Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обстоятельства, исключающие ответственность




К обстоятельствам, исключающим ответственность за совершенное преступление мусульманское право относит:

1. Необходимую личную самооборону и защиту собственного имущества. Вора во время совершения преступления можно убить безнаказанно, но право самозащиты прекращается, коль скоро вор обратился в бегство или, если имеешь дело с дитятей или безумным.

2. Защита имущества и жизни другого лица.

3. Совершение, по определению властей, деяния, рассматриваемого вообще как преступление (убийство).

4. Убийство и нанесение ран на войне.

5. Причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу другого лица, согласно требованию закона или для осуществления своих прав[37].

К числу обстоятельств, погашающих вину, так же можно отнести:

1. прощение потерпевшего;

2. в некоторых случаях чистосердечное раскаяние[38].

Смерть виновного не освобождает его от взыскания штрафа из его имущества.

Шариатское право предусматривает освобождение подозреваемого от ответственности, в случае если он поклянется на Коране, что не совершал преступлений. После этого его можно будет осудить только в случае, если его виновность будет доказана показаниями свидетелей.

При сомнении наказание может или вовсе не применяться или вместо наказания хадд может применяться наказание тазир.

Лицо полностью освобождается от ответственности:

1. Если есть сомнение в одной из обязательных частей преступления.
2. Если есть сомнение в запретности деяния, например при наличии разногласий правовых школ о запретности либо дозволенности деяния.

3. Сомнение в совершении преступления. Если неизвестно совершило ли лицо преступление, будучи недееспособным, наказание не применяется, поскольку есть сомнение в преступности деяния[39].

Заключение

Обыватель, далекий от ислама содрогается при слове «Шариат». Вследствие однобокой направленности средств массовой информации многие представляют себе это сборником средневековых законов, предписывающих жестокие наказания подобно битью камнями за незначительные жизненные оплошности вроде прелюбодеяния. Увы, приходится признать, что современное общество стало считать подобного рода фривольность всего лишь жизненным обстоятельством, и не считает чем-то, стоящим осуждения и недопустительности.

Бытует также мнение, что «средневековый», «дикий» Шариат, жестоко карая «невинные шалости», бессилен перед лицом серьезных преступлений, обосновывая тем, что любое обвинение в нём строится при наличии свидетельства не менее четырех человек. Все это сгущается образами нищих кварталов стран третьего мира, «бесправных» женщин в парандже, запретом есть свиное мясо, и прочее. О такой жизни западный человек никогда не мечтал, да и за жизнь считать вряд ли будет.

Но, тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, право ислама может быть по-настоящему понято лишь человеком, имеющим представление об исламской религии и восточной цивилизации.

Что касается жестокости телесных наказаний, то можно задаться вопросом: является ли жестоким лишение человека свободы - его наиболее драгоценного дара, лишение его права делать моральный выбор, быть рядом с теми, кого он любит и кто ему дорог? Тюремное заключение может причинить невыразимые страдания людям, жизни которых так или иначе связаны с жизнью осужденного – его родным, друзьям, знакомым. Более того, тюрьма часто становится “школой подготовки” для особого рода людей, которые в дальнейшем будут иметь подкованными элементами целой системы преступного мира, который зарождается именно в условиях тюрьмы. Кроме огромных финансовых затрат государства, а именно – налогоплательщиков, среди которых есть и пострадавшие от данного преступника, заключенным имеется благодатное поле возможности обмениваться своими криминальными навыками. Преступник ест, пьет, спит, а в это время бедной матери уже не вернуть убитого сына, изнасилованной девушке не восстановить её стыда и удара по чести и достоинству. В это время, преступник живет, ест и пьет, спит. Почему же считается более жестоким дать десять ударов плетьми человеку, уличенному в перевозке наркотиков, чем приговаривать его к десяти годам лишения свободы?

Уголовное право ислама, в случае какого-либо сомнения в истинности и целесообразности применения строгих мер, предусматривает либо уменьшение, либо отмену наказания. Например, к такой мере наказания как отсечение руки может быть приговорен только человек, имеющий возможность зарабатывать себе на пропитание законным путем, не стесненный крайними обстоятельствами и, что важно, уже не первый раз пойманный за воровством.

Установив наказания и обусловив их применение довольно тщательным подтверждением факта преступления доказательствами, в исламе выработан целый ряд принципов и правил, которые отражают отнюдь не неистовое желание забрасывать людей камнями, а милосердное стремление избавить общество от преступлений. Почему Ислам говорит о наказании, а не об исправлении преступника? Этот вопрос часто вводит в заблуждение. Каждый общественный институт в исламе ориентирован на то, чтобы привить человеку чувство ответственности и поступки, соответствующие морали перед обществом. Этот процесс воспитания осуществляется с рождения человека до его смерти. Таким образом, “исправлять” человека следует не после того, как преступление свершилось и пострадали люди, а произошло до того, как он совершит преступление. При этом ислам прилагает все усилия к тому, чтобы побудительных стимулов к преступной деятельности было как можно меньше. Если же преступление уже совершено, то, согласно Исламу, наиболее лучшей средой для исправления виновного человека являются сама среда, то есть общество, а ведь преступник, понесший наказание попадает никуда иначе как в общество.

