Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1.4 4 страница




Вместе с тем гражданин, в отношении которого распространены порочащие сведения, может, наряду с опровержением, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Особенно это актуально при рассмотрении исков физического и юридического лица о защите деловой репутации, что, несомненно, должно было повлечь убытки в форме упущенной выгоды.

Другими объектами гражданского судопроизводства, относящимися к нематериальным благам и свободам, являются те, которые обеспечивают им физическую и интеллектуальную неприкосновенность. Статья 23 Конституции РФ провозглашает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Те из перечисленных выше благ, которые относятся к жизнедеятельности человека, не подлежат контролю со сторона государства и должны соблюдаться всеми членами общества. Любое вмешательство в личную жизнь должно быть исключено. В отношении же других (тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и Иных сообщений) ст. 25 Конституции РФ допускает их ограничение, но только на основании судебных решений.

Способы и виды защиты нематериальных благ и свобод аналогичны тем, которые рассматривались нами ранее.

 

Глава 5. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Формы и механизм деятельности органов

внутренних дел по защите прав и свобод личности

В правовом государстве защита прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должна вестись законными средствами. Все властно- исполнительные структуры государства должны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Однако защита этих прав целиком ложится на правоохранительные органы, среди которых превалирующее положение занимают органы внутренних дел и, в частности, милиция.

В Законе РФ от 18 апреля 1991 года «О милиции» обозначены задачи, которые состоят в следующем:

— обеспечение безопасности личности;

— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— выявление и раскрытие преступлений;

— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

— защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

— оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их законных прав и интересов.

В соответствии с этими задачами основными направлениями деятельности милиции принято считать:

1. Административная.

2. Оперативно-розыскная.

3. Уголовно- процессуальная.

Функционирование структурных звеньев милиции подчинено борьбе с различного рода правонарушениями, каждое из которых посягает на права, провозглашенные Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации.

Несмотря на различия в содержании и характере указанных видов деятельности основные принципы, формы и приемы, относящиеся к отправлению функций по защите прав и свобод личности, остаются одинаковыми и различаются лишь в деталях.

деятельность органов внутренних дел (милиции), обладающих властным полномочиями, осуществляется в рамках тех правовых форм, которые определены для них законом. Таковыми являются. организационная и юридическая формы, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом, несмотря на различное содержание. Более того, каждая из них содержит в себе элементы другой, причем иногда в такой пропорции, что различить их довольно затруднительно.

Это во многом объясняется двойственным характером структурно-функционального устройства органов внутренних дел. Они по своему положению входят в систему органов государственного управления и, в этой роли, выступают как носители властных управленческих полномочий и организующих начал как по отношению к собственным силам и средствам, так и к системе управления внешней средой.

Кроме того, они являются активным звеном правоохранительной системы, налагающей на них обязанность защищать права и законные интересы граждан от всякого рода посягательств.

Как уже отмечалось, грань между юридической и организационной формами деятельности довольно расплывчата, поскольку во многом они тесно взаимосвязаны и дополняют или дублируют друг друга.

По своему содержанию, характеру и свойствам юридическая форма охватывает нормотворческую и правоприменительную деятельность.

 

Номотворческая деятельность органов внутренних дел носит подзаконный характер, поскольку направлена на создание ведомственных нормативных актов. Их цель — регулирование различных сторон функционирования органов внутренних дел. Однако в какой бы области не регулировалась их деятельность, она неизменно преследует главную цель — защиту прав и свобод граждан.

В одном случае это, например, документы, регламентирующие борьбу с преступностью и правонарушениями. В другом, — определяется механизм мероприятий по их профилактике.

Большое число нормативных актов принимается по проблемам упрочения законности, соблюдения прав и свобод личности и др.

 

Целый ряд принимаемых документов дополняют и конкретизируют законы государства и другие подзаконные акты. Они должны:

 

а) не противоречить Конституции и законам Российской Федерации;

 

б) соответствовать положению о том, что права и свободы могут быть ограничены исключительно законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, законных прав и интересов граждан.

