Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иудаизм 1 страница




Синто

Формирование синто Синтоизм сложился в VI — VII вв. Термин
«синто» («путь богов») появился в средневе-
ковье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских
письменных памятниках, отразила сложный путь формирования систе-
мы синтоистских культов, в которую вошли божества племен Север-
ного Кюсю, пришедших в Центральную Японию, и боги обитавшего
здесь аборигенного населения.

Местные боги были потеснены, верховным-божеством стала «сол-
нечная» богиня Аматэрасу, «создавшая» японские острова и
отправившая на землю своего мужа Ниниги, положившего начало «бо-
жественной» императорской династии.

Первостепенное значение для древнего японца имели родовые бо-
жества— «удзигами» («удзи» — род, «ками» — божество). В функции
«удзигами» входило охранение рода, покровительство жизни и разно-
образной деятельности его членов. Помимо родовых божеств большое
значение имели божества — повелители природных стихий: землетря-

 


сений, ураганов, дождя и снега, а также многочисленные ландшафтные
божества, которыми японец населял весь окружающий мир. Любая го-
ра, холм, лес, река, водопад имели своего ками — бога-охранителя,
сила действия которого, распространялась именно на этот район и, как
правило, здесь превышала возможности главных божеств синтоистско-
го пантеона.

В культе богини Аматэрасу три «божественные» регалии — зерка-
ло, меч и яшмовые подвески. Согласно мифологической традиции,
богиня солнца передала их своему внуку Ниниги, отправляя его на
землю с наставлением — освещать весь мир и править им, покоряя
непокорных. Возникла также приспособленная к жизненной практике
трактовка регалий как символов важнейших добродетелей: зеркало —
символ честности, яшмовые подвески — сострадания, меч — мудрости.
Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось личности импе-
ратора. Главным синтоистским храмовым комплексом стало святилище
в Исэ — Исэ дзингу (основано, по-видимому, в конце VII в.). Исэ
дзингу считается, святилищем Аматэрасу, где отправляется ее культ
как верховного божества и божества-прародителя императорского до-
ма, а через него и всех японцев.

Синкретизация В конце V — начале VI в. в Центральной
Японии усилилась, борьба между главами

родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался и
расширялся процесс перехода от раннеклассового общества к ранне-
феодальному. Наибольшего обострения междоусобная борьба достигла
во взаимоотношениях родов Сога и коалиции военного клана Мононобэ
с жреческим — Накатоми. В стремлении к власти Сога использовали
иноземную религию — буддизм. Первые упоминания в источниках о
проникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство
корейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царю
несколько буддийских сутр и статую основателя буддизма Шакья-
Муни, однако сведения о буддизме были известны населению Ямато
гораздо раньше.

В стране распространялось и конфуцианство. Конфуцианские идеи
культа Неба нашли благодатную почву для восприятия их в среде цар-
ской элиты и ее аристократического окружения, культивирующих свое
«неземное», «божественное» происхождение. Стремлению к власти
родовых кланов в полной мере соответствовала этическая программа
конфуцианства с ее четким иерархическим делением общества и стро-
гой фиксацией в нем места и обязанностей каждого. Особое внимание
японца привлекал в конфуцианской этике принцип сыновней
почтительности и сыновнего долга — для низших слоев этот принцип
однозначно реализовывался в культе предков, для высших столь же
однозначно — в беспрекословном и всеобъемлющем подчинении под-
данных «божественной» династии правителей.

 

 


Конфуцианские идеи были широко использованы при конкретном
воспроизведении на японской почве заимствованных с материка го-
сударственных институтов, но в борьбе за власть для Cora приоритет
приобрел буддизм. После победы дома Сога в 587 г. начинается
широкое распространение буддизма, строятся многочисленные
буддийские монастыри и храмы, им предоставляются земли, рабы, вы-
деляются значительные средства из казны.

