Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководитель — это формальный лидер. В любой группе, как правило, есть и неформальные лидеры (эти статусы могут и совпадать), которые становятся лидерами по признанию окружающих




Власть награждать. Люди легко повинуются тому, кто имеет право и возможность награждать и миловать. Все хотят больше получать, продвигаться по службе, пользоваться признанием. Человек, способный влиять на такие ценности, пользуется у людей высоким авторитетом. Его власть может подниматься до значительных высот.

Власть авторитета. Руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет властное влияние на них без демонстрации своих властных полномочий. Подчиненные без протеста, порой даже с охотой, повинуются авторитетному руководителю.

Власть должностного положения. Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчиненные, взаимодействуя со своим лидером в процессе делового общения, прежде всего сталкиваются с должностной позицией лидера - бригадиром, мастером, начальником цеха, директором и т. д. Процесс общения сначала завязывается по вертикали начальник - подчиненный и лишь потом, если начальник проявит свои лидерские функции, приобретает горизонтальную выраженность.

Власть влияния. Бзаимодействие лидера с влиятельными лицами дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влиятельного лица, стоящего над ним. От этого сила власти приобретает совокупный характер.

Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельности вопреки их желанию. Данный вид побуждения основанна страхе перед наказанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.

Образ руководителя как составляющая единого стиля организации

Имидж организационной структуры. На практике функционирование любых организационных структур в развитых странах обязательно сопровождается формированием имиджа структуры. Имидж организационной структуры должен быть таким, чтобы внушать клиентам, деловым партнерам, электорату представление о надежности, солидности, готовности к разумным переменам, диктуемым изменениями внешних условий. На имидж организации влияют как способность к анализу и учету внешних условий, так и внутриорганизационный климат и стиль.

Личный имидж — это средовое явление, то есть оценка какого-либо человека какой-либо группой или слоем (стратой) людей. Позитивный имидж в этом случае соответствует понятиям о вкусе, эрудиции, профессионализме, воспитанности определенной человеческой среды. Не обязательно подчиняться этим понятиям, но обязательно их учитывать. Чрезвычайно важно, чтобы это понимал руководитель любого уровня.

Шестой — учет психологических характеристик тех, на кого направлен создаваемый образ (имидж).

Пятый — самокритичная оценка собственных возможностей человека или структуры, чей имидж создается.

Третий - учет конкретной ситуации, в которой формируется имидж.

Второй — соответствие нравственным нормам и морали, принятым в обществе.

Первый — законопослушание и уважение правовых норм.

Четвертый — четко осознанная цель, ради которой создается определенный имидж.

Учет этих основных критериев (и в конкретных ситуациях — ряда других) позволяет осознанно конструировать имидж, соответствующий поставленный цели. Следует различать личный имидж и имидж организационной структуры (фирмы, партии, сообщества).

В заключение этого раздела хотелось бы сказать, что конструирование позитивного имиджа — процесс весьма дорогостоящий, но это как раз тот случай, когда цель оправдывает средства.

Когда мы говорим о любом руководителе, то всегда имеем в виду человека, который получил полномочия руководить группой людей от вышестоящих инстанций. Руководить, то есть осуществлять властные функции, он может через определенные каналы власти. Этих каналов по крайней мере семь: влияние, компетенция, информация, должностное положение, авторитет, поощрение, принуждение. Использование того или иного канала власти зависит от конкретной ситуации.

3. Власть компетенции. Лидер, если он профессионально подготовлен, наделяется правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производственным проблемам. Подчиненные воспринимают его как властный феномен.

4. Власть информации. Исполнители постоянно испытывают потребность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к конкретным людям. Налицо проявление власти: какова информация, таково и поведение людей.

В зависимости от того, какие каналы власти в наибольшей мере использует руководитель, выделяются три классических стиля руководства (авторитарный, демократический, либеральный — иногда называемый анархичным, вольным, «стилем невмешательства»). Эту классификацию ввел известный немецкий социальный психолог Курт Левин.

Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций. Но главное отличие — предпочитаемые методы управления. Авторитарному стилю присущи так называемые командные методы, демокра­тическому стилю больше соответствуют договорные и социально-экономические методы, либеральный (анархический) стиль характеризуется бессистемностью выбора методов управления. (О стилях руководства см. также § 3.4. главы 3). В приведенной ниже таблице группой Левина были представлены характерные черты классических стилей руководства

Естественно, возникает вопрос, какой из стилей руководства более эффективен? Как ни странно, многочисленные исследования не выявили однозначной связи между стилем руководства и эффективностью работы. Именно в силу этого на практике преобладает ситуационный подход: не существует управленческих решений, пригодных в любых обстоятельствах — все зависит от конкретной ситуации и множества факторов. Именно конкретная ситуация требует определенных стилей руководства. И здесь уместно привести десять ограничений, чаще всего препятствующих эффективной работе коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.