Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1.4 7 страница




Лица, признанные гражданскими ответчиками, пользуются теми же правами, что и гражданские истцы.

Обладая широким кругом прав, подозреваемый и обвиняемый имеют и процессуальные обязанности. В частности, они должны являться по вызову лиц, ответственных за ведение уголовного дела, сообщать о перемене места жительства, исполнять свои обязанности в связи с избранной мерой пресечения, в необходимых случаях участвовать в производства следственных действий, соблюдать Порядок их проведения, представлять образцы для сравнительного исследования, осуществлять свою защиту средствами, допустимыми законом, не препятствовать установлению истины. 4. Обеспечение прав личности в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Правовой основой оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов является утвержденный Президентом Российской Федерации Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года. В соответствии с ним задачами оперативно-розыскной деятельности является:

1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2. Осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

З. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Осуществление оперативно-розыскной работы возложено на оперативные подразделения государственных органов, в том числе— органов внутренних дел (криминальной милиции).

Условно эти подразделения можно свести в две группы:

1. Основные.

2. Обеспечивающие. В основную группу входят подразделения:

а) по борьбе с организованной преступностью (ГУОП, РУОП); б) по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП);

в) уголовного розыска (ГУУР, ОУР);

г) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН).

К обеспечивающим службам относятся:

а) подразделения управления, которые осуществляют по заданиям оперативных отделов разведывательные мероприятия — наблюдение, отождествление личности, наведение справок и т.п.;

б) экспертно-криминалистическая служба. При выездах на место происшествия ее работники выступают в роли специалистов. При производстве криминалистических исследований они приобретают статус экспертов (баллистическая, трасологическая, почерковедческая, дактилоскопическая, химическая, пищевая и другие экспертизы).

В рамках настоящей работы наибольший интерес вызывает характеристика тех служб, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные функции.

Подразделения по борьбе с организованной преступностью. Формирование этих подразделений (РУОП) датируется 1985 годом, когда на страницах печати появился ряд публикаций, свидетельствующих о наличии в нашей стране зачатков организованной преступности и тенденциях ее быстрого развития и условиях перехода к рыночной экономике.

Вскоре существование этого вида преступности стало очевидным, что вызвало необходимость создания в центре и на местах соответствующих подразделений по борьбе с ней.

На первых порах эта автономная структура получила большую самостоятельность, поскольку региональные подразделения напрямую подчинялись лишь своему центру в Москве, и тем самым, ослабили или даже сняли с руководителей местных МВД, УВД и других оперативных служб всякую ответственность за состояние борьбы с организованными преступлениями. К тому же отсутствие четко очерченных функций РУОП вызвало параллелизм, неразбериху и конфликтные ситуации с управлениями криминальной милиции.

По мере накопления опыта и обобщения практики борьбы с организованной преступностью определился более четкий и реальный круг функций, подлежащих исполнению рассматриваемой службой. Концепция этих функций вытекает из констатации того, что объектом действий подразделений ГУОП являются преступные формирования повышенной общественной опасности, которые характеризуются своей устойчивостью, сплоченностью, наличием организатора, распределением ролей между участниками, систематичностью и непрерывностью преступной деятельности, межрегиональным и международным ее характером, наличием системы распределения доходов, системы внутренней безопасности и коррумпированных связей.

Основными задачами службы являются борьба с коррупцией в федеральных и региональных органах государственной власти, муниципальных и правоохранительных системах, получение информации о процессах и тенденциях, происходящих в преступной среде, пресечение деятельности бандитских и организованных групп, обезвреживание лидеров преступных формирований, борьба с рэкетом, захватом заложников и похищением людей с целью получения выкупа и др.

Аппараты борьбы с экономическими преступлениями (БЭП). С переходом к рыночной экономике и глобальными изменениями в системе хозяйственных отношений возникла необходимость в адекватной корректировке концепций, форм и методов борьбы с новыми для нашей страны преступными проявлениями. В связи с этим подразделения БХСС были преобразованы в аппараты борьбы с экономическими преступлениями.

Основная задача последних состоит в защите гарантируемого Конституцией РФ экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержания конкуренции, свободы экономической деятельности, реализации права на беспрепятственное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, недопущения действий, направленных на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Общепризнанным является факт, что за последние годы интересы криминальной среды, особенно ее организованной части, резко устремились в сферу экономики, где имеются благоприятные условия для быстрого обогащения. По оценке специалистов в ближайшее время страну ожидает дальнейшая криминализация экономических отношений и постоянное увеличение доли экономических преступлений в структуре всей преступности.