Мусульманское уголовное право является крайне важным инструментом в урегулировании общественных отношений в мусульманском обществе и защищает, прежде всего, интересы человека.

Шариат доказал свою жизнеспособность на протяжении 1300 лет в период существования исламского халифата. На сегодняшний день установки и постулаты мусульманского права в той или иной степени нашли отражение в законодательстве большинства мусульманских стран, где их роль и влияние на общество неуклонно растет.

Мусульманское уголовное право, в отличии от других уголовно-правовых систем, помнит, что справедливость без сострадания - несправедливость, а сострадание без справедливости просто глупость. Нельзя забывать кто, по справедливости, достоин сострадания, человек ожидающий расплаты за горе, причиненное родителям и детям, либо те которые безвинно потеряли дорогих им людей? Европейская правовая традиция слишком углубилась, можно сказать бросилась с головой в омут, защищая различные права людей несущих уголовную ответственность, но и здесь, как и везде из-за чрезмерности добродетель переросла в порок. Мне кажется, основная задача уголовного права - защищать и обеспечивать покой граждан, которые его заслужили, и если он был нарушен восстановить его в максимально возможной мере, обязанность и «моральный долг» любого государства, что и проявляется в шариатском принципе кисас.

Надо помнить, что мягкость, доброта и человеколюбие далеко не всегда тождественны справедливости.

 

 

Список использованной литературы:

1. Коран;текст переведен и одобрен группой арабских ученных Исламоведов во главе с доктором Мухаммед бен аш-Шейх Саид ар-Рашида; г.Москва; 1991г

2. Религии мира. Энциклопедия. т.6.Москва,1996г.

3. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики.Под ред. Г. Ф. Ким. Москва. Наука. 1985.

4. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982

5. Рукайя Максуд Религии мира. Ислам. Москва, 2001.

6. Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. Москва. Республика.1993.

7. Али Апшерони, Ислам вчера, сегодня и завтра

8. История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. П.Н.Галазны. Москва. Юрид. лит-ра. 1980.4.

9. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. М.1997г.6. 9.Л. Климович, Книга о Коране, его происхождении и мифологии. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988г.

10. Ислам. Краткий справочник. М., Главная редакция восточной литературы из-во «Наука», 1989 Г.. С. Токарев,

11. Религия в истории народов мира; г.Москва 1986г.

12. История пророка и его сподвижников; Абдурахман рафат Аль-Баша; г. Москва; 2002г.;

13. Философия исламских учений; Гулам Мирза Абуталимович; г.Дербент;1999г.

14. Отличительные черты ислама; Ахмад Мирза Тахир; г.С-П; 2005г.

15. Исламский радикализм: социально-филосовский анализ; Ч.П.Добаев;г.Карачаевск;2006г.

16. Ван дер Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М., 2005.

17. Юнусов Э.А. Права и обязанности человека в мусульманском праве // Туризм: право и экономика, 2006, № 5.

18. Гюлен, Фетхуллах. Жизнь и исламская вера. М., 2006.

19. «Столпы ислама». Encyclopaedia Britannica Online.

20. www.umma.ru

21. www.islamic-congress.chat.ru.

22. http://www.ikhlass.by.ru/muhtasar_gl.htm


[1] Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 2003. С-5.

[2] Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 2003. С-6

[3] Тамбиев М.Х. Философско-правовые аспекты ислама. Науч. Раб. М., 2007. С-63.

[4] Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман; М.; 1999 г. С-13.

[5] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Дисс. доктора юр. наук. М., 1987. С-61.

[6] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-86.

[7] Артемов В.Ю. Основные черты мусульманского уголовного права. Дисс. канд. юр. наук. М., 1998. С-53.

[8] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-86.

[9] Нагиб А.С. Мусульманское уголовное право (структура и основные институты). М.,2004.С-53.

[10] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-87.

[11] Нагиб Али Сейф. Соучастие в преступлении по уголовному законодательству арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 2000.С-65

[12] Там же.

[13] Нагиб Али Сейф. Соучастие в преступлении по уголовному законодательству арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 2000.С-63.

[14] Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. Москва. 1996.С-275

[15] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-131.

[16] Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманскаго законоведеня. СПб., 1850.С-85.

[17] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права.М., 2007 г.С-126.

[18] Там же.

[19] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права. М., 2007 г.С-128.

[20] Шарль Р. Мусульманское право. М., 1995.С-83.

[21] Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. Москва. 1996.С-787.

[22] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права. М., 2007 г.С-130.

[23] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права. М., 2007 г.С-129.

[24] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-135.

[25] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-134.

[26] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-134.

[27] Юхади. Уголовное право Индонезии. Дисс. канд. юр. наук. М., 1971.С-79.

[28] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-86.

[29] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-86.

[30] Там же.

[31] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-88.

[32] Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-87.

[33]Берг Л.В. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882. С-88.

[34] Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. Москва. 1996.С-74.

[35] Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 2004.С-78.

[36] Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 2002.С-83.

[37] Артемов В.Ю. Основные черты мусульманского уголовного права. Дисс. канд. юр. наук. М., 1998. С-60.

[38] Шарль Р. Мусульманское право. М., 1995.С-84.

[39] Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права. М., 2007 г.С-57.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.