Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ритуальная




В жизни древнего человека игра имела сакральное значение. «Играть» — значило воистину быть, не только реализовывать свою собственно человеческую сущность, но вступать в связь с Космосом. Сопричастность к Великому Космосу и Времени особенно характерна для культовых действ — ритуальных игр, при совершении которых происходит своего рода обновление души и соприкосновение с Вечностью, за которой стоят предки, нормы и законы жизни, когда-то установленные прародителями.

«Ритуальный праздник справляется в пространстве-времени мифа и имеет своей функцией возрождение реального мира... Первобытный век — одновременно и по одинаковым причинам кошмар и рай — предстает как тот период и то состояние творческой мощи, из которых возник теперешний мир, подверженный ветшанию и находящийся под угрозой гибели. Соответственно новое рождение, новое погружение в эту вечность, которая всегда с нами, в этот источник молодости с вечно живой водой дает миру шанс омолодиться и обрести жизненную полноту и силу, чтобы противостоять времени на протяжении нового цикла».

Таким образом, это и есть основная функция, которую выполняет священный праздник, ритуалы которого можно охарактеризовать как актуализацию первоначального творческого периода.

Желание приобщиться к Великой общности своих прародителей неосознанно бродит внутри каждого человека. Даже нерелигиозный человек, пишет М. Элиаде, не свободен от своего религиозного наследия, религиозного сознания своих предков, ибо подсознание предлагает ему решение проблем путем возможности вновь приобщиться к религиозному опыту жизни в недрах собственного «Я». «Мирское» является лишь новым проявлением той же конституирующей структуры человека, которая до этого проявлялась в «священных» актах.

«Священное» и «мирское» — это два образа бытия в мире, две ситуации существования, принимаемые человеком в ходе истории — это способы существования, свидетельствующие о различии положения, занимаемого человеком в Космосе. Основная цель «священного» ритуала, по М. Элиаде, это возврат ко Времени начала для того, чтобы начать новую жизнь, то есть заново родиться (символически). Жизнь нельзя исправить, ее можно только начать сначала ритуальным повторением космогонистического акта. «Каким бы ни был сложным религиозный праздник, речь идет всегда о каком-либо священном событии, которое было восстановлено в настоящем с помощью ритуала. Участники становятся современниками мифического события. Иными словами, они «выходят» из их исторического Времени, то есть Времени, составленного в конечном итоге из мирских событий личного или межличностного характера. Тем самым они приобщаются к первичному Времени, которое постоянно одно и то же и принадлежит Вечности. Религиозный человек периодически погружается в Священное мифическое Время, обретает Время, начало которого «не течет», потому что не участвует в мирском течении времени и представляет собой вечное настоящее, его можно восстановить бесчисленное количество раз».

Итак, священный праздник — ритуальная игра или символический акт. О первых двух понятиях этой связующей цепи достаточно много говорилось выше, попробуем разобраться в сущности двух последующих понятий.

Ритуал — церемониальные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический характер и, как правило, социально санкционированы. Это традиционный культурно стандартизованный набор действий символического характера, использующих зачастую священные объекты и предполагающий своим результатом общий эмоциональный подъем участников. В случае, если речь идет о магическом ритуале, его участники верят, что ритуал сам по себе способен вызвать определенные результаты — изменения внешней среды. Однако, в отличие от церемонии, имеющей социальный характер, ритуал религиозен и может быть коллективным или индивидуальным действием.

Ритуалы могут быть классифицированы на кризисные, календарные, родственные, тендерные и пр. Но главной особенностью любого ритуального действа остается его символический характер. Символ — это своеобразный пароль культуры. Одновременно надо учитывать, что игра с древнейших времен оформляла культ, обряд, системы ритуальных действий. В течение многих веков массовые народные игры, возникшие как ритуал или в ритуале сохранившие свое место в культуре, являлись центральной частью народного праздника. Ни одно историческое описание ритуального действа не обходится без упоминания входящей в него игры или игрового состязания, то которое, в общем составляет ритуальную сущность. Поэтому можно определить ритуал как символическое игровое действие в культуре. Примером ритуальных игр могут быть афинские состязания, римские гладиаторские бои, германские бахвальства и поединки. «Например, на Афинских антестериях устраивали своеобразное состязание: «Каждый обязан обжираться до предела, набивать себе брюхо как тупой бурдюк. Другая сторона ритуальной неумеренности проявляется в ее традиционно преувеличенных описаниях: жертвенное расточение собранных припасов сопровождается состязанием в похвальбе и вымыслах». Известно, какую роль играли поединки в бахвальстве на пирах и попойках у древних германцев, кельтов и многих других народов. «Чтобы обеспечить себе изобильный урожай в будущем, нужно без счету тратить содержимое закромов, а на словах — еще больше, чем на деле. Для этого затеваются разорительные состязания: кто делает самую большую ставку в этом своеобразном пари с судьбой, чтобы заставить ее вернуть полученное с процентами. Данные состязания неумеренности являются своеобразным ритуалом, который через прочность, через кощунство и разум приведет к дальнейшему очищению и благополучию». «Особенно характерными ритуальные игры были для Древнего Рима. Римские власти весьма предусмотрительно превращали своих идеологических противников христиан в предмет коллективной зрелищной игры, делая их жертвами гладиаторских боев или стравливали с диким животным. Метаморфоза гладиаторских боев — от ритуального умерщвления, жертвоприношения духам предков до превращения в «народный праздник смерти» — еще раз демонстрирует общую историческую метаморфозу игры: от ритуала к игре, от обрядовой игры в собственно игру».