Будды и бодхисаттвы наделялись теми же магическими свойствами,
что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами: исцелить
от болезней, послать богатый урожай, защитить от зла, быть охраните-
лем какой-либо местности, деревни и т, д. В обширном пантеоне
синтоизма к этому времени появилось деление богов на «небесных и
земных», отражающее стремление царей Ямато укрепить свой
религиозный престиж: «небесные» боги, проживающие в «Небесной-
стране», объявлялись прародителями царского дома, «земные» — пра-
родителями завоеванных, подчиненных родов. Будды и бодхисаттвы
естественно вошли в этот пантеон как новые боги. В то же время сфера
отношений разных слоев населения и природы принадлежала синто.
Синто, возникшее как религиозная практика земледельческой
общины, было отражением коллективных воззрений и просьб, буддизм
же имел в виду отдельного человека, апеллировал непосредственно к
личности. Местные верования и буддизм поделили между собой
жизненную практику японца: светлые радостные события — рождение,
вступление в брак — остались в ведении родовых богов, возглавляемых
«солнечной» богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как сквер-
на, взял под защиту буддизм, представив концепцию «возрождения»,
«спасения в раю Будды»..

Так постепенно происходило слияние двух религий — синкретизм,
в японской терминологии «рёбусинто» — «путь буддизма и синто». Не-
маловажное значение имела правительственная деятельность, оказы-
вающая официальную поддержку местным культам. В кодексе законов
«Тайхорё» (701) отмечалось создание специального ведомства
дзингикан (Управление по делам небесных и земных божеств), в
функции которого входила синтоистская обрядность во время государ-
ственных религиозных торжеств и контроль за деятельностью крупных
государственных святилищ. Другим способом поддержки взаимо-
действия двух религий были правительственные указы о местных ками

— как защитниках буддийских божеств. По указу Сётоку происходит
соединение синтоистского и буддийского ритуалов даже в такой глав-
ной и сокровенной церемонии, как «вкушение плодов нового урожая»,

—на нее приглашаются буддийские монахи. Показательно и соору-
жение громадной статуи будды Вайрочаны при строительстве храма
Тодайдэи в Нара, когда перед началом работ испросили «совет» у Ама-
тэрасу. Местные синтоистские боги «подсказали» место на севере стра-
ны, где было добыто недостающее для отливки статуи золото. Но

 


высшей формой религиозного синкретизма являлась концепция
«хондзи суйдзяку», согласно которой божества синтоистского пантеона
могут рассматриваться как временное воплощение будд и бодхисаттв.
Так, солнечная богиня Аматэрасу стала воплощением будды
«Бриллиантового света» Вайрочаны.

Тэнноизм Этапом развития синто стало возникновение
концепции «Исэ синто», главной целью кото-
рой было укрепление культа императора. Одной из причин появления
этой концепции явилось усиление авторитета и влияние святилищ,
особенно Исэ дзингу, в период и после монгольского нашествия (1261
— 1281). Тогда небывало возрос культ «обитавшей» в Исэ «пра-
родительницы» императорского дома Аматэрасу, оказавшей помощь
своим потомкам —божественный ветер «камикадзе», дважды разметав
флот нападающих, отвратил угрозу. Развитие «Исэ синто» во второй
половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допуска-
ющего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием
была не принадлежность к императорскому роду, а крупные
политические и общественные деяния. Это отражало общую ситуацию
в стране, сложившуюся еще в конце XII в., когда к власти пришло
военно-феодальное дворянство (самураи), фактически сделавшее
власть императорского дома номинальной, ограничив ее сферой культа
синто. Феодальный диктатор Ода Нобунага (1533 — 1572), боровшийся
за объединение страны, объявил себя богом и потребовал поклонения
себе как ками. Обожествлен был ц его сподвижник диктатор Тоётоми
Хидэёси (1536 — 1598). По завещанию сегуна (главы военно-феодаль-
ного правления) Токугава Изясу надлежало построить несколько
святилищ и часовню для поклонения его духу.

В период правления токугавской династии (1603 — 1687)
различные течения конфуцианства обогащали синто этическими иде-
ями, создавая широкую основу для активизации синто — конфуциан-
ского синкретизма. Складывались школы, ставившие задачу на
историческом материале обосновать культ и институт императорской
власти. Опираясь на древние мифологические своды, эти школы раз-
вернуто и скрупулезно излагали идею достоверности происхождения
и действий божественной династии японских императоров, под-
черкивали роль «тэнно» (императора) как источника и носителя
«национальной» самобытности. Возрождалась забытая мудрость древ-
него «Пути» — «мити» (кит. «дао») Японии, восстанавливался «синто
древности» («фукко синто»).

