КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модное выражениеНо ведь существуют богатые и бедные. И ведь между ними есть что-то среднее. О ком говорят американские президенты, когда взывают к среднему классу? Кого подразумевают российские политики и социологи, когда говорят, что в России среднего класса сейчас нет? А что подразумевают маркетологи под средним классом? Что имеют в виду, когда говорят, что какой-то товар предназначен «для среднего класса»? И интересно, что думают люди, когда на вопрос интервьюера: «К какому социальному классу вы себя относите?» отвечают: «К среднему». Выражение вошло чуть ли ни в обиход, и возникла опасность не только неверного толкования, но и подмены понятий. В политологии под средним классом принято подразумевать ту часть населения, на которую ложатся важнейшие общественные функции: поддержание политической иэкономической стабильности общества, обеспечение условий для экономического и технологического прогресса, поддержание национальных традиций и культуры. Это определение имеет и глубокие исторические корни. Например, основная ударная сила армии непобедимой Римской республики - легионы - формировалась из свободных граждан, владеющих землей и прочим имуществом. Выше среднего класса находится высший класс, а на самом верху - так называемая элита. В благополучных странах ее представители составляют авангард общества, который определяет направления политического, социального и экономического развития государства (политики, крупнейшие предприниматели), а также научный и культурный прогресс (ведущие ученые и деятели культуры). Средний класс обеспечивает основную долю валового внутреннего продукта государства, а его представители поддерживают существующий общественный строй и заинтересованы в стабильности и дальнейшем развитии общества. Люди, составляющие классы, которые находятся ниже среднего, чувствуют свою обделенность. Они безразличны или враждебны существующему общественному строю, и нельзя рассчитывать на их поддержку в трудной для государства ситуации. Низший слой низшего класса в большинстве своем малообразован, равнодушен к традициям и культурному наследию. Многие его представители вообще не приносят обществу никакой пользы, живя на пособие или побираясь. Во многих странах, благодаря системе социальных выплат, образовался класс, очень напоминающий римскую чернь, требующую от государства «хлеба и зрелищ», так называемый люмпен. В США и других развитых странах средний и высший классы составляют более половины всего населения, так что можно говорить о том, что эти государства являются образцами стабильного, относительно благополучного общества. В «неблагополучных» же государствах элита не выполняет возложенных на нее общественных функций. Напротив, она часто демонстрирует образчики беспринципности, бескультурья и разврата, призывая остальное общество следовать ее примеру. Средний класс в таких государствах слаб и малочислен. Поэтому, когда говорят об отсутствии в России среднего класса, это либо очень смелое заявление, либо очень тревожный признак. Как поделить? Итак, общественную миссию среднего класса мы уяснили. Понятно также, что существуют еще высший и низший классы. А как делится на них население того или иного государства? А что за люди составляют тот или иной класс? Прежде же чем изучать представителей среднего класса, надо уяснить, кого мы к ним относим. С точки зрения маркетолога, важней знать не политические убеждения представителя среднего класса, а уровень и стиль его жизни: доход, привычки потребления, предпочтения определенных товаров и услуг, то, как он проводит свободное время, когда и где отдыхает, что предпочитает читать, смотреть и слушать, где учатся его дети, и т. д., и т. п. Классик социологической теории Макс Вебер (1864—1920 гг.) сформулировал четыре параметра социальной классификации: уровень дохода, образование, наличие власти, престиж (общественное признание). Понятие «средний класс» ввел в обиход американский социолог Ллойд Уорнер в 40-х гг. Он же разделил американское общество на шесть социальных классов - страт. В качестве признаков отнесения человека к тому или иному классу можно использовать гораздо больше четырех критериев. Теоретически их может быть бесконечно много. Мы считаем, что заслуживают внимания следующие: • профессионально-должностной статус; • уровень образования; • состав семьи; • наличие собственности (недвижимость, средства производства, ценные бумаги, дорогие вещи); • уровень и способ получения дохода; • сфера деятельности и характер труда; • объем и структура потребления материальных благ и услуг; • место проживания и характер жилья; • принадлежность к определенной этнической или субкультурной социальной группе. На протяжении уже многих лет у маркетологов возникает большой соблазн упростить деление общества, использовав какой-нибудь один критерий. Конечно, чаще всего это доход. Но поскольку доход человека выяснить про-блематично, то зачастую используется профессионально-должностной статус, образование или еще какой-нибудь критерий, в зависимости от обстоятельств. Все же основным критерием, несмотря ни на что, стараются сделать доход. Ведь именно доход, казалось бы, наиболее интересен с точки зрения маркетинга. Да, действительно, если человек не имеет дохода, то и тратить деньги (покупать товары и услуги) он не сможет. Ну, а если имеет? Как он будет эти деньги тратить? И может ли одинаковый доход означать один класс? Даже в США мусорщик может получать зарплату больше университетского преподавателя. В России профессора сейчас не относятся к высокооплачиваемой категории граждан. Если они лишены дополнительного заработка, то они попадают в нижний класс? А может быть, вообще в люмпен? Одинакова ли структура расходов профессора и таксиста, даже если их доход одинаков? Профессор, даже бедствующий, обычно приходит на работу в костюме с галстуком. И он сумеет добиться того, чтобы его дети получили приемлемое бесплатное образование. Таксист не брезгует надевать замасленную куртку и будет большую часть доходов тратить на поддержание работоспособности своего автомобиля. Если он захочет дать детям хорошее образование, то велика вероятность того, что ему придется официально или неофициально платить за их обучение. Кроме того, если учитывать престиж