Ритуал заражен игровым началом, схема ритуала практически всегда подчиняется логике игры, но существуют и некоторые отличия, делающие эти формы человеческой деятельности весьма специфичными по отношению друг к другу. А.К. Байбурин, рассуждая о феноменальных свойствах игры, указывает, что в отличие от ритуала игра не имеет жесткой ситуативной привязки, дает возможность выбора (играть или не играть) и импровизации, имеет иную прагматическую направленность (не внешние, а внутренние цели — «сам процесс игры», который, конечно, может быть интересен внешним наблюдателям, зрителям) и способ трансмиссии (не заучивание, а использование правил). Особо следует отметить, что «двойная реальность» игры, «когда мир воспринимается одновременно и как реальный, и как условный», неприменима по отношению к ритуалу. «Двуплановость ритуала может иметь место лишь с внешней точки зрения. Изнутри (а ритуал не предполагает иной точки зрения) существует лишь одна, специфическая ритуальная действительность; хотя бы потому, что альтернативного поведения в данной ситуации не бывает».

Й. Хёйзинга, анализируя роль игры в истории, выводит это понятие из соревнования (агона). Согласно Й. Хёйзинге, вся человеческая культура имеет агональный характер, т. е. построена на принципе состязательности; однако с развитием цивилизации агональный фактор постепенно теряет свое прежнее значение, уступая место «серьезному» — всему тому, что, по мнению Й. Хёйзинги, противостоит игре. Вообще, как отмечает Й. Хёйзинга, любая культурная игра невозможна без соревнования. Соревнование же немыслимо без выигрыша, то есть превосходства над противником, пользы, выгоды. Однако получение преимущества сопряжено с подключением фактора количественной или качественной оценки: больше, меньше, дальше. А оценочность — это свойство ритуала. Следовательно, соревнование, агон, — явление по сути не игровое и может быть принадлежностью как игры, так и ритуала. Причем в ритуальном соревновании «на ход вещей влияет сама победа в поединке».

Являясь способом изменения, игра может существовать только в динамике, как процесс, сущность которого проявляется лишь при взаимодействии с конкретными ритуальными формами; поэтому игра как нечто конкретное, как культурная форма обычно фиксируется в виде своего антагониста, то есть как остаточная или деформированная форма ритуала. Можно утверждать, что игра — это своеобразный культурный механизм, способствующий переходу одних ритуальных форм в другие. Если сакральное как чрезмерно серьезное есть источник душевной напряженности, то в игре все наоборот: все здесь — человеческое, выдуманное человеком-творцом. Именно по этой причине игра успокаивает, расслабляет, отвлекает от жизни и заставляет забывать об опасностях, заботах, трудах.

Следующей совершенно самостоятельной формой массового зрелища является театрализованное тематическое обрядовое действо, основным событием которого является ритуал.

В современных условиях жизни — это «традиционное, общепринятое игровое действие, включающее в себя ряд персонажей, художественных образов, эстетических и эмоциональных приемов... Одной из форм обрядности является ритуал, который может быть частью большого обрядового действия или выполнять самостоятельную функцию официального акта — посвящение в какое-либо звание, торжественные приемы или встречи, вручение награды или присвоение звания, регистрация актов гражданского состояния и т. п.».

Сегодня все большее внимание как форме массового зрелища уделяется фольклорным обрядовым действам, которые превратились в своеобразные представления. В фольклорных представлениях наблюдается переход обряда в игру, а обрядовой поэзии — в художественную: «Сложные торжественные праздничные и семейные ритуалы — обряды новогодние, масленичные, купальские, свадебные и другие — были своего рода театральными представлениями, имевшими определенный сценарий и включавшими в себя большое количества поэтических произведений, выполнявших не только магическую, но и игровую, развлекательную функцию. С ослаблением, а затем и почти полным забвением магического смысла обрядов эти элементы выступали на первый план. Доминантной функцией всего действа становилась эстетическая сторона, и оно воспринималось уже как увеселение, веселое праздничное гуляние». В обряде возникает сопереживание всеми его участниками соответствующих идей и чувств, что способствует интериоризации личностью общественных норм и представлений.

 

Итак, массовые игры, как бы ни менялась парадигма культуры, не покидали историческую арену. Они стали карнавалами, народными гуляньями, скоморошьими игрищами, сохранили привязку к религиозным событиям.