Идеи защиты императора, реставрации императорской власти
стали идеологической основой оппозиционного движения за свержение
системы сёгуната.

Открытие страны в середине XIX в. после двух с половиной веков
затворничества и появление иностранцев, поток западной культуры,

 

 


хлынувший в страну, углубили кризис феодального общества и
ухудшили положение большинства населения. Лозунг «сонно дзёи»
(«почитание императора, изгнание варваров»), выдвинутый учеными
школы Мито в начале XIX в., прежде всего ее видным представителем
Аидзава Сэйсисай (1781 — 1863), нашел отклик и поддержку в разных
социальных слоях, в том числе в оппозиционных кругах самурайства.
Антииностранное и антисёгунское движения сомкнулись под одним ло-
зунгом. Многотысячные выступления против сёгуната были начаты
паломниками в синтоистские святилища осенью 1867 г. и стали первым
этапом буржуазной революции Мэйдзи (1867—1868).

Завершение борьбы, приведшей к крушению системы сёгуната и
реставрации императорской власти, означало выбор нового пути — мо-
дернизацию страны, трансформацию всей общественной жизни, в том
числе и сферы религиозного сознания. Однако для выполнения пос-
тавленных задач новым правительственным органам приходилось
считаться с исторически сложившейся традиционной структурой
национального общественного организма, в том числе и спецификой
самобытной культуры. Оптимальным представлялся принцип «вакон
ёсай» — «японский дух, европейские знания».

В марте 1868 г. был опубликован указ о возвращении к единству
системы религиозного ритуала и управления государственными делами
(единству религии и политики). Был восстановлен дзингикан — Уп-
равление по делам небесных и земных богов; 660 год до н. э. — дата
восшествия на престол императора мифологического периода японской
истории Дзимму — объявлен началом летоисчисления от «основания
Японской империи». Одновременно для повышения религиозного и
политического авторитета императорского дома стала восстанавливать-
ся древняя синтоистская обрядность. Культ императора — тэнноизм —
стал центром государственного синто, фактически заменившего мно-
жество богов одним «живым богом». Теоретическим обоснованием тэн-
ноизма стал сложный комплекс понятий — «кокутай» (в
приблизительном переводе «национальная сущность», в дословном —
«тело государства»). Компоненты кокутай — это «божественное»
происхождение японцев и их государства, непрерывность в веках импе-
раторской династии, национальная самобытность, воплощающаяся в
особом характере японца с его моральными добродетелями, вернопод-
данностью и сыновней почтительностью. Идеологи тэнноизма, исполь-
зуя традиционную концепцию «гармоничного государства»,
содействовали укреплению националистических тенденций, а в конеч-
ном счете — в готовящихся войнах — освящению милитаризма (про-
пагандой «божественной миссии» — «хакко ити у» — «весь мир под
одной крышей»).

В целом комплекс государственного синто включал: династийный
синто, являвшийся достоянием императорской семьи; тэнноизм —
культ императора; храмовый — в котором существенно почитание как

 


общеяпонских, так и локальных богов; домашний — с камиданом —
миниатюрным аналогом храмового места священнодействия.

После поражения Японии во второй мировой войне в условиях
общедемократического подъема началось осуществление курса демок-
ратизации страны. Предпринимались меры по искоренению
милитаризма и тэнноизма. В 1946 г., в новогоднем обращении к на-
роду, император Хирохито отрекся от божественного происхождения.
Были проведены прогрессивные реформы в системе образования, отме-
нено «моральное воспитание» в школах, опиравшееся на культ импе-
ратора. Конституция 1947 г. изменила статус императора, теперь он
объявлялся «символом государства и единства нации».

Однако положение государственного синто не было кардинально
изменено. Основным направлением политики возрождения тэнноизма
становятся попытки восстановить синтоизм в статусе государственной
религии. В 1946 г. высшим синтоистским руководством была создана
Ассоциация синтоистских святилищ — Дзиндзя хонтё, которая поз-
волила сохранить единую централизованную систему управления
святилищами. В Ассоциацию вошла значительная их часть — более 78
тысяч. Это позволило добиться передачи в собственность святилищ
занимаемых ими обширных земельных участков, которые ранее в
большинстве случаев принадлежали государству.

