Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм действия переходного права 3 страница




В естественных науках признано, что ни одно тело, находящееся в состоянии покоя, не начнет двигаться, если не будет какой-либо внешней силы, которая сможет вывести его из состояния покоя. Нет движения без наличия силы, ответственной за него. Еще М.М. Сперанский отмечал: исполнение законов есть не что иное как, государственное управление. Не случайно поэтому в переходный период именно правоприменение выходит на первый план среди всех прочих форм реализации права.

Если уже на первом этапе переходного развития реформаторские силы не заботятся об укреплении государства, они лишаются институциональных средств проведения реформ. По данным В.В. Лунеева, ежегодно в России 6-8 млн пострадавших от преступлений граждан не получают должной защиты и поддержки закона и государства и примерно столько же преступников остаются безнаказанными. Ссылки в юридической литературе на отсутствие нормативной базы для борьбы общества с организованной преступностью и коррупцией представляются необоснованными. Дело здесь в крайней ослабленности государства (в том числе его правоохранительных органов) и отсутствии реальной политической воли. 23 марта 1995г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации», который не выполнил своего предназначения. В марте 1917 г. Временным правительством России была принята Декларация, обещавшая отмену всех сословных привилегий, которую соблюдать не поспешили. Закон об отмене сословных привилегий и ограничений был принят уже советским представительным органом в ноябре 1917 г.

В связи с этим, видимо, есть необходимость различать декларативные и заведомо неисполнимые (фиктивные) нормы переходного законодательства. Последние издаются без намерения проведения в жизнь, в пропагандистских либо иных целях. Так, законодательным органом Чувашской Республики был принят Закон о культуре, на реализацию которого потребовалось бы 78 % доходной части республиканского бюджета, а также Закон о здравоохранении, потребовавший бы 90 % доходной части бюджета. А.В. Малько предлагает использовать термин «правовой популизм», отражающий расхождение между юридическим решением и его реализацией. Невостребованное фактическими отношениями нормативное регулирование, равно как и «регулирование» надуманных, реально не существующих социальных отношений не является правовым регулированием в собственном смысле слова и противоречит морально-нравственным принципам.

Механизм действия переходного права остро нуждается в ресурсном обеспечении. В большинстве случаев для приведения в действие всего механизма необходимо затратить некоторые ресурсы – материальные, кадровые, информационные. Переходное же состояние общества неизбежно связано с временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы. Поэтому переходное государство не должно идти на широкомасштабное разгосударствление своей собственности, а сохранить на переходный период доминирующий характер государственной формы собственности (в любом случае необходима государственная монополия на использование природной ренты). Государства, лишившиеся потенциала материальных ресурсов вследствие тотальной приватизации, оказываются заложниками иностранных кредиторов либо внутренних инвесторов, требующих за свою помощь массу разнообразных услуг. Из-за неблагоприятной экономической ситуации в Российской Федерации в 1990-е гг. не исполнялось в среднем каждое третье судебное решение по гражданским делам. Уголовный кодекс РФ 1996 г. предусмотрел введение в действие новых видов наказания (ареста и ограничения свободы) в срок до 2001 г. Однако из-за экономической необеспеченности данного правового решения его реализация оказалась сорванной и отложенной на неопределенный период.

Многие принимаемые в переходных условиях нормативно-правовые акты не подкрепляются механизмами реализации. Это происходит на фоне активного правотворчества, что создает видимость интенсивного формирования целостной правовой системы. В результате провозглашенные основополагающими законодательными актами экономические, политические, социально-культурные права и свободы для значительной части населения действуют лишь формально. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 31 мая 1993 г. № 12-П по делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» сделал вывод о том, что высшие государственные органы Российской Федерации не приняли необходимых мер по выполнению содержащихся в названном законе требований. Не применяя данный нормативно-правовой акт на практике, они фактически поставили под сомнение его конституционность. Но, к сожалению, переходное законодательство изобилует нормами, не соответствующими возможностям национальной экономики. В ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации сказано о том, что малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Но данное конституционное положение игнорируется на практике. В 1999 г. в Латвии было приостановлено полностью или частично действие ряда статей 16 законов и 2 постановлений Парламента, касающихся социально-экономических прав граждан, включая государственных служащих, а также гарантии независимости судей. В частности, было приостановлено право сотрудников полиции на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное жилищное строительство; установление для сотрудников полиции 50-процентной скидки при оплате коммунальных услуг; право инвалидов I и II групп на бесплатный проезд.

