Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Разработка плана исследования 17 страница




проведении почтовой панели Market Facts, от участников которой требовалось два часа на за-

полнение анкеты.

Традиционные телефонные опросы и CATI приносят ограниченный объем информации.

Как правило, они длятся меньше, чем другие виды, поскольку респонденты могут прервать те-

лефонный разговор в любой момент. Эти опросы, как правило, продолжаются около 15 минут,

хотя могут быть и более длительными, если предмет беседы интересен респондентам [32]. Ис-

следования показывают, что респонденты склонны занижать продолжительность телефонных

опросов, причем очень значительно, примерно на 50%. Это позволяет предположить, что могут

планироваться телефонные опросы большей длительности, чем это обычно практикуется.

242 Часть II. Разработка плана исследования

Процент откликов

Процент откликов (response rate)

Процент успешно завершенных интервью в общем количестве предпринятых попыток.

Процент откликов (response rate) в опросе широко понимается как процент успешно завер-

шенных интервью в общем количестве предпринятых попыток. Личные опросы на дому, в тор-

говом центре и с помощью компьютера обеспечивают наивысший процент откликов (как пра-

вило, свыше 80%). Проблемы, связанные с отсутствием респондентов дома, часто можно ре-

шить путем повтора телефонных звонков в различное время. Телефонные интервью, как

традиционные, так и с помощью компьютера, обеспечивают процент откликов от 60 до 80%.

Более высокие проценты откликов достигаются повторными звонками. Во время многих теле-

фонных опросов приходится повторять звонки не меньше трех раз.

Искажение, погрешность отсутствия ответа (nonresponse bias)

Возникает в результате существования каких-либо различий между согласившимися и отка-

завшимися участвовать в опросе.

Почтовые опросы имеют невысокий процент откликов. В почтовом опросе случайно ото-

бранных респондентов без предварительных или последующих контактов средний процент

откликов составляет около 15%. Такой низкий процент может серьезно исказить результаты

(погрешность отсутствия ответа, nonresponse bias), поскольку, как правило, откликаются на

просьбу заполнить анкету респонденты, так или иначе заинтересованные в опросе. Величи-

на погрешности отсутствия ответа возрастает по мере снижения процента откликов. Тем не

менее с помощью соответствующих стимулирующих приемов можно добиться роста процен-

та откликов в почтовых опросах до уровня 80% и даже выше. Процент отклика в почтовой

панели колеблется от 70 до 80%, благодаря гарантированному содействию со стороны рес-

пондентов.

Internet-опросы характеризуются самыми низкими процентами откликов, даже более низ-

кими, чем в опросах по электронной почте. Причиной этого может быть то, что некоторые рес-

понденты имеют доступ только к электронной почте, но не к Internet, а также то, что работа в

Internet требует больших усилий и навыков. Кроме того, в отличие от опросов по электронной

почте респонденты должны работать в онлайновом режиме весь период времени, необходимый

для заполнения анкеты. Если респондентов отобрали предварительно, то для доступа к анкете

они должны ввести пароль. Многие не хотят этого делать.

Анализ опубликованных материалов (93 статьи по 497 опросам) определил средний

процент отклика на уровне 81,7; 72,3 и 47,3% соответственно для личных, телефонных и

почтовых опросов [33]. В результате анализа установлено, что процент откликов возрастает

в таких случаях:

• когда выплачено предварительное или обещано денежное вознаграждение;

• увеличена суммы денежного вознаграждения;

• розданы неденежные поощрения и подарки (ручки, карандаши, книги)

• отправлено предварительное уведомление об опросе;

• задействован способ "начиная с малого". Этот поэтапный способ заключается в том, что

первоначально респондентов просят ответить на очень немногочисленные и простые

вопросы, на что почти все соглашаются. Вслед за этой просьбой посетитель переходит к

просьбе заполнить большую по объему основную анкету, приступая, таким образом, к

критической просьбе (critical request), что и было целью визита;

• разосланы письма, адресованные конкретным людям (персонализации);

• отправка последующих писем.

Глава 6. Дескриптивные маркетинговые исследования: опрос и наблюдение 243

Критическая просьба (critical request)

Просьба, выполнение которой является действительной целью.

Дополнительные рекомендации о способах повышения процента откликов приведены в

главе 12.

