Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебнометодическое обеспечение дисциплины




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Понятие образования. Основные структурные элементы системы образования. Роль и задачи образования в современном обществе, условия развития российского образования. Формирование общей культуры учащихся, создание предпосылок их успешной социализации в современном обществе.

Система образования в Российской Федерации. Конституционные основы ее функционирования.

Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Роль государства в становлении и развитии образования. Принципы государственной образовательной политики. Конституционное право граждан на образование. Правовая регламентация приема в образовательное учреждение. Государственные гарантии приоритетности образования. Право на образование: проблемы его реализации. Система государственных органов, обеспечивающих исполнение обязательств государства в сфере образования. Государственные и муниципальные органы управления образованием, уровень их компетенции. Государственно-общественные объединения и общественные организации в системе образования.

 

Раздел 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Гражданский кодекс и Трудовой кодекс, и их роль в регулировании образования.Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования. Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации. Анализ противоречий и пробелов в действующем образовательном законодательстве. Правовое закрепление общего статуса образования и его составляющих, их соотношение между собой. Перспективы развития законодательства в области образования.

Становление образовательного права. Предмет, источники и структура образовательного права. Международные правовые акты как источники образовательного права.

Правовые основы создания информационно-аналитического обеспечения системы образования. Формирование информационных источников. Распространение информации и её использование органами управления образованием различного уровня.

Создание образовательного Кодекса Российской Федерации.

 

Раздел 3. ПРАВА РЕБЕНКА И ФОРМЫ ИХ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В ЗАКОНОДАТЕЛСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Права ребенка и формы их правовой защиты. Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями.

 

Раздел 4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности. Учредительные документы, регистрация образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений. Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений.

Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образования. Собственность образовательного учреждения.

 

Раздел 5. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Управление системой образования на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на муниципальном уровне. Управление образовательным процессом на уровне образовательного учреждения.

Компетенция Российской Федерации в области образования. Реализация прав и обязанностей органов управления образованием на различных уровнях правого регулирования образовательной деятельности. Компетенция субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области образования. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти, органов управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования. Управление образовательными учреждениями (государственными и муниципальными, негосударственными). Повышение культуры управленческой деятельности. Децентрализация управления как форма демократизации системы образования. Формирование горизонтальных связей в управлении системой образования.

Раздел 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Задачи и структура системы государственного и государственно-общественного контроля в сфере образования. Понятие качества образования и его правовые основы. Уровни образовательных программ и формы получения образования. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация в сфере общего и профессионального образования. Система контроля качества образования на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация учащихся; экзамены). Критерии оценки содержания и качества подготовки по образовательным программам различной длительности и направленности.

Понятия государственного образовательного стандарта и образовательной программы. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Структура государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ высшего профессионального образования, содержание федерального компонента государственных образовательных стандартов для различных направлений и специальностей. Сопряжение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Академические свободы вуза при реализации основных образовательных программ. Условия реализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Участие профессиональных, государственно-общественных объединений в формировании структуры и содержания образовательных программ и создании научно- методического обеспечения системы образования. Взаимоотношения администрации образовательных учреждений и общественных организаций.

 

Раздел 7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативно–правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье. Правовое регулирование отношений, связанных с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования. Особенности реализации общеобразовательных программ дополнительного образования.

Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

 

Раздел 8. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Структура и нормативно-правовая поддержка послевузовского профессионального образования: аспирантура, ординатура, адъюнктура. Аспирантура как образовательная программа послевузовского профессионального образования. Государственные образовательные стандарты послевузовского профессионального образования. Особенности организации учебного процесса в аспирантуре. Роль государственных образовательных стандартов в обеспечении качества образования и единства образовательного пространства Российской Федерации. Сочетание фундаментальной и профессиональной составляющих образовательных программ. Институт соискателей. Номенклатура специальностей научных работников. Паспорта специальностей. Примерные программы дисциплин кандидатского минимума. Докторантура.

Структура дополнительного профессионального образования. Особенности реализации профессиональных образовательных программ дополнительного образования. Методические основы дополнительного профессионального образования. Сопряжение основных и дополнительных профессиональных образовательных программ. Правовое и нормативное обеспечение дополнительного профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование педагогической направленности. Нормативно-правовое обеспечение совершенствования профессиональных качеств педагога.

Предоставление академических свобод педагогическим работникам образовательных учреждений. Повышение научной и педагогической квалификации работников образовательных учреждений, участие в научных и научно-методических исследованиях. Система дополнительных квалификаций педагогической направленности.

 

Раздел 9. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Обновление содержания образования. Структурные изменения образовательных систем. Система финансирования как экономический рычаг управления образованием. Привлечение к управлению образованием общественных организаций. Формирование европейского образовательного пространства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства: Документы ООН (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.). Документы ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования).

 

Раздел 10. СООТНЕСЕНИЕ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативно–правовые акты систем образования стран СНГ. Проблемы соотнесения образовательных систем стран СНГ и Российской образовательной системы.

Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему. Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс.