Следовательно, в принимаемых в переходный период нормативно-правовых актах должны содержаться только реальные предписания, обеспечивающие выполнимость данного акта и его согласованность с другими нормативными правовыми актами. Для реализации правовых актов нельзя ограничиваться каким-либо одним, пусть и универсальным средством. Необходимо использовать комплекс средств – юридических, экономических, политических, социальных, психологических, чтобы активизировать потенциал системных связей правовой системы.

Законодательное закрепление прав и свобод человека не является гарантией их реализации в реальной жизни. Поэтому переходные государства должны создавать надежную систему институциональных и правовых процедур, призванных обеспечивать соблюдение нормативно-правовых положений. Механизм действия переходного права нуждается в особых, дополнительных процедурных механизмах. Значение процессуально-регламентарных норм в переходных условиях возрастает.

Вызывает удивление девальвация норм российского законодательства, устанавливающих юридическую ответственность. Законодатель обычно предусматривает в законе специальную главу или статью, посвященную вопросам ответственности за нарушение положений данного закона. Однако все сводится, как правило, к повторению правила о том, что виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Причина неурегулированности механизма юридической ответственности отчасти кроется в несоразмерности соотношения между дозволениями и запретами, стимулами и правоограничениями. С.С. Алексеев писал: «сейчас, на пороге нового тысячелетия, насилие открыто противостоит праву, которое по логике Истории призвано занять центральное место в жизни людей. Причем — противостоит не просто как своему исконному врагу, антагонисту-противоборцу, но и как врагу смертельному – той решающей, а по ряду отношений единственной силе, которая по самой своей природе способна преодолеть насилие»2. Однако ни в одной стране мира право не обходилось без поддержки со стороны государственного насилия, характер которого может укладываться в рамки цивилизованного общественного устройства. Сама категория юридической ответственности есть достижение правовой цивилизации. Ответственность в ее негативном и позитивном аспектах является гарантией устойчивого развития всякого человеческого сообщества. В условиях перехода роль социальной (и, в частности, юридической) ответственности может только возрастать. Это связано с общим кризисом переходных общественных отношений, усилением социальных противоречий. С помощью института юридической ответственности государство указывает направление правового развития, вытесняя устаревшие общественные отношения, определяя виды неправомерного поведения.

И, наконец, интересам ответственного, устойчивого общества должен соответствовать оптимальный правовой режим. Правовой режим понимается как специфика юридического воздействия на общественные отношения с помощью определенного сочетания различных юридических средств и способов. Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, содействуют созданию желаемого социального состояния. Правовой режим реализуется через механизм действия права. Постоянно воспроизводимый правовой режим как особый порядок правового регулирования может характеризовать общее государственное и правовое состояние и их постепенную эволюцию. В литературе традиционно считается, что правовой режим складывается лишь в определенной сфере правового регулирования обособленной группы общественных отношений. Однако правовой режим вполне может характеризовать функциональную сторону правовой системы в целом. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими задачами правовой системы. Общий правовой режим способен возвести в доминанту ту сторону сущности права, которая характеризует его как общесоциальный регулятор.