Осознание анонимности

Осознаваемая анонимность (perceived anonymity)

Осознание респондентами того, что их личность не будет установлена интервьюером или

исследователем.

Осознаваемая анонимность (perceived anonymity) предполагает понимание респондентами

того, что интервьюер или исследователь не сможет установить их личность. Осознание респон-

дентами анонимности высоко в почтовых опросах, почтовых панелях и Internet-опросах, по-

скольку там отсутствует контакт респондента с интервьюером. В то же время при личных опро-

сах (на дому, в торговом центре или с помощью компьютера) осознание анонимности низкое

благодаря непосредственному общению интервьюера и респондента. Традиционные телефон-

ные опросы и CATI занимают промежуточное положение. Степень осознания анонимности

также умеренная при опросах по электронной почте, поскольку, хотя контакт между интер-

вьюером и респондентом отсутствует, респондент знает, что его имя можно установить по об-

ратному адресу электронного письма.

Социальная приемлемость и "чувствительная"

информация

Социальная приемлемость (social desirability)

Склонность респондентов давать ответы, если и неправдивые, зато приемлемые с точки

зрения общества.

Социальная приемлемость (social desirability) — это склонность респондентов давать прием-

лемые с точки зрения общества ответы, независимо от того, правдивы они или нет. Поскольку

почтовые опросы, почтовые панели, Internet-опросы не предполагают непосредственного кон-

такта между интервьюером и респондентом, они в наименьшей степени подвержены влиянию

этого фактора. Очевидно, именно поэтому эти методы больше всего подходят для получения

чувствительной информации, как, например, информации о финансовом положении либо

поведении человека. Традиционные телефонные интервью и CATI больше подвержены влия-

нию этого фактора. Они подходят для получения чувствительной информации, поскольку рес-

понденты сознают, что им не придется ставить свои подписи под информацией, переданной

по телефону [34]. При электронных опросах проблему социальной приемлемости и возможно-

сти получения чувствительной информации можно решить не в полной мере, поскольку рес-

понденты отдают себе отчет в том, что их имена можно установить по обратным адресам элек-

тронных сообщений. Личные опросы, как на дому, так и в торговых центрах и с помощью ком-

пьютера, представляют наименьшие возможности в этом отношении, хотя в некоторой степени

проблему можно смягчить при опросах с помощью компьютера [35].

Возможные искажения информации интервьюером

Интервьюер может повлиять на результаты опроса способом отбора респондентов

(например, заменив положенное интервью с мужчиной, главой семьи, опросом кого-нибудь из

домочадцев), соблюдением или несоблюдением процедуры опроса (пропуская отдельные во-

просы), способом записи ответов (верным или неверным). Значимость фигуры интервьюера

244 Часть II. Разработка плана исследования

определяет и возможную степень искажения [36]. При личных опросах на дому и в торговом

центре возможность искажения очень высока. Традиционные телефонные интервью и САТ1

менее чувствительны к таким ошибкам, хотя и сохраняют их возможность. Например, интона-

цией и тоном голоса интервьюер может выразить собственное отношение к предмету опроса и

тем самым повлиять на ответ респондента. Интервью с помощью компьютера имеют низкую

степень чувствительности к этому фактору. Почтовые опросы, опросы по электронной почте,

Internet-опросы нечувствительны к нему совсем.

Скорость

Прежде всего время, требуемое для проведения опроса, зависит от скорости разработки ан-

кеты, ее доставки респондентам и получения от них данных. При проведении анкетирования

по Internet данные можно получить за считанные часы, поскольку нет необходимости печатать,

рассылать и кодировать информацию. Данные получаются в электронной форме, поэтому про-

граммы статистического анализа можно настроить на автоматическую обработку стандартных

анкет и выдачу результатов и графиков. Таким образом, сегодня Internet представляет собой

самый быстрый способ получения данных от большого количества респондентов. Опросы по

электронной почте также требуют немного времени, хотя и больше, чем при Internet-опросах,

поскольку относительно больше времени требуется на составление списка рассылки и ввод в

компьютер полученных данных.

