Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парсизм




Современные последователи зороастризма — зороастрийцы-
бехдины называются в Индии парсами, в Иране — гебрами. Их
насчитывается в мире около 130 тыс., причем в Индии —80—100
тыс., в Иране— 12 — 50 тыс., в Пакистане — 5— 10 тыс., в англо-
саксонских странах — около 3 тыс., в Шри-Ланке — 0,5 тыс. человек.

Становление В основе зороастризма лежит комплекс древ-

зороастризма нейших индо-иранских представлений,

близких индо-арийским. Древние иранцы

поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в
большей степени олицетворявшим этические категории — спра-
ведливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой); они
обожествляли и сами силы природы, например воду в облике богини
Ардвисуры Анахиты. Наиболее важными и персонифицированными
этическими категориями уже в глубокой древности стали светлые бо-
жества Мазда, воплощавший мудрость, правду, и Митра — договор,
согласие, союз. Эти божества и понятия все прочнее ассоциировались
с оседлой, мирной жизнью. Издревле почитался огонь — и как огонь
очага, и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении,
и как животворящая сила солнца, и как всеочищающее пламя. Это
его качество было особо важно, так как борьбе с ритуальным осквер-
нением в этой религии, подчеркнуто противопоставлявшей понятия
«свой — чужой», «благой — вредоносный», «чистый — скверный»,
«оседлый — кочевой», «мирный — воинственный», придавалось особое
значение. В ритуале жрецы-атраваны употребляли, как и в Индии,
опьяняющий напиток хаому.

Сложившуюся в период Ахеменидов (VI — IV вв. до н. э.) религию
раннеклассового общества можно условно назвать маздеизм: в ней
прежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-тво-

 

 


рец, воплощение и носитель блага. Выступал он, однако, в окружении
других божеств, весьма недифференцированных по функциям и месту
в иерархии. Наследственные жрецы-маги (магу) старательно закреп-
ляли сословный характер вероучения и культа маздеизма.

Уже в ахеменидский период начало распространяться в Иране
учение пророка Заратуштры (в греческой передаче и в современном
употреблении — Зороастра), появившееся в Восточном Иране и приле-
гающих областях Средней Азии и определившее к I тысячелетию
н. э. характер религиозных верований всего иранского народа.

Личность Заратуштры скорее реальна, хотя нет прямых доказа-
тельств его жизни и ясных сведений о месте и времени его деятель-
ности. Можно полагать, что жил и проповедовал Заратуштра в первой
половине I тысячелетия до н. э., не позже VII в., скорее — около 700
г., в восточной части расселения иранских племен. Из гатов, сох-
ранившихся до нашего времени гимнов-обращений Заратуштры к бо-
жествам, и сложившегося вокруг них комплекса текстов
вырисовывается дуалистичная картина мира, насыщенного противос-
тоянием между благими божественными ахурами и демонами-даэвами.
Бог-творец, мудрый и справедливый Ахура-Мазда, возглавляет «семе-
рых святых», наиболее почитаемые из которых, кроме него самого,
Митра — Солнце и Анахита-Ардвисура — богиня плодородия. Демо-
нов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла —
Анхра-Манью.

Борьба Ахура-Мазды и Анхра-Манью (в греческой передаче, более
широко известной, — Ормузда и Аримана) изначальна, бескомп-
ромиссна, и каждый человек должен занять свою личную позицию
в ней, выбрать порядок-«арта» («аша»), добро, труд, правду, свет,
чистоту, воду, огонь — или ложь-«друг», тьму, зло, хаос, разрушение.
Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала сво-
бодную волю и выбор человеком места в предельно остром противо-
стоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его
судьбу и в загробном, и в этом мире. Человек должен верить в благое
божество, молиться ему, бороться с силами зла, от него требовались
добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: риту-
альная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь
производительный труд (особенно земледельческий), благотворитель-
ность, рождение и воспитание потомства.

Решающим для оформления 'зороастризма был период на рубеже
нашей эры, когда складывавшаяся религия синтезировала ритуал маз-
деизма, народные культы и идеи Заратуштры, взаимодействуя на за-
паде с митраизмом, иудаизмом, ранним христианством, на востоке —
с буддизмом махаяны. С возвышением Сасанидов (III в.) завершилось
в борьбе с манихейством и отчасти под его влиянием превращение
зороастризма в государственную религию. Везде воздвигались храмы
и алтари огня различной степени важности: от наиглавнейшего Аташ-

 

 


Бахрам (Огонь победы) до огня домашнего очага. Идеи осквернения
и очищения воплотились в сложную обрядность и были доведены до
представления о спасителе мира Саошьянте — очистителе мира от
скверны в конце его существования.

