Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология




Регионального аспекта образования.

Концептуальные воззрения на составляющую

Древняя Владимирская земля – культурно-исторические корни нашего Отечества. Духовная доминанта русской культуры «оживает» здесь в архитектуре, музыке, живописи, литературе. Особый неповторимый оттенок быта жителей края уходит в своих истоках в глубокую историю, богатую гражданско-патриотическими подвигами наших славных благоверных князей: Андрея Боголюбского, Александра Невского, Георгия Владимирского…Традиции православной культуры, глубоко укорененные в истории Владимирской земли, всегда помогали и помогают подрастающему поколению обрести духовно-нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм русского человека.

Модернизация современного образования с развитием регионального компонента выступает актуальной и своевременной. Создание нами региональной программы курса «Основы православной культуры» - часть такой работы. Его реализация видится и раскрывается в следующих категориях онтологии образования.

Программа курса «Основы православной культуры» основывается на бинарной сущности культуры, как основного понятия курса, а именно, ее материальной и духовной сторонах. Дисбаланс материальной и духовной сущностей культуры, обострил особую значимость проблем духовно - нравственной ориентации личности. Нравственное начало человек всегда искал в родной национальной культуре, поскольку еще В.И. Даль определил нацию явлением «нравственным по своей сути». Осознание личностью свое роли в судьбе Отечества и цивилизации идет от глубокого знания культурно - исторического процесса развития «малой» Родины, то есть истоков человека.

Познание культурно - исторического аспекта развития Владимирского края идет по следующим содержательным линиям программы:

  1. История культуры Владимирского края в картине мира.
  2. Духовно-нравственный аспект культуры Владимирской земли.
  3. Письменная культура Владимирского края.
  4. Художественная культура Владимирского края.
  5. Исторически сложившийся образ жизни жителей Владимирской земли.

Основой для раскрытия данных содержательных линий являются созданные нашей лабораторией ряд программ и книг, дополняющих и углубляющих названную программу: «Духовно-нравственное воспитание школьников в общеобразовательной школе», «Концептуальные основы школы как национального дома», «Концептуальные основы региональной модели Русской школы», «Православная культура земли Владимирской». Социальный аспект развития Владимирской земли может быть представлен следующими содержательными линиями:

1. История Владимирского края.

2. География Владимирского края.

3. Экономика Владимирского края.

Нет сомнения, что между первым (культурно-историческим) и социальным аспектами программы должна быть взаимосвязь. Эти аспекты взаимопроникаемы, взаимозаменяемы и образуют в программе единое понятие культуры Владимирского края в самом его широком понимании. Однако для удобства дефиниции методической основы программы мы выделяем социальный аспект воспитания и формирования личности как отдельную структуру.

Методическая основа программы отвечает, таким образом, требованиям российской народной педагогики (К.Д. Ушинский), требованиям к образованию XXI века и требованиям сохранения духовной сущности образования в России, намеченной на педагогических форумах последних лет, о которых говорилось выше..

Содержание.

Поскольку мы определяем ключевым понятием программы культуру, то характер содержания программы определяется как культурологический. Это значит, что культурологический компонент развития Владимирского края (православная культура) используется в программе как совокупность духовной и предметной социальной деятельности жителей края, а также как результаты этой деятельности, сложившейся и существующей в обществе по сей день.

Целью курса является духовно-нравственного воспитание учащихся на основе культуры родной земли, формирование целостного мировоззрения и картины миры, адекватной современному уровню мышления.

Задачи курса представляются следующими:

1. показать духовно-нравственные истоки культуры Владимирского края;

2. дать знания учащимся о наиболее выдающихся культурно-исторических событиях, явлениях, памятниках, примерах ратного и трудового героизма, выдающихся людях науки, культуры и экономической сферы, деятелях православной ойкумены древней Владимирской земли, синтезе искусств этой земли;

3. ознакомить с актуальными проблемами сохранения народной памяти, историко-культурного наследия;

4. способствовать формирования у детей духовно-нравственных, патриотических качеств, гражданской ответственности, развитию творческих способностей личности.

.

Содержание программы «Основы православной культуры» должно быть интересно ребенку любой национальности и любого вероисповедания. Именно этим характеризуется контингент учащихся Владимирской области. Но и коренные жители области, и приезжающие сюда дети из других регионов России, СНГ и зарубежья должны знать культуру земли, на которой живут. Это обогатит их внутренний мир и создаст условия для выработки мировоззрения на духовно-нравственной основе. «Без корня и полынь не растет», - гласит русская мудрость. У человека должны быть корни, и тайна их – в тайне постижения мудрости земли, воспитывающей его. Жить на земле, не знать ее культурно-исторического ракурса – это ходить, натыкаясь на непонятные объекты, в темноте.

Реализация.

Программа должна занимать особое место в системе знаний, предлагаемых учебным планом. Курс, предлагаемый программой, как указывалось выше, является расширением общего образования. Два основных аспекта программы (культурно-исторический и социальный) объединяются программой в синтез основ культуры Владимирской земли. Однако, это не означает, что преподавание аспектов в «чистом» (конкретном) виде не допускается. Темы программы, определяемые значимыми в истории края вехами, могут иметь ярко выраженную культурно-историческую или социальную окраску. Это отвечает сферам человеческого бытия различных эпох. Акцент в таком случае может смещаться от синтеза к конкретным моментам и аспектам.

Для внедрения программы курса необходимы определенные условия реализации:

1. кадровое обеспечение;

2. материальная база преподавания курса на принципах искусства;

3. учебно-методическое обеспечение;

4. ориентация школы на реализацию региональной программы;

5. мониторинг работы программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.