Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русское православие




988 - крещение Руси (дата условная). Летописи не дают точно этой даты. Выводим по сопоставлению источников и событий.

Святой князь Владимир. За это равноапостолькое деяние его причисляли к святым. Каждый апостол (и из 12, и из 70) должен был нести благую весть о воскрешении Христа, нести Евангелие. Равноапостольные: Ольга (принесла христианство на Русь, но тезис спорный; она показывала путь спасения личным примером).

Владимир массово крестил киевлян в водах Днепра, но летописи об этом не пишут. Вероятнее, он крестил дружину свою. Сам Владимир принял христианство, когда поехал за византийской принцессой, чтобы жениться, ее довеезли из Константинополя до Корсуни (Севастополь = Херсонес), у него было уже 50 жен, греки уже ослабевали, нужно было их примирить с русскими; а невесту не дали, забрал силой и получил инфекцию (ослеп), считается, что его бог наказал; потом состоялся акт крещения, омывается, зрение возвращается, невесту ему возвращают; поэтому от Корсуни идет общая купель (это некая легенда - апокриф). Греки шлют в Киев священника (митрополита), и таким образом распространится влияние греческой церкви на Русь.

По возвращении в Киев Владимир все больше становился христианином.

Греческий священник получает землю, строится десятинная церковь. По дате ее строения выводится дата крещения Руси.

1051 - первый русский митрополит Илларион ставится в Киеве. Но не надолго, потом восстановится греческая монополия.

1237 - нашествие монгло-татар, падение Киева (его сожгли). Начинается новый этап существования государства. Государства как такового нет, получали у монголов баскак (сам собираешь дань и везешь ее в орду) и ярлык на княжение. Практически утрачивается связь с Византией. Появляется второй митрополит - 1281 осветитель Кирилл (из Галицкой Руси).

1326 - еще один митрополит Петр святитель московский (с этого периода начинается период московского царства). 100 лет перед этим Киевская Русь была разгромлена монгло-татарами, нашествие немцев-крестоносцев и др., Ватикан переписывался с Ордой. Это говорит о координации действий.

Русь искала, во что выльется ее квазигосударственность. Княжеская власть передвигается на Север, где монголы не очень сильны. Ставка киевского князя сложились во Владимире на Клязьме (был еще Владимир на Волыни). Но и там появилась Орда. Это оскорбляло. Митрополиту Петру принадлежит гениальная идея перемещения в маленькую крепостишку Москва, он едет туда с челядью, Петр застревает там на зиму, князь поехал туда и остался там (понравилось, что их не нашли там). Петр носил титул "митрополит киевский, владимирский и всей земли русской, да и московский". Петр от греч. "камень". Новая русская государственность будет формироваться вокруг Москвы.

1406 - митрополит Киприан (болгарин) принимает решение о Москве как первопрестольной столице. Ему это принадлежит по факту, но первым это сделал Петр.

Перед этим был святитель московский Алексий. Его колоссальная роль в формировании государственности - воспитатель московского князя Димитрия Московского (Донского). Понуждал его к Донской битве именно Алексий. "Сам бы не пошел ни фига." С этого начинается ослабивание Москвы (1380 год). Потом несколько раз жгли Москву, и дань все-таки приходилось платить.

1453 - падение Византии. Для Руси имело важное значение событие, которое имело место ранее, - к 1448 все уже случилось. Византия приняла Флорентийскую Унию (то есть присоединилась к Риму). Москва с этим не согласилась, она спасла себя, стала главным патриархом православного мира.

С 1448 первый независимыми автокифальный митрополит московский - Иона.

1461 - официальное решение, князь подписал. Де факто становятся незавсимой.

о том, то церковь независима

1547 - венчание московским всероссийским митрополитом Макарием Ивана 4 на царство. Это акт огромного влияния - царский венец и варна. Он - последний православный царь. Концепция особого русского пути - Москва - третий Рим. Русь стала защитницей православия. Выбор вектора пути развития всегда связан с православием, и именно поэтому вектор развития особый. В этом доктрина Филафея о третем Риме, что жертвенная миссия России - защищать православие до скончания мира.

"Суверенная демократия Путина"

Но Иван 4 не настроил свою доктрину. До этого - великое княжество московское, потом возникает "сильнейщий колосс".

Молодой и шустрый стряпчий, выкрещенный из татар - Годунов ставит на Руси русского патриарха. Так империя завершается.

Иван 4 знал 4 языка: русский, латинский, греческий, фряжский (итальянский).

Ставка патриарха происходит в загадочных обстоятельствах: Иван 4 пустил патриарха Византийского (приказал давать им фураж и сбор). Но греческий патриарх не хотел давать согласие на избрание патриарха. Но хитрый Годунов стал обхаживать патриарха и предлагать ему возглавить русский престол во Владимире, но он хотел быть в Москве. Направили за Антиахийским патриархом - Иакимом (в Домаск), он был более сговорчивым. Он разыграл карту соперничества и ревности. Годунов потихоньку готовил русского митрополита, и уговорил их "не доставайся же ты никому" на слабого Иона - 1589. Нарекли его патриархом московским. Это - первый русский патриарх.

1612 - смута

Новый патриарх Ермаген

1721 - упразднение Петром института патриаршества.

В 1917 году институт восстановили (поместный собор избрал партериарха).

 

18.12.13

531Б - 24 и 25 декабря с 9.00

"Я буду иметь по одному человеку, и этого достаточно."

Дата начала синодального периода в русской церкви - это означает прекращение института патриаршества. Петр упразднил после кончины патриарха Иокима сам институт патриаршества был упразднен: патриарх не избирался. Хотя Синод был и до этого, но только в 1721 он получил полноту прав.

