Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Разработка плана исследования 13 страница




ние тематического сознательного восприятия (thematic apperception test) объясняется тем, что те-

мы, связанные с изучаемой проблемой, выявляются исходя из субъективных объяснений рес-

пондента того или иного рисунка.

В маркетинговом исследовании применяют метод ответа по рисункам, т.е. респондентам

показывают рисунок и просят рассказать историю, описывающую этот рисунок. Ответы позво-

ляют узнать респондента лучше и определить его отношение к теме. Рассмотрим такой пример.

ПРИМЕР. Пирожное и мороженное - вот это да!

Маркетологи обнаружили, что не все стремиться питаться только здоровой и легкой

пишей. В ответах на прямые вопросы потребители стесняются признаваться в том, что

предпочитают пищу, которая вредна для них. Однако им не удалось скрыть свои пред-

почтения от исследователей. Помог разобраться в реальном положении дел метод ответа

по рисункам.

Респондентов попросили описать рисунок, на котором люди едят жирную калорийную

пищу. Большинство респондентов одобрили поведение этих людей, объяснив это тем, что

ежедневные стрессовые ситуации в нашей жизни заставляют людей отворачиваться от без-

вкусных рисовых пирожков, обращая свой взор на вкусную пищу, способную дать им по-

чувствовать вкус жизни

Многие производители пищевых продуктов с выгодой использовали полученные

данные. Они стали предлагать высококалорийную продукцию с большим содержанием

солей и жиров. Компания Haageti-Daz$ недавно представила новый сорт мороженого

Extraas. Неужели вы откажитесь от такого мороженного: ореховая шоколадная начинка в

три слоя, в состав которых входят: сливки, сахар, шоколадный ликер, сливочное масло,

плоды ореха-пекана и яичные желтки. Благодаря новому сорту Extraas доля рынка

Haagen-Dazs выросла с 5,9 до 7,9%.

Еще один пример того, как "нездоровая" пища принесла прибыль кафе Wendy, ко-

торое начало готовить свои сандвичи с жаренными цыплятами, беконом, и ломтиками

сыра. Эти сандвичи продаются лучше, чем бутерброды с курицей. На три проданных

сандвича у Wendy приходится один куриный бутерброд, хотя последние считаются бо-

лее здоровой пищей.

Компания Pepperidge Farm также вышла на рынок "антистрессовой пищи", представив

калорийное мягкое печенье, в котором 40% жира. Вскоре эта новая продукция стала третьим

самым раскупаемым товаром компании [33].

Анимационные тесты. В анимационных тестах (cartoon tests) на рисунках изображаются

мультипликационные персонажи, которые попадают в разные ситуации, связанные с иссле-

дуемой проблемой. Респондентов просят придумать для персонажа ответ на комментарии дру-

Глава 5. Поисковые маркетинговые исследования: качественные исследования 211

того персонажа. В ответах респондентов можно узнать их эмоции, убеждения и отношение к

ситуации. Анимационные тесты проше в проведении и анализе, чем метод ответа по рисункам.

Пример анимационного теста показан на рис. 5.4.

Давай-ка

посмотрим,

продается ли в

универмаге Sears

посуда!

Рис. 5.4. Анимационный тест

Метод конструирования ситуации (construction techniques)

Проекционный метод, при котором респондента просят дать ответ в виде истории, диалога

или описания ситуации.

Метод ответа по рисункам (picture response techniques)

Проекционный метод, при котором респонденту показывают рисунок и просят рассказать

историю, описывающую этот рисунок.

Анимационные тесты (cartoon tests)

Мультипликационные персонажи попадают в разные ситуации, связанные с исследуемой

проблемой. Респондентов просят придумать для персонажа ответ на комментарии другого

персонажа.

Экспрессивные методы

В рамках экспрессивных методов (expressive techniques) в устной или визуальной форме рес-

понденту на рассмотрение представляется какая-либо определенная ситуация. От него требует-

ся выразить те чувства и эмоции, которые испытывают другие в данной ситуации. Причем

респонденты выражают чувства и эмоции других людей, а не свои собственные. Вот два глав-

ных экспрессивных метода — ролевая игра и метод третьего лица.

Ролевая игра. При ролевой игре (role playing) респондентов просят побыть в роли друго-

го человека и представить, как тот будет вести себя в той или иной ситуации. Исследова-

тель предполагает, что респонденты будут руководствоваться своими собственными эмо-

циями. Это станет очевидным после анализа ответов, как показано в проекте "Выбор уни-

вермага" [34].