Как известно, юридические формы преобразующей деятельности людей в переходном обществе заложены в системе прав и обязанностей. Ввиду кризисных условий жизнедеятельности переходного общества представляется уместным предусмотреть особый правовой статус населения в переходный период. Корректность применения правовой конструкции «правовой статус населения в переходный период» обусловлена рядом соображений. Во-первых, особые условия общественной жизни должны вызывать дополнительные меры правовой защиты населения. А, во-вторых, условия переходного периода ставят проблему минимума прав, связанных с жизнеобеспечением членов общества. Оба соображения требуют формирования специального каталога прав, обеспечивающих интересы населения в переходный период. Речь идет о предоставлении дополнительных прав членам переходного общества, не принадлежащих им в стабильный период: права на экономические и иные государственные дотации, материальную, медицинскую и иную помощь. По существу имеется в виду существенное расширение социальных и экономических прав. Такое предложение опирается на тот очевидный факт, что все население государства, переживающего переход к новому общественно-политическому строю, подвергается в той или иной степени опасностям, переносит возникающие тяготы социальных преобразований. В правовой статус населения переходного государства нужно ввести право на притязание по отношению к государству и раскрыть это право путем перечисления тех действий, которые государство обязано совершить. Правовой статус обладает качествами устойчивости, относительного постоянства, внутренней согласованности и системообразующей значимости. Устойчивость такого статуса означает его формализацию в виде совокупности правовых норм. В рамках обретенной нормативно-правовой формы обеспечивается относительное постоянство содержания регулируемых соответствующими нормами отношений. Внутренняя согласованность как качественный признак правового статуса проявляется во внутренней взаимосвязи и взаимозависимости отдельных элементов такого статуса. А системообразующая значимость правового статуса обращает его вовне, предопределяя связи с правовым режимом данной правовой системы. Правовой статус выступает одним из основных свойств субъектов права, поскольку от его полноты и ясности зависит четкость и устойчивость правовых связей. Он оформляет в единое правовое качество самые разнообразные свойства элементов структуры правопорядка. Правовой статус как атрибутивное свойство участников правоотношений затрагивает все грани правопорядка. В правовой статус включаются цели, задачи и предмет правовой деятельности субъекта; определение его места и положения в отношениях с другими; объем, характер и содержание прав, свобод и обязанностей, а также средства их гарантирования.

Необходимость нормативного закрепления правового статуса населения в переходный период диктуется общесоциальной потребностью в том, чтобы издержки переходного периода не переносились на население. Переходное государство не только не должно отказываться в это время от выполнения социальных функций, но обязано даже наращивать их. С этой целью уже на первоначальном этапе перехода нужно закрепить основы рассматриваемого правового статуса в основополагающих законодательных актах. В связи с этим можно предложить принятие Закона «О правовом статусе граждан Российской Федерации в переходный период». В данном законе необходимо дать определение понятию «переходный период», определить права, обязанности граждан применительно к условиям перехода, при необходимости выделить и иные, специальные статусы отдельных групп населения, основания и факторы, определяющие особый статус данной группы людей, закрепить гарантии прав и ответственность за неисполнение обязанностей, организационно-ресурсную основу реализации статуса. Все указанные элементы следовало бы развернуть в законодательном акте таким образом, чтобы они включали в себя нормы прямого действия, т.е. чтобы ведущий закон о правовом статусе населения в переходный период мог действовать без опосредования другими актами и был лишен декларативных и фиктивных положений.

Издание подобного закона неизбежно повлечет изменение порядка деятельности государственных органов путем расширения круга обязанностей и пределов их компетенции, возложения на должностных лиц дополнительных обязанностей и усиление ответственности за их неисполнение. А.П. Коротков и Ю.Ю. Соковых среди правовых средств управления кризисными ситуациями называют установление особого порядка распределения материальных ресурсов и продовольствия, возложение обязанности по выпуску необходимой продукции на предприятия независимо от форм собственности1. Эти и им подобные законодательные меры призваны значительно снизить уровень социальной напряженности в переходном обществе за счет поддержания достойного уровня и качества жизни людей.

Итак, регулирующая роль права в переходный период заметно ослабевает. Однако эта тенденция смягчается расширением механизма действия переходного права. Указанный фактор оказывает глубокое влияние на состояние общественных отношений, и без его учета невозможно в полной мере объяснить специфику переходной правовой системы.

Переходное состояние общества не исключает, а с необходимостью предполагает правовое воздействие на социальные отношения. Функции переходного государства облекаются в правовую форму, а сфера неправовой деятельности государства при эволюционной форме перехода остается незначительной.

