Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Озвучание программы




 

Давайте представим себе, что вы работаете не с маленьким сюжетом, а с большой документальной программой. И вы ее редактор, то есть автор, поэтому в ваши обязанности входит написание закадрового текста, а также текстов стенд-апов для ведущего. Вы не спали всю ночь, ваш компьютер перегрелся, но все получилось. И теперь вы сидите в аппаратной звукозаписи со своей копией текста перед глазами, а в дикторской уже сидит тот человек, чьим голосом будет озвучено ваше произведение.

Ваше? Нет. Как вы уже догадались, оно уже не ваше. Оно – общее.

Вы принесли текст, напечатанный через два интервала на нескрепленных листах, размеченный на блоки или абзацы. У вас с собой как минимум два экземпляра этого текста, один – для диктора, другой – для вас, и даже может быть третий – для режиссера.

Первое правило – и оно не обсуждается. Человек, который будет читать написанный вами текст, должен быть согласен с его содержанием. Разумеется, если у вас читает приглашенный диктор (чаще всего – профессиональный актер), то он будет стараться просто как можно точнее и ярче произнести написанные вами слова.

Но если текст должен читать ведущий, авторское лицо программы? Я уже говорила про то, какие у меня были споры с тележурналистами старой закалки, которые поднимали на смех мои заявления о том, что закадровый текст для ведущего полностью готовит редактор. А что же делает при этом сам ведущий, спрашивали они? Давайте все-таки определимся с этим этически сложным моментом. Когда программа идет на потоке, ее готовит не ведущий, а редактор. И именно он представляет себе весь объем информации, который необходимо включить в данный выпуск, он монтирует материал. Ведущий получает готовый «немой» вариант программы непосредственно перед «озвучкой». Никакой обиды для ведущего в этом нет. Никакого унижения для редактора – тоже. Наоборот – это еще один пример продуктивной групповой работы, которая и рождает все телевизионные успехи.

Я очень люблю готовить закадровые тексты для хорошего диктора или ведущего. Если ты знаешь, кто будет читать их, в момент написания происходит интересная метаморфоза: ты начинаешь мысленно подстраиваться под стиль разговора того человека, чьим голосом будет озвучен твой текст. Он должен звучать у него органично, без насилия над собой, без ложного пафоса или натужного веселья.

На сленге текстовиков (есть и такой!) процесс примерки диктором текста к себе называется «обминанием». Человек начинает вносить свое понимание в написанные тобой строки, и ты слышишь их совершенно по-новому. Ты вдруг обнаруживаешь какие-то стилистические погрешности, которые сама не слышала, укладывая текст.

Предварительная обкатка закадрового комментария – необходимый этап работы, если вы пишете текст после монтажа. Это целая наука, которой старые текстовики владели изощренно. На самом деле она сводится к тому, чтобы у каждого написанного вами слова было СВОЕ место на экране. Грамотно, чисто уложенный текст похож на жесткую решетку – он в точно выбранных местах опирается на изображение. И в то же время на каждой записи большого текста звучит: «Немного подвигайте фразу!» - это значит, что слова не попали в намеченные для них «пазы» (их еще называют «реперными точками), звуковой фрагмент надо сдвинуть вперед или назад, чтобы он совместился с изображением, «лег» на него.

Боюсь, что некоторые из вас сейчас меня не понимают. Привыкнув наговаривать текст без «картинки», вы представляете себе, сколько всего слов уместится на протяжении двухминутного сюжета или пятиминутного репортажа. Вы как бы полностью закрашиваете его текстом. Но если мы говорим о том, что текст занимает лишь определенную часть программы, если он вписывается в отведенные для этого места, то резонно предположить, что эти текстовые пространства не безразмерны, что в них может быть вписано конечное число слов. Очень часто на записи диктор говорит фразу: «Я не помещаюсь!»

Как определить, сколько слов может выдержать текст? Во времена неигрового кино заповедь текстовика гласила: «Три слова – метр!» Это значило, что когда прокручивается метр пленки, ты успеваешь сказать три слова, каждое – примерно из двух слогов. Это был очень удобный шаблон, потому что, готовясь к озвучке, мы промеряли длину монтажных фраз метромером (был такой специальный прибор для определения длины кинопленки) и дальше умножали число метров на три, получая максимальную величину текста. Конечно, таких длинных текстов мы не писали, но в случае острой необходимости было понятно, что изображение может выдержать комментарий вот такого, определенного размера.