Особо следует отметить, что МВД РФ обладает правом законотворческой инициативы. Она заключается в подготовке и представлении в Государственную Думу, Правительство и Президенту Российской Федерации проектов нормативных актов по вопросам предупреждения и борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности и другим видам деятельности органов внутренних дел.

Второй формой деятельности органов внутренних дел, как отмечалось ранее, является правоприменение. Эту форму следует рассматривать в качестве одного из наиболее действенных элементов механизма реализации правовых норм и принятия государственно- властных решений по индивидуально-конкретным делам.

Более того, осуществление многих, провозглашенных Конституцией и другими нормативными актами прав и свобод, может быть достигнуто лишь посредством применения соответствующей правовой нормы.

Вместе с тем правоприменение является формой управленческой деятельности, поскольку выражается в непосредственном воздействии властных полномочий на участников общественных отношений. Это воздействие выступает в виде правовых актов, предписания которых обязательны для исполнения органами или лицами, которым они адресованы. Причем такие предписания обеспечиваются возможностью применения мер государственного принуждения.

Главными требованиями к применению норм права являются законность, обоснованность, целесообразность и справедливость.

Сущность применения правовых норм заключается в действиях должностных лиц по подведению конкретного юридического факта под соответствующую правовую норму и принятие на этой основе государственно- властных решений.

 

В ходе правоприменения органы внутренних дел:

а) устанавливают наличие прав и обязанностей и их меру;

б) определяют момент действия или факт прекращения субъективных прав и обязанностей;

в) осуществляют контроль за правильностью приобретения прав и обязанностей.

Правоприменение предполагает вступление гражданина в правовые отношения с государственными органами и должностными лицами, которые правомочны удовлетворить его притязания на пользование определенным социальным благом.

Правоприменение не обязательно выступает как неотложный единовременный акт. Во многих случаях это может быть целый комплекс последовательно развивающихся действий многих участников какого-либо процесса (возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, предание суду, судебное разбирательство, кассация, исполнение приговора).

По своему содержанию правоприменительная деятельность подразделяется на регулятивную и правоохранительную.

Необходимость в применении закона в форме регулятивной деятельности возникает в случаях, когда реализация правовых норм, устанавливающих субъективные права и юридические обязанности граждан, невозможна без вынесения компетентными органами соответствующих властных решений.

В основном эта форма работы охватывает организационные аспекты деятельности органов внутренних дел. По существу она является обеспечивающей при разрешении разнообразных управленческо-распорядительных проблем, направленных на выполнение задач внутриорганизационного и внешне организационного плана.

К внутриорганизационным функциям можно отнести:

1. Обеспечение нормального функционирования всей системы органов внутренних дел. Это достигается путем реализации функций хозяйственного, социального, культурного, материального, финансового снабжения, технического обеспечения, экипировки сотрудников.

2. Расстановку сил и средств при проведении правоохранительных мероприятий и рейдов.

Внешне организационная деятельность включает в себя:

1. Охрану прав и свобод личности путем создания условий для их безопасной реализации (охрана общественного порядка в местах массового скопления населения, обеспечение общественной безопасности, освобождение заложников).

2. Оказание помощи гражданам при затруднительных или чрезвычайных обстоятельствах (аккумуляция и выдача сведении о лицах оказавшихся жертвой несчастного случая, поиск пропавших без вести). Обеспечение реализации ряда конституционных и отраслевых прав граждан, которые возможны лишь при условии их подтверждения государственно- властным актом (право на выбор места жительства, право личной собственности на транспортное средство). Чтобы эти правовые возможности обрели реальность необходимо вынесение соответствующих решений (например, паспортно-визовой службой, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения).

Основанием для применения мер охранительного плана является наличие обстоятельств негативного характера, препятствующих осуществлению субъективных прав или нарушающих их, а также случаев отказа от исполнения юридических обязанностей.

Отличительным свойством этого вида деятельности служит большая правоохранительная ориентация. В системе гарантий прав и свобод граждан правоприменение подчинено задачам правоохранения, то есть пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, посягающих на различные блага.