При этом прогнозируется не просто рост удельного веса экономических преступлений, но и существенное повышение их общественной опасности за счет организованных форм, расширения масштабов коррумпированности, дальнейшего сращивания с обще уголовной преступностью.

Постоянно расширяется круг олигархов, все более проникающих

в систему крупного промышленного производства и прибирающего

к своим рукам наиболее доходные отрасли хозяйствования. Ожесточается борьба между преступными синдикатами и кланами за пере-

дел сфер влияния, что сопровождается террористическими актами,

убийствами и другими опасными деяниями.

Приоритетными направлениями деятельности аппаратов БЭП являются: предупреждение и раскрытие преступлений, подрывающих экономическую основу государства как собственника и гаранта обеспечения законности в обществе. Усиление предупредительной деятельности и раскрытие экономических преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка, на объектах производства и реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительства, топливно-энергетического комплекса, биржевой, банковской и внешнеэкономической деятельности, на транспорте, учреждениях, контролирующих валютные ценности, драгоценные металлы, камни и др.

Тактика осуществления оперативно- розыскной деятельности аппаратов БЭП во многом зависит от той хозяйственно-финансовой сферы, защиту которой осуществляют эти аппараты. Так в борьбе с преступлениями на предприятиях потребительского рынка большое значение имеет создание надежных оперативных позиций на объектах оптовой и розничной торговли, товарных биржах, фирмах, занимающихся посредничеством, службах сервиса и т.п.

В основу деятельности здесь положен поисковый принцип организации, то есть проведение оперативных мероприятий по обнаружению признаков экономических преступлений в действиях лиц, осуществляющих организационно-хозяйственные операции.

Особенностью работы сотрудников БЭП в этой области является то, что они имеют дело с коллективной и час гной собственностью, поэтому не должны оценивать эффективность хозяйствования на объектах, определять целесообразность хозяйственных операций, расходования и учета средств.

Осуществляя мероприятия по борьбе с преступлениями в банковской системе, в первую очередь следует иметь в виду такие ее пороки, как несовершенство законодательства, незащищенность межбанковских каналов связи, коррумпированность банковских служащих, слабый контроль над деятельностью коммерческих банков со стороны ЦБ Российской Федерации,

Основными направлениями работы в этой сфере являются установление оперативного контроля над состоянием межфинансового кредитования операций, выявление лиц, проявляющих повышенный интерес к банковской информации, проверка лиц, поступающих на работу служащими РКЦ, ознакомление с результатами инвентаризации на счетах МФО для выявления фиктивных авизо, блокирование средств или наложение ареста на суммы, зачисленные по подложным документам и т.д.

Свои специфические особенности имеет тактика борьбы с экономическими преступлениями во внешнеэкономической деятельности, аграрном секторе и других отраслях хозяйствования.

Особую актуальность в последние годы приобрела борьба с взяточничеством. Это зло, принявшее огромные размеры, разъедает государственный аппарат, делает его послушным орудием финансовых воротил и криминальных авторитетов.

Борьба с взяточничеством представляет наиболее трудный участок деятельности аппаратов БЭП в силу высокой степени латентности и сложности доказывания. Документирование этого вида преступлений предполагает: установление круга лиц, осведомленных о факте получения, дачи взятки, выявление, фиксация и обеспечение сохранности документов, отражающих незаконные действия должностных лиц, установление предмета взятки и других материальных следов преступления и негласное их криминалистическое исследование и т. д.

Уголовный розыск — одна из старейших полицейских служб, насчитывающая сотни лет. Работники сыска вписали немало ярких страниц в летопись борьбы с преступностью. В настоящее время аппарат уголовного розыска представляет собой хорошо отлаженный и организованный механизм, вплетающийся в ткань всей структурной иерархии органов внутренних дел. Во главе этой службы на уровне МВД Российской Федерации стоит Главное управление уголовного розыска. В министерствах и управлениях субъектов РФ, в зависимости от величины и численности населения, а также сложности оперативной обстановки, уголовный розыск предстает в виде управлений или отделов. В горрайорганах имеются отделы, отделения или группы уголовного розыска. Аппараты этой службы функционируют и в отраслевых главках Министерства Внутренних дел — управлениях и отделах линейных подразделений транспортной милиции, 8 Главного управления.

Основными задачами уголовного розыска являются организация и осуществление оперативно-розыскных и иных мер по предупреждению и раскрытию бандитизма, умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований и других половых преступлений, разбоев, хищений, совершенных путем грабежа или кражи всех форм собственности, мошенничества, хищения оружия, боеприпасов и др.

Основными функциями уголовного розыска являются:

Предупреждение преступлений, то есть выявление причин и условий, порождающих и способствующих преступлениям, принятие мер к их устранению через соответствующие государственные и общественные организации, надзор за лицами, склонными к совершению правонарушений, и оказание воспитательного воздействия на них, принятие мер к недопущению преступлений лицами, подготавливающими или замышляющими противоправные деяния, обнаружение фактов преступных действий на стадии покушения, их своевременное пресечение и привлечение виновных к уголовной ответственности.

Раскрытие — обнаружение преступлений и лиц их совершивших, изобличение виновных, создание условий, обеспечивающих применение к ним предусмотренных законом мер наказания, возмещение понесенного материального ущерба.

Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших и иных категорий, подлежащих отысканию.

Важным направлением деятельности уголовного розыска является также осуществление комплексных мероприятий по борьбе с рецидивной и групповой преступностью, преступлениями несовершеннолетних, угону автомототранспорта, раскрытию преступлений прошлых лет по делам, приостановленным по различным основаниям.

В выполнении этих задач уголовный розыск тесно взаимодействует с другими службами, иными правоохранительными органами, государственными и общественными формированиями, коллективами трудящихся. Активно применяется негласный аппарат, современная техника, оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также приемы и методы личного сыска.

Линейные подразделения службы специализируются на работе по раскрытию отдельных групп преступлений (тяжкие насильственные, имущественные, половые). Возможно и более дробное деление по отдельным видам преступлений (убийства, бандитизм, грабежи и разбои, кражи, мошенничество).

Специализированные подразделения имеются и по крупным направлениям деятельности — розыску преступников и без вести пропавших, борьбе с рецидивной преступностью, групповыми преступлениями, преступлениями против иностранцев и совершенных иностранцами, розыску похищенных антикварных и раритетных ценностей.

Важным элементом работы уголовного розыска является обслуживание территорий и объектов, то есть руководство комплексом гласных и негласных оперативно- розыскных мероприятий на закрепленной территории, объектах и линиях работы в целях получения и реализации информации о лицах, фактах, местах и предметах, представляющих оперативный интерес.

Обслуживание заключается в получении, накоплении и формировании информационной базы, анализе данных о состоянии оперативной обстановки, выработке упреждающих мер борьбы с преступностью, расстановке сил и средств, оценке эффективности их применения, планировании работы, координации действий с другими службами и правоохранительными органами, контроле и проверке исполнения принятых решений. В этой работе немаловажное значение приобретает опора на население и общественность.

Подразделения борьбы с незаконным оборотом наркотиков (УНОН) образованы в системе МВД России в 90-х годах. Этому предшествовал все нарастающий вал наркомании и связанных с этим тяжких правонарушений. В Концепции государственной политики по контролю над наркотиками в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 июля 1993 года, констатировалось, что незаконный оборот наркотиков за последнее десятилетие приобрел глобальный масштаб и оказывает отрицательное влияние на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику и правопорядок.

Общий прогноз ситуации весьма неблагоприятен и усугубляется происходящими в обществе негативными процессами. Объем изъятых за последние годы наркотических средств возрос в десятки раз, причем свыше трети, находящихся в незаконном обороте наркотиков, поступает извне.

В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер борьбы с наркобизнесом может привести к тому, что проблема Наркомании превратится в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия народов России.

Однако созданием специализированных аппаратов не может исчерпываться комплекс мер, направленных на предотвращение этой угрозы. Достижение положительных результатов в борьбе с наркоманией требует совершенствования правового обеспечения деятельности по контролю над оборотом наркотиков, создания отлаженной системы сбора и анализа информации об их распространении, широкого внедрения методов идентификации наркотических средств, совершенствования юридических подходов к раннему выявлению незаконных потребителей, выделению групп населения с повышенным риском потребления наркотиков, организации действенного таможенного и пограничного контроля над ввозом наркотиков в страну и его транзитом, создания надежных оперативных позиций во всех каналах проникновения наркотических средств в Россию.

Борьба с наркоманией требует высокого уровня профессиональной подготовки, знания методов и средств выявления преступных намерений, умения правильно ориентироваться в оперативной ситуации, принимать точные и эффективные решения, правильно использовать современную оперативную технику.

В настоящее время наркобизнес осуществляется не одиночками,

а хорошо организованными и замаскированными преступными

группами, имеющими разветвленную сеть своих представителей, как

в регионах страны, так и за ее пределами. При этом характер деятельности преступных формирований таков, что выявление их намерений и действий представляет большую сложность. Последняя определяется:

а) высоким интеллектуальным уровнем руководителей и участников группы, серьезной проверкой при подборе преступных кадров;

б) сложной структурой организации дела, четким распределением ролей, наличием организатора;

в) руководящим ядром единомышленников, состоящих из (внешне) положительно характеризующихся лиц, занимающих часто высокие административные должности, либо высокий социальный рейтинг в обществе;

г) межрегиональным или нередко международным характером деятельности, широкими контактами с коррумпированными должностными лицами органов власти и управления.

Основными задачами подразделений, ведущих борьбу с наркотиками, являются следующие:

1. Выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с изготовлением, хранением, употреблением и сбытом наркотиков.

2. Выявление и перекрытие каналов и источников поступления наркотиков в незаконный оборот.

3. Оперативное наблюдение за лицами, допускающими медицинское потребление наркотиков и других средств, влекущих одурманивание.

4. Выявление и раскрытие преступлений, связанных с подделкой рецептов на наркотические и сильнодействующие лекарственные препараты.

5. Выявление химических производств, изготавливающих синтетические наркотики.

6. Выявление мест естественного и искусственного произрастания наркосодержащих растений и организация их уничтожения.

7. Проведение оперативных комбинаций и операций по задержанию с поличным наркокурьеров, сбытчиков и др.

За последнее время деятельность подразделений УНОН значительно активизировалась, что является следствием установления тесных оперативных контактов с региональными и международными системами борьбы с наркобизнесом, в содружестве с которыми вскрыты «громкие дела» как в самой Россия, так и за ее пределами. В 1998 г. при МВД Российской Федерации был создан на правах управления Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков.

Законом РФ от 12 августа 1995 года, который, как уже отмечалось, является правовой основой оперативно- розыскной деятельности, определен тот круг мероприятий, которые дозволено использовать в процессе ее осуществления. Этот перечень включает в себя:

1. Опрос граждан.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

б. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений — зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений 10.Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведя, данный перечень, законодатель подчеркивает, что оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционном принципе законности, уважении и соблюдении прав и свобод человека и имеет целью защиту этих прав от любых посягательств. Из этого принципа вытекают и требования, которые предъявляются к оперативно- розыскной деятельности. Ими являются следующие:

1. Оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться исключительно для борьбы преступлениями и в отношении лиц, подозреваемых в причастности к ним. Все остальные основания являются нарушениями законности.

2. Результаты оперативно-розыскной деятельности не должны влечь ущемления прав и свобод человека. Если задача может быть решена другими путями, то следует отказаться от применения оперативно-розыскных мероприятий. З. Необходимо исключить из оперативно- розыскной деятельности меры, провоцирующие граждан на совершение преступлений, их оговоры, склонение к самооговорам.

4. Не может использоваться для искусственного создания оснований, с которыми закон связывает возможность принудительного (в том числе уголовно-правового) воздействия на проверяемых и. разрабатываемых (фальсификация, подкладывание, компрометирующих предметов и документов), что позволяет мотивировать задержание, личный обыск и др. 5. Результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные указанными выше методами, не могут служить основанием для про- ведения уголовно-процессуальных действий (задержание, обыск, арест).

Перечень требований, направленных на обеспечение охраны прав и свобод человека, свидетельствует о том, что при выработке правовых основ оперативно-розыскной деятельности, законодатель стремился избежать нарушений процесса жизнедеятельности российских граждан и создать нормативный акт полностью согласовывающийся с международными стандартами по защите прав и свобод личности..

В этом акте содержится целый ряд мер, которые по мысли составителя обеспечивают соблюдение прав и свобод личности при проведении оперативно-розыскных действий.

Так, в соответствии со ст. 5 Закона раскрывается сущность требований, которые сводятся к следующему:

а) не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом;

б) проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

в) материалы в отношении лиц, виновность которых не доказана, хранятся один год, а затем уничтожаются;

г) разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан без их согласия, запрещено;

д) нарушение Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Статья 6 Закона запрещает проведение оперативно- розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств для негласного получения информации неуполномоченными физическими и юридическими лицами. Разработка, производство и реализация в Российской Федерации и вывоз за ее пределы специальной техники, средств для негласного получения информации подлежит лицензированию.