Громоздкому ритуалу соответствовал сложный комплекс священ-
ных текстов, обобщенно называемый Авеста. Письменно зафиксирован
он был не ранее III в., но частично восходит к передававшимся изустно
сюжетам II тысячелетия до н. э. Большая часть из 21 книги Авесты
не сохранилась; в IV — VI вв. она редактировалась и кодифицирова-
лась, снабжалась комментариями — Зенд. Было широко распростране-
но извлечение, состоявшее из молитв, — так называемая Малая
Авеста.

Особенности парсизма В VII в. сасанидскии Иран был завоеван ара-
бами-мусульманами, а с середины IX в. на-
чалась политика насильственной исламизации населения. В начале X
в. несколько сот зороастрийцев высадились с разрешения местного
правителя-раджи на юге Гуджарата, на западном побережье Индии,
недалеко от будущего города Бомбей. К XVII в. в крупных торговых
центрах Гуджарата (Сурат, а с середины XVII в. Бомбей) усиливается
купеческая и ремесленная парсийская прослойка. Панчаят парсов Бом-
бея богател, занимался благотворительностью и все больше становился
властным центром парсийской общины. В первой половине XX в.
подавляющее большинство парсов Индии сосредоточились в городах,
превратившись в массе своей в «средний класс».

Ритуализация духовной жизни соответствовала тенденции превра-
щения парсов в касту индийского общества. Парсы не только быстро
перешли на язык гуджарати, но и заимствовали индийскую одежду
(кроме священного шнура-кушти на талии, рубахи — судра, обяза-
тельного головного платка у женщин и элементов ритуального одеяния
жрецов). Резко усилилась тенденция к эндогамии, практически не-
возможным стал прием в общину. Приблизились к индуистским брач-
ные нормы и обряды, выросла роль астролога. Сложные очистительные
церемонии — барашном — напоминали индуистские.

Стержнем религиозной жизни парсов являются семь древних
праздников и обязательная ежедневная пятеричная молитва, освящен-
ная авторитетом Заратуштры. Разновидностью молитвы можно считать
специфическое для парсов «взятие ваджа» — священные заклинания
(мантры), которыми сопровождаются все важные дела и поступки.

Богослужение включает повторение за жрецом определенных слов
и жестов, вознесение хвалы божествам, обряды жрецов у священного
огня в металлической чаше, скрытой в огороженном алтаре.

Торжественным обрядом у парсов Индии, совершаемым жрецами
в храме, является инициация. Главное в нем — надевание священного
шнура-кушти, а для мужчин и рубахи-судра.


94

 


Едва ли не древнейший комплекс представлений зороастризма —
о чистоте и похоронном обряде. Нечисто все злое, лживое, мертвое
(включая и труп), грязное (отбросы, мусор), чужое. Нечиста кровь,
а значит, и женщина в период месячных и родов. Соприкосновение
с нечистым требует ритуального очищения» Для этого разработаны
очень сложные обряды: от простого омовения до большого ритуального
очищения — барашком.

Страх перед осквернением и необходимость дорогостоящего
очищения породили множество запретов: ограничения в совместных
трапезах и купании, в приеме пищи из рук чужаков, в контакте с
мусором, нечистотами. Но наиболее разработано обрядовое избегание
трупов. Дабы не осквернять чистые стихии, зороастрийцы выработали
особый похоронный обряд. Специальные могильщики — насассалары,
которых сторонятся все другие парсы, на четвертые сутки уносят труп
в астодан — каменную башню без крыши и с уступами внутри. Там
труп закрепляют на площадке-дахме, а после того как его расклюют
птицы и кости очистятся от плоти, сбрасывают их во внутренний ко-
лодец этой «башни молчания». После поминок и периода траурного
воздержания близкие покойного очищаются омовением и особыми
обрядами. В наши дни, при запретах <в Иране) или невозможности
широко расселившихся парсов устроить традиционные похороны в дах-
ме, хоронят и в земле, точнее — в цементе.

Сконца XIX в. в парсизме начались реформационные процессы,
а в последние десятилетия быстрыми темпами уменьшается кон-
фессиональный характер их общины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.