Традиционные телефонные опросы и CATI также позволяют быстро получить информа-

цию. Если используется центральный телефонный узел, то возможно провести несколько сотен

телефонных опросов в день. Даже данные от крупномасштабных опросов в национальном

масштабе можно собрать в течение двух недель, а то и меньше. Следующие по скорости полу-

чения данные — это опросы в торговых центрах и централизованные опросы с помощью ком-

пьютера. Личные опросы на дому занимают больше времени, поскольку затрачивается опреде-

ленное время на переход от дома одного респондента к дому другого. Чтобы ускорить этот про-

цесс, опросы могут проводиться одновременно в нескольких районах или по разным

категориям респондентов. Почтовые опросы, как правило, требуют больше всего времени.

Обычно требуется несколько недель для получения заполненных анкет, а с учетом рассылки

последующих писем и еще больше. Почтовые панели проводятся быстрее благодаря незначи-

тельному объему последующей корреспонденции.

Затраты

Для больших выборок расходы на Internet-опросы наименьшие. Отсутствуют расходы на

распечатку анкет, их рассылку, кодирование, оплату труда интервьюеров. Расходы в расчете на

одного респондента, как правило, невелики, поэтому обследование большого числа респонден-

тов можно провести со значительной экономией средств сравнительно с почтовыми, телефон-

ными или личными опросами. По этому же показателю личные интервью оказываются наибо-

лее дорогими. В целом, в порядке возрастания количества привлекаемого персонала и необхо-

димого контроля, методы опроса располагаются следующим образом: Internet-опросы, опросы

по электронной почте, почтовые опросы, почтовые панели, традиционные телефонные опро-

сы, CATIj CAPI. личные опросы в торговых центрах, личные опросы на дому. Соответственной

затраты возрастают в таком же порядке. Тем не менее в каждом конкретном случае относитель-

ные затраты зависят от предмета проса и применяемых процедур [37J.

ВЫБОР МЕТОДОВ ОПРОСА

Как следует из табл. 6.2 и вышеприведенных рассуждений, нет такого метода опроса, кото-

рый был бы наилучшим для любой ситуации. В зависимости от требований к получаемой ин-

формации, бюджетных ограничений (времени и денег), характеристик респондентов можно

применить несколько методов опроса [38].

Глава 6. Дескриптивные маркетинговые исследования: опрос и наблюдение 245

СКВОЗНОЙ ПРИМЕР. ВЫБОР УНИВЕРМАГА

Личные опросы на дому

В проекте "Выбор универмага" личные опросы на дому использовались в силу ряда причин,

Респондентам предлагались разнообразные вопросы. Чтобы ответить на некоторые из них,

необходимо было собрать большой объем информации. Полученная информация не была

"чувствительной". Интервьюерами выступали предварительно подготовленные студенты, и

таким образом удалось сократить затраты. Еще одним решающим соображением в пользу

личных опросов на дому была возможность обойтись без привлечения местных фирм по

проведению полевых работ.

Телефонные опросы были отвергнуты из-за сложности вопросов и значительного объема

требуемой информации. По той же причине не подходили опросы в торговых центрах и

CAPI. Организация центров для проведения опросов повлекла бы за собой необходимость

привлечения местных фирм. Почтовые опросы не удовлетворяли целям исследования из-за

низкого процента откликов и сложности требуемой информации. Почтовая панель также не

подходила из-за сложности информации, не позволявшей полагаться на самостоятельно за-

полняемые анкеты. Электронные методы опроса тоже не удовлетворяли, поскольку лишь

немногие респонденты из целевой выборки имели доступ к Internet и электронной почте на

момент проведения исследования.

Необходимо помнить, что различные методы опроса не исключают один другого. Часто они

используются как взаимодополняющие, таким образом, проявляются преимущества и одно-

временно компенсируются недостатки каждого из них. Исследователь может применить ком-

бинацию описанных методов и разработать свои собственные. Например, в классическом оп-

росе интервьюеры распространяли товар, анкету для самостоятельного заполнения и обратные

конверты респондентам. Для последующих контактов использовались традиционные телефон-

ные опросы. Сочетание этих методов привело к тому, что 97% респондентов дали ответы в ходе

телефонного опроса. Кроме того, 82% заполненных анкет было отправлено по почте [39].

В вводных замечаниях приводился пример удачного сочетания телефонного и Internet-опроса

в ходе исследования, проводившегося Microsoft. Рассмотрим примеры выбора метода опроса.

! ПРИМЕР. Oscar Mayer применяет старые и проверенные методы при разработке

f нового товара

Разработка нового товара в компании Oscar Mayer начинается с постановки следующих

вопросов на основе полученной информации.