Долговременная ориентация переходной правовой системы получает отражение и фиксацию в устойчивости ее структуры, а также в общих принципах организации и функционирования данной системы, а ее восприимчивость к динамике общественной среды – в гибкости правового регулирования, разнообразии методов правового решения возникающих проблем и своевременном обновлении нормативно-правового материала.

Правовое воздействие на переходные общественные отношения должно быть не столько инновационным, сколько системообразующим. Инновационное воздействие предполагает создание нового как такового: выдвижение новых правовых идей, принятие новых нормативно-правовых актов. В этом заключается элементная новизна. А системообразующее правовое воздействие есть установление новых правовых связей и отношений между субъектами и объектами, благодаря чему они обретают новое качество, выступают в новой роли. Это – системная новизна. Главная задача механизма действия права в переходный период – установление системной новизны в сфере общественных отношений, в среде, не поддающейся полному охвату и исчерпывающему расчету. Способность правовой системы к системообразующему творчеству есть способность правовым образом упорядочивать относительно себя окружающую общественную среду. Таким образом, наряду с привычным и ставшим традиционным пониманием правотворчества и правового воздействия как создания чего-то нового должно быть понимание их как создания новой системы отношений между уже известными и ранее не существовавшими элементами.

Управление переходными процессами предполагает также управляющее воздействие и на саму правовую систему. Это, в свою очередь, требует охвата правовым воздействием всех основных факторов, которые определяют состояние данной системы, обеспечение целенаправленного воздействия на каждый элемент правовой системы, согласованного, взаимосвязанного функционирования элементов правовой системы. До тех пор, пока все части правовой системы не будут согласованы, общие правовые результаты окажутся неполноценными, даже если отдельные элементы достаточно эффективны. И напротив, выполнение условий системного правового воздействия на общественную среду ведет к появлению эффекта совместного действия, который несравнимо больше, нежели простая сумма эффектов действия отдельных элементов правовой системы.

 


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 2

Наука – далеко не законченная книга, или книга, близкая к завершению. Проблема переходного правового развития обращает на это внимание. Содержание науки теории государства и права было бы значительно обедненным, если бы в нем не рассматривались некоторые наиболее важные теоретические вопросы возникновения, развития и функционирования права переходного периода. Это направление развития современной общетеоретической науки, восполняющее значительные пробелы в научном познании правовой сферы и имеющее непосредственный выход на практику, можно признать одним из ключевых. Данное направление логично дополняет предмет науки теории государства и права и позволяет безотлагательно проверить применимость соответствующих теоретических конструкций к переходным обществам. Научно обоснованные рекомендации позволят снизить интенсивность социального напряжения в переходном обществе, выявить не использованные еще внутренние резервы совершенствования юридической действительности.

1. Об эволюционной форме преобразования права в переходный период. В связи с изучением правовых систем переходного периода открываются новые горизонты развития юридической науки. Дальнейшее совершенствование правовой системы, преодоление наиболее острых противоречий переходного времени, создание справедливого правопорядка лежат на путях эволюционного правового развития.

Концепция эволюционного преобразования правовых систем имеет свои собственные законы, частные теории, идеи, принципы, прогнозы. Сформулированные теоретические обобщения послужат основой для развития системного подхода к правовой действительности переходного периода и в итоге для создания новой научной картины правовой сферы общества. Независимо от того, как эту общетеоретическую теорию называть, ее проблематика постепенно складывается в некоторый круг идей, имеющий громадное практическое значение, которое трудно переоценить, тем более, что оно будет постоянно возрастать по мере усложнения правового развития. Теория эволюционного преобразования правовых систем универсальна в том смысле, что тяготеет к охвату всех теоретико-правовых вопросов развития права в переходный период. По этой причине она имеет большое методологическое значение.