для ликвидации негативных ситуаций и восстановления нарушенных прав органы внутренних дел наделяются широкими полномочиями, вплоть до использования принудительных мер воздействия на нарушителей.

Применение юридических норм органами внутренних дел осуществляется по инициативе гражданина на основе официального обращения о реализации или защите прав. Однако очень часто инициаторами являются сами органы внутренних дел, которые в процессе повседневной работы обнаруживают факты нарушений прав человека.

В обоих случаях сведения о таких нарушениях представляют собой юридические факты, на основе которых возникают правовые отношения между личностью и государственными органами. Они порождают обязанность последних рассмотреть эти факты и разрешить их в установленном законом порядке. В тех случаях, когда в нарушении усматриваются признаки уголовно наказуемого деяния, правоприменительный акт (например, постановление о возбуждении уголовного дела) служит первоначальным этапом процедуры реализации субъективного права на защиту.

Применение права предполагает принятие компетентным органом властного решения по поводу конкретного жизненного случая имеющего юридическое значение и предусмотренного нормой прав В таком решении заключается категоричность веления, обязательность его исполнения и обеспеченность решения принудительно силой государства.

Методами, посредством которых органы внутренних дел оказывают воздействие на волю в сознание граждан, с целью побудит их к правопослушному поведению, являются убеждение и принуждение.

Их объединяет общая задача — достижение цели, содержащейся в применяемой норме. На практике эти методы нередко выступают сочетании между собой и в каждом из них имеются элементы другого. Принуждение, как правило, применяется после убеждения, если не был получен должный результат и исчерпаны возможности ненасильственных методов воздействия. Особенностью мер принуждения является право органов внутренних дел применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

В основном принуждение применяется в отношении лиц:

а) склонных к совершению правонарушений;

б) совершивших административные проступки или преступления;

в) содержащихся в местах лишения свободы.

Формы принуждения в литературе классифицируются по разным основаниям. Нам представляется целесообразным увязать эту классификацию со следующими мерами:

1. Обеспечение доказательств по делу. В соответствии со ст. 68 УИК РФ подлежат доказыванию событие преступления, виновность 1 обвиняемого и мотивы преступления, обстоятельства, влияющие на’ степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие его личность, характер и размер причиненного ущерба.

 

Этот перечень в каждом отдельном случае детализируется и определяется круг конкретных обстоятельств, подлежащих выяснению по данному делу. В общих чертах перечень доказательств по делам об административных правонарушениях аналогичен приведенному, но несколько сужен. В процессе собирания, проверки и оценки доказательств применяется весь арсенал процессуальных действий, среди которых значительное место занимают такие меры принудительного характера, как очная ставка, опознание, медицинское освидетельствование, личный обыск, выемка, заключение под стражу и др.

2. Пресечение правонарушений. Мера пресечения — это предусмотренная уголовно- процессуальным законом мера принуждения, которая применяется для предотвращения возможности скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины, совершить новые преступления, а также с целью обеспечения приговора суда. Хотя меры пресечения не являются мерами уголовного наказания, однако, они временно, но существенно ограничивают права таких участников процесса, как обвиняемый и подозреваемый.

Заключение под стражу, как мера пресечения, может быть применена на любом этапе расследования не только органом дознания или предварительного расследования, но и прокурором, если при изучении дела, поступившего с обвинительным заключением, он усмотрит, что нахождение лица на свободе не соответствует тяжести им содеянного или не отпали основания для заключения его под стражу к моменту окончания расследования.

Более легкой, во также принудительной мерой пресечения, является подписка о невыезде.

З. Предупреждение правонарушений деятельность органов внутренних дел по осуществлению мер организационного, технического, процессуального оперативного, принудительного и массово- разъяснительного характера с целью воздействия на личность и склонения ее к отказу от исполнения своего преступного намерения. Эта же цель может быть достигнута в результате других активных действий органов внутренних дел.

Формы предупредительной работы, как уже отмечалось, разнообразны, но в качестве принудительных наиболее часто и эффективно применяются: проверка документов, официальное предостережение, отстранение от должности, обыск, следственный эксперимент, осмотр места происшествия.