212 Часть II. Разработка плана исследования

f СКВОЗНОЙ ПРИМЕР. ВЫБОР УНИВЕРМАГА

f Ролевая игра

I* Респондентов просят сыграть роль менеджера, который разбирает жалобы потребителей. I

То, как исполнитель данной роли рассматривает поступившие жалобы, позволяет больше |

узнать о его отношении к менеджерам магазина. Если респонденты ведут себя с жалую-

j щимися клиентами вежливо и обходительно, то это свидетельствует о том, что именно 1

такое отношение к себе, как к покупателям, они хотели бы видеть со стороны админист- I

рации универмага.

Метод третьего лица. Для метода третьего лица (third-person technique) характерно, что

респонденту в устной или визуальной форме предлагают на рассмотрение ситуацию. Он же,

в свою очередь, должен определить, о чем думает третье лицо в данной ситуации. Этим

третьим лицом может быть друг, сосед, коллега или "обычный" человек. Как и прежде, ис-

следователь предполагает, что респонденты будут руководствоваться своими собственными

эмоциями при описании реакции третьего лица. Как показано в следующем примере, ответ

респондента в третьем лице уменьшает влияние общественного мнения, поэтому ответ будет

более точным.

} ПРИМЕР. Что скажут соседи?

|

Маркетологи проводили исследование для одной авиакомпании, чтобы выяснить, по-

чему некоторые люди не летают на самолетах. На вопрос "Вы боитесь лететь?" мало кто из 1

респондентов отвечал утвердительно. Основные причины отказа от перелетов — дорогие [

авиабилеты, неудобства и задержки, связанные с плохой погодой. Однако было подозре-

ние, что на ответы респондентов значительно повлияла необходимость дать социально |

приемлемые ответы. Поэтому провели дополнительное исследование, в котором вопрос f

звучал так: "Как вы думаете, ваш сосед боится лететь?" Ответы показали, что большинст- [

| во "соседей", которые избегали самолетов и передвигались на других транспортных сред- |

ствах, боялись лететь [35].

Обратите внимание, что ответ на вопрос к первому лицу ("Вы боитесь лететь?") был не-

правдой. Задав тот же вопрос но в отношении третьего лица ("Как вы думаете, ваш сосед боится

лететь?"), мы получили правдивый ответ, так как вопрос не касался самого респондента. Мож-

но привести и другой пример, когда исследователь дает респонденту список товаров и просит

его дать характеристику покупателю [36J.

Заканчивая обсуждение проекционных методов, мы рассмотрим их преимущества, недос-

татки и способы применения.

Экспрессивные методы (expressive techniques)

Проекционный методы предполагают, что респонденту в устной или визуальной форме

предлагают на рассмотрение определенную ситуацию. Он же, а свою очередь, должен оп-

ределить, что чувствуют люди в данной ситуации.

Ролевая игра (role playing)

Респондентов просят объяснить манеру поведения другого человека,

Метод третьего лица (third-person technique)

Проекционный метод, когда в устной или визуальной форме респонденту предлагают на

рассмотрение ситуацию. Он же, в свою очередь, должен определить, о чем думает третье

лицо в данной ситуации.

Глава 5. Поисковые маркетинговые исследования: качественные исследования 213

Преимущества и недостатки проекционных методов

Проекционные методы имеют одно главное преимущество по сравнению с неструктуриро-

ванным прямым методом качественного исследования (фокус-группы и глубинные интер-

вью): они позволяют получить такие ответы, которые респонденты не дали бы, если бы знали о

цели исследования. Иногда в прямом опросе респондент может преднамеренно или неумыш-

ленно неправильно истолковывать, понять или же обмануть исследователя. В таких случаях,

используя проекционные методы, можно не сомневаться в правильности ответов, поскольку

скрываются цели исследования. Это становится очевидным, когда задаются личные, довольно-

таки щепетильные вопросы, связанные с правилами поведения в обществе. Проекционные ме-

тоды также помогают выявить скрытые на подсознательном уровне мотивы и убеждения рес-

пондентов [37].

Проекционные неструктурированные прямые методы исследования имеют ряд слабых сто-

рон. Так, для их использования необходимы хорошо обученные интервьюеры. Ответы анали-

зируют квалифицированные аналитики, услуги которых стоят немало. Кроме того, они не

должны быть предубежденными. За исключением метода словесных ассоциаций, все осталь-

ные методы предусматривают незавершенное окончание, что усложняет анализ и обработку

полученных данных.

