Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпуск учебных и методических изданий в I полугодии 2014г. по Москве




Андрей Евгеньевич Косых,

директор по издательским процессам издательства «Дрофа»

В 2012 году были сформированы методические рекомендации по подготовке электронных учебников, а в 2013 году мы получили Приказ, оговаривающий обязательность с 1 января 2015 года электронной формы учебника. При этом все участники рынка решили, что это будет электронный учебник. Но электронная форма и электронный учебник – это не одно и то же. Электронная форма должна максимально соответствовать бумажному учебнику, который прошел все экспертизы. Поэтому к 1 января 2015 года готовятся учебники в электронной форме, которые максимально соответствуют содержанию бумажного учебника.

В прошлом году «Дрофа» заключила 4 договора с дистрибьюторами электронных форм наших учебников. Цена была ниже, чем на бумажный учебник. Но как только мы начинаем говорить о создании интерактивных объектов, то цена вырастает многократно.

В этом году мы заключим договор с «ЛитРес» и попробуем рассмотреть схему распространения среди физических лиц. На потребительском рынке есть схемы, к которым многие уже привыкли, например, магазин приложений AppStore. Все эти схемы в той или иной степени подходят и для учебников. Нужно лишь определиться с тем, как защитить наш контент. Сегодняшние модели его не защищают или, защищая, затрудняют его использование.

 

Таблица 1.6.

  Число книг и брошюр В %% к данным I полугодия 2013 года Тираж, тыс.экз. В %% к данным I полугодия 2013 года
учебные и методические издания   90,6 91420,2 111,4
в том числе:        
учебные и методические издания для дошкольников   108,9 14333,4 132,7
учебные и методические издания для общеобразовательной школы   89,7 72943,4 111,1
в том числе:        
учебные и методические издания для начальной школы   87,2 41309,6 98,1
учебные и методические издания для средней школы   91,2   138,5
учебные и методические издания для старшей школы   93,7 3450,8 107,4
учебные и методические издания для высшей школы   85,1   68,8
учебные и методические издания для среднего специального образования   120,4 601,8 120,2
учебные и методические издания для прочих видов обучения   79,9 1235,9 69,6
учебные словари, справочники   76,9 625,7 70,4

Источник: данные – Российская Книжная палата

Все же снижение выпуска (SKU) учебных и методических изданий для общеобразовательной школы связано с обстоятельствами, развернувшимися вокруг основного документа, регламентирующего конкурентный фон в этом векторе книгоиздания.

28 февраля 2014 г. на заседании Научно-методического совета Минобрнауки РФ был сформирован Проект Федерального перечня учебников на 2014/2015 учебный год, представленный 7 марта на открытое обсуждение. В Проекте – 1377 наименований вместо 2985 прошлогодних. Из Федерального перечня исключены учебники московских издательств: комплекс учебных материалов «Школа-2100» («Баласс»), учебники математики Л.Г. Петерсон («Ювента»), учебники предметно-методических линий по русскому языку С.И. Львовой («Мнемозина») и другие.

Сокращение количества наименований связано с обоснованным желанием Министерства образования и науки улучшить качество учебников за счет совершенствования процедуры экспертизы. И, безусловно, для каждого исключения из Перечня была представлена вполне внятная причина. Так, причиной отказа издательству «Мнемозина» названо несвоевременное предоставление учебников и поддельные (!) подписи экспертов на заключениях. Несвоевременная подача документов стала причиной исчезновения из Перечня и полной линейки учебников «Школа 2100». А учебники по математике для начальной школы Л.Г. Петерсон не вошли в Федеральный перечень по причине отрицательного экспертного заключения Российской академии образования.

Смущает лишь то, что указанные выше замечания касаются не новичков школьного рынка учебников, а издателей, неоднократно проходивших аналогичные процедуры. Более того, в числе нарушителей экспертизы преимущественно значимые игроки рынка школьных учебников с долей в 5-8%, а также безусловные лидеры ТОПов продаж – линейки учебников русского языка и литературного чтения Р.Н. Бунеева и математика Л.Г. Петерсон, ставшая символом «продвинутого» начального образования.

Именно это обстоятельство создало невероятную эмоциональную перегрузку в педагогическом и издательском сообществе, которая в итоге… не изменила ситуации. Приказ № 253 Минобрнауки РФ от 31 марта утвердил новый Федеральный перечень учебников, не внося корректив, лишь в пункте 3 оговорив право школ «в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу настоящего приказа». Согласно новым правилам следующий перечень рекомендованных учебников будет утвержден лишь через три года.

С точки зрения государственной статистики (Книжная палата) учебное книгоиздание Москвы в I полугодии 2014 года имело незначительные проблемы. Доля учебных и методических изданий для школы в суммарном столичном книгопроизводстве немного снизилась по количеству наименований (с 11,4% в 2013г. до 10,5% в 2014г.) и, напротив, подросла по суммарному тиражу (с 33,9% в 2013г. до 36,1% в 2014г.).

В абсолютно выражении это означает, что только за январь-июнь 2014 года московскими издательствами было выпущено 3383 наименований учебных изданий для школ суммарным тиражом 72,9 млн. экземпляров. Средний же тираж сегмента выровнялся после неожиданного прошлогоднего падения, и достиг по итогам первой половины 2014 года традиционного для себя уровня в 20.000+ экземпляров. Действительно, ряд ведущих московских издателей школьных пособий («Дрофа», «Вентана-Граф», «Экзамен») сократили выпуск наименований на 28-44% при параллельном росте среднего тиража издания. Но сокращение линейки SKU в сегменте по данным Книжной палаты во многом было компенсировано за счет издательства «Просвещение», которое нарастило выпуск на 400 (!) наименований при росте среднего тиража с 33600 до 39250 экземпляров. Таким образом, по итогам I полугодия 2014г. на долю этого издателя приходится 24% наименований и 52% (40,7 млн. экз.) суммарного тиража от общего выпуска учебной и методической литературы для школ в РФ. Последняя цифра может вызвать определенные вопросы не только у коллег из книжной отрасли, но и у экспертов ФАС. Впрочем, само издательство «Просвещение» сообщает о выпуске в I полугодии 2014г. лишь 649 новинок и переизданий (без допечаток) суммарным тиражом чуть более 8 млн. экземпляров, видимо не учитывая поставку учебной литературы в школы Крыма на сумму 3 млрд. рублей.

В отличие от книгоиздания, статистика продаж в I полугодии 2014 года менее оптимистична и однозначно свидетельствует об определенных проблемах в учебном сегменте, прежде всего для стационарной книжной розницы. В наименьшей степени пострадали книготорговые предприятия уже привыкшие к тому, что в мае-июне мелкий опт учебной литературы оттягивают на себя интернет-магазины. На площадках ведущих книжных магазинов Москвы падение оборота по школьному сегменту по итогам I полугодия 2014г. находится в диапазоне 2-7%.

Очевидное снижение спроса на учебные пособия в книжной рознице не сумел закрыть даже рост цен. В I-II кварталах 2014 года средняя цена реализации на розничном рынке учебной литературы в Москве составила 238,33 руб. (РФ – 196,09 руб.). Вопреки существенному росту отпускных цен со стороны ряда издательств, на фоне аналогичного периода 2013 года рост средневзвешенного показателя цены реализации в учебном блоке составил лишь 5,4% или (+ 10 рублей).

Таблица 1.7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.