 

4. Реализация юридической ответственности — наиболее острая суровая реакция государства на нарушение законов. Лицо, посягающее на охраняемые законом ценности, подвергается штрафному во действию и лишению определенных благ, в том числе и свобод. Это является следствием признания лица виновным и подлежащих наказанию. Лишения либо ограничения бывают нацелены как на личность правонарушителя (лишение свободы, запрет занимать должность, увольнение, арест), так и на соответствующее имуществ (конфискация, штраф).

5. Обеспечение материальных правоотношений — осуществление активных действий в пределах компетенции органа дознания ил следствия с целью розыска и ареста имущества, на которое может быть обращено взыскание материального ущерба, причиненного преступлением, или исполнения приговора в части конфискации имущества, Такими действиями могут быть розыск имущества, вы емка, обыск, наложение ареста на имущество и денежные средства передача их на хранение лицу, принявшему его и др.

Практика применения норм права выработала определенную методику действий сотрудников органов внутренних дел, в соответствии, с которой весь процесс может быть представлен в виде следующих стадий.

Первая стадия — установление фактических обстоятельств дела,, то есть существа и юридической значимости исследуемого события.

На этой стадии оцениваются фактические обстоятельства дела. В первую очередь те, которые вызывают негативные юридические по-2 следствия. Вслед за ними выясняются условия, хотя и не относящиеся непосредственно к расследуемому событию, но существенные для выработки правильных решений (криминологическая и социально- экономическая обстановка в регионе, характеристика личности правонарушителя).

Выявляя фактические обстоятельства события, следователь определяет их достоверность и относимость к рассматриваемому случаю. Здесь первостепенную роль играют юридические доказательства, удостоверяющие событие, служащее основанием для применения правовой нормы. В качестве таких доказательств могут выступать документы, справки, отчеты, заключения специалистов, показания свидетелей, очевидцев, результаты социологических исследований, вещественные доказательства.

В ряде случаев для установления истины возникает необходимость проверки достоверности одних доказательств другими. Характерно, что круг доказательств по административным делам значительно шире, чем по уголовным и гражданским (фактические основания дела).

 

Вторая стадия — выбор нормы, то есть определение нормы, на основе которой должен рассматриваться данный факт. На этой стадии происходит предварительная квалификация события, окончательная же производится при решении по делу. Для правильного выбора иногда приходится рассматривать несколько норм. При этом у лица, принимающего решение, критерием оценки является собственное убеждение.

Выбор нормы права предусматривает проверку подлинности ее текста, анализ с точки зрения законности, толкования ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц (юридические основания дела).

Завершающим элементом правоприменения является вынесение решения (третья стадия. которое фиксируется в соответствующем акте. Особенность последнего заключается в том, что он не только устанавливает наличие определенного события и его юридические последствия для конкретного лица, но и порядок исполнения вынесенного решения. Такие акты обладают юридической силой, обеспеченной властными полномочиями правоприменяющих субъектов.

Вынесение решения выражается в издании индивидуального акта, принятого на основе исследования доказательств и анализа нормы права. Решение является актом, который устанавливает права и обязанности определенных субъектов права, то есть служит основой для возникновения правоотношений и одновременно логическим выводом из анализа фактов и юридических оснований.

В литературе иногда высказывается мнение, что только акт применения юридической нормы обусловливает возникновение прав и свобод конкретного лица. С этим трудно согласиться. Скорей всего здесь следует говорить не о возникновении у лица соответствующих прав, они предоставлены человеку естественным путем, либо государственным законодательством.

 

Правоприменительный акт есть признание лица носителем определенного права и основанием для его реализации. Например, постановление о признании лица потерпевшим, решение о заключении подозреваемого под стражу. В то же время эти акты являются основаниями для возникновения различных правоотношений между людьми и государственными органами (в нашем примере — порождает отношения между лицом и подразделением ИВС).

Правоприменительным актам присущи Особенности, которые Обусловлены спецификой объектов их воздействия; конкретными полномочиями должностных лиц; принятием актов на основе и во исполнение компетенционных норм; формой объективированного выражения во вне.