На видео тоже существует шаблон, но он более гибкий. Для себя я его формулирую так: «Три слова – две секунды». Это примерно мой темп речи при комментировании документального изображения. Идеально, когда эта ритмика совпадает с ритмикой речи диктора. Тогда прочитанный им текст вписывается в отведенные вами рамки.

Профессиональный диктор обычно просит сказать ему хронометраж озвучиваемых кусков и сам раскладывает текст внутри каждого, соизмеряя темп речи с отведенным ему временем.

Но что делать, если диктор или ведущий говорят заметно медленнее, чем вы предполагали? Он может делать большие паузы, акцентировать некоторые слова…Обязательно учитывайте эти особенности. Обидно будет, если вы напишете текст, из которого поместится только половина, а информация распределена на весь словесный ряд.

В случае, если написанный вами текст совершенно явно не помещается, сокращайте его блоками. Это проверенный, хотя и несколько радикальный способ уменьшения текстового объема. Не выдирайте отдельные слова, это может сломать текст. Лучше жертвуйте какой-то второстепенной информацией ради того, чтобы сохранить основную, ту, что вам дороже.

Многие не очень опытные текстовики начинают сокращать весь текст, пытаясь впихнуть в остаток данные, которые им жалко потерять. Но в этом случае идет насмарку вся ваша работа по предварительной укладке, текст теряет выверенность, он начинает распадаться. А если вы выбросите блок или абзац, то в целом текст не страдает – он просто располагается чуть более просторно. Если возникает большая пауза, то ее, во-первых, можно уменьшить или закрыть с помощью музыки или интершумов, а во-вторых, на нее можно положить какую-то небольшую промежуточную фразу.

Вот здесь мы подходим к самому болезненному моменту работы редактора на «озвучке». Вам может понадобиться написать какие-то дополнительные фрагменты текста экспромтом, по ходу дела, в условиях, когда у вас почти нет времени, и когда вы уже не видите этот текст, что называется, «в упор», когда он для вас теряет свой смысл. Такое бывает – и тем чаще, тем более ответственным человеком является редактор-текстовик. Ну не ложится какая-то фраза, не находит она опорных точек на экране, надо что-то делать! И вот все, кто есть в аппаратной, начинают править текст, предлагать разные варианты, а они не стыкуются с уже записанным и с тем, что пойдет дальше – короче, текст начинает расползаться, как гнилая тряпка. Если, к тому же, группа уже в цейтноте – времени на переделку нет, программу надо было сдать еще час назад – то давление, оказываемое на редактора, достигает чудовищной силы.

Что можно сделать? Во-первых, погасить в себе зарождающуюся панику. Это вполне рациональное усилие, которое строится на том предположении, что вы вменяемый человек и не могли написать несколько страниц полной ерунды, тем более что еще несколько часов назад текст вполне соответствовал экрану. Значит, на самом деле нестыковка наверняка очень небольшая, локальная, и ее можно исправить. Ни в коем случае не начинайте переписывать весь текст – этот мучающий вас сейчас «эффект домино», ощущение общего обвала, чаще всего кажущееся, надуманное. Если вы умеете работать спокойно вместе с кем-то – садитесь в дикторской вместе с ведущим и попытайтесь получить от него формулировку того, как ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО должен звучать, по его мнению, текст. Не гонитесь за отточенностью формулировок, постарайтесь уловить мысль или ключевое слово поправки. Потом отправьте всех покурить или попить кофе, а сами, закрывшись в дикторской, исправляйте непригодный фрагмент. Забудьте о том, что предыдущий вариант этого текста тоже написали вы – посмотрите на него холодным взглядом настоящего редактора. Да, вот такое мазохистское занятие это наше телевизионное ремесло, постоянно приходится редактировать себя самого. Пишите новый вариант.

Не поддавайтесь авторским амбициям. Когда ваш отшлифованный и выстраданный текст приходится сильно переделывать на записи, не впадайте в ярость и не слушайте оскорбленного самолюбия. Это нормальный этап производственного процесса. Постарайтесь сделать свою работу как можно лучше, а дальше – как бог даст. Наверняка это не последняя ваша программа.