Уже в 1952 г. обрядность императорского двора приобрела характер
официальных государственных церемоний. Были проведены как госу-
дарственный акт синтоистские церемонии возведения Акихито (сына
правящего императора Хирохито) в сан наследника престола и его
свадьба в 1959 г. Не менее важным этапом укрепления идеи госу-
дарственного синто стало возрождение обараи — обряда великого
очищения от скверны всей японской нации. Символическое участие
в обряде высшего религиозного лица государства подчеркивало
единство национальной религии и императорской власти.

В 1966 г. восстановлен отмененный конституцией 1947 г. праздник
«кигэнсэцу» — день основания государства, который отмечается еже-
годно 11 февраля. В школьные учебники была вновь включена
мифологическая эра истории со сведениями о «божественном»
происхождении императорской династии и народа. Особое место в
стремлении восстановить тэнноизм занимает храм Ясукуни, постро-
енный в 1868 г. в Киото в честь воинов, павших за императора, и
после буржуазной революции перенесенный в Токио. Святилище на-
ходилось в ведении министерства армии и военно-морского флота.

В 1969 г. на основе Ассоциации синтоистских святилищ была соз-
дана Синтоистская политическая лига — организация, которая впер-
вые после ликвидации государственного синто открыто ставила
политическую задачу участия в управлении государством. В январе
1989 г. скончался император Хирохито. Система синто определяла весь
разнообразный комплекс церемоний в ритуале престолонаследования.

 

 


Вручение «божественных регалий», государственной и императорской
печати, первый прием императором высокопоставленных должностных
лиц по решению правительства были проведены не только как сугубо
религиозные церемонии, но и как государственный акт.

Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия
еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библей-
скому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских
колен (Числа 1:27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец
XI в. до н. э. — ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейское
царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это
обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского
рода в древнеевропейском государстве, а также тот факт, что термин
«иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей».
В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая
на рубеже II — I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более
широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально-
этических, философских, в том числе и религиозных, представлении,
определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни
евреев.

Возникновение Будучи продуктом религиозных традиций

и формирование Танах древних цивилизаций Ближнего Востока —

Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм,

отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность,
вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний. Пос-
тоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития,
сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных
доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые тол-
кования при оценке основных его принципов. Так, теософская школа
рабби Симлая (III в. н. э.) полагала, что иудаизм насчитывает 613
догматов. В средние века чрезвычайно популярным было учение
раввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 — 1204), разрабо-
тавшего 13 принципов веры еврейской религии. Наряду с этим су-
ществовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме
вообще нет догматики. '

Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул за
рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую
практику. Уже тоща его структура приняла достаточно разветвленный
характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элемен-
тов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человеке; 2) концепцию
богоизбранности народа Израиля; 3) Священное Писание; 4) свод
религиозных законов, охватывающих также область светского права;

 


5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов;
7) кодекс морально-нравственных отношений.

Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древ-
нееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение),
или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею;
Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-
хронологического характера; Кэтувим (Писания) — 13 книг разнооб-
разного религиозного жанра. Самая древняя часть Ветхого Завета
датируется X в. до н. э. Работа по составлению канонизированного
. варианта Танаха была завершена в III — II вв. до н. э.

Центральная доктрина иудаизма — вера в единого Бога1, который
бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм про-
поведует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием
чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии
с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через
молитву» а божья воля открывается человеку через Танах.

Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем чело-
вечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев,
оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Из-
раиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло на
принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в род-
ство с представителями других народов. Уже тогда этот запрет привел
к отделению иудеев от самаритян — так стали называть приверженцев
иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 —
538 до н.э.). Ортодоксальные равнины до сих пор не признают за-
конности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив круг
своих потенциальных сторонников представителями одного народа и
установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог
рассчитывать на широкое признание. За длительную историю суще-
ствования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной
Аравии в 517 — 525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население ко-
торых не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государствен-
ной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма
безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку
он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех
других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как
народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на
земле с целью установления царства мира и справедливости.

Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду
с процессом разложения родового строя у части еврейских племен на
смену широко распространенной среди народов Древнего Востока кос-
могонической мифологии приходит идея сотворения мира единым
Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские
патриархи (Авраам, Исаак, Иаков) начали вести борьбу с

 

 


политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и
появления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.)
соотношение между мифологизированным язычеством и новой моно-
теистической верой явно склоняется в пользу последней. Племенной
союз (завет) с Богом Яхве нашел свое выражение в «десяти заповедях»,
дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею на
Синайской горе. «Десять заповедей» обязывали евреев соблюдать весь-
ма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да
не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради,
не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.).

Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер
(скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земное
местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Из-
раильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э.
ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном
Давида царем Соломоном (царь 965 — 928 до н. э.) были возведены
царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием
священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе
с царской знатью составили господствующую верхушку утвердивше-
гося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце
X в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме
Израильского (северного) царства появляются новые места отправ-
ления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало еще
несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639
— 608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов,
кроме культа Яхве.

После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи (еще раньше Самарии) вой-
сками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 — 562 до н. э.) начина-
ется рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские
колонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии,
где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой
в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в за-
гробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонского
пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идей-
ной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности,
принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков
с целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе «собирания» евре-
ев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В
восстановленном в V в. до н. э. иудейском теократическом государстве
Тора была обязательным законом.

Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата
Палестины в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356 — 326 до
н.э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся в
странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита — языка Торы.
Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах

 


на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию,
был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название
Септуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее и в
диаспоре был завершен около 100 г. н.э.

Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением
многих палестинскик городов, в том числе и второго иерусалимского
храма (70 н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях
борьба против римского господства принимает религиозные формы, а
в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических те-
чений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и
ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи
на различные имущественные и сословные категории. Освободительная
борьба евреев против Рима дала толчок распространению идей
иудаизма среди других народов.

Талмуд Поражение евреев в Иудейской войне 66 —
73 гг. н. э., а также подавление антиримского

восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев
из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важ-
ным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога,
ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народ-
ных собраний, на которых решались важные политические и граж-
данско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое
сословие утрачивает господствующее положение, и руководство сина-
гогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы —
раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и
приобретение звания раввина зависело от личных способностей,
знания Торы и умения ее истолковывать.

В конце II — начале III в; самым авторитетным раввином Па-
лестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. — начало III в.) на
основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к
Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название
Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха
(Закон) и Агада (Предание) — собрание рассказов и притч, поясня-
ющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV — V вв. аммораи (тол-
кователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот
труд был назван «Гемара» (Завершение). Гемара вместе с Мишной
составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, со-
ставленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диас-
поре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и
морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень
скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по
причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях),
либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами
тех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть до

 

 


наших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов
талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд).
Самые значительные из них: шаббат (суббота) — время отдыха и за-
прета на любую деятельность; йом — киппур (день всепрощения) —
суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) —
праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот — праздники,
посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) — праздну-
ется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие
евреи соблюдают также обряды инициации — обрезание мальчиков на
восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва,
освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Все
же многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пище-
вые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются толь-
ко немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.

Основные направления Сразу после канонизации Талмуда в
иудаизме обозначились два основных направ-
ления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зача-
стую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому
направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское,
представители которого выдвинули свои варианты приспособления
иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так,
в странах Арабского Халифата в X — XIII вв. под влиянием исламской
и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи
рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 —
942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 — ок. 1050), Иегуда
га-Леви (ок. 1075 — 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко-
лой развивались мистические направления — Мэркава (Божья Ко-
лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка
дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно-
го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы-
ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в
средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула
инквизиции.

В XII — XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре-
обладающим мировоззрением становится система философских взгля-
дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно
в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб-
балистов — «Зохар» («Сияние»). Каббалисты исходили из того, что в
Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп-
росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий
они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога
и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного
в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах
философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.