Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1.4 5 страница




Значимость этого вида деятельности усиливается тем, что она осуществляется в постоянном многообразии общения с населением и затрагивает интересы широкого круга граждан.

Административно правовые отношения между органами внутренних дел и гражданами характеризуются равенством сторон. Оно предполагает наличие взаимных прав и обязанностей, при котором права одного субъекта соответствуют обязанности другого. Например, обращение гражданина в ГИБДд для постановки приобретенного автомобиля на учет соответствует обязанности ГИБДд узаконить это право путем оформления необходимых документов.

Есть и другой вид отношений — отношений власти-подчинения, которые предполагают ситуацию, когда органы внутренних дел, в процессе осуществления деятельности по предупреждению и пресечения правонарушений, применяют в отношении виновного меры принуждения, например, проверку документов, задержание. В таких случаях обязанность гражданина — подчиниться требованиям органа внутренних дел или его сотрудников.

В административной деятельности органов внутренних дел большой удельный вес занимает выполнение общих надзорных функций. С этой целью они наделяются широкими полномочиями, которые позволяют вести наблюдение за точным исполнением гражданами и должностными лицами соотвётствующих правил, принимать меры во предупреждению, пресечению выявленных нарушений и обеспечивать применение к нарушителям соответствующих мер воздействия.

В практике различаются три основных вида надзора в отношении следующих категорий граждан:

1. Неопределенного круга физических и юридических лиц, на которых возлагаются определенные обязанности (соблюдать правила поведения в общественных местах).

2. Определенного круга лиц, по конкретным вопросам (владельцы огнестрельного оружия, иностранцы и др.).

Осуществление административных функций возлагается на одно из наиболее крупных структурных подразделений органов внутренних дел — милицию общественной безопасности (местная милиция).

 

Характерно, что, получив свое название от самостоятельного социального явления — общественной безопасности, эта отрасль деятельности органов внутренних дел главным образом выполняет функцию по охране другой самостоятельной области социальных отношений — общественному порядку. В связи с этим возникает необходимость выяснить, как соотносятся между собой эти два понятия.

В первую очередь следует отметить, что в данном вопросе наблюдается изрядная путаница и отсутствие единства взглядов. Рассмотрим более детально содержание позиций авторов, придерживающихся различных точек зрения. Начать с того, что в литературе принято рассматривать понятие общественный порядок в двух значениях.

В широком смысле это понятие означает социально-политическую категорию, которая имеет всеобщий характер, охватывающий различные общественные явления, в том числе и такие, как правопорядок, общественный порядок в узком смысле, общественная безопасность и др.

В узком смысле общественный порядок представляет собой урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему отношений, складывающихся в общественных местах, направленную на установление, развитие и охрану общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Не вдаваясь в анализ различий между понятиями общественный порядок в широком и узком смысле, мы лишь выразим свое согласия с Т.А.Степановой, которая считает, что говорить о них неправомерно потому, что они характеризуют да неравнозначных и самостоятельных по своей природе общественных явления.

Нашу заинтересованность составляет выяснение характера взаимоотношений между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность», поскольку неопределенность в этом отрицательно сказывается на практике их применения.

 

Полагаем, что приведенное выше определение в достаточной степени характеризует основные черты общественного порядка. Однако в теории административного права такая точка зрения не всегда находит поддержку, Так, МИ. Еропкин и Л.Л. Попов считают, что общественная безопасность является составной частью общественного порядка.

Другие ученые, напротив, трактуют понятие общественной безопасности как более емкое, включающее в себя общественный порядок.

Предельно четко такую позицию высказал Б.П. Кондрашов. Полемизируя с приверженцами противоположного взгляда, он считает, что подобная трактовка необоснованно сужена. Под общественной безопасностью Б.П. Кондрашов подразумевает систему общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности органов государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушений порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из свободного гражданского оборота, явлений негативного природного характера и других особых обстоятельств.

Нетрудно заметить, что это определение полностью вбирает в себя все элементы, характеризующие понятие «общественный порядок» с той лишь разницей, что автор, не отрицая тесную связь и взаимодействие обеих рассматриваемых сфер, считает, что отношения в сфере общественной безопасности регулируются правовыми нормами, а в сфере общественного порядка — правом и социальны нормами.

Среди ученых имеются и такие, которые отождествляют о понятия, аргументируя тем, что целью общественного порядка

всех случаях является обеспечение безопасности людей: в одном случае от незаконных посягательств других людей, в другом — возможных негативных проявлений источников повышенной опасности при неправильном с ними обращении.

В литературе встречаются и вовсе непонятные дефиниции, которые не согласуются ни с одной из приведенных выше точек зрения. Так, в учебнике МГУ «Административное право Российской Федерации» деятельность по обеспечения и охране общественного порядка рассматривается как «совокупность организационно- правовых фор, каждая их которых имеет специфику, определяемую ее назначением». В качестве таких форм они выделяют:

а). административную;

б). оперативно- розыскную;

в). уголовно- процессуальную

г) деятельность по исполнению уголовных наказании в виде лишения свободы.

Подобная трактовка нам представляется следствием небрежности при редактировании учебника, поскольку подмена термином «общественный порядок» всей системы правовых отношений являются абсурдной.

Необходимо отметить, что изрядную путаницу в теорию разработки вопроса о соотношении понятий общественный порядок и общественная безопасность внес факт неудачного выбора названия нового структурного образования в рамках местного самоуправления.

Недостаточно обоснованное название «милиция общественно безопасности» (местная милиция) породило ошибочное представление о возможности поглощения термином «общественная безопасность» понятия «общественный порядок». Этому отчасти способствовало и положение Конституции РФ, возлагающей на органы местного самоуправления функцию охраны общественного порядка. Таким образом, из посылки того, что органом самоуправления, осуществляющим административные функции, является милиция общественной безопасности, вытекает логический вывод о том, что функция охраны общественной безопасности почти полностью охватывает собой функции другой самостоятельной функции (охраны общественного порядка).

Думается, что настало время все расставить по своим местам, определить каждому понятию свою роль в общей системе охраны правопорядка.

Правопорядок обозначает реально складывающийся в обществе порядок, основанный на нормах права. Иначе говоря, это порядок взаимоотношений между органами власти, с одной стороны и гражданами. — с другой.

Применительно к административно-правовой деятельности органов внутренних дел правопорядок включает в себя обеспечение охраны двух сфер общественной жизни:

1. Общественного порядка.

2. Общественной безопасности.

Первая из названных областей деятельности представляет собой систему мер, осуществляемых органами внутренних дел, с целью создания на обслуживаемой территории, условий, обеспечивающих неприкосновенность граждан, охрану их чести, достоинства и имущества, реализацию гарантированных Конституцией РФ политических, экономических и социальных прав и свобод.

другой составляющей понятия правопорядок является обеспечение общественной безопасности. Оно предполагает деятельность по ограждению жизни и здоровья личности, материальных и других ценностей общества от воздействия стихийных сил природы (наводнение, землетрясёние, эпидемия, эпизоотия, пожары), источников повышенной опасности (транспорт, летательные аппараты, метрополитен), соблюдение технических норм в процессе труда (строительство, дорожные работы), других негативных общественных явлений (военные действия, межнациональные конфликты, режим ЧП).

Между охраной общественной безопасности и общественного порядка существует тесная связь, можно даже сказать взаимопроникновение. Это объясняется тем, что в общественной жизни трудно выделить признаки изолированно друг от друга.

Сфера общественной безопасности может и, как правило, включает в себя явления, характерные для общественного порядка. Например, объектом несоблюдения правил хранения и ношения оружия является общественная безопасность, поскольку ставит под угроз жизнь и здоровье людей.

Вместе с тем применение оружия в общественных местах нарушает общественный порядок, так как нарушается нормальный ритм жизни граждан.

Общественный порядок является мощным фактором обеспечения общественной безопасности. Например, обеспечение должного порядка в период массовых мероприятий одновременно является обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целя предотвращения угрозы безопасности жизни и здоровья людей ил имущества.

Приведенные выше аргументы позволяют сделать однозначны вывод о том, что общественный порядок и общественная безопасность являются самостоятельными видами социальной жизни, образующими неразрывное единство в рамках существующего в государстве правопорядка, а их охрана, в целом, способствует обеспечению его нормального функционирования.

Установив общие черты, и в то же время, характерные особенности понятий общественный порядок и общественная безопасность следует перейти к рассмотрению содержательной стороны деятельности органов внутренних дел по исполнению этих функций.

Как уже отмечалось, последние возложены на милицию общественной безопасности, которая состоит из тесно связанных и взаимодействующих структурных звеньев.

К ним относятся:

1) подразделения патрульно-постовой службы милиции (ППС);

2) участковые инспектора милиции;

3) государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДЦ);

4) подразделения охраны по договорам;

5) паспортно-визовая служба;

6) изоляторы временного содержания (ИВС);

7) ОМОН; 8) разрешительная система;

9) подразделения дознания;

10) подразделения предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

При детальном рассмотрении функций перечисленных служб можно легко убедиться в том, что основу их деятельности составляет обеспечение защиты прав и свобод личности, с одной стороны, и ограждение общества от нарушений его устоев, с другой.

Однако было бы ошибочным считать, что административная деятельность присуща только сотрудникам милиции общественной безопасности.

В этой работе активное участие принимает и криминальная милиция. В пределах своих прав и компетенции оперативные работники в процессе раскрытия и расследования преступлений выполняют и административную функцию. Например, пресекают действия правонарушителей и доставляют их в милицию, руководствуясь при этом административно- правовыми. нормами.

Наибольшее число охраняемых законом прав гражданина приходится на патрульно-постовую службу. Она обеспечивает охрану жизни, здоровья и достоинства личности (ст.ст. 20—21 Конституции РФ), свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23), право на участие в политической жизни, право на благоприятную окружающую среду, охрану безопасности граждан в условиях чрезвычайного положения и др.

Реализация функций по охране этих ценностей осуществляется службой посредством решения следующих задач:

1. Охраны общественного порядка на улицах, площадях, скверах и иных общественных местах.

2. Выявления алкоголиков, наркоманов, мелких хулиганов, проституток и применения к ним законных мер.

3. Предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Предупреждения хулиганства, грабежей, разбоев, угонов и разукомплектования транспортных средств.

5. Борьбы с бродяжничеством и попрошайничеством.

6. Оказания помощи службам криминальной милиции в работе по пресечению преступлений и задержанию виновных.

 

Охрана общественного порядка подразделениями патрульно-постовой службы предполагает в первую очередь деятельность по обеспечению благополучия и спокойствия в общественных местах, предупреждение и пресечение нарушений общественного порядка, привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих установленные законом правила поведения.

Для успешного выполнения возложенных задач сотрудники службы наделены широкими полномочиями. Это и проверка документов, задержание и доставление в дежурную часть граждан, нарушающих общественный порядок, беспрепятственный вход в помещения, наложение административных взысканий и др.

Сотрудники милиции защищают граждан от незаконных действий, как со стороны лиц - правонарушителей, так и должностных лиц, действующих в различных условиях. При этом любые установленные законом гарантии не должны ограничивать свободу действий работников милиции в пределах, предписанных правовыми нормами, не создавать дополнительных препятствий для быстрого реагирования на факты нарушений общественного порядка, пресечения и раскрытия преступлений.

Весьма сложные по своему характеру задачи выполняют подразделения ППС транспортной милиции. Они осуществляют надзор за соблюдением правил, действующих на объектах транспорта, и пресекают нарушения, применяя к виновным соответствующие меры воздействия.

В рамках реализации этих функций сотрудники службы охраняют общественный порядок на вокзалах, остановках, в поездах и других местах массового скопления; предупреждают кражи вещей у пассажиров; хищений грузов из пакгаузов и терминалов железнодорожного, водного и воздушного транспорта; проводят рейды по задержанию бродяг, попрошаек, проституток и нарушителей паспортного режима; участвуют в поисковых мероприятиях, отработке мест, возможной концентрации уголовно-преступного элемента и лиц, состоящих на учете, находящихся в розыске; оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных нарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии.

Помимо перечисленных общих мер подразделения ППС применяют и специальные меры, направленные на охрану жизни, здоровья и имущества граждан. К ним относятся мероприятия по предупреждению актов захвата и угона самолетов, терроризма, участие в освобождении заложников, досмотр пассажиров для выявления контрабанды оружия, антиквариата, наркотиков и других запрещенных предметов.

Велика роль патрульно-постовой службы в особых условиях, в частности, при реализации режима чрезвычайного положения (ЧП). Этот режим вводится указом Президента РФ, в случаях, когда возникает чрезвычайная и неизбежная угроза конституционному строю и безопасности граждан, для устранения которых требуется применение чрезвычайных мер. В этот период возрастает опасность обострения оперативной обстановки, усиления противоправной активности уголовного элемента, фактов насилия, бандитизма, мародерства.

Главным здесь является осуществление неотложных мер по локализации последствий этих явлений, спасению людей и оказанию им первой помощи, работа по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка, а также проведение комплекса мер, без которых невозможно обеспечение правового режима

ЧП.

К таким мерам следует отнести:

— особый режим въезда и выезда, ограничения свободы передвижения;

усиление охраны общественного порядка и объектов жизнедеятельности населения;

— запрещение собраний митингов и демонстраций;

— запрещение забастовок;

— ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

— комендантский час;

ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, их изъятие;

— временное выселение из опасных мест;

—карантин;

— мобилизация трудоспособного населения.

В деятельности патрульно-постовой службы, впрочем, как и других подразделений милиции, широкое применение находят меры государственного принуждения, то есть действия психического и физического характера, воздействующие на сознание и поведение лиц, посягающих на установленные законом естественные отношения.

Нередко для защиты этих отношений работники милиции вынуждены применять огнестрельное оружие. Однако эта крайняя мера строго регламентируется Законом РФ «О милиции». В соответствии с ним оружие может быть применено:

— для защиты граждан от нападения, опасного для жизни и здоровья;

— в целях отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения оружием;

— для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

— в целях отражения группового или вооруженного нападения на жилище граждан, помещение государственных и общественных организаций и учреждений;

для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также пресечения попыток насильственного их освобождения.

В экстремальных ситуациях работники милиции вправе применить не только оружие, но и специальные средства. Наиболее, употребимыми являются слезоточивые газы и изделия типа «Черемуха» в виде гранат, патронов, аэрозольных баллонов. Эти средства вызываю болевое и психофизиологическое воздействие без нанесения те лесных травм и других повреждений организма.

В качестве спецсредств применяются также резиновые палки, наручники, светозвуковые средства, отвлекающего действия, средства принудительной остановки транспорта типа «Еж».

Участковые инспектора милиции. Одной из центральных фигур, которые вовлечены в сферу административной Деятельности, является участковый инспектор милиции.

В круг его обязанностей входит целый комплекс мер, осуществляемых по различным направлениям деятельности органов внутренних дел. Вероятно, этим и объясняется, что на практике его должностным положением нередко злоупотребляют прямые руководители участковых инспекторов, взваливая на них непосильное множество несвойственных функций.

В приказах МВД РФ неоднократно указывалось на этот недостаток и, в частности, отмечалось, что неоправданно расширяется практика использования этих работников для выполнения текущих оперативно-служебных задач вне территории обслуживания. Это приводит к отрыву от населения, снижает потенциал их профилактического воздействия на криминогенные процессы, вызывает обоснованное недовольство граждан отсутствием милиции в местах постоянного проживания.

Нормативными актами МВД РФ определены основные функции работы участковых инспекторов и четко расписан комплекс конкретных задач по реализации этих функций. Таковыми в частности, являются

1. Обеспечение личной безопасности граждан от преступлений и иных противоправных посягательств.

2. Охрана общественного порядка и общественной безопасности.

3. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

4. Раскрытие преступлений.

5. Оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов.

По существу приведенные выше функции охватывают подавляющее большинство направлений деятельности органов внутренних дел. Это обстоятельство более зримо проявляется при рассмотрении некоторых положений из перечня возложенных на участковых инспекторов задач. В их числе:

а) защита жизни, здоровья и имущества граждан;

б) контроль несения службы патрульно-постовыми нарядим на участке, совместный обход мест появления антиобщественного элемента;

в) контроль над соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы, соблюдением иностранцами и лицами без гражданства установленных правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

г) участие в соблюдении правил дорожного движения; д) предотвращение и пресечение преступлений и антиобщественны проявлений, выявление причин и условий совершения преступлений и принятие мер к их устранению;

е) установление лиц, незаконно изготавливающих приобретающих и перевозящих наркотики и наркосодержащие культуры;

ж) выявление лиц, нарушающих правила торговли вино- водочными изделиями, хранящих с целью сбыта без лицензии спиртные напитки;

з) установление притонов и лиц, предоставляющих помещения

для употребления наркотиков, токсикатов, распития спиртных напитков;

и) контроль, за соблюдением лицами, освобожденными из мест

лишения свободы, установленных для них ограничений;

к) контроль, за поведением лиц, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора;

л) прием заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях антиобщественных проявлениях и других событиях, угрожающих личной или общественной безопасности;

м) при обнаружении преступлений по делам, о которых производств предварительного следствия не обязательно, самостоятельно проводить комплекс предусмотренных уголовно- процессуальных законом неотложных следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий по установлению и закреплению обстоятельств, имеющих значение для дела;

н) оказание содействия сотрудникам криминальной милиции в

преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц;

о) оказание содействия работникам Государственной налоговой

инспекции при исполнении ими служебных обязанностей, принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций;

п) исполнение в пределах своей компетенции определения судов письменных поручений прокуроров, следователей по делам и материалам, находящимся в их производстве, оказание содействия при производстве ими отдельных процессуальных действий.

 

Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Главная задача этой службы заключается в совершенствовании организации дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования автомототранспортных средств. Она осуществляет надзор за соблюдением правил, стандартов и других нормативных документов, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией дорожных сооружений, установкой технических средств регулирования дорожного движения и других мер, обеспечивающих его безопасность.

С этой целью работники службы изучают транспортные потоки, пропускную способность дорог и улиц, разрабатывают мероприятия и рекомендации по повышению эффективности использования автотранспортных средств, сокращению аварийности

Большой объем работы выполняется также по регистрации и учету автотранспорта, надзору за подготовкой водителей, приему экзаменов на право управления транспортом, пропаганде и разъяснению действующих нормативных актов в области дорожного движения, проведению конкурсов, смотров.

другой важной функцией ГИБДд является осуществление дорожно-патрульной службы. Ее задачи в этой области весьма обширны, в частности, контроль над состоянием автомототранспорта, его технический осмотр, надзор над дорожным движением, пресечение и учет нарушений правил дорожного движения и других нормативных актов, регулирование дорожного движения, выполнение неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия и дознание по ним, розыск водителей, скрывшихся с места происшествия, угнанных и похищенных транспортных средств, обеспечение беспрепятственного следования автомобилей специального назначения, предупреждение и раскрытие преступлений, розыск преступников, сопровождение и эскортирование специального транспорта.

В случаях, определенных законом, сотрудники ГИБдд могут осуществить досмотр транспортных средств, груза, багажа, отстранять от управления транспортом лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо не имеющих документов на право вождения автомототранспорта. Они вправе подвергать административному задержанию лиц, совершивших административные правонарушения в сфере дорожного движения, и налагать на них административное взыскание. В целом же деятельность подразделений и служб ГИБДД подчинена задаче охраны прав и законных интересов российских граждан, в частности защите их жизни, здоровья, собственности и др.

Подразделения охраны по договорам. Созданы они в целях обеспечения охраны имущества собственников и объектов на договорной основе от преступных и иных посягательств (эти подразделения называют также «вневедомственная охрана»). Тем самым службой реализуется установленное Конституцией РФ право на неприкосновенность жилища и частной собственности.

Под жилищем понимается всякое помещение, предназначенное или приспособленное для постоянного или временного проживания людей. В правовом отношении к жилищам приравниваются также находящиеся в частной собственности транспортные средства, личные гаражи, земельные участки.

Наряду с выполнением этой основной задачи, личный состав строевых подразделений вневедомственной охраны обязан обеспечивать общественный порядок и борьбу с правонарушениями в зоне своих постов и маршрутов патрулирования.

Взаимоотношения службы с собственниками (гражданами и юридическими лицами) строятся на основе действующего законодательства и заключенного договора. Предварительно проводится обследование подлежащего охране объекта па предмет технической укрепленности, возможности установки сигнализации, введения ограничений в передвижении и установлении запретных зон на подступах к охраняемому объекту.

Организация своевременного предупреждения краж по поступившим на систему централизованного наблюдения сигналам тревоги, а также организация преследования и задержания преступников по «горячим следам» осуществляются одновременно с мерами охраны места происшествия и сохранения следов преступления.

В дальнейшем, по прибытии следственно оперативной группы, работники отдела вневедомственной охраны непосредственно участвуют в работе по раскрытию кражи.

В тех случаях, когда хищение было совершено наряду с поджогом, работники службы становятся непременными участниками следственно-оперативной группы и всю работу строят в тесном взаимодействии с уголовным розыском и другими оперативными аппаратами.

 

Паспортно-визовая служба играет существенную роль в обеспечении статуса гражданина Российской федерации, иностранцев и лиц без гражданства. В частности, на нее в полной мере возлагается реализация гражданами таких прав, как свободный выбор места пребывания, жительства и передвижения, равенство и независимость, невозможность лишения или изменения его гражданства, свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возвращения, право на двойное гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность.

В связи с выполнением этих функций паспортные аппараты решают следующие задачи: выдают и обменивают паспорта, осуществляют регистрацию граждан по месту жительства, выявляют лиц, скрывшихся от следствия и суда, выявляют и удаляют из мест с особым паспортным режимом лиц, имеющих паспортные ограничения, ведут учет лиц, ранее судимых за преступления, осуществляют административный надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы, выдают пропуска и разрешения для въезда и проживания в пограничной зоне.

Подразделения визовой службы осуществляют режим проживания иностранцев и лиц без гражданства, тем самым охраняют их права, регламентированные международными соглашениями.

Аппараты ВНР регистрируют иностранных граждан, находящихся на территории РФ, осуществляют контроль за соблюдением установленных правил пребывания в стране, выдают иностранцам и лицам без гражданства, а также гражданам России разрешение на въезд и выезд по служебным, торговым, общественным делам и туризму, разыскивают иностранцев, уклоняющихся от учета органов внутренних дел, готовят и оформляют материалы о приеме в гражданство РФ иностранцев, восстановление гражданства Российской Федерации и выход из нее, применяют к нарушителям меры административной и уголовной ответственности.

Огромный объем работы, проводимой паспортными аппаратами в последние годы, обусловлен серьезными социально-политическими сдвигами нашего общества. Развал Советского Союза, сепаратистские устремления, межнациональные конфликты привели в движение большие массы людей. Потоки граждан из бывших республик СССР, беженцев из горячих точек, вызвали необходимость трудоустройства людей, выдачи им соответствующих документов, предоставления жилья, регистрации по новому месту жительства и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.