КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ю.В. Михайлова 23 страница
Далее следует одна из наиболее любимых форм Н. с. — пятидольник. Это сложная группировка, состоящая из самостоятельного трехдольника и несамостоятельного двудольника. Имеется пять видов пятидольника. Ниже приводится образец пятидольника третьего | : Как на ма́тушке | на Неве́ реке, Следующая популярная форма Н. с. — это шестидольник, сложная группа, образуемая самостоятельным четырехдольником и несамостоятельным двудольником (с константными и инверсированными ходами). Шестидольник имеет шесть видов. Для примера приводится шестидольник первый, без анакрузы: | Пряди, моя | пряха, | К этой форме относится и популярная «Ночка»: | Ночка моя |, ночка || ночка темна|я /\ | Наконец, редко, но все же в народной поэзии встречаются трехдольные размеры своеобразного ритма. Приводимый ниже образец представляет собой первые строки свадебной песни (из сб. Истомина и Ляпунова): Разли|лась, разле|леялась, | /\ Таковы основные, наиболее типичные формы русского народного стиха. См. также Былины, Исторические песни, Частушка.
Квятковский А. П. Научная поэзия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 173. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1731.htm - 173 - НАУ́ЧНАЯ ПОЭ́ЗИЯ — термин французского критика и теоретика поэзии Рене Гиля, который в «Трактате о слове» (1896) утверждал, что вся современная поэзия, ее темы, образы, лексика и пр. должны определяться современным научным мировоззрением. Однако Н. п., как один из видов художественной литературы, была известна в глубокой древности: 2000 лет назад Лукреций Кар написал поэму «О природе вещей», которая почти целиком является образцом поэтической популяризации научных идей, современных эпохе Лукреция. То же можно сказать и о поэме Вергилия «Георгики». В русской литературе элементы Н. п. имеются в некоторых стихотворениях М. Ломоносова — «Утреннее размышление о божием величестве», «Вечернее размышление о божием величестве», «Письмо о пользе стекла». Образцы Н. п. можно найти у В. Брюсова — «Мир N измерений», «Мир электрона» и др. Квятковский А. П. Начальная рифма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 173—175. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1732.htm - 173 - НАЧА́ЛЬНАЯ РИ́ФМА — рифма, находящаяся не в конце стиха, как это принято, а в начале его. Теоретически вопрос о Н. р. - 174 - был поставлен в русской поэзии в годы символизма и футуризма, когда в поисках новых выразительных средств стиха некоторые поэты (З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Шершеневич, Д. Бурлюк) практиковали Н. р. как контраст «тривиальным» концевым рифмам. Однако Н. р. можно обнаружить иногда и в народной поэзии: Наедались они да было досыти Н. р. встречаются у классиков:
Внимает он привычным ухом Свист. Марает он единым духом Лист. (А. Пушкин) Не обвиняй меня, всесильный, (М. Лермонтов) ... Так идут державным шагом — (А. Блок) И в стихах советских поэтов: Кто открывал материк чужой, (Э. Багрицкий) Композиционно-последовательное проведение Н. р. — редкое явление, например в начале строфы: Хлебом клянусь и водой, Кровью клянусь и бедой, - 175 - И тайну, врученную мне, Строем клянусь и полком! и т. д. (Е. Благинина) Или другой пример: Ламы, крупные парни... В храме как в Центральной бане. Пряно по углам дымит можжевельник. Плавно колокольчики ламы вертят. Бухают зло и безжалостно!.. Букою этого джаза... (Р. Рождественский) Квятковский А. П. Неравносложная рифма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 176. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1761.htm - 176 - НЕРАВНОСЛО́ЖНАЯ РИ́ФМА — рифмующиеся слова, имеющие после ударения неодинаковое количество слогов. Хотя первые опыты Н. р. встречаются у В. Брюсова, но создателем системы Н. р. является В. Маяковский, вслед за которым этой рифмой пользуются и другие советские поэты. Примеры Н. р. у Маяковского: И вновь император —— Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота... Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса,