Кто наш целевой потребитель?

Какие товары он использует в настоящее время?

Что его не удовлетворяет в них?

Как помочь ему разрешить проблемы?

После предварительного ответа на эти вопросы разрабатывается опытный образец нового

товара и проверяется с помощью фокус-группы. Результаты ее проведения позволяют разра-

ботчикам усовершенствовать и отшлифовать свойства продукта. Далее образцы товара и ан-

кеты рассылаются выборке домохозяйств. Oscar Mayer предпочитает опрос по почте, по-

скольку это позволяет собрать большой объем информации с незначительными затратами и

исключает возможность ее искажения интервьюерами. Чтобы преодолеть низкий процент

откликов, респондентам предлагается соответствующее вознаграждение.

Информация от этих потребителей сравнивается сданными предыдущих исследований.

В результате разрабатывается несколько вариантов товара, различающихся по параметрам

I формы, упаковки, размера или структуры. Эти варианты тестируются в маркетинговом ис-

I следовательском центре после опроса примерно 200 представителей целевого. Местом прове-

| дения опроса выбран Маркетинговый исследовательский центр потому, что здесь можно

1 использовать вспомогательные средства для демонстрации и тестирования товара. Получен-

{ ная таким образом информация помогает выбрать один из вариантов [40].

246 Часть II. Разработка плана исследования

МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение (observation)

Регистрация моделей поведения людей, объектов и вариантов развития событий на систе-

матической основе для получения интересующей информации.

Методы наблюдения — это вторая группа методов, используемых в дескриптивных иссле-

дованиях. Наблюдение (observation) представляет собой процесс регистрации моделей поведе-

ния людей и объектов, вариантов развития событий на систематической основе для получения

интересующей информации. Наблюдатель не расспрашивает и не вступает в контакт с людьми,

за поведением которых он наблюдает. Информация может регистрироваться непосредственно в

ходе событий или ее получают из записей о прошедших событиях. Наблюдение может быть

структурированным или неструктурированным, прямым или косвенным. Кроме того, оно мо-

жет проводиться в естественной или искусственно созданной обстановке [41].

Структурированное и неструктурированное наблюдение

Структурированное наблюдение (structured observation)

Метод наблюдения, при котором исследователь имеет четкое представление о моделях по-

ведения, которые будут объектом наблюдения, а также методах, с помощью которых их

можно оценить.

Неструктурированное наблюдение (unstructured observation)

Наблюдение, которое предусматривает регистрацию всех событий, связанных с объектом

наблюдения, без их предварительного уточнения.

При структурированном наблюдении (structured observation) наблюдатель заранее детально

определяет объект наблюдения и методы оценки результатов наблюдения, например ауди-

тор, проводящий инвентаризацию запасов в магазине. Это сокращает возможность искаже-

ния результатов наблюдения и повышает надежность информации, Структурированное на-

блюдение уместно в случае, когда предмет маркетингового исследования и содержание не-

обходимой информации четко определены. В такой ситуации особенности наблюдаемого

объекта можно установить однозначно. Структурированное наблюдение часто используется

в итоговом исследовании.

При неструктурированном наблюдении (unstructured observation) наблюдатель регистри-

рует все аспекты объекта, которые, с его точки зрения, могут относиться к предмету ис-

следования, например, наблюдение за детьми, играющими новыми игрушками. Этот ме-

тод наблюдения уместен, когда проблема исследования только формулируется и необхо-

дима определенная гибкость наблюдения для выяснения всех ключевых компонентов

проблемы и разработки гипотезы. В неструктурированном наблюдении высока возмож-

ность искажения результатов наблюдения. По этой причине результаты наблюдения трак-

туются как гипотеза и подлежат последующей проверке в отличие от результатов итогового

исследования. Таким образом, неструктурированное наблюдение больше всего подходит

для поисковых исследований.

Скрытое и открытое наблюдения

При скрытом наблюдении респонденты не знают о том, что они стали объектом наблюде-

ния. Скрытое наблюдение позволяет респондентам вести себя естественно; люди склонны ме-

нять свое поведение, если знают, что за ними наблюдают. Скрытый характер наблюдения дос-

тигается использованием затемненных стекол, скрытых камер или незаметных технических

устройств. Наблюдатели могут выполнять роли продавцов или покупателей и т.п.