Если вы чувствуете, что ничего не получается, не поддавайтесь искушению махнуть рукой – пусть, мол, сами пишут и все придумывают! Не сдавайте позиции! Вы руководите процессом, и за текст в конечном итоге отвечаете вы! Поэтому принимайте действенные решения. Если вам так плохо, что голова не в состоянии генерировать ничего путного, берите десятиминутный тайм-аут, идите в буфет, на улицу, в чужой кабинет – в любое место, где вы сможете взять себя в руки. Не ругайте себя за бездарность! Это абсолютно закономерное творческое состояние, через которое проходит огромное число людей. Локальный творческий кризис, который необходимо преодолеть. Как бы быстр и жесток ни был наш конвейер, все равно создание телепрограмм на всех этапах остается творческим процессом. И вы вправе получить хотя бы минимальное время для нового решения.

Не забывайте о том, что в других случаях вы такие решения находили. Значит, и в этом найдете. Многие текстовики рекомендуют довольно смешной способ решить проблему – полностью от нее отключиться. Восточные философы называют это состояние «непривязанностью к результату». Усиленное желание губит замысел, говорят они. Сделайте вид, что никакого текста вам не нужно, сами перед собой притворитесь. Сосредоточьтесь на том, что вам необходимы новые джинсы, или что человек, звонка которого вы ждете, что-то подозрительно долго не звонит… Загрузите мозг наболевшими заботами. Пробегите два круга по офисным коридорам. А потом возвращайтесь в аппаратную и быстро запишите новый вариант текста. Не беспокойтесь, он появится.

Если вы наговариваете текст сами – бывает и такое, притом довольно часто, - попросите, чтобы кто-то из присутствующих на записи был вашим редактором. Это может быть режиссер программы, звукорежиссер, музыкальный редактор, даже звукооператор. Попросите, чтобы этот человек вас СЛУШАЛ. Дело в том, что в готовом и уложенном тексте могут оказаться незамеченные вами стилистические оплошности, например повторение одного и того же слова или однокоренных слов на близком расстоянии друг от друга. От частого повторения текст для вас «замыливается» - вы перестаете воспринимать его на слух. Когда вы слушаете его в чужом исполнении, этот эффект проходит, и вы в состоянии отследить и затем убрать эти неточности. Но когда вы сами начитываете текст, вы такие огрехи пропускаете. Пусть вас подредактирует кто-то другой.

И последнее. Если на вашем канале принято выплачивать авторское вознаграждение авторам музыки, использованной в программе (речь идет именно об использовании уже известных музыкальных произведений, а не о музыке, специально заказанной для данной программы или фильма), то от вас, как от редактора, могут потребовать музыкальную справку. Эта практика опирается на закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», защищающий интеллектуальную собственность и имущественные права авторов, в данном случае – композиторов. При каждом воспроизведении музыки автор или его наследники должны получать вознаграждение – в течение всего срока жизни автора и пятидесяти лет после его смерти. После этого срока произведение становится общественным достоянием и может быть использовано свободно любым лицом.

Поэтому Чайковский, Бах и Моцарт в качестве поставщиков музыкального оформления программ намного безопаснее, чем ныне живущие композиторы. Просите у музыкального редактора подробную справку на то, какие и чьи произведения использованы в вашей программе, а также точный хронометраж отрывков. Если у вас этой справки канал и не потребует, вы все-таки будете знать, в каких масштабах вы нарушили закон.

 

ПАМЯТКА, или «Сухой остаток»

 

При работе с диктором (ведущим) редактору желательно:

· предварительно «укладывать» написанный текст, сокращая его до оптимальных размеров;

· приносить готовый текст в двух экземплярах на нескрепленных листах, напечатанный крупно через два интервала;

· конструктивно работать с диктором или ведущим, творчески реагировать на его замечания или предложения;

· не поддаваться панике, если почему-либо текст на «ложится»;

· уметь сконцентрироваться и переписать подлежащий исправлению фрагмент, сохраняя авторскую позицию;

· при собственной записи текста заручиться поддержкой кого-нибудь из товарищей по группе, чтобы он взял на себя функции вашего редактора;

· получить от музыкального оформителя или редактора подробную справку о том, какая музыка использована в данной программе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.