Статья 8 определяет условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Проведение их допускается только на основании судебного решения:

а) лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд;

б) лицо, в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано, либо прекращено, в связи с отсутствием события преступления, и располагающее фактами проведения против него оперативно- розыскных мероприятий, вправе истребовать сведения о полученной информации, а при отказе или получении сведений не в полной море, может обжаловать это в судебном порядке;

в) орган, осуществлявший оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы за исключением сведений о лицах, внедренных в преступную группу, штатных и иных сотрудниках.

Статья 10 устанавливает, что акт заведения дела оперативного учета не является основанием ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Ряд положений Закона (ст. 12) отражают заботу государства о защите прав и интересов самих представителей правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказывающих им содействие в этом на конфиденциальной основе, о порядке предания гласности сведений о лицах, внедренных в преступные группы, о штатных и негласных сотрудниках.

Статья 14 регламентирует обеспечение безопасности и сохранности имущества сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющимоперативнорозь1скную деятельность, участников судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц, в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность членов их семей и близких, эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности (ст. 18).

Характерно, что именно в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности», как ни в каком другом, детально расписаны гарантии, обеспечения этих прав и свобод. В то же время нельзя не заметить, что оперативно-розыскная деятельность это область правоохранительной деятельности, в которой как ни в какой другой таится опасность ограничения и даже нарушения провозглашенных законом прав и свобод.

Эта особенность признается и в самом тексте Закона, где в ст. 9 устанавливается, что рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки; телефонных переговоров и т.п. осуществляется судом, который может разрешить эти мероприятия или отказать в них на основании мотивированного постановления при изучении практики деятельности правоохранительных органов выясняется, что между благими пожеланиями и реальностью лежат непреодолимые препятствия. Они коренятся в самой сущности и специфике этой деятельности, которые заключаются в том, что использование сил, средств и методов ОРД не может не затрагивать правовой статус человека, и, хотим мы этого или нет, ограничивает его права и свободы.

Более того, оперативно-розыскная деятельность затрагивает интересы третьих лиц, которые против своей воли или в силу обстоятельств либо служебного положения связаны с подозреваемым (например, совместное проживание, дружеские отношения, совместная, работа и т.д.).

Подтверждением приведенных соображений является помещенное в «Российской газете» от 11 августа 1998 года Определение Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки ИГ. Черновой.

Суть жалобы заключается в том, что Чернова подверглась незаконным действиям со стороны правоохранительных органов, а судебные инстанции, в которые она обращалась, отказали в защите ее законного права на ознакомление с информацией, полученной в отношении нее в процессе оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим Чернова просит проверить:

1. Конституционность ст. 5 Закона, в которой отсутствуют нормы, обязывающие государственные органы сообщить лицу о факте заведения в отношении него дела оперативного учета, что, по мнению заявительницы, нарушает право на судебную защиту и препятствует доступу к правосудию Что касается положения о предоставлении информации лишь в пределах, допускаемых требованиями конспирации, то оно создает почву для злоупотреблений и лишает граждан возможности выяснить нарушены ли его права.

2. Правомерность ст. 6 Закона, которая противоречит ст.ст. 23,

24 и 25 Конституции РФ о неприкосновенности жилища. При современном уровне техники можно наблюдать даже за интимной жизнью человека без проникновения в жилище. Фактически такое наблюдение равнозначно проникновению в жилище, что является незаконным вторжением в частную жизнь.

3. Оспаривается положение ст. 7 Закона, предусматривающей проведение оперативно-розыскных мероприятий при получении данных о лицах, подготавливающих или совершающих противоправные деяния. Такие действия дают возможность применять мероприятия к любым жизненным ситуациям.

Подвергаются сомнению и другие положения Закона, однако основной упор делается на неконституционность ст.ст. 10 и 12, устанавливающих отношения между органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и судьей в процессе решения вопроса о необходимости проведения мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан (наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, перлюстрация корреспонденции), а также пределах предоставления информации о полученных результатах.

Следует отметить, что Конституционный суд РФ принял сторону Закона, признав доводы инициатора жалобы необоснованными. В чем-то аргументацию суда можно призвать справедливой, но в целом она недостаточно убедительна и оставляет впечатление о стремлении суда защитить честь мундира.

Зато в особом мнении конституционных судей А. Л.Кононова и Г.Г. Морщаковой содержится жесточайшая критика отдельных положений Закона, причем достаточно обоснованная. В частности, А.Л. Кононов считает, что феноменальный произвол правоохранительных органов имеет место именно потому, что Закон допускает такой произвол и практически неограниченное усмотрение спецслужб, осуществляющих эту деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.