Принцип эволюционности, постепенности и последовательности изменений и построения правовой системы наиболее оправдан. Эволюционная форма перехода правовой системы из одного качественного состояния в другое является оптимальной для естественно-исторического преобразования правовой действительности. Она предполагает поэтапную, ненасильственную смену качества правовой системы, осуществляемую на основе принципа многообразия и с учетом особенностей и традиций национального развития. Эволюционный путь изменения правовой системы позволяет поддерживать непрерывное и устойчивое правовое воздействие на общественную жизнь даже в переходный период.

2. О правовой системе стабильного периода. Правовая система общества предполагает не только процесс воздействия юридических средств на общественные отношения, но и результат такого воздействия. В объем понятия правовой системы можно включать и негативные юридические явления, но лишь те, которые представляют собой неотъемлемый атрибут (свойство) функциональных единиц правовой системы (в частности, пробельность и противоречивость позитивного права, правовой нигилизм, нереализуемость нормативно-правовых положений).

В качестве самостоятельных компонентов правовой системы выступают следующие: а) позитивное право, б) правообразование, в) реализация права, г) правосознание. Правовая система есть целостная совокупность правовых явлений и процессов (позитивное право, правообразование, реализация права, правосознание), складывающаяся в результате их взаимосвязи и взаимодействия и обеспечивающая юридическое воздействие на общественную жизнь.

Любые связи системы, и внутренние, и внешние, являются в конечном итоге системообразующими, поскольку влекут ее целостность и самостоятельность по отношению к внешней среде. К внутренним связям правовой системы можно отнести связи субординации, координации, управления, информационно-коммуникативные, корреляционные, а также связи состояний правовой системы (в частности: связь состояний правовой системы в последовательные моменты времени, связь между состояниями правовой системы и отдельного ее компонента либо группы компонентов). Под внешними системообразующими связями правовой системы понимаются такие ее отношения с внешней средой, при которых факторы среды способствуют возникновению и развитию правовой системы. Важно обратить внимание на то, что внутренние связи правовой системы подвержены меньшим изменениям, чем внешние. Это можно объяснить большей консервативностью права по сравнению с явлениями окружающей его действительности. Помимо системообразующих связей можно выделить и существенные факторы системообразования в правовой сфере – время, пространство, цели, задачи, функции, результат функционирования правовой системы, принципы права и нормы права.

Правовая система обладает рядом характеристик, отличающих ее от несистемных образований в правовой сфере и иных систем – компонентностью, автономностью, целостностью, организованностью, единством и полнотой. Правовая система остается таковой даже в моменты некоторой дезорганизации, пока она способна преследовать свою цель и в ней сохраняются системообразующие факторы. Важным критерием наличности правовой системы выступает определенное качественное состояние общества, сложившееся под воздействием данной системы.

В переходный период правовая система не теряет своей целостности и не прекращает своего функционирования. В широкой области изменений правовой действительности можно заметить постоянство основного компонентного состава правовой системы. Это постоянство представляет собой внутренне присущую правовому комплексу необходимость.

В переходный период происходит перенастройка, переориентация правовой системы, а не ее гибель. Разрушение правовой системы означало бы полный разрыв связей между ее компонентами и ликвидацию самих компонентов. В переходный период правовая система не утрачивает свою целостность и регулятивные возможности, а лишь меняет свою целевую ориентацию и в соответствии с ней обновляет свою структуру и ряд атрибутов. Данная целостность позволяет правовой системе в условиях перехода реализовывать заложенные в ней регулятивные возможности и социально необходимые тенденции развития. Поэтому нужно преодолеть миф о том, будто, только сохраняя свою качественную определенность, правовая система сохраняет свою целостность.

Стабильной правовой системе необходимы юридические условия, обеспечивающие ее единство и взаимосогласованность. К таким условиям можно отнести: полноту структуры правовой системы, отвечающей принципам определенного конституционного строя; общие цели развития правовой системы; единообразные стандарты и принципы правового воздействия; согласованные процедуры принятия правовых актов; действенный механизм реализации права; преобладание процесса интеграции правового регулирования над процессом дифференциации; эффективность и легитимность правовой системы.

