Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрительный центр, как правило, является композиционным центром изображения




Необходимо также учитывать то, что в восприятии зрителем формы отдельного объекта, расположенного на изобразительной плоскости, существует целый ряд особенностей. Например, при взгляде на лист бумаги зрительный центр не совпадает с геометрическим центром листа. Если разделить лист бумаги пополам, то верхняя половина обязательно будет казаться зрителю больше нижней. Здесь играют роль наблюдения людей над окружающими их объектами, когда предметы, расположенные на поверхности земли, воспринимаются как база, как основание, испытывающее давление верхней части обозреваемого пространства (неба, кроны деревьев, верхней части архитектурных сооружений и интерьера). Эта особенность зрительного восприятия человека особенно учитывается в полиграфической практике, где, например, верхняя часть букв и цифр делается меньше нижней для того, чтобы одна часть символа уравновешивала другую. Поэтому художнику-графику, компонующему отдельный объект, следует композиционный центр изображения для равновесия несколькосдвигать к верхней стороне изобразительной плоскости. Кроме того, глаз человека в силу установившейся привычки и своего устройства легче двигается слева направо, чем справа налево. Большая часть населения земного шара читает текст слева направо, начинает рассматривать предметы слева направо. Эта особенность зрительного восприятия человека ведет к тому, что левая и правая половины изобразительной плоскости кажутся зрителю неодинаковыми: левая обычно перевешивает правую. Если разделить лист бумаги пополам по вертикали, то левая и правая части листа будут казаться неравными. Поэтому, добиваясь равновесия в композиции рекламы, художнику-графику следует сдвигать композиционныйцентр несколько вправо.

Устойчивость – свойство статичной формы. Семантика устойчивой формы объекта заключается в том, что внешний вид объекта информирует зрителя о его устойчивости, о характере распределении нагрузок, передаваемых от объекта к поверхности земли.

Знаковость устойчивой формы объекта зависит от его функции и назначения. И если зритель получает зрительную информацию о надежности и устойчивости объекта, то внешняя форма объекта выглядит как устойчивая и статичная. Для придания устойчивости изображению передний план изобразительной плоскости обычно обобщают и делают более тяжеловесным. На нем располагают второстепенные элементы композиции небольшого размера, требующие рассмотрения в последнюю очередь. Эта особенность человеческого зрения всегда учитывалась художниками-живописцами: передний план их картин всегда подавался облегченным, дающим возможность сосредоточить внимание зрителя на композиционном центре картины.

Есть и такие отдельные объекты, которые своей формой отражают распределение нагрузок внутри объекта.

Семантика сжатия заключается в отображении внутренних сил, действующих внутри объекта.

При отображении состояния сжатия изображаются сжимаемый объект, элемент – источник силы, и опорные поверхности сжимающего элемента и сжимаемого объекта. Примерами объектов, где действуют силы сжатия, могут служить кулак руки человека, выжимающий сок из апельсина, производственный пресс, сжимающий паковку, футбольный мяч, в котором опорной поверхностью, принимающей нагрузку от сжатого воздуха, служит оболочка в форме шара.

Растения и животные от природы наделены таким качеством формы, как пропорциональность.

Пропорциональность формы отдельного объекта есть гармоническое соотношение размеров его частей и размеров частей к форме целого объекта. В окружающем нас мире среди объектов естественного происхождения можно найти формы с пропорцией «золотого сечения», с пропорцией модульности, комбинаторики и трансформацией формы.

Модульность как разновидность пропорции нашла широкое применение при формообразовании объектов, созданных трудом человека. (Рис. 2.55). Простым примером модуля, например в строительстве, является стандартизованный размер кирпича. В пчелиных сотах также существует принцип формообразования на основе модуля. Форма тела некоторых растений, насекомых и пресмыкающихся имеет модульное строение.

В рекламе, например, модуль используют для создания модульной сетки в журналах для размещения рекламных объявлений. В этом случае размер рекламного объявления варьируется от минимального размера до заполнения всей полосы журнального листа.

 

 

Рис.2.55. Модульность архитектуры.

 

С модульностью неразрывно связано такое свойство формы и естественного, и искусственного мира, как комбинаторика. Комбинаторика предполагает вариантность пространственного расположения элементов в процессе функционирования объекта. При наличии набора элементов, которые имеют между собой ряд функциональных связей и совместимы между собой по присоединительным и установочным размерам, можно в процессе формообразования изменить объект, придав ему новые функциональные свойства. При этом форма объекта принимает иные относительно исходного положения конфигурации. Примером комбинаторики объекта может служить набор элементов детского конструктора «Lego».

Под трансформациейформы отдельного объекта понимается изменение ее формы в зависимости от условий существования и функционирования. Так, человек в процессе своей жизнедеятельности в течение дня принимает несколько пространственных положений своего тела. Трансформация всегда связана с изменением условий функционирования объекта. Павлин распускает свой декоративный хвост, чтобы «выступить надменно»; самолет «Конкорд» изменяет конфигурацию крыла и обтекателя для того, чтобы увеличить подъемную силу при взлете и уменьшить сопротивление движению при полете в верхних слоях атмосферы.

Принцип трансформации используется и при изготовлении объектов наружной рекламы, например, стендов с изменяющимся текстом рекламного сообщения. К этим стендам относятся различного рода лепестковые информаторы и электронные табло типа «бегущая строка».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.