ни пивной. Трезвость. —— Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно, — сделать жизнь значительно трудней. Квятковский А. П. Новелла // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 176—177. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1762.htm - 176 - НОВЕ́ЛЛА (итал. novella, букв. — новость, от лат. novellus — новый) — жанр повествовательной литературы, небольшой рассказ, - 177 - отличающийся от обычного рассказа оригинальностью («новостью»), остротой сюжетного построения, четко очерченной композицией в расположении материала, отточенностью лексической формы и неожиданной концовкой. Из русских писателей мастерами Н. являются Н. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), М. Горький («Челкаш»), А. Чехов («Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Роман с контрабасом» и др.), А. Грин, К. Паустовский, И. Бабель, В. Каверин, В. Катаев, В. Инбер. Из зарубежных писателей знаменитые новеллисты: Дж. Боккаччо (Италия, 14 в.), романтик Л. Тик (Германия), П. Мериме и Г. Мопассан (Франция), Эдгар По и О’Генри (Америка). К жанру стихотворных Н. относятся «Граф Нулин» А. Пушкина, «Тамбовская казначейша» М. Лермонтова, «Анна Снегина» С. Есенина. Над стихотворной Н. работал Н. Панов. Книги В. Луговского «Жизнь» и «Середина века» написаны в форме лирических новелл. Квятковский А. П. Новина // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 177. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1771.htm - 177 - НО́ВИНА — название современной нам былины на темы советской действительности, в противовес ста́рине, построенной на древнем историческом или легендарном материале. В советском фольклоре известны Н. о Ленине, Ворошилове, Буденном, Щорсе, Чапаеве. Среди сказителей Н. можно отметить Крюкову, Конашкова, Коргуева, Сороковикову и Самылина. Авторы Н., беря темы и сюжеты из советской жизни, облекают их в народную форму былинного повествования.
Квятковский А. П. Ном // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 177. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1772.htm - 177 - НОМ (греч. νόμος — мелодия, песня) — лирический жанр античной поэзии, песня в честь бога Аполлона. Известным автором Н. был поэт Тимофей (4 в. до н. э.).
Квятковский А. П. Норито // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 177. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1773.htm - 177 - НОРИ́ТО (япон.) — жанр древней японской литературы, народные молитвенные заклинания, сопровождающиеся магическими действиями. Таков, например, популярный в Японии Н. о даровании урожая риса; при исполнении этого Н. изображается весь сельскохозяйственный процесс — вспашка поля, жатва, перевозка зерна и, наконец, праздник урожая: прославление рисового вина из зерна нового урожая. Инсценируются также и другие бытовые и религиозные Н. — любовь, свадьба, прощание с умершим и пр. По стилю Н. — среднее между стихом и ритмической прозой. Квятковский А. П. Ноэль // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 177. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1774.htm - 177 - НОЭ́ЛЬ (франц. noël — осн. знач. — рождество, от лат. natalis — день рождения) — французская народная сатирическая песенка, в которой обычно пародируется евангельская легенда о волхвах; исполняется на мотив рождественской молитвы. Французская строфа Н. — из восьми стихов. Первые четыре стиха — шестисложного состава, далее идет один двенадцатисложный, два восьмисложных и заканчивается строфа шестисложным стихом. Система рифм в первом четверостишии — перекрестная, во втором — охватная. Одно из своих стихотворений молодой Пушкин назвал «Сказки. Noël»; вот первая строфа: Ура! В Россию скачет Мария в хлопотах Спасителя стращает: Царь входит и вещает... Квятковский А. П. Образ поэтический // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 178. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1781.htm - 178 - О́БРАЗ ПОЭТИ́ЧЕСКИЙ — 1) художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений «по законам красоты» (К. Маркс). Н. Г. Чернышевский писал: «В прекрасном идея должна нам явиться вполне воплотившейся в отдельном чувственном существе; это существо, как полное проявление идеи, называется образом» («Критический взгляд на современные эстетические понятия»). 2) Как явление стиля О. п. присутствует всюду, где художественная мысль выражается при помощи различных поэтических средств — сравнения, метафоры, эпитета, метонимии, синекдохи, гиперболы, параллелизма, уподобления и т. д., т. е. всего того, что характеризует металогию, отличающуюся от автологии. Примером такой образности могут служить следующие стихи: Зима. Огромная просторная зима. (Н. Заболоцкий) Квятковский А. П. Обратная гипербола // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 178. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1782.htm - 178 - ОБРА́ТНАЯ ГИПЕ́РБОЛА — то же, что литота. Квятковский А. П. Ода // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 178—179. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1783.htm - 178 - О́ДА (греч. ᾠδή — песнь) — в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором, с музыкальным сопровождением. В дальнейшем О. называлось торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне. Оды знаменитого поэта Эллады Пиндара, прославлявшего героев, послужили образцами для поэтов-одописцев всего мира. В латинской поэзии своими О. прославился Гораций. В Западной Европе в эпоху классицизма О., преимущественно пиндарическая, торжественная, расцвела во Франции. Выдающимися одописцами Франции были П. Ронсар, Ф. Малерб, Ж.-Б. Руссо и Э. Лебрен. В России одическая поэзия как лирико-ораторский жанр появилась в 18 в., в эпоху русского классицизма. Зачинателем русской одической поэзии был В. Тредиаковский. Оды М. Ломоносова и его ближайшего ученика В. Петрова отличались напыщенностью. А. Сумароков высмеивал ходульную приподнятость и торжественность од Ломоносова и его школы. Настоящего расцвета и подлинной поэтичности русская классическая О. достигла у Г. Державина, который преодолел риторическую напыщенность Ломоносова и в то же время сохранил основное, что характерно для О., — лирическую торжественность стиха; вместе с этим Державин обновил русскую О., введя в стих простые русские слова, ранее не входившие в лексику О. Для русской классической О. характерна особая строфическая - 179 - форма — десятистрочие с подразделением на три части: в первой — четыре строки, во второй и третьей — по три строки, система рифмовки — abab ccd eed. Например: Богоподобная царевна, (Г. Державин) Оды Ломоносова, Петрова, Державина и других поэтов 18 в. были патриотическими произведениями, однако воспевание монархии составляло существенную их особенность. Совершенно иного содержания была знаменитая ода А. Радищева «Вольность», в которой с огромной смелостью были выражены идеи революционной борьбы за освобождение русского народа от царской тирании. На оду Радищева откликнулся молодой Пушкин, написавший свою О. под тем же названием, а вслед за Пушкиным выступил К. Рылеев с революционными одами «Гражданское мужество» и «Мордвинову». После Рылеева О., как лирический жанр, исчезает из русской поэзии почти на столетие. Лишь после революции 1905 г. в России стали появляться первые опыты создания новой русской О. Зачинателем ее был В. Брюсов, который написал несколько образцов преимущественно социально-урбанистической оды — «Хвала человеку», «Город», «К счастливым» и др. Весьма сильно одическое начало у В. Маяковского, одно из его стихотворений было прямо названо «Ода революции». У других советских поэтов также появляются отдельные одические стихотворения: «Ода о рыбоводе» Э. Багрицкого, «Ода университету» Г. Шенгели, оды П. Тычины и др. Квятковский А. П. Одиннадцатисложник // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 179—181. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1791.htm - 179 - ОДИННАДЦАТИСЛО́ЖНИК — одна из наиболее употребительных и устойчивых форм стиха в русской т. н. силлабической поэзии 17 и 18 вв. — строка из 11 слогов с паузной цезурой после пятого слога. Общепринятое мнение гласит, что О., равно как и другие формы т. н. силлабического стиха, не имеет стопного, метрического строения и только рифма придает ему вид стиха. Это неверно: О. вышел из русской народной поэзии и является стопной формой стиха. Его ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого, с контрольным рядом | | || | |. Полносложный стих шестидольника звучит так: | Как во поле, | поле, || в широком раз|долье | Одиннадцатисложный вариант этого размера у виршевиков заключается в том, что в конце первого полустишия допускалась паузная цезура, уменьшавшая в стихе количество слогов до одиннадцати, т. е.: 12-сложник: | | || | | 11-сложник: | | /\ || | | Если под эту меру написаны стихи, то О. будет звучать так (в третьей строке допущена ритмическая инверсия): | Ой стоги, сто|ги, /\ || на лугу ши|роком, | (А. К. Толстой) Стих А. Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры О. русских виршевиков: О. есть паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Если обратиться к стихам самих виршевиков, то мы увидим, что их двенадцатисложники и О. подконтрольны одной и той же мере. Возьмем примеры из Симеона Полоцкого, из его книги «Рифмологион»; вот беспаузный двенадцатисложник слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены): | Да благосло|вит тя || господь от Си|она | А вот одиннадцатисложник Симеона Полоцкого с однодольной паузой в конце первого полустишия, ритм инверсирован: |По темной но | щи /\ || день светлый бы|вает, | Или у А. Кантемира: | Тщетную муд | рость /\ || мира вы ос|тавьте, | («Противу безбожных») | Что дал Гора | ций, /\ || занял у фран|цуза. | (Автоэпиграмма) Или пример из Кариона Истомина, который отделял полустишия заметным пробелом, отмечая так паузную цезуру:
Церковнославянский язык «силлабистов» мало понятен современному читателю, которому, конечно, трудно следить одновременно и за смыслом стиха и за прихотливым инверсированным ритмом. Однако это не мешает нам установить преемственную связь между строем стиха виршевиков и стихом народной поэзии. Квятковский А. П. Оксиморон // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 181—182. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1811.htm - 181 - ОКСИ́МОРОН (греч. ὀξύμωρον, букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, например «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы» и т. п. На О. построены названия некоторых произведений литературы — «Живые мощи» И. Тургенева, «Живой труп» Л. Толстого, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. Примеры О., встречающихся в стихах многих русских поэтов: И день настал. Встает с одра (А. Пушкин) Люблю я пышное природы увяданье. (Он же) О как мучительно тобою счастлив я! (Он же) Порой влюбляется он страстно (М. Лермонтов) Но красоты их безобразной (Он же) Беспокойная ласковость взгляда, (Н. Некрасов) Страдать! — Страдают все, — страдает темный зверь, (А. Фет) Жить, храня веселье го́ря, (В. Брюсов) Мы любим все — и жар холодных числ, (А. Блок) Смотри, ей весело грустить, (А. Ахматова) Мама! (В. Маяковский) - 182 - Кого позвать мне? С кем мне поделиться. (С. Есенин) Квятковский А. П. Октава // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 182. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1821.htm - 182 - ОКТА́ВА (позднелат. octava, итал. ottava, от лат. octo — восемь) — восьмистишная строфа итальянского происхождения с расположением рифм по системе: abab abcc. Стихотворный размер О. — обычно пятистопный или шестистопный ямб. При писании октав соблюдается правило альтернанса: смежные О. не должны иметь однотипных клаузул-рифм, т. е. если первая строфа закончена женской рифмой, то вторая начинается мужской, третья заканчивается женской, четвертая — снова мужской и т. д. В западноевропейской литературе О. написаны поэмы «Неистовый Роланд» Л. Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Торквато Tacco, роман Дж. Байрона «Дон Жуан» и др. В русскую литературу О. ввел В. Жуковский («Опять ты здесь, мой благодатный гений»), после которого многие поэты пользовались этой просторной и эффектной формой строфы: А. Пушкин — поэма «Домик в Коломне», большое стихотворение-отрывок «Осень», М. Лермонтов — поэма «Аул Бастунджи», А. К. Толстой — поэма «Портрет», А. Майков — его знаменитая «Октава» > и т. д. Вот для примера начало «Осени» А. Пушкина — О., написанные шестистопным ямбом: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Теперь моя пора: я не люблю весны; Как весело, обув железом острым ноги, Или «Октава» А. Майкова: Гармонии стиха божественные тайны Ср. Сицилиана. Квятковский А. П. Олицетворение // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 183—184. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1831.htm - 183 - ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ, или прозопопе́я (греч. προσωποποιΐα, от πρόσωπον — лицо и ποιέω — делаю), — стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью (антропоморфизм). О. — весьма распространенный стилистический прием в народной поэзии и в литературе всех народов. Сказки, басни, народные заговоры полны многоразличными видами О. Вот примеры из народной поэзии:
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |