Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1.4 6 страница




Законодатель отменил институт прописки, заменив его регистрационным учетом граждан, но это не уменьшило объем работы паспортных аппаратов. Их загрузка определяется также и тем, что они обязаны производить изменения в документации в случаях призыва на военную службу, осуждения к лишению свободы, признания лица без вести пропавшим, смерти или объявления по решению суда умершим, выселения в связи с признанием утратившим право пользования жилым помещением и др.

Разрешительная система — это основанная на нормативных актах система отношений, возникающих в процессе обеспечения правил изготовления, приобретения, хранения, использования и перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и функционирования особого рода предприятий и организаций, занимающихся изготовлением, ремонтом, торговлей, арендой и другими действиями, связанными с оборотом вышеназванных предметов и веществ.

Лицензионно-разрешительная деятельность представляет собой комплекс действий по осуществлению лицензирования и контроля за оборотом оружия, принятию мер в случаях нарушений, установленных нормативными актами правил, а также контролю за частной детективной и охранной деятельностью.

Без соответствующего разрешения органов внутренних дел осуществление этих видов деятельности является правонарушением и влечет применение мер административного воздействия.

По существу лицензирование можно рассматривать как элемент контроля органов внутренних дел за законностью в сфере обеспечения государственной, общественной и личной безопасности. В задачи этой службы входит выдача разрешений на указанные выше предметы, первоначальная проверка лиц, допущенных к обращению с оружием и боеприпасами, выявление причин и условий, способствующих нарушениям норм и правил, регламентирующих эту область деятельности.

Решение об отказе в выдаче лицензий на право приобретения оружия лицам, имеющим судимость за совершение умышленных преступлений, проверка объектов ля хранения оружия, прием зачетов у частных охранников по правилам, регламентирующим порядок оборота оружия, следует рассматривать как предупредительную деятельность.

Мерами пресечения в этих случаях является аннулирование лицензий, изъятие оружия и др. Аннулирование лицензии нельзя рассматривать как административное взыскание. Оно является актом возврата, отмены ранее принятого решения. Мерами административного обеспечения являются задержание правонарушителя при нарушении сроков регистрации, проверка документов, личный досмотр, изъятие вещей и документов и др.

Следует предостеречь от ошибочного взгляда о том, что выдача лицензий на право приобретения и хранения оружия является актом предоставления этих прав гражданину органами внутренних дел. На самом деле право владения, пользования и распоряжения оружием возникает у человека в момент покупки или иной формы приобретения оружия. Деятельность органов внутренних дел по оформлению сделки следует рассматривать, как документальное закрепление этого права и элемент контроля за оборотом оружия..

 

3. Обеспечение прав человека в уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел подразумевает осуществление предварительного расследования в двух формах — дознания и следствия. Методы исполнения процессуальных действий у них одинаковы и отличаются лишь объемом, кругом субъектов и подследственностью (ст. 150 УПК РФ).

Характерная особенность этого вида деятельности в том, что она возникает лишь в связи с событием преступления и в дальнейшем становится неотъемлемым этапом судебного разбирательства. Сама суть расследования состоит в том, что оно обусловлено необходимостью собирания для суда доказательств, которые невозможно получить в ходе судебного разбирательства. И следствие, и суд выполняют одну задачу — объективное исследование обстоятельств дела, но каждый по-своему и с неодинаковыми последствиями.

В конечном счете такие исследования преследуют цель двоякого рода: с одной стороны, — раскрытие преступлений и привлечение виновных к уголовной ответственности, то есть создание предпосылок для осуществления правосудия, с другой — осуществление защиты субъективных прав граждан, оказавшихся в орбите уголовного процесса. В целом эти задачи четко ориентированы на выполнение правоохранительной функции государства.

Наибольший объем уголовно-процессуальной деятельности возлагается на дознание. Самым универсальным органом дознания является милиция.

Однако процессуальными полномочиями дознания в милиции обладают не все, а лишь некоторые категории работников. Ими являются начальники подразделений, их заместители и сотрудники, которым они поручают проведение дознания. Кроме того, в крупных органах внутренних дел функционируют специализированные аппараты дознания, в которых дознаватели работают на постоянной основе.

Таким образом, в качестве органа дознания выступает руководитель подразделения, а дознаватель обладает статусом лица, производящего дознание. Последний, как процессуальная фигура приобретает определенную самостоятельность, но право контроля, за его действиями и решениями сохраняет за собой руководитель органа дознания. Ответственность же за неправомерные действия и решения несут как начальник органа, так и дознаватель.

Орган дознания обязан принимать и разрешать заявления и сообщения по любым категориям преступлений, однако не должен подменять другие структуры, к компетенции которых относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела по конкретному событию. Вместе с тем милиция может производить неотложные следственные действия по пресечению любого вида преступления, установлению и закреплению следов его совершения.

Уголовно-процессуальными функциями органов дознания являются следующие:

1. Рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.

2. Дознание.

З. Оказание помощи следователю в проведении отдельных следственных действий.

4. Производство следственных и розыскных действий по поручению и указанию следователя.

 

Необходимо отметить, что меры, ограничивающие возможность нарушений прав человека, устанавливаются законом уже на первоначальной стадии разрешения сообщений о преступлениях. В частности, запрещается:

а) передавать на исполнение дознавателям заявления и сообщения до их регистрации;

б) списывать в «дело» заявления и сообщения без тщательной их проверки и принятия решения;

в) передавать от следователя в подразделение дознания материалы осмотра места происшествия, когда эти материалы достаточны для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Несмотря на эти запреты, факты нарушений законности и прав человека в практике деятельности органов милиции имеют тенденцию к росту. Особенно часто это происходит на стадии рассмотрения сообщений и иной информации о преступлениях.

В основном это является следствием нерадивости работников, их нежелания утруждать себя расследованием преступлений. Встречаются и факты предательства, когда за вознаграждение предупреждаются лица — фигуранты полученного сообщения.

Чаще всего причиной таких явлений становится порочная практика критериев оценки деятельности органов внутренних дел, выработанных в прежние годы, при которой необоснованно требуется снижение преступности и высокая раскрываемость, независимо от общей оперативной, социально-экономической и политической обстановки.

В связи с этим многие работники милиции в стремлении при- украсить действительность и показать высокую продуктивность своей работы всячески стараются не дать заявлению ход, оказать давление на граждан с тем, чтобы они не подавали заявление о преступлении.

Факты укрытия преступлений от регистрации представляют особую опасность, что осложняет криминологическую ситуацию в регионе, увеличивает массив латентных преступлений, за которыми стоят неразоблаченные рецидивисты, совершающие новые, более опасные преступления.

Нередко не принимается должных мер по проверке информации, необоснованно подготавливаются отказные материалы, совершаются должностные подлоги, фальсификация и другие неблаговидные действия, направленные на укрытие преступлений от учета. Такие действия дискредитируют органы милиции и порождают у граждан веру в силу российских законов.

В компетенции органов дознания имеются определенные особенности, которые обусловлены характером и тяжестью преступления. Так, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания возбуждают уголовное дело и проводят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемка, задержание, освидетельствование, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей.

О производстве этих действий уведомляется прокурор, а по их завершении, материалы передаются следователю. При этом орган дознания может продолжить осуществление следственных и розыскных действий, но только по поручению следователя.

В тех же случаях, когда производство предварительного следствия по делу не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные законом уголовно-процессуальные меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Иначе говоря, по таким делам орган дознания проводит расследование в полном объеме по общим правилам, установленным для предварительного следствия, и его материалы являются основанием для рассмотрения дела в суде.

По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, органы дознания могут возбудить уголовное дело только в тех случаях, когда признаки такого преступления обнаружены самим органом дознания и для производства следственных действий требуется возбуждение дела. К сожалению, в этом вопросе практика не всегда придерживается буквы закона.

Нередко решение о возбуждении уголовного дела по преступлениям, выявленным органом дознания, принимают следователи и сразу же берут его в свое производство. При этом органы милиции практически отстраняются от проведения безотлагательных действия и тем самым упускается время, утрачиваются необходимые доказательства.

Характерной является и другая крайность. Получив от органа дознания материалы проверки, достоверно свидетельствующие о наличии признаков преступления, следователи не спешат с возбуждением дела, производят повторную проверку и, по существу дублируют уже проведенные мероприятия, что нередко ведет к утрате темпа и перспективы раскрытия преступления.

Основной формой уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел является предварительное следствие. Оно производится подразделениями Следованного комитета при МВД РФ. Задачами следствия являются:

1. Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных.

2. Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела.

З.Обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства.

4.Обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемого. 5.Обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу.

6. Установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения.

7. Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Следователи различных правоохранительных ведомств осуществляют расследование по делам своей подследственности. Следователи органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях против собственности, здоровья граждан, общественного порядка в общественной безопасности обо всех преступлениях несовершеннолетних и некоторые другие.

Закон весьма строго подходит к нарушениям в области подследственности. Если по делам, по которым предварительное следствие обязательно, оно производилось в других формах (например, дознания), то уголовное дело будет направлено на дополнительное расследование.

Следователям предоставляются широкие полномочия по принятию различных процессуальных решений. Процессуальная самостоятельность следователя выражается в том, что он имеет возможность оценить доказательства и принять решение, основанное на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, руководствуясь при этом законом, и собственным правосознанием.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе приступить к производству, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.

По делам же, которые возбуждены органом дознания, следователь может приступить к расследованию, не дожидаясь истечения

срока дознания. При этом он вправе давать последнему письменные

предписания о выполнении отдельных следственных действий и

оперативно-розыскных мероприятий. Участвовать самому при их

проведении категорически запрещено.

Производство процессуальных действий, имеющих наиболее важное значение по делу, выполняется лично следователем, поскольку переложение их на орган дознания может нарушить право обвиняемого на защиту. В соответствии со ст. 163 УПК РФ по поручению прокурора предварительное следствие может производиться следственной группой (бригадой). Это, как правило, делается по сложным, групповым, многоэпизодным делам. Руководитель следственной группы принимает дело к своему производству, о чем выносит специальное постановление. давая поручения и указания членам бригады, руководитель в то же время не может подменять прокурора, осуществляющего надзор за производством предварительного следствие.

Указаниями Генерального прокурора РФ, Министра внутренних дел РФ и директора ФСБ РФ предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп для раскрытия крупных замаскированных преступлений и разоблачения бандитских и организованных преступных формирований.

Рассматривая процессуальный порядок предварительного следствия с позиций обеспечения прав участников судопроизводства, необходимо обратить внимание на некоторые его особенности. В частности, интерес представляет вопрос о том, насколько декларированная уголовным законом процессуальная самостоятельность следователя соответствует его фактическому правовому статусу.

действительно, если судить по содержанию УИК РФ, полномочия следователя достаточно широки. Более того, в ряде случаев его самостоятельность в определенной мере распространяется даже на сферу судебного разбирательства. Среди процессуальных решений следователей можно встретить и такие, которые он, в интересах защиты прав и свобод личности, принимает самостоятельно до судебного разбирательства. Наиболее характерным является право следователя возвращать законным владельцам имущество, которое ранее было описано в порядке обеспечения возможной конфискации и гражданского иска. Такое решение обычно принимается следователем в случаях, когда это имущество является единственным источником жизнеобеспечения семьи подследственного.

О диапазоне полномочий следователя можно судить по перечню тех действий, которые он вправе совершать в процессе отправления своих служебных обязанностей. В частности, он может прекращать уголовные дела по реабилитирующим обстоятельствам или за отсутствием состава и события преступления, при недоказанности участия обвиняемого в инкриминируемом ему преступлении; применять принудительные меры в отношении участников процесса (задержание, отстранение от должности, привод, выемка, освидётельствование, помещение в медицинское учреждение, арест имущества и др.).

Однако если внимательнее вглядеться в суть этих действий, то можно явственно различить за всеми ними фигуру прокурора, что, естественно, вызывает некоторые сомнения в реальной самостоятельности следователя. Так, до принятия УИК РФ в 2002 г. прокурору было предоставлено право давать санкции на применение мер пресечения в виде заключения под стражу и залог, на отмену или изменение следователем меры пресечения.

Он санкционировал производство обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, отстранение обвиняемого от должности, помещение в лечебно-психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, утверждал постановление следователя об установлении сроков для ознакомления обвиняемого с материалами дела, утверждал обвинительное заключение, давал согласие на прекращение дела, а также на направление материалов без возбуждения уголовного дела для применения мер общественного воздействия.

Прокурор осуществляет надзор за органами предварительного следствия. Он вправе отменять и изменять постановления следователя, давать ему указание о производстве следственных действий, осуществлять иные полномочия процессуального руководителя. Он может давать следователю письменные указания о расследовании преступлений, обязательные для исполнения.

Один лишь приведенный здесь перечень полномочий прокурора показывает, кто на самом деле является фактическим хозяином расследования. При этом необходимо иметь в виду, что прокурор в уголовном процессе является выразителем интересов государства, поддерживает государственное обвинение. А это означает, что ущемление процессуальной самостоятельности следователя приводит к ситуации, когда последний оказывается на единой с прокурором позиции обвинения.

Для обеспечения объективности и обоснованности выводов предварительного следствия законодателем установлены процессуальные гарантии, посредством которых лица, участвующие в процедуре расследования уголовного дёла, могут защитить свои права и интересы. Эти гарантии включают в себя:

1. Информирование лица об обладании им соответствующими правами и разъяснение их сущности.

2. Создание необходимых условий для полноценной реализации прав.

З. Охрану прав личности от нарушений.

4. Защиту прав.

5. Восстановление нарушенных прав.

Как уже отмечалось, в уголовно-правовой сфере имеются две, основные группы людей, нуждающиеся в защите своих прав на стадии предварительного расследования. Это лица, подвергшиеся уголовному преследованию — подозреваемый и обвиняемый. Лица, пострадавшие от преступления — потерпевший, гражданский истец, их правопреемники и представители. Защите подлежат и гражданские, ответчики, то есть лица, несущие ответственность за причинение вреда обвиняемыми.

Статус обвиняемого лицо приобретает с момента предъявления ему обвинения. Подозреваемый сродни фигуре обвиняемого, но становится таковым на более ранней стадии, то есть вследствие задержания по подозрению в совершении преступления, либо применения меры пресечения до предъявления обвинения.

Для того чтобы предъявить обвинение следователь должен собрать доказательства, свидетельствующие о том что действительно, имело место событие преступления; определить, какова его квалификация, совершено ли оно данным лицом; установить обстоятельства, устраняющие уголовную. ответственность, роль обвиняемого в групповом преступлении и т.д.

В уголовно-процессуальной деятельности признание лица подозреваемым или обвиняемым влечет за собой неоднозначные последствия. С одной стороны их статус свидетельствует о том, что у следователя имеются веские основания подозревать лицо в совершении преступления, либо уже доказаны инкриминируемые факты преступной деятельности. С другой, — служит средством обеспечения прав этих лиц на защиту.

В то же время акты признания лица подозреваемым или обвиняемым дают право следователю на применение мер пресечения и других средств принуждения. Вот почему необходимо отказаться от порочной практики привлечения лица в качестве обвиняемого непосредственно перед окончанием расследования. Это не позволяет обвиняемому полностью использовать свои права и лишает возможности следователя всесторонне проверить объяснение обвиняемого.

Право на защиту подразумевает совокупность всех предоставленных законом процессуальных прав. Первое, что гарантируется обвиняемому или подозреваемому — это право знать, в чем они подозреваются или обвиняются. Обвинение предъявляется не позднее двух суток с момента Вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в случае привода — в этот же день.

Предъявление обвинения сопровождается разъяснением обвиняемому его прав на предварительном следствии и сущности обвинения. В необходимых случаях может быть приглашен переводчик, что является реализацией права обвиняемого на производство следствия на понятном ему языке.

Важным требованием закона является разъяснение обвиняемому его права не свидетельствовать против самого себя, супруга или близких родственников, право не доказывать свою невинность. В то же время обвиняемому необходимо объяснить, что правдивые показания говорят в его пользу, облегчают защиту своих законных интересов.

Следует отметить, что объем и характер прав обвиняемого на разных стадиях уголовного процесса подвергается изменениям. Свои права он защищает с помощью защитника или законного представителя. Однако некоторые права он может реализовать только лично. Например, дача показаний, произнесение последнего слова. Причем дача показаний это его право, а не обязанность он может дать показание или отказаться от этого и не предупреждается об ответственности за уклонение от дачи показаний или заведомо ложные ответы.

Закон категорически воспрещает домогаться показаний обвиняемого и других участников процесса путем насилия или иных незаконных действий, а отказ от дачи показаний не может рассматриваться как косвенное подтверждение его виновности. За принуждение к даче показаний путем применения угроз, насилия и иных незаконных действий виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности. В соответствии со ст. 50 Конституции РФ не допускается использовать доказательства, полученные с нарушением федерального закона. Они должны быть исключены из числа доказательств по уголовному делу.

Между тем современная практика расследования еще не полностью свободна от порочной ставки следователя на признание обвиняемым своей вины, И это несмотря на то, что УПК не допускает каких-либо преимуществ одних доказательств перед другими. Признание обвиняемого еще не доказывает его вину, поскольку в практике сплошь и рядом встречаются случаи самооговора, либо изменения обвиняемым своих показаний.

За последние годы, с внедрением в практику различных криминалистических и технических средств, следователи для получения признания обвиняемого прибегают к применению фотосъемки, аудио- и видео аппаратуры. В этом смысле обращает на себя внимание полиграф, так называемый «Детектор лжи», Выводы которого, как показал проведенный в Англии эксперимент, ошибочны в 50% случаев.

Обвиняемый имеет право предъявлять доказательства своей не- виновности смягчающих обстоятельств. Но не следует смешивать это с обязанностью обвиняемого доказывать свою невиновность в отношении него в полной мере действует принцип презумпции не виновности. Бремя доказывания лежит на органах расследования.

В этой связи представляется Целесообразным обратить внимание на те ошибки следствия, которые нередко допускаются в практике расследования, Речь идет о том, что в ряде случаев к уголовным делам приобщаются доказательства, которые не соответствуют требованиям закона (относительно источников сведений, условий и способов их получения и др.).

В первую очередь, здесь необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Предварительное следствие тесно связано с оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел, такая связь прослеживается не только во время работы по раскрытию преступлений во горячим следам, но и в целом в процессе расследования.

Закон об оперативно-розыскной деятельности допускает ее применение с целью доказывания по уголовным делам, но не вместо доказательств. Это значит, что такие данные имеют большое значение как разведывательная информация, которая может использоваться для отыскания доказательств, получения сведений об их наличии или месте нахождения с целью последующего их обнаружения следователем и фиксации процессуальными средствами.

В ходе предварительного расследования применяется весь набор, предусмотренных законом мер процессуального принуждения и в практике это вызывает соблазн у некоторых следователей использовать их при отсутствии такой необходимости.

Особенно это заметно в стремлении заполучить любыми средствами признание обвиняемого. С этой целью прибегают к невызываемому необходимостью заключению под стражу. Между тем, в основе решения о применении такой меры должны лежать веские доказательства. Нельзя завладеть тайной преступлёния путем насилия, обмана, подавления воли человека.

В этом смысле представляется не совсем правомерным применение средств, которые не только ограничивают, но и нарушают субъективные права и свободы личности. Тем более, недопустимо применение мер принуждения, основанных на физическом и психическом насилии, угрозах, ложных обещаниях. Закон рассматривает такие действия как преступление против личности и правосудия.

Характерными являются нарушения, имеющиеся при проведении такого следственного действия, как получение образцов для сравнительного исследования. Желательно эти образцы получать с добровольного согласия лица, но если этого не произошло, при обсуждении вопроса о принудительном получении образцов должен присутствовать прокурор. В любом случае принудительное изъятие образцов следует рассматривать как исключительную меру. Сама процедура отбора образцов должна осуществляться способами, не унижающими достоинство человека.

В наибольшей степени затрагивает права человека такая мера пресечения, как задержание и содержание под стражей. По своей природе она существенно отличается от уголовного наказания, хотя наносит правам человека известный ущерб.

При избрании в качестве меры пресечения содержание под стражей перед следователем становится дилемма ограничить права человека, совершившего преступление, или оставить его на свободе, тем самым, подвергнув риску судьбу расследования, а в ряде случаев и опасность для окружающих. Поэтому при решении этой задачи следователь должен призвать все свои знания, опыт и правосознание с тем, чтобы решение было адекватным.

Неприменение надлежащей меры пресечения может повлечь за собой серьезные последствия, в первую очередь для самого следователя, а необоснованное задержание рассматривается как нарушение прав и свобод человека. Законом устанавливаются гарантии прав подозреваемых и обвиняемых путем регламентирования порядка и сроков содержания под стражей.

Так, срок задержания подозреваемого составляет З суток, а содержание под стражей обвиняемого, находящегося в стадии предварительного расследования, — не более 2 месяцев и может продлеваться судьей районного суда на срок до 6 месяцев, а в отношении обвиняемых, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления до 12 месяцев.

В исключительных случаях с согласия Генерального прокурора РФ и его заместителей срок может быть продлен до 18 месяцев. По истечении такового обвиняемый немедленно освобождается. Сам он, его (защитник или законный представитель вправе подать жалобу на избрание меры пресечения или продление срока содержания под стражей.

Реальной гарантией защиты прав обвиняемого является его право иметь защитника уже с момента предъявления обвинения. При этом он может пригласить защитника по своему усмотрению. Закон позволяет защитнику совместно с обвиняемым знакомиться со всеми материалами дела, что дает возможность лучше изучить его и эффективнее организовать защиту.

 

Раздельное ознакомление с делом обвиняемого и его защитника может быть допущено только по просьбе одного из них. Но при умышленном затягивании этого процесса или нежелании знакомиться с делом следователь может вынести специальное постановление, утверждаемое прокурором.

В процессе следствия защитник не ограничен во времени при встречах со своим подзащитным. С помощью защитника обвиняемый реализует свое право на подачу ходатайств по различным вопросам, имеющим значение для дела. В частности, ходатайства могут касаться производства дополнительных следственных действий, приобщения к делу материалов, допроса определенных людей.

Лицо, производящее расследование обязано рассмотреть и удовлетворить эти ходатайства, либо отказать в этом. При отказе должно быть вынесено мотивированное постановление, о чем сообщается обвиняемому.

Основанием для признания лица потерпевшим является постановление следователя. Признан гражданина таковым,

следователь обязан принять меры по установлению размера причиненного ущерба. Потерпевшему разъясняется его право предъявить гражданский иск обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность. В случае если следователь не усмотрит наличия материального ущерба, он может отказать в признании потерпевшего гражданским истцом.

По существу, права гражданского истца совпадают с правами потерпевшего. Законом им гарантируется право: представлять доказательств, заявлять ходатайства о принятии мер обеспечения заявленного иска, поддерживать гражданский иск, знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, приносить жалобы на действия дознавателя и следователя.

В тех случаях, когда устанавливается что ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями обвиняемого, должны нести родители, опекуны, попечители и другие физические или юридические лица, следователь выносит постановление об их привлечении в качестве гражданского ответчика.

Чаще всего таковым является владелец транспортных средств, которые считаются источником повышенной опасности, то есть гражданин или организация, осуществляющие эксплуатацию автомобиля на правах владельца, в порядке оперативного управления, аренды, проката, доверенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.