Некоторые проекционные методы, например ролевая игра, требуют, чтобы респонденты ве-

ли себя не совсем обычно, В таких случаях исследователь может предполагать, что респонден-

ты, которые согласились участвовать в игре, — неординарные личности и поэтому не являются

представителями той части совокупности, ради которой проводится исследование. Поэтому ре-

комендуется сравнивать результаты, полученные проекционными методами, с результатами

других методов, характеризуемых представительной выборкой. Табл. 5.3 предлагает сравни-

тельную характеристику следующих методов: фокус-групп, глубинных интервью и проекци-

онных методов.

Таблица 5.3. Сравнительная характеристика фокус-групп, гл

екционных методов качественного исследования

инных интервью и про-

Параметры Фокус-группы Глубинные интервью Проекционные

методы

Степень структурирования

Зондирование респондентов

Необъективность ведущего

Необъективность в обработке данных

Возможность получения подсознательной

информации

Возможность получения новой информа-

ции

Степень получения эмоциональной инфор-

мации

Необычное поведение или вопросы

Общая пригодность

Относительно высокая Относительно средняя Относительно низкая

Низкое Высокое Среднее

Относительно средняя Относительно высокая От низкой до высокой

Относительно низкая Относительно средняя Относительно высокая

Низкая

Высокая

Низкая

Hei

Очень полезный

От средней до высокой Высокая

Средняя

Средняя

Низкая

Высокая

В ограниченном коли- Есть

честве

Полезный В некоторой степени

полезный

Применение проекционных методов

Проекционные методы применяются реже, чем неструктурированные прямые методы

(фокус-группы и глубинные интервью). Исключением, пожалуй, является метод словесных ас-

социаций, который используют для проверки наименований торговых марок, а иногда для вы-

214 Часть II. Разработка плана исследования

яснения отношения потребителя к определенным изделиям, торговым маркам, пакетам услуг

и рекламным объявлениям. Как видно из приведенных выше примеров, проекционные мето-

ды могут применяться в разных ситуациях. Они особенно полезны, если руководствоваться

следующими принципами.

1. Проекционные методы следует применять, когда необходимую информацию нельзя полу-

чить, используя прямые методы сбора данных.

2. Проекционные методы следует применять в поисковых исследованиях для получения на-

чальных сведений о предмете исследования.

3. Учитывая сложность их применения, проекционные методы не должны использоваться

непродуманно.

Руководствуясь этими принципами, проекционные методы, наряду с другими качествен-

ными методами исследования, могут предоставлять ценную информацию.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Качественные исследования играют важную роль и в международных маркетинговых ис-

следованиях. В начале их проведения качественное исследование может дать представление о

самой проблеме и помочь в разработке подходов к ее решению формулированием соответст-

вующих поисковых вопросов и гипотез, моделей и характеристик, которые влияют на разра-

ботку плана исследования. Таким образом, с помощью качественного исследования можно вы-

яснить различия между зарубежными и внутренними рынками. Фокус-группы применяются

очень часто, особенно в развитых странах. Их ведущий должен быть знаком не только с техно-

логией проведения фокус-групп, но также владеть языком, знать культуру и особенности соци-

альных отношений той или иной страны. Информацию черпают не только из устных ответов,

но также из невербальных сигналов, типа интонации голоса, выражение лица и жесты [38],

Количество участников фокус-группы также изменяется. Например, в Азии семь респонден-

тов— это идеальное число участников для достижения взаимопонимания между членами

группы. В некоторых странах Среднего и Дальнего Востока люди неохотно обсуждают свои

чувства в коллективе. В других странах, например в Японии, считается невежеством не согла-

шаться с кем-то на глазах у остальных. В таких случаях применяют глубинные интервью. Кро-

ме того, полученные данные нужно проанализировать с учетом особенностей той или иной

культуры. Соблюдение культурных традиций — очень важный аспект в проведении качествен-

ного исследования. Это видно из следующего примера.

ПРИМЕР. Тараканы? У нас дома? Нет, и быть не может!!