 

Раздел 11. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные задачи и программа модернизации педагогического образования на г.г. Обновление нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования. Создание механизмов эффективно и динамично функционирующей системы педагогического образования. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов. Модернизация педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе. Обновление структуры и содержания общего образования, использование эффективных методов воспитания и обучения.

 

Содержание дисциплины «Право в образовании» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

 

Таблица 2. Тематическое планирование

№п/п СОДЕРЖАНИЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ВСЕГО ЛЕКЦИИ СЕМИНАРЫ САМ. РАБ.
  Образование в современном обществе          
  Законодательство, регулирующее отношения в области образования          
  Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации          
  Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений          
  Управление системой образования          
  Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений          
  Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования          
  Нормативно-правовое обеспечение послевузовского и дополнительного профессионального образования          
  Основные правовые акты международного образовательного законодательства          
  Соотнесения российского и зарубежного законодательства в области образования          
  Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования        
  ВСЕГО        
  В том числе в интеактивной форме        

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

  Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы
  Образование в современном обществе   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы  
  Законодательство, регулирующее отношения в области образования   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  
  Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  
  Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  
  Управление системой образования   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  
  Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  
  Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  
  Нормативно-правовое обеспечение послевузовского и дополнительного профессионального образования   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  
  Основные правовые акты международного образовательного законодательства   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  
  Соотнесения российского и зарубежного законодательства в области образования   Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  
  Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования Работа с источниками Осн.1–5, Федеральные законы Работа на семинарах, написание реферата  

Основная литература:

1. Федорова, М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебное пособие для высш. проф. образования / М. Ю. Федорова. - 3-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2011. - 176 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование) (Бакалавриат).

Электронные ресурсы:

1. Гайдукова, Ольга Михайловна. Теория и методика обучения праву [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О. М. Гайдукова; Алтайская гос. пед. акад.. - Барнаул: [б. и.], 2012. - 144 с. - Библиогр. в сносках и с. 130-136. – Электронная библиотека НГПУ: Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/644881/.

2. Катионова, Анна Олеговна. Право в образовании [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А. О. Катионова, А. А. Кузнецова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 52 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 49-51. – Электронная библиотека НГПУ -Режим доступа: http://lib.nspu.ru/views/library/10549/

3. Вавилова, А. А. Правовое положение государственных и муниципальных учреждений [Электронный ресурс]: в 2 ч.: учебное мультимедийное издание / А. А. Вавилова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2012. – Электронная библиотека НГПУ -Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/3f5a027ba2c98130/; http://lib.nspu.ru/umk/3a926eed48d75c7b/

Дополнительная литература:

1. Алексеенко В.А, Булаков О.Н, Зыкова И.В. Правоведение.[Электронный ресурс]. М.: Кнорус,2008.

2. Правоведение./ О.Е. Кутафина. М.: Юрист,2007.

3. Федорова М.Ю. Образовательное право. М.: Владос,2004.

4. Барабанова С. Законодательство и образование. (Быть ли в России Кодексу об образовании?)// Высшее образование в России.-2008.-«2.- С.79-82.

5. Евтушенко И.В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности специальных(коррекционных) учреждений. //Коррекционная педагогика.-2008-№4-С.13-19.

6. Ермошин На пути в европейское правовое пространство// Высшее образование в России.-2004-№9-С.149-153.

7. Землянская Е.Н. Место и роль курса «Нормативно-правовое обеспечение образования» в системе подготовки учителя// Стандарты и мониторинг в образовании-2007-№2-С.15-18

8. Ивашевский С. Высшее образование: идеалы культуры и правовые нормы.// Коррекционная педагогика.--№6-С.169-171.

9. Кананыкина Е.С. Нормативно-правовые акты как источники образовательного права в Романо-германской системе права// Стандарты и мониторинг в образовании.-2004-№5-С.36-40.

10. Кананыкина Е.С. Политические тенденции в образовании: национальный и межнациональный подходы// Стандарты и мониторинг в образовании.-2005.-№2-С.33-37.; №3-С.43-47.

11. Кананыкина Е.С. Генезис системы высшего образования в юридических актах РФ// Стандарты и мониторинг в образовании.-2004-

12..-№5.- С.36-40.

13. Маклакова Е.В. Реализация принципов Болонского процесса в законодательствах Италии и Венгрии.// Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№3.- С.12-15.

14. Маклакова Е.В. О некоторых аспектах применения нормативных актов Болонского процесса в Испании.// Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.—№ 4.-С.22-24.

15. Репринцев Д. Правоотношения в сфере педагогического труда//Высшее образование в России.-2004-№9-С.154-158.

16. Российская Федерация. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. О нарушениях прав граждан на образование, допускаемых при оформлении аттестатов об основном и среднем (полном) общем образовании: письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. От 8 августа 2006г.№ 01-7220/07-01.// Вестник образования России.-2006-№19.-С.57-59.

17. Российская Федерация. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. О праве детей на образование в Российской Федерации: письмо руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. От 24 июля 2006г. №01-678/07-01.// Вестник образования России.-2006-№17.-С.52.

18. Черненко А.К. Интеграция образования, науки и права (круглый столв рамках международного симпозиума «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога»)// Гуманитарные науки в Сибири.-2007.-№1.- С.111.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.