Глава 6. Дескриптивные маркетинговые исследования: опрос и наблюдение 247

При открытом наблюдении респонденты знают, что за ними ведется наблюдение. Иссле-

дователи расходятся во мнении по вопросу о том, в какой мере присутствие наблюдателя

влияет на поведение респондента. Одни считают, что такое влияние минимально и быстро

преходяще [42], другие —что присутствие наблюдателя может серьезно повлиять на поведе-

ние респондента [43].

Наблюдение в естественных и искусственных условиях

Наблюдение в естественных условиях (natural observation)

Наблюдение за поведением объекта в естественной для него среде.

Наблюдение в искусственных условиях (contrieved observation)

Наблюдение за поведением объекта в искусственно созданной среде.

Наблюдение в естественных условиях (natural observation) проводится в привычной для объ-

екта наблюдения среде. Например, кто-либо может наблюдать за поведением респондентов,

обедающих в ресторане быстрого питания Burger King. При наблюдении в искусственных усло-

виях (contrieved observation) респондента могут наблюдать в искусственно созданной обстанов-

ке, например на кухне в центре тестирования.

Преимущество наблюдения в естественных условиях в том, что поведение наблюдаемого

объекта ближе к поведению реальных потребителей. Недостаток — ожидание необходимой для

наблюдения ситуации и сложность измерения и опенки поведения объекта наблюдения в есте-

ственных условиях.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ

ПО СПОСОБУ ПРОВЕДЕНИЯ

Как показано на рис. 6.3, методы наблюдения можно классифицировать по способу их про-

ведения: личное наблюдение, наблюдение с использованием технических средств, аудит, кон-

тент-анализ и анализ следов.

Личное наблюдение

Личное наблюдение (personal observation)

Способ наблюдения, при котором наблюдатель записывает асе происходящие с объектом

события по мере их наступления.

При личном наблюдении (persona! observation) наблюдатель записывает все происходящие с

объектом события по мере их наступления. Он не пытается контролировать или направлять со-

бытия, происходящие с объектом наблюдения. Он просто записывает все, что происходит в ес-

тественных (например, в магазине) или в искусственных условиях (в исследовательском цен-

тре). Например, наблюдатель может записывать число посещений и наблюдать за потоками

покупателей в универмаге. Эта информация поможет улучшить планировку универмага, опре-

делить местоположение отдельных секций, размещение полок и витрин. Следующий пример

подтверждает сказанное выше.

Врезка 6.3. "Практика маркетинговых исследований" показывает, как одна из японских

компаний применила метод личного наблюдения для принятия важного маркетингового ре-

шения [44].

248 Часть II. Разработка плана исследования

Личное

1 J

Наблюдение

с испол ьзованием Ayi

\ 1

1ит Коитекг-анаяиз

Анализ следов

: технических средств

Рис. 6.3. Классификация методов наблюдения

СКВОЗНОЙ ПРИМЕР. ВЫБОР УНИВЕРМАГА

Личное наблюдение

В проекте "Выбор универмага" использовалось наблюдение за номерными знаками автомо-

билей для выяснения мест проживания покупателей. В процессе этого исследования на-

блюдатели записывали номера автомобилей на автостоянках. Затем их ввели в компьютер и

сопоставили с регистрационными данными автомобилей. В результате была создана карта

расселения покупателей по данным переписи либо почтовым индексам. Наряду с прочими

демографическими данными эта карта помогла менеджерам определить размещение новых

подразделений торгового центра, рекламы и сориентировать маркетинговую стратегию тор-

гового центра. Наблюдение за номерными знаками автомобилей стоило дешевле, оказалось

более быстрым и надежным, чем личные опросы покупателей интервьюерами.

Наблюдение с использованием технических средств

Наблюдение с использованием технических средств (mechanical observation)

Способ наблюдения при котором запись результатов проводится техническими устройствами.

При наблюдении с использованием технических средств (mechanical observation) запись результатов

проводится техническими устройствами. При этом может потребоваться, а может и не потребоваться

непосредственное участие респондентов. Затем записи используются для изучения текущего поведе-

ния респондентов. Из технических устройств, не требующих участия респондентов, наиболее извес-

тен аудиометр А. Нильсена (А.С. Nielsen). Аудиометр подсоединяется к телевизору и постоянно реги-

стрирует, какой канал включен. В последнее время появились так называемые "счетчики людей".