 

Следующей крупной формой современного массового зрелища являются театрализованные представления, которые, в свою очередь, делятся на: спектакли, происходящие на определенной сценической площадке; стадионно-спортивные представления; театрализованные представления на открытом воздухе.

Прежде всего надо указать на различие массового зрелища и театрализованного представления. Массовый праздник, как правило, не предусматривает локальной сценической площадки, в то время как массовое зрелище всегда вписывается в ограниченную сценическую площадку; в массовом празднике участники сами выбирают интересный для них объект, а массовое зрелище сосредоточивает внимание зрителей на заданном объекте; массовый праздник может не иметь временных рамок, тогда как массовое зрелище всегда имеет заранее предопределенный лимит времени138. По сути массовое зрелище в свою очередь понятие более широкое, чем театрализованное представление. Зрелища могут быть разножанровыми (цирковыми, эстрадными), не связанными ни единым сюжетом, ни даже темой. Тогда как театрализованное представление создается на основе сценария и имеет свою четкую идейно-тематическую основу. Также очень важным моментом является и тот факт, что праздник предполагает большую инициативу и импровизационный характер участия в нем зрителей, тогда как зрелище разделяется на зрителей и актеров, участвующих в нем.

Представления на открытых сценах, и оообенно на воде, — одна из наиболее привлекательных форм массовых зрелищ. Иногда действие развертывается не только на сценической площадке, но и на лестницах, парковых каскадах вокруг фонтанов (представления в Санкт-Петербурге, в Петергофском дворце), ведущих от дворца к сценической площадке. Зрелищу под открытым небом очень помогает сама природа, которая «играет» лучше, чем декоративное оформление.

Все массовые театрализованные представления на открытом воздухе можно условно разделить на две группы: орнаментально-декоративные зрелища и сюжетно-образные спектакли.

Первому направлению присущи яркие краски, богатые костюмы, сложные фигурные перестроения больших масс участников, создающие калейдоскоп цветных орнаментов, фейерверк светоэффектов. Эти развлекательные зрелища, построенные на чистоте линий, четкости перестановок, синхронности движений, гармонии цвета, света и звука, приятно ласкают ухо и глаз, пробуждают у зрителя светлое оптимистическое мироощущение, чувство приподнятости, торжественности. Вторая группа — это сюжетно-образные представления. Суть их заключается в том, чтобы средствами массового театра создать публицистический, образный, аллегорический спектакль на открытом воздухе. К такому роду театрализованных представлений относятся и мемориальные представления на ритуальных площадках больших скульптурных комплексов («Мамаев курган» в Волгограде, «Пискаревское кладбище» в Санкт-Петербурге, «Самбекские высоты» в Таганроге). В таких представлениях кульминационной частью является обязательное ритуальное действо как носитель основной идеи самого зрелища.

Массовое зрелище на стадионе предполагает не только спортивные состязания, а также эстрадно-концертные и ритуально-обрядовые представления. Используя выразительные средства спорта и искусства, вводя в действие реальных героев и опираясь на конкретные события, факты, документы, спортивно-художественные представления способны более тонко и глубоко решать тематические задачи действия, рассказывая об истории и сегодняшнем дне города-юбиляра, каком-то значительном событии и т. д.

Итак, все названные формы современного массового зрелища являются как самостоятельными жанровыми единицами, так и синтетическими формами в зависимости от тематики и социального назначения данного зрелища. Собственно, праздник может включать в себя все зрелищные формы — от стадионного представления до ритуально-обрядового действа.

РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗРЕЛИЩ

Режиссура театрализованных массовых зрелищ предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литературно-сценическую идею. Сутью театрализации является эстетическое осмысление реальных

событий, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Театрализация — это особый режиссерский прием, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. В любом случае театрализация предполагает индивидуальное режиссерское решение будущего действа, отличающееся новизной, оригинальностью, экспрессивностью, ибо в массовых праздниках все, что видит зритель, всегда постановочно, то есть исполняется впервые, и должно поражать, либо трогать, либо восхищать.

В специфику режиссуры массовых зрелищ входит работа на открытом воздухе (площадях, стадионах, парках, улицах) при большом количестве зрителей-участников. Поэтому необходима режиссерская трактовка, предполагающая движение зрителей, изменение условий погоды, учитывающая естественный фон: озеро, фасад здания, деревья, скульптурные изображения, фонтаны и т. д. Отсюда одно из главных качеств таланта режиссера — «чувство зрелищности». Пластическое решение пространства, музыкально-ритмическое ощущение действия, его декоративно-художественное обрамление, активизация огромного количества зрительских масс — все это закладывается в режиccерский замысел массового зрелища. От оригинальности, точности и заразительности (композиционного расположения актера, реквизита, учета естественного фона на огромном пространстве), перевода сценария праздника в конкретно выраженное действо зависит зрелищностъ создаваемого представления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.