Культура— это очень важный фактор, влияющий на проведении качественного иссле-

дования. Рассмотрим фокус-группы. В Великобритании домохозяйку нелегко убедить в

том, что у нее в доме водятся тараканы. Чтобы это сделать, ведущий должен заверить ее в

том, что с подобной проблемой сталкиваются и многие другие. Во Франции происходит все

совсем по-другому: респонденты сразу начинают беседовать о тараканах. При выборе мето-

дов проведения качественного исследования и во время анализа полученных данных следует

учитывать культурные особенности региона [39].

Перед тем как проводить международное маркетинговое исследование, необходимо опреде-

лить, какой из методов целесообразнее применить. Ассоциативные методы (словесные ассо-

циации), методы завершения ситуации (завершение предложения и истории) и экспрессивные

методы (ролевая игра, метод третьего лица) предусматривают использование устных ответов.

Методы конструирования ситуации (ответ по рисункам и анимационные тесты) используют

невербальные примеры (рисунки). Независимо оттого, какие приводятся примеры, словесные

Глава 5. Поисковые маркетинговые исследования: качественные исследования 215

или невербальные, необходимо установить эквивалентность их значения для представителей

всех культур. Это трудная задача, особенно когда социокультурная среда, в которой проводится

исследование, подвержена изменениям. Возникают проблемы с установлением эквивалентно-

сти рисунков. Рисунки пером или карандашом легче проанализировать, чем фотографии. Од-

нако методы, основанные на словесных примерах, например словесная ассоциация, могут с

легкостью применяться, как показано в следующем примере.

ПРИМЕР. Компания Whirlpools качественные исследования

Компания Whirlpool— известный лидер по производству бытовой техники. Ее продук-

I ция известна не только в Соединенных Штатах Америки и Канаде, но и в странах Азии, Ев-

ропы и Латинской Америки. Фирма Whirlpool выпускает свою продукцию под 12 фирмен-

ными названиями более чем в 140 странах мира.

Каким образом Whirlpool удается добиваться успеха на столь разнообразных рынках?

Один из секретов в том, что компания много средств вложила в международные маркетин-

говые исследования. Качественные исследования в форме фокус-групп, глубинных интер-

вью и различных проекционных методов проводятся высокопрофессиональными маркето-

логами кампании во всем мире. В одном из таких исследований холодильников в Европе

Whirlpool обнаружила, что британские потребители предпочитают крепкую конструкцию,

для французов ценность представляют свежие фрукты и овощи, для испанцев — свежее мя-

со. Исследование кухонных плит показало, что итальянцы предпочитают модели, недоступ-

ные для детей, а испанцы на первое место ставят точные таймеры. Немцы оказались единст-

венными в своем бережном отношении к окружающей среде. Из-за высоких цен на элек-

тричество население Латинской Америки предпочитает газовые плиты. Учет культурных

особенностей каждой отдельной нации позволяет Whirlpool удерживать лидирство на рынке.

После проведения всемирного качественного исследования Whirlpool хорошо ознакомилась

со своими потребителями и готова составить конкуренцию на мировом рынке [40].

В международных исследованиях тоже есть свои слабые стороны. Очень сложно найти за

границей профессиональных ведущих и интервьюеров. Использование соответствующих мето-

дов шифрования, анализа и обработки информации представляет дополнительные трудности.

ЭТИКА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Соблюдение этических норм по отношению к респондентам и к обществу в целом играет

первостепенную роль в проведении качественного исследования. Это относится к следующим

проблемам: засекреченность целей исследования и использование обманчивых методов, аудио-

и видеозапись процедуры опросов, комфорт респондентов и неправильное использование ре-

зультатов качественного исследования [41].

Все косвенные методы сбора информации предусматривают сокрытие цели исследования.

Очень часто для этого используют вводную информацию. Это не только нарушает право рес-

пондента, но также наносит ему в какой-то степени психологический вред. Например, респон-

дента может огорчить, что после выполнения нескольких заданий по методу завершения си-

туации он вдруг узнает, что объектом исследования был цвет баночки для нового апельсиново-

го напитка, а не пищевые продукты, как он предполагал вначале. Чтобы избежать подобных

недоразумений, респонденту честно говорят, что истинная цель исследования засекречена для

того, чтобы его ответы не были предубежденными. После выполнения заданий респондентов

на специальном собрании информируют об истинной цели исследования, при этом они дают

свои комментарии или задают интересующие их вопросы. Следует избегать обманчивых мето-

дов исследования, которые нарушают право респондентов на конфиденциальность информа-

ции. Это происходит, например, когда заказчикам разрешают наблюдать за фокус-группой или

за проведением глубинного интервью, представляя их как сослуживцев, которые помогают в

осуществлении проекта.