Они не только регистрируют, какой именно канал включен, но и сколько человек смотрят переда-

чу [45]. Другой широко известный пример — турникеты, регистрирующие количество человек, вхо-

дящих и выходящих из помещения, регистраторы движения, расположенные вдоль дорог для под-

счета количества автомобилей, проезжающих в определенном месте. Камеры на рабочих местах

(кино- или видеокамеры) все чаще используют розничные торговцы для контроля за размещением

товаров, привлекательности упаковки и маршрутами движения покупателей. Технические достиже-

ния, такие как штрих-коды товаров (Universal Product Code — UPC), значительно расширили сферу

применения наблюдений с использованием технических устройств.

Врезка 6.3. Практика маркетинговых исследований

Модернизация Accord на основе наблюдений

Honda Motors Co. получала много жалоб на свою модель Accord. Она была недостаточно

вместительна для американских водителей, недостаточно стильной — для японских. Опаса-

ясь потерять этот рынок, Honda направила своих работников для обхода американских семей

и выяснения того, как они используют эту модель. Путем личных наблюдений они выясни-

Глава 6. Дескриптивные маркетинговые исследования: опрос и наблюдение 249

ли, что американские водители предпочитают, чтобы в машине было много отделений для

хранения карт и прочей мелочи. Наблюдатели также предприняли автомобильное путешест-

вие по Америке в Accord, а также в Ford Taurus и Toyota Camry, поскольку те были их основ-

ными конкурентами в классе среднеразмерных машин. В результате этих наблюдений была

разработана модель Accord 1998 года для американских водителей. У новой модели объем са-

лона составлял 101,7 кубических футов по сравнению с 101,5 у Ford Taurus и 97,9 у Toyota

Camry. Более того, была снижена цена на эту машину, что привело к повышению интереса

покупателей. В результате всех этих изменений управляющие Honda надеялись увеличить

объем продаж в США до одного миллиона штук к 2000 году.

Honda продолжает использовать результаты личных наблюдений для адаптации машины

на рынках разных стран. Американский вариант Accord позиционирован как семейная ма-

шина за счет увеличения объема салона и домашнего стиля интерьера, что нравилось поку-

пателям, родившимся в период демографического взрыва; в то же время для японских поку-

пателей Accord позиционировался как компактная спортивная машина, нашпигованная

техническими приспособлениями и предназначенная для молодых профессионалов. Она

также имеет меньшие размеры, поскольку в Японии узкие дороги. Honda также уделяет

внимание и европейскому рынку. Европейский вариант Accord 1998 года имел короткий и

узкий корпус, приспособленный к узким улочкам европейских городов, но при этом маши-

на не потеряла спортивный облик, привлекательный для водителей Старого Света.

Система штрих-кодирования товаров (UPC) наряду с оптическими сканерами создает ши-

рокие возможности для автоматизированного сбора информации о потребительских покупках

в разрезе категорий товаров, марок, типов магазинов, цены и количества (см. главу 4). В проти-

воположность этому многие механические устройства требуют участия респондента в проведе-

нии наблюдений. Такие механические устройства можно поделить на пять групп: анализаторы

движений глаза, глазные регистраторы, психогальванометры, частотный анализатор голоса,

устройства для измерения задержки ответа. Анализаторы движений глаза, такие как окуломет-

ры, глазные камеры, записывают движения человеческого глаза. Эти устройства используются

для изучения механизма восприятия респондентом рекламы или рекламных телевизионных

роликов, а также длительности фиксации взгляда на ее отдельных элементах. Такая информа-

ция очень ценна для разработки способов повышения эффективности рекламы. Глазные реги-

страторы фиксируют изменения в диаметре зрачков глаза. Респондентов просят смотреть на эк-

ран, где демонстрируется реклама или другой анализируемый объект. Яркость изображения и

расстояние до глаз зрителей поддерживаются неизменными. Изменения диаметра зрачков ин-

терпретируется как изменение в когнитивной (мыслительной) активности мозга под влиянием

просматриваемого изображения. В основе метода лежит предположение о том, что увеличив-

шийся диаметр зрачка свидетельствует о заинтересованности и положительном отношении к

просматриваемому материату [46].

Психогальванометр (psycnogalvanometer)

Инструмент для измерения гальванической реакции кожи респондента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.167 сек.