Основными требованиями, предъявляемыми к правоприменительным актам, являются:

1. Соблюдение законности — то есть применение нормы права, прямо относящейся к конкретному случаю, строгое следование ее точному смыслу, решение дела в строгих рамках компетенции государственного органа или должностного лица;

2. Обоснованность — необходимость тщательно и объективно изучать все относящиеся к делу факты; недоказанные и сомнительные факты не должны приниматься во внимание;

3. Целесообразность — самое целесообразное решение вопроса это точное исполнение требований закона. Необходимо добиваться наиболее Целесообразного осуществления норм права в конкретной жизненной ситуации;

4. Справедливость осознание правильности решения дела, то есть убедительность и доказанность собранных данных, объективный подход к исследованию обстоятельств дела.

Обязательным условием претворения правоприменительного ак- та в жизнь является то, чтобы он выносился компетентным органом и был соответствующим образом оформлен. Акт должен содержать все необходимые реквизиты — наименование документа, дата, место составления, орган, подготовивший акт, содержание рассматриваемого события или факта, суть принятого решения, сроки, порядок и способы его исполнения, подписи должностных лиц и в необходимых случаях — завершающая печать.

Как и всякий другой элемент правоприменительного процесса, официальное решение государственного органа, зафиксированное

 

соответствующим актом, носит властный характер. Однако от других правовых актов отличается тем, что содержит индивидуально конкретные предписания, обязательные для исполнения только теми субъектами, которые являются участниками данного правоотношения.

К таковым, относятся, во-первых, — адресат, то есть субъект, к которому применена соответствующая норма права. Во-вторых, органы или должностные лица, обязанные привести в исполнение принятое решение. в третьих, — государственные органы и конкретные лица, интересы которых могут быть затронуты в результате реализации этого решения.

Правоприменительные акты классифицируются исследователями по разным основаниям. Некоторые представляют несомненный интерес1. Однако более предпочтительна, па наш взгляд, концепция, в соответствии с которой все акты делятся на две больших группы:

1. Акты, выносимые в порядке юридических споров и охраны правопорядка, включая защиту прав и свобод личности.

2. Акты, которые принимаются в рамках оперативно — исполнительной деятельности государственных органов.

К первой группе актов относятся те, которые наиболее употребимы правоохранительными органами и выполняют непосредственную охранительную роль в случаях, когда имеют место правонарушения и иные факторы, негативные для прав и свобод гражданина.

Вторая группа используется компетентными органами в ходе их повседневной оперативно-исполнительной работы и направлена на достижение социально полезных результатов, включая реализацию гражданами своих конституционных и иных прав и свобод2.

В первую группу входят следующие акты:

1. Вердиктно- штрафные (акты о виновности и наказании). Они наиболее ощутимо выражают реакцию государства на те или иные нарушения действующего законодательства. Чаще всего применяются при вынесении юридических решений по уголовным (приговор б назначении наказания в виде лишения свободы), административным делам (штраф, изъятие орудий правонарушения), гражданско- правовому производству (возмещение ущерба и др.).

2. Восстановительные — восстанавливают исходное положение индивида, и он возвращает себе возможность пользоваться определенными благами. Необходимость в таких актах возникает в случаях когда права и свободы нарушены, созданы препятствия их осуществления или он необоснованно привлечен к ответственности. В качестве подобных мер можно привести оправдательный приговор, по становление следователя о возврате имущества законному владельцу до окончания вывода суда по уголовному делу, решение вышестоящего начальника об отмене постановления нижестоящего руководителя по наложению штрафа.

3. Пресекающие — широко используются в практике правоохранительных органов, как вспомогательные по отношению к последующим актам, восстанавливающим субъективные права и свободы личности. Суть их в официально-властных препятствиях к посягательствам и направлены на пресечение административных и уголовно- правовых правоотношений. К этим актам могут быть отнесены постановления следователя о применении мер пресечения — задержания, изъятия вещей, предметов, подписка о невыезде.