216 Часть II. Разработка плана исследования

Этическим принципам также противоречит видеозапись проведения фокус-группы или

глубинного интервью без получения предварительного согласия на участников опроса. Руко-

водствуясь этическими принципами, респондентов необходимо предупредить заранее и полу-

чить их согласие до начала опроса, лучше всего во время отбора участников. Кроме того, в кон-

це встречи участники должны подписать письменное заявление на разрешение использовать

записи с их участием. В этом заявлении указана истинная цель исследования и список людей,

которые будут иметь доступ к видеозаписям. Участники могут отказаться подписать это заяв-

ление. В этом случае записи должны быть отредактированы таким образом, чтобы полностью

исключить личность и комментарии отказавшихся респондентов.

Вот еще один этический принцип: респонденты должны чувствовать себя расковано. Про-

водя качественное исследование, например, во время глубинного интервью, респондент не

должны чувствовать себя неловко. Если он не желает больше отвечать на вопросы по какой-

либо теме, интервьюер не должен его заставлять. И последний принцип касается общественно-

сти, так как полученная информация может использоваться в сомнительных целях, например

в политических кампаниях.

ПРИМЕР. Фокус-группы и клевета на президентских выборах

В свое время много разговоров было про "антирекламу". Однако в центре внимания

вскоре оказалась не сама реклама, а этические принципы применения маркетинговых ис-

следований в создании такой рекламы. Типичный тому пример — политическая кампания

Джорджа Буша и Майкла Дукакиса в 1988 году. Составляя антирекламу на Дукакиса, сто-

ронники Буша использовали метод фокус-групп для получения отрицательной информа-

ции на оппонента. Цель такого исследования заключалась в определении реакции амери-

канской общественности на использование этой отрицательной информация в виде рекла-

мы. Те негативные стороны, которые вызвали в фокус-группе отрицательные эмоции, были

отобраны для политической рекламы Буша. Что это дало? Представленный "... как неудач-

ник, слабак, либеральный благодетель, которому не хватает здравого ума...," Дукакис проиг-

рал на выборах с большим отставанием от Буша. На президентских выборах в 1992 и 1996 го-

| дах победил Билл Клинтон, частично благодаря антирекламе против республиканцев [42].

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ INTERNET И КОМПЬЮТЕРА

В главе 3 мы говорили о форумах, чатах, группах новостей и их роли в проведении марке-

тинговых исследований. Здесь же мы обсудим использование Internet для проведения фокус-

групп, глубинных интервью и проективных методов [43].

Internet и фокус-группы

Участие в фокус-группах в режиме online принимают только приглашенные респонденты,

которых отбирают заранее из списка заинтересовавшихся кандидатов. И только тех, кто прой-

дет отбор, пригласят для участия в фокус-группах. По электронной почте респонденты полу-

чают название комнаты, ее адрес (URL), пароль и время проведения фокус-группы. В такого

рода фокус-группах обычно принимают участие от четырех до шести респондентов. Фокус-

группы в режиме online не такие многочисленные, как "живые", поскольку слишком большое

количество участников может запутать обсуждение.

Перед началом обсуждения ее участники знакомятся с некоторыми нюансами, например с

тем, как выразить эмоции. В Internet существуют стандартные способы выражения эмоций с ис-

пользованием символов клавиатуры Например;-) и:-{ обозначают соответственно улыбающиеся

и грустные лица. Эти комбинации символов (в русском варианте— смайлики.— Прим. ред.)

обычно вставляются в той части текста, которую хотят эмоционально выделить. Эмоции также

выражаются разными шрифтами или цветами. Вот некоторые из них: я хмурюсь, я смеюсь над со-

бой, я смущен, а теперь я в ярости, сейчас я страстно отвечаю и т.д. Эмоции сопровождают ответ.

Глава 5. Поисковые маркетинговые исследования: качественные исследования 217

Участники могут заранее узнать тему, которая будет обсуждаться в фокус-группе, посетив соответ-

ствующий сайт, на котором можно получить необходимую информацию или скачать и посмот-

реть телевизионную рекламу на данную тематику. Перед началом интервью участники заходят на

этот сайт под своим логином и получают последний инструктаж.

