Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренние цены как инструмент организации внутрипроизводственных экономических отношений




Рассматривая вопросы функции внутренних цен и методы их формирования, можно сделать вывод, что особенностью внутренних расчетов среднего звена управления является то, что они не обсуждаются в прессе, не существует статистических данных. Во многих случаях внутреннее ценообразование на предприятии является его коммерческой тайной. Вообще предприятия практикуют дифференцированный выбор базы расчета внутренней цены в зависимости от конкретной ситуации.

С целью объединения преимуществ различных методов ценообразования предприятия стремятся использовать комбинированные методы, методы внутреннего ценообразования в корпоративном механизме управления.

Во всех существующих методах внутренних расчетов нижней границей цены являются затраты (полные, производственные, прямые, прибавочные) - подразделения поставщики, а верхней границей – рыночная цена.

С точки зрения партнеров внутренних соглашений такой диапазон внутренних цен полностью оправдан. Подразделению-поставщику нет смысла реализовывать свою продукцию по цене меньше чем производственные затраты, а подразделению-потребителю нет смысла покупать внутреннюю продукцию по цене выше рыночной. Существование подразделений у вертикально-интегральной компании предусматривает активное использование внутренних цен как инструмента управления с целью определения расчетной прибыли подразделений.

Использование показателей прибыли во внутренних отношениях имеет объективное обоснование. Прибыль во внутренних отношениях является показателем оценки эффективности работы структурного подразделения предприятия. Использование прибыли как основного инструмента финансового контроля создает стимулы для увеличения эффективности работы подразделений, определяется четкая граница между прибыльными и неприбыльными участками внутрипроизводственной деятельности. Этому способствуют внутренние цены, базой для которых являются рыночные цены, при этом уровень рыночной цены может быть скорректирован на договорной основе с учетом внутренних отношений. В основе таких отношений лежит экономический интерес, который реализуется через прибыль.

Существуют различные способы распределения прибыли предприятия между его подразделениями. Такому распределению подлежит та часть прибыли, которая остается после всех расчетов предприятия с госбюджетом, с государственными и коммерческими банками, после выплаты дивидендов и создания фондов на уровне предприятия.

Остаточный принцип распределения прибыли дает возможность аккумулировать часть средств на уровне предприятия с целью централизованного решения некоторых проблем перспективного развития предприятия.

За критерий распределения части прибыли предприятия между его производственными подразделениями можно брать производственную себестоимость или прибавочные затраты.

Прибавочные затраты подразделений включают собственные затраты данного производственного подразделения и затраты вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих подразделений которые сотрудничают на договорной основе с данным подразделением.

Если за основу распределения части прибыли предприятия взяты дополнительные затраты, то сначала вычисляется коэффициент распределения:

Крп = , (3.7.)

где Пр - часть прибыли от реализации, которая подлежит распределению между производственными подразделениями;

- суммарные прибавочные затраты производства.

Отсюда – планово-расчетная цена определяется:

ЦПРji = СВji + СДji Крп, (3.8.)

где ЦПРji - планово-расчетная цена j-го продукта i-го подразделения;

СВji - базовая цена (затраты производства);

СДji - добавленные затраты на производство;

Крп - коэффициент распределения прибыли, который доводится всем подразделениям в виде единой нормы рентабельности.

Прибыль подразделения будет определяться:

Прji = (Цпрji – Сдji), (3.9.)

где Прji - прибыль i-го подразделения полученная от реализации j-го вида продукции.

Из всей чистой прибыли подразделения могут создавать собственные фонды накопления и потребления, а также резервный фонд.

Средства из фонда накопления могут использоваться на развитие производства. Средства фонда потребления, как правило, используют для финансирования социального развития и материального поощрения трудового коллектива. Средства резервного фонда нужны подразделениям для формирования оборотных производственных фондов, больше централизованно-установленных.

Такой подход к формированию прибыли производственных подразделений дает возможность:

• на уровне планирования распределять между производственными подразделениями часть прибыли предприятия, что устанавливает прямую зависимость валовой и чистой прибыли подразделений от результатов их работы по выполнению плановых и договорных обязательств;

• формировать планово-расчетные цены на продукцию подразделений, что дает возможность применять элементы товарно-денежных отношений на внутрифирменном уровне.

Следует отметить, что при формировании внутренних цен можно применять различные корректирующие коэффициенты, которые дают возможность учитывать специфику каждого подразделения и объективно отражать ее на уровне планово-расчетной цены на его продукцию.

Определяя внутренние цены административно-управленческому аппарату предприятия, необходимо объективно оценить на уровне цены основные параметры производственного потенциала каждого подразделения. Один из таких параметров – фондовооруженность труда, которая зависит от наличия машин и оборудования в отдельном структурном подразделении. По этому при определении внутренних цен часто отражают производственные возможности структурных подразделений.

Изучение тактики хозяйствования отечественных предприятий показало, что затратный метод ценообразования формирует цены автономно по группе подразделений и не дает возможности осуществлять ранжирование цен, исходя из степени фондовооруженности труда.

Распределительный метод ценообразования в отличие от затратного определяет уровни цен по группе подразделений, что дает возможность их ранжирования. Однако широкого распространения критерии распределения не получили, т.к. не обеспечили учета фондовооруженности труда: они отражали только лишь затраты живого труда (критерии зарплатоемкости и трудоемкости). Чтобы избежать этого недостатка при использовании распределительного метода определения внутренних цен, как критерий распределения части затрат и прибыли целесообразно использовать трудоемкость изготовления продукта, скоординированную на фондовооруженность:

Тк = Т , (3.10.)

где Т к - скорректированная трудоемкость;

Т - плановая трудоемкость продукции;

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «внутренняя цена».

2. Перечислите функции внутренних цен.

3. Какие существуют методы формирования внутренних цен?

4. При каких условиях целесообразно формировать внутренние цены на договорных основаниях?

5. В чем состоит сущность затратного метода ценообразования?

6. Раскройте суть стратегии и тактики ценообразования на предприятиях.

7. Какова структура внутренних цен на продукцию подразделений – центр прибыли?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.