4. Процедурно-охранительные — обеспечивают уголовно- правовую защиту нарушенных преступлениями прав и свобод путем регламентации хода и последовательности правоохранительной деятельности. Такими актами являются, например, постановления о возбуждении уголовного дела, признании лица гражданским истцом, производстве экспертизы; протокол об административном правонарушении; разрешение на проведение оперативно-розыскных мероприятий и т.п.

Вторая группа включает в себя следующие правоприменительные акты:

1. Регламентирующие акты наиболее распространенный вид официальной документации, способной подтверждать наличие принадлежащих гражданину субъективных прав, упорядочивать процедуру их реализации. Чаще всего они выносятся при организации внутрислужебной деятельности органов внутренних дел, а также для регулирования внешней сферы правоотношений с населением.

В первом случае речь идет о всякого рода приказах (например, о зачислении в кадры, присвоении звания, поощрении и т.д.).

Во втором, — решение органов внутренних дел о выдаче паспорта гражданина России, водительского удостоверения и т.д.

2. Разрешительные акты — принимаются в процессе реализации ‚гражданами своих прав. Следует иметь в виду, что разрешительный порядок использования прав относится не ко всем, а лишь к некоторым специальным правам, которые требуют повышенного социального контроля для обеспечения общественной и личной безопасности граждан

Эти акты строго индивидуальны и содержат юридические решения о предоставлении гражданину искомого им права. Например, право иностранца на въезд в Россию, право на посещение закрытых зон, право личной собственности на огнестрельное оружие др.

3. Регистрационные акты — удостоверяют и устанавливают фактические и юридические явления, сопутствующие реализации гражданами своих субъективных прав. Такие акты применяются при отсутствии каких-либо негативных обстоятельств, препятствующих использованию гражданином своих законных прав. Примером регистрационных актов может служить регистрация автомототранспорта, регистрация по месту жительства.

4. Удостоверяющие акты — или акты о признании, которыми официально закрепляется определенное состояние личности. Такие акты носят стабильный и долговременный характер и нередко влекут за собой юридические последствия не только для гражданина, но и государственного органа, призванного обеспечить реализацию того или иного права. Например, признание лица без вести отсутствующим, принадлежность лица к российскому гражданству.

5. Предписывающие (директивные) акты предназначены для корректировки и уточнения путей и способов реализации личных прав в отдельных жизненных ситуациях. С их помощью органы внутренних дел воздействуют на волю и сознание людей, чем обеспечивают безопасную реализацию прав граждан и окружающих людей, предотвращают предполагаемые негативные факторы.

К предписывающим актам можно отнести документы ГИБДД, содержащиеся в актах техосмотра, предписания Госпожнадзора о необходимости устранения нарушений установленных правил, представления следователя об устранении причин и условий, способствующих преступлениям.

6. Запрещающие акты — связаны с совершением преступлений и проступков, несоблюдением другими гражданами условий для нормального использования лицом своих прав. В качестве запрещающих актов служат такие, как арест на имущество, отстранение от работы лица, находящегося в нетрезвой состоянии, В определенном смысле запрещающие акты носят категорический, превентивный характер. Например, акт работника ГИБДД, запрещающий эксплуатацию неисправного транспорта.

 

2. Обеспечение прав и свобод личности в административной деятельности органов внутренних дел

 

Наиболее емким видом функционирования органов внутренних дел является административная деятельность. Под административной деятельностью понимается целенаправленная организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Из этого определения следует, что административная деятельность носит государственно-властный характер, выражающийся в отправлении двуединой исполнительно-распорядительной функции. При этом исполнительная направлена на повседневное исполнение требований Конституции РФ и законов РФ, постановлений Правительства, решений представительных органов власти и администрации субъектов Российской федерации.

Распорядительная функция проявляется в том, что должностные лица органов внутренних дел вправе предъявлять обязательные к исполнению требования и применять меры административного воздействия за неисполнение этих указаний. В целом же административная деятельность правоохранительных органов может рассматриваться как создание благоприятных условий для реализации прав и свобод человека, защиту этих прав от неправомерных действий других лиц и источников повышенной опасности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.