Когда подходит время опроса, они заходят в чат. Затем, щелкнув на пиктограмме "Войти в

фокус-комнату", респонденты заходят в комнату, где должно состояться интервью фокус-

группа. Они должны ввести имя пользователя (свой логин) и пароль, который им прислали по

электронной почте. В чате участники и ведущий общаются в реальном времени. Как правило,

все свои сообщения ведущие печатают большими буквами, а респондентов просят печатать

строчными и прописными буквами. В начале каждого ответа должен стоять номер вопроса,

чтобы ведущий мог быстро привязать ответ к соответствующему вопросу. Так будет проще за-

писать общение, которое длится около часа. Сразу по окончании интервью предлагается его

сырая копия, для обработки которой понадобится двое суток. Весь этот процесс проходит зна-

чительно быстрее, чем традиционный метод.

Преимущества

В фокус-группе могут участвовать люди из всех уголков страны и со всего мира, а заказчик

может наблюдать за происходящим у себя дома или в офисе. Не существует географических и

временных препятствий. В отличие от традиционных фокус-групп, здесь есть уникальная воз-

можность связаться с участниками группы позднее, для повторного обсуждения вопросов либо

для ознакомления их с изменениями в материале, который был представлен в самом начале.

Internet позволяет исследователю связаться с людьми, у которых порой трудно провести опрос:

доктора, адвокаты, работающие матери; и другие, которые ведут активную жизнь и не заинте-

ресованы участвовать в традиционных фокус-группах.

Ведущий может одновременно общаться с отдельными респондентами, выясняя подробно-

сти интересующих его вопросов. Обычно в Internet люди менее замкнуты и поэтому открыто

выражают свои эмоции и мысли, Иногда из-за большого количества высказываний интервью

длятся дольше отведенного на них времени. И наконец, такие опросы не требуют никаких пе-

реездов, видеозаписи, дополнительных приспособлений, а стоимость таких интервью значи-

тельно ниже традиционных (от одной пятой до половины от стоимости проведения традици-

онных фокус-групп).

Недостатки

В online опросах могут принимать участие только те люди, которые имеют компьютер и

знают, как им пользоваться. В Internet имя человека не разглашается, и поэтому трудно под-

твердить тот факт, что респондент является именно представителем целевой группы. В муль-

типликационном фильме New Yorker двух собак сажают за компьютер, и одна говорит другой:

"В Internet никто даже не догадается, что ты собака"! Поэтому чтобы избежать недоразумений

подобного рода, в ходе подбора участников применяют некоторые традиционные методы, на-

пример связываются с этими людьми по телефону.

Следует учитывать еще один фактор, а именно, отсутствие наблюдения за той обстановкой,

которая окружает респондентов и может отвлекать их. Поскольку в большинстве случаев участ-

ники фокус-групп разбросаны по всему миру, исследователи и ведущие понятия не имеют о

том, чем в момент проведения интервью могут заниматься респонденты. Проверить можно

лишь визуальные и слуховые раздражители. К материальным вещам нельзя прикоснуться

(одежда) или понюхать (духи).

Применение

Есть ситуации, в которых традиционные фокус-группы ничто не заменит. Например, в

Internet нельзя обсуждать вопросы или темы, которые вызывают значительные эмоции. Не все-

гда есть возможность применения фокус-групп в режиме online, поскольку количество людей,

218 Часть II. Разработка плана исследования

имеющих доступ в Internet, ограничено. Однако они очень устраивают компании, которые

пользуются услугами Internet для предложения своих товаров и услуг и хотели бы попасть на

рынок или собрать необходимую информацию. Фокус-группам в режиме online отдают пред-

почтение также те корпорации, которые хотели бы получить информацию по вопросам трудо-

устройства, например: сокращение, смена рабочего места и вакансии. Служащие могут посе-

тить сайт, на котором анонимно обсудят интересующие их вопросы с администрацией. Такие

компании, как CyberDialogue (www.cyberdialogue.com), специализируются в проведении вирту-

альных фокус-групп, опросах по электронной почте и в Internet.

ПРИМЕР. Виртуальное качественное исследованиие помогло "раскрутить" сайт

HEAT.net

Компания Sega of America, представительство японской компании Sega Enterises Ltd., от-

вечает за маркетинг и реализацию видеоигр в странах Северной и Южной Америки. В 1996

появился новый сайт компании SegaHEAT.net, виртуальная игровая служба, позволяю-

щая подписчикам играть в компьютерные игры друг против друга в Internet. Многие конку-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.