На этом симфония приобретает странные формы. Симфония - идеальное состояние сожительство, сосуществование двух институтов: государства и церкви (доктрина Византийская). Если сказать просто, то государство представлялось как организм (тело), которое питается живительным духом (церковью - верой). Если теряется вера, то жизнь становится бессмысленной, это ведет к скорому угасанию, разложению, умиранию.

Пока есть церковь, это ведет к спасительному бытию (не к благоденствию в западном понимании).

"Комфорт - страшная штука, у него нет предела. Бесконечная гонка за комфортом губительна и неполезна. Это способствует греху."

В реальности симфонИя никогда не существовала. Церковь и государство всегда находятся в сложном, противоречивом состоянии; оба института претендуют на нечто абсолютное. Если государство не усмирять, то оно будет стремиться подавить общества. Но и церковь должна иметь систему сдержек и противовесов (иначе хочет выстроить общество по примеру монастыря). Государство не должно обслуживать интересы церковного института, но и церковь не должна лизать ему пятки.

У нашего общества до сих пор господствует идея симфонии.

Неофит - человек, недавно пришедшей в церковь, который стремится скорее познать истину. Вера - огромный труд. Вера - это дар Божий. Вера - большой труд.

"Вера жи есть осуществление ожидаемого и уверование в невидимое," - Евангелие.

Последние послание президента: идея сопоставима с уваровской триадой великорусского пути.

Симфония приобретает законченные формы при Иване Грозном (как восприемник царства Византийского - жертвенная роль). Византийцев воспринимали как иудеев - превосходство над остальными, поскольку у них истинная вера в отличие от остальных. Есть в этом какое-то самолюбование.

Третий Рим - четвертого не дано. Мир ждет пришествия Антихриста, мы - последняя удерживающая сила. Сейчас снимаются все природные табу, освященные церковью.

Симфония России воспринимается как распятие на кресте.

После Петра церковью управляли светские лица (да еще и нерусские, один Ягужинский чего стоит).

Этот пассинадальный период продолжался до избрания патриарха в 1917 году.

18 век был очень тяжелый. Почти все представители русской династии имели мало русской крови или вообще не имели. Тем не менее все правители понимали силу и значение православия, хотя и боролись с ним. Проводилась секуляризация церковных земель.

К середине 19 века происходит перелом создания русской элиты - церковь выходит на передний план. Тогда тоже была тяготение к западничеству - модель жизни русской элиты: в России выколачивали деньги, а жили и кутили за границей.

Элита лишена здорового чувства национального правосознания.

Революция в октябре 1917 - было уничтожено много людей (более 1700 лиц только 25 октября). Нужно было искать выход в идеологии. Была потеряна смысловая ориентация. На пепелище русского сознания всегда лежит православие. Николай 1 концу жизни показал, что всю жизнь писал огромную крестьянскую реформу - составитель митрополит Московский Филарет - ныне святой. Победоносцев - выдающаяся фигура. Воспитатель 3 царей (в основном 2).

Роль русской церкви начинает восстанавливаться (большая роль у Достоевского). Созыв предсоборного совещания в начале века, то есть вопрос восстановления патриаршества был переведен в практическую плоскость. Но Николай 2 колебался, он вообще был нерешительным.

Потенциал несправедливости был велик. Империя была на пике развития.

В то время было неясно, кого изберут В русском самосознании до сих пор живет страх Великого русского раскола. Как в 17 веке разругались 2 друга: Никон и Алексей Михайлович.

Раскол в сознании до сих пор не преодолим.

Старообрядцы - один из моторов русской революции. Они спонсировали. Из-за них приняли Декрет о веротерпимости.

Царь боялся, что выберут плохого патриарха.

Вряд ли сейчас можно говорить о симфонии: церковь сильно зависит от власти, но и государство завит от церкви.

Формирование гос идеологии на базе религиозного учения - опасная, контрпродуктивная вещь.

В 1917 году выбор был произведен как только не стало самодержавия. Царь отрекся в феврале. Это было безответственно ввиду того, что армия была воюющая. Надо было довести войну до логического конца. Именно с марта начинается массовое дезертирство с фронтов: присягали царю, а царя больше нет. Слабость, нерешительность и безответственность.

Николай даже вынашивал идею о том, чтобы быть и царем, и патриархом. Победоносцев был против восстановления патриаршества, он критиковал царя открыто и за это его выгнали.

Выборы партраирха состоялись

15 августа началась работа Собором. Но собрались не столице - в Санкт-Петербурге (уже был переименован Петроград), а в Москве. Собчаку следовало быть все же переименовать город в Петроград.

В самой церкви была мощная группировка против патриарха. Нужно было время для победы русского правосознания.

27 октября - избирают патриарха.

25 октября произошла революция.

Власть к этому времен уже самоликивдировлась, да и страна разложилась.

История порывает с периодом весторнизации России. Собор был в Москве - цель - возродить национальные корни и традиции. Избрали Тихона назвали патриарх Всероссийского, потом Сталин в 1943 назвал "Патриарх всея Руси".

Кандидаты: Антоний, Арсений и Тихон. Жребий. Выбрали самого слабенького - старичок. В 1925 году он убирает. Он был арестован несколько раз.

В 1943 (ночь с 4 на 5 сентября) Сталин говорил с 3 Митрополитами. Восстановили институт патриаршества. Патриарха избрали в 4 дня. Оказывали содействия для поиска и воссоединения церковников.

 

Основные концепции религии.

Сакральные тексты мировых религий: состав и (по выбору)

Ранние формы религиозны




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.