Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство




Часть II. Детская одаренность

Экспериментальные исследования

Наиболее привлекательны для детей эмпирические исследования. Они особенно важны с точки зрения твор­ческого развития детей, а так же не менее полезны в пла­е информационном. Они вполне могут вписываться в наш эбщий большой классификатор. В качестве примера та­ких исследований рассмотрим исследовательские рабо-i детей младшего школьного возраста, выполненные при астии автора этих строк.

Эти исследования проводились детьми самостоятель-яо и в основном дома. Правда, первый толчок и после­дующее руководство работой осуществлялось не роди­телями детей, а автором, работавшим в школе педаго­гом-психологом. Но все это вполне может происходить и дома.

Рождение идеи. Во время обсуждения темы для оче­редного исследования третьеклассница Маша вспомни­ла, как однажды я рассказывал об экспериментах по изу­чению мышления людей и животных американского пси­холога Торндайка и упомянул о его опытах с кошкой — о том, какие неутешительные для кошки выводы были сделаны из его исследований.

Мысль о том, что кошка не может считаться живот­ным «с высоким интеллектом» Маше показалась оши­бочной.

— А моя кошка умная! — заявила она.

— Но кошка плохо обучается, ее даже опытные дрес­
сировщики не берутся обучать самым простым коман­
дам, — попробовал возразить я.

На что тут же получил ответ:

— А Куклачев! И потом, послушная — это одно, а ум­
ная — совсем другое, — заявила Маша.

Возразить нечего! Справедливо. Тему решили назвать: «Изучение умственных способ­ностей кошки».

Выбор методов исследования. Стали думать, как ис­следовать.




глава 9. Учебные исследования в домашнем обучении



 


— Очень просто! — сказала Маша, — у вас же есть
тесты для детей. Давайте я их доработаю и обследую свою
кошку и других.

— Не пойдет, — сказал я, — они не годятся. Но у меня?
есть замечательный тест канадского психолога Д. Коре- '
на для определения умственных способностей собак. Вот;
его вполне можно переработать для кошек.

Сбор материала. Маша внимательно изучила каждый субтест Д. Корена и переработала все с учетом «кошачь­их особенностей». Затем предстояло сделать шкалу. Ко­нечно, мы не проводили мероприятий, которых обяза­тельно требует для составления настоящей шкалы мате­матическая статистика. Маша ограничилась минимальной выборкой и проверила тесты только на кошках одно­классников и знакомых. В результате по подсчитанным ей средним показателям была составлена собственная нехитрая шкала.

Обобщение полученных данных. Теперь, пользуясь этой шкалой, можно было обследовать других кошек и даже, по утверждению Маши, высчитывать нечто вроде «ко­эффициента кошачьего интеллекта». Но самым главным она считала доказательство того, что кошка, справляясь с ее заданиями, выполняет довольно сложные мысли­тельные операции. Субтесты, по которым шла провер­ка, были направлены на выявление самых разных ум­ственных способностей животного:

• умения решать проблемы (например, строится узкий
туннель из книг, на одном конце этого туннеля кла­
дется лакомство, к другому подсаживают кошку; она
видит лакомство, но туннель узок, по нему не прой­
ти, засекается время, которое понадобится кошке,
чтобы обойти туннель и взять лакомство);

• обучаемости (например, изобретается какая-нибудь
несуществующая команда — «чип», «марм» и т. п., —
по которой кошка должна выполнить определенное
действие — подать голос или дать лапу, и засекается
количество попыток и время, за которое кошка ее
осваивает);


• кратковременной памяти (например, на глазах у кош­ки в один из углов комнаты кладется лакомство, кош­ку выносят из комнаты на несколько минут, затем возвращают и наблюдают, как быстро она находит лакомство).

Не менее остроумные способы изучения долговре­менной памяти, внимания и других характеристик ко­шачьих умственных способностей изобрела Маша, пользуясь в качестве аналогов методиками Д. Корена. Очень важно, что ее заинтересованность позволила ей не просто следовать в фарватере чужих мыслей, а, полу­чив новые знания, создать нечто совсем новое и исклю­чительно любопытное.

Подготовка проекта. Этот этап работы — при данной теме исследования — не вызвал особых трудностей. Все субтесты были кратко описаны, снабжены для доказа­тельности рисунками. И приведены незамысловатые таб­лицы с результатами обследования разных животных.

Защита проекта. Данный проект был представлен на очень строгий суд одноклассников. Но сделана работа была настолько хорошо и осмысленно, что никакими вопросами оппонентам не удалось дискредитировать или поколебать авторские позиции.

Эмпирические исследования интересны и полезны во многих отношениях. Естественно, что опираются дети при их разработке на собственные склонности и увлече­ния. Так, например, одна из девочек, участниц нашего исследования, — Катя Ж. — подготовила работу на тему «Куклы».

Ее исследовательская работа была посвящена искус­ству создания кукол и проблеме их коллекционирова­ния. Они с мамой много времени отдают собиранию собственной коллекции (более чем из 30 кукол). Увле­чение длится уже три года.

Подготовленный Катей доклад показал, что девоч­ка последовательно изучила все основные вопросы. Она хорошо осведомлена в области современных подходов






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.