Для обеспечения эффективного воздействия на общественную жизнь степень разнообразия правовой системы должна быть не меньше степени разнообразия объекта ее воздействия. В этом состоит своеобразный закон действия правовой системы. В соответствии с этим законом параметры правовой системы не могут выбираться произвольно, они зависят от свойств управляемой ею общественной жизни. Разнообразие правовой системы тогда способно представлять угрозу ее стабильности, когда предполагает сосуществование антагонистически несовместимых, типологически неоднородных правовых феноменов, относящихся к качественно противоположным правовым системам.

Состояние общественных отношений в конечном итоге выступает в качестве наиболее общего социального критерия стабильности правовой системы. Зрелые, сбалансированные, относительно однородные по своему типологическому содержанию общественные отношения базируются в стабильный период на однородных социальных интересах и гражданском согласии по поводу определенной модели государственно-правового развития.

Стабильность правовой системы предполагает сохранение данной качественной определенности, целостности структуры, способность воспроизводить отношения одного и того же типа в течение длительного периода времени. Под стабильной правовой системой может пониматься согласованная правовая система, отвечающая требованиям определенного конституционного строя и принципам легитимности, обеспечивающая правопорядок на основе воспроизводства предсказуемых отношений однородного типологического характера.

Даже в условиях переходного развития наблюдается устойчивость правовой системы общества, а стабильное состояние обретается ею после завершения переходного периода. Категория устойчивости выступает неотъемлемой характеристикой любой правовой системы, пока она сохраняет свои системные качества. Стабильность же правовой системы является высшей формой ее устойчивости, при которой она способна сохранять свою качественную определенность и воспроизводить социальные отношения однородного типа.

3. О причинах переходности правовой системы. Существенное изменение структуры непременно влечет за собой изменение качества правовой системы, переход ее в другое качественное состояние. Не в последнюю очередь это происходит оттого, что один типичный способ связи между элементами в структуре системы сменяется другим. При исключении компонента из состава правовой системы либо после коренного его изменения возникает качественно новая система.

По мере ослабления системообразующих связей правовая система утрачивает качество целостности, что позволяет рассматривать отдельные ее части как неэффективные и независимые от целого. В этом случае все компоненты и связи перестают отвечать необходимым, предопределяемым самой системой требованиям. Постоянство присущих правовой системе параметров уже не может обеспечивать нормальный режим ее функционирования, потому что цель системы, заданное ей состояние уже не отвечают потребностям общественного развития. Тогда возникает необходимость перехода системы в иное качество.

Правовая система, завершившая определенную форму движения в регламентации однотипных общественных отношений, может дальше развиваться лишь количественно, умножая тождественные компоненты до определенного предела, ибо любой вид движения ограничен и качеством (способом и сложностью связи), и количеством (количеством компонентов, находящихся в данной форме связи). Если же совершенствование данного типа общественных отношений посредством правового воздействия становится исторически бесперспективным и наталкивается на сплошное сопротивление извне, правовая система перестает поддерживать самосохранение за счет внешнего окружения и внутренних естественных факторов и переходит в иное качественное состояние. Поэтому именно динамизмом, а не неподвижностью обеспечивается стабильность правовой системы. До определенных пороговых пределов динамика правовой системы способствует ее поступательному развитию.

Стабильность правовой системы означает постоянство всех ее системообразующих факторов – целей, основных принципов функционирования, нормативности, пространственно-временной идентичности, внутренних и внешних системных связей. Отклонение правовой системы от перечисленных параметров можно объяснять утратой стабильности. В этом состоит порог динамического развития стабильной правовой системы, за которым система утрачивает свою качественную определенность, коренное содержание, типологическую природу, ориентацию (общую направленность).

Начальным звеном коренной трансформации правовой системы, олицетворяющим ее переходное состояние, является изменение ценностной ориентации самой правовой системы в соответствии с новыми идеалами общества и стратегией перехода.

4. О механизме переходности правовой системы. В результате переходных процессов в правовой сфере происходит не просто преобразование, а именно становление и развитие нового качества правовой системы (не становление правовой системы заново, а возникновение ее новой типологической сущности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.