Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции местного самоуправления




 

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.

С учетом роли местного самоуправления в государстве и обществе, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий органов местного самоуправления можно выделить следующие его основные функции:

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной собственностью, а также финансовыми средствами;

3) обеспечение комплексного развития территории;

4) удовлетворение потребностей населения в социально-культурных, бытовых и других важных услугах;

5) охрана общественного порядка;

6) представительство и защита прав местного населения.

1. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов мест­ного значения. Поэтому важной стороной муниципальной дея­тельности должно быть создание условий для эффективного учас­тия граждан в осуществлении местного самоуправления.

В соответствии со ст.3 Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, наци­ональности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям.

Существуют различные формы волеизъявления, с помощью ко­торых обеспечивается участие граждан в решении вопросов мест­ного значения. Важнейшим инструментом волеизъявления насе­ления муниципального образования являются демократические свободные и периодические муниципальные выборы, посредством которых избираются органы местного самоуправления.

По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования. В со­ответствии с уставом муниципального образования местный рефе­рендум назначается представительным органом местного самоуп­равления как по собственной инициативе, так и по требованию, населения.

Статья 25 Закона закрепляет институт народной правотворческой инициативы. Население в соответствии с уставом муниципально­го образования вправе вносить проекты правовых актов в органы местного самоуправления, кото­рые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправ­ления.

Закон предусматривает использование в системе местной демо­кратии территориального общественного самоуправления, поря­док организации и осуществления которого определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуп­равления.

Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выбор­ных должностных лиц местного самоуправления.

 

2. В соответствии со ст. 1 За­кона каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет.

Задачи, связанные с управлением муниципальной собственнос­тью и финансовыми средствами, реша­ются прежде всего органами местного самоуправления, а также населением муниципальных образований.

Особую роль в реализации имущественных прав играют представительные органы местного самоуправления, которые, во-первых, устанавли­вают порядок управления и распоряжения муниципальной собст­венностью, порядок и условия ее приватизации; во-вторых, ут­верждают местный бюджет и отчет о его исполнении; в-третьих, уста­навливают местные налоги и сборы; в-четвертых, разрабатывают планы и программы развития муниципального образования и ут­верждают отчеты об их исполнении; в-пятых, принимают обще­обязательные правила по предметам ведения муниципального об­разования; в-шестых, осуществляют контроль за деятельностью иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципально­го образования.

Иные органы местного самоуправления (местная администра­ция), должностные лица местного самоуправления осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финанса­ми. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты му­ниципальной собственности во временное или постоянное пользо­вание физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они обеспечивают испол­нение местного бюджета, управляют средствами муниципальных внебюджетных фондов.

В случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, права собственника в от­ношении имущества и местных финансов, входящих в состав му­ниципальной собственности, от имени муниципального образова­ния осуществляет также население непосредственно.

Статья 39 Закона предусматривает, что само население или пред­ставительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сбо­рах средств граждан для финансирования вопросов местного зна­чения.

Население в соответствии с уставом муниципального образова­ния вправе в порядке реализации народной правотворческой ини­циативы вносить проекты правовых актов по вопросам управления муниципальным хозяйством, местными финансовыми средствами в органы местного самоуправления, которые их обязаны рассмот­реть.

 

3. К ведению местного самоуправления относятся также во­просы комплексного социально-экономического развития муни­ципального образования.

Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется прежде всего по­средством планирования. Планы и программы развития муниципаль­ного образования должны быть направлены на обеспечение опти­мальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, ра­ционального использования природных и иных ресурсов. Осу­ществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта Фе­дерации.

 

4. В соответствии со ст. 37 Зако­на органы местного самоуправления органы местного самоуправления обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных по­требностей населения в сферах, отнесенных к ведению муници­пальных образований, на уровне не ниже минимальных государст­венных социальных стандартов, выполнение которых гарантиру­ется путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жиз­ненно важных услугах, органы местного самоуправления органи­зуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы. Закон обязывает органы местного самоуправления заниматься вопросами организации, со­держания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; муниципаль­ных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др. (ст. 6).

Муниципальные органы обязаны создавать условия для жи­лищного и социально-культурного строительства; для обеспече­ния населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных меро­приятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обес­печивают санитарное благополучие населения, социальную под­держку и содействие занятости населения, противопожарную без­опасность в муниципальном образовании.

Органы местного самоуправления регулируют отношения, ка­сающиеся данной области муниципальной деятельности. Предста­вительные органы местного самоуправления принимают общеобя­зательные правила по вопросам местной жизни.

5. Согласно ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправ­ления осуществляют охрану общественного порядка.

Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны обществен­ного порядка. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуп­равления организуют и содержат муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятель­ностью.

В настоящее время охрана общественного порядка обеспечи­вается органами местного самоуправления с помощью милиции, которая согласно Закону РФ «О ми­лиции» (1991 г.) входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. В целях создания правовых, организационных и материаль­ных условий для ускорения процесса формирования муниципаль­ных органов охраны общественного порядка на основе Указа Пре­зидента РФ от 17 сентября 1998 г. в ряде муниципальных образо­ваний проводится эксперимент по организации охраны обществен­ного порядка органами местного самоуправления.

6. Реализация функции представительства и защиты прав местного населения преследует цель обеспечить учет мнения населения муниципальных образований при вы­работке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни.

Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государст­венными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления.

Органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться также в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в том числе по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни.

Осуществлению функции представительств и защиты интере­сов и прав местного самоуправления способствует деятельность Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации, Со­вета руководителей органов местного самоуправления по пробле­мам социально-экономической реформы при Правительстве Рос­сийской Федерации, а также советов по местному самоуправле­нию, создаваемых субъектами Российской Федерации.

Одной из организационных форм, с помощью которой осущест­вляется функция представительства и защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муници­пальных образований. Они образуются в целях координации дея­тельности муниципальных образований, более эффективного осу­ществления своих прав и интересов.

В Российской Федерации дей­ствуют общероссийские, межрегиональные и региональные ассоциации и союзы местного самоуправления, деятельность которых выступает важным фактором государственной и общественной жизни, в том числе и в плане обеспечения прав и законных инте­ресов местного самоуправления на различных уровнях государст­венной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.