указания для обеспечения заработной платы рабочих и служащих и усиления контроля за деятельностью частного бизнеса. В соответствии со ст. 127-2 Конституции СССР 1977 г. с поправками 1990 г. президент СССР имел право в интересах обеспечения безопасности граждан вводить чрезвычайное положение в отдельных местностях с согласия субъектов федерации, а при отсутствии такого согласия – вводить его с немедленным представлением данного акта на утверждение союзного парламента. Когда в оправдание использования подобных механизмов искусственной централизации ссылаются на "многочисленные факты распада многосоставных государств" при попытке их демократизации, допускают существенную логическую ошибку – не процессы демократизации вызывают в этих странах процессы разрушения и распада, а прогнившие авторитарные (либо тоталитарные) опоры просто не в состоянии больше насильственно удерживать территории в повиновении.

Итак, смена конституционного строя в переходный период сопряжена с коренным преобразованием содержания и формы государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.