профессии и положение в обществе, окажется, что профессор в классовой иерархии стоит все же повыше таксиста, даже если уступает ему по доходу. Еще один яркий пример. Торговец-челнок, торгующий на вещевом рынке и отказывающий себе во всем, чтобы накопить на квартиру. И руководитель средней фирмы. Доход у них одинаков. Они в одном социальном классе? А можно ли делить общество лишь по профессионально-должностному признаку? Например, образ жизни врачей одинаковой квалификации, работающих соответствен-но в провинциальной государственной и московской частной клиниках, может отличаться разительным образом. А менеджер?! Что это за должность? Менеджером может называться и продавец в магазине («менеджер по работе с клиентами»), и руководитель высшего звена в филиале крупной западной корпорации. Зарплата этих менеджеров может отличаться на два порядка. Иногда в почтовый ящик автора (e-mail) приходит спам такого содержания: «Разошлем вашу рекламу по адресам президентов компаний, генеральным и коммерческим директорам, главным бухгалтерам фирм...» и т.д. Вспоминается, когда мы с компаньонами зарегистрировали первую фирму, меня решили назначить генеральным директором, а двух других ребят - коммерческим и финансовым директорами, чтобы «типа круто было». Ну а бизнес заключался в собственноручной торговле газетами с лотка. Некоторые маркетологи используют еще такой параметр, как самоидентификация (это когда человека прямо спрашивают, к какому классу он себя относит). Критерий, заслуживающий внимания, однако весьма расплывчатый (см. абзац выше). По данным Института философии РАН, к среднему классу себя относят более половины опрашиваемых респондентов. По сути, если человек чувствует, что он живет ненамного лучше или хуже соседей, то он относит себя к среднему классу. А соседи бывают разные ©. Говорить о порочности использования в качестве признака среднего класса какого-то одного критерия, я думаю, достаточно. Еще пара слов о важности всех признаков. Предположим, работают на одной фирме два менеджера с одинаковыми окладами в 400 USD - Вася и Петя. Вася - холостяк. У него есть отдельная квартира, любящие родители, которые тоже работают и получают зарплату, и любимая бабушка, имеющая аж две квартиры, одну из которых она сдает. Родственники очень любят Васю и часто делают ему дорогие подарки, а также снабжают домашними пирожками и прочими вкусностями. У Пети жизнь тяжелее, хотя он и не жалуется. У него трое детей, жена работает на полставки, а родители (и Петины, и его жены) - пенсионеры. Им еще иногда и помогать приходится. Живут все дружно с родителями жены, в старенькой квартире, которую соседи с верха периодически затапливают. Да, Вася, вероятнее всего, ездит на работу на машине. А Петя - на общественном транспорте. И по наличию бытовой техники у них дома есть некоторые различия, хотя оба работают на фирме, торгующей электроникой, и имеют большую скидку. Забыл добавить: Вася и Петя — друзья еще со школы и один институт окончили. Спрашивается: эти два человека, имеющие один доход, одно образование, один и тот же профессионально-должностной статус и даже одинаковую общую площадь квартиры, являются представителями одного класса? Весь этот долгий рассказ к тому, что ни один из критериев не может быть единственным, и только на основании комбинации нескольких важнейших признаков можно отнести человека к тому или иному социальному классу. Без науки - никуда Различные ученые-социологи оперируют разным набором параметров, в различных странах используются разные системы стратификации. Это оправдано, поскольку перед исследователями в разных случаях стоят разные задачи. Первые попытки стандартизировать различные методики социальной стратификации были предприняты Европейским Обществом Исследователей Общественного Мнения и Рынка (ESOMAR) в начале 1980-х годов. Они были связаны с процессом европейской интеграции. В 1988 г. под руководством Ива Марбу (Yves Marbeau) группа ученых из пяти стран (Франция, Великобритания, Нидерланды, Германия, Бельгия) обновила матрицу социальной классификации, разработанную в 1980 г., и выработала шкалу экономического статуса, основанную на данных о владении предметами длительного пользования, полученных из проекта Europanel. Далее, для краткости, мы будем называть эту стратификационную систему системой ESOMAR. Принадлежность респондента к классу определяется по статусу основного кормильца семьи (Main Income Earner - М. I. E.). Например, если респондент - студент, а его папа — министр, то статус респондента будет определяться по статусу его папы. А вот если папа - безработный уже десять лет, а мамы нет, то статус студента будет определен по самому студенту. Ну и т. п. Учитывая, что уровень доходов измерять достаточно сложно и картина зачастую предстает искаженной, разработчики стратификационной системы не стали использовать этот параметр в явном виде. В качестве основных параметров в системе ESOMAR используются: профессионально-должностной статус члена домохозяйства, приносящего основной доход (М. I. E.); возраст, в котором завершено получение образования членом домохозяйства, приносящего основной доход (Terminal Education Age - Т. Е. А.). Если «кормилец» не работает, его социальный статус определяется исходя из наличия у него определенных предметов длительного пользования. Список предметов основан на иерархии покупок. Он разработан таким образом, чтобы выявить не номинальный, а «располагаемый» доход (disposable income). Кроме того, список учитывает особенности стиля жизни различных социальных групп. Понятно, что отсутствие цветного телевизора предполагает в большинстве случаев низкий имущественный статус респондента. Фритюрницу, например, приобретают далеко не все домохозяйства, а ведущие определенный образ жизни. Она покупается обычно после того, как удовлетворены более важные потребности в бытовой технике: холодильник, утюг, стиральная машина и т. п. Маловероятно, что в семье, владеющей загородным коттеджем, будет отсутствовать телевизор. Работа с таким списком позволяет уйти от необходимости задавать вопросы о доходе, на которые значительная часть людей либо не отвечает, либо существенно искажает ответы. Система градации по профессионально-должностному статусу, предложенная ESOMAR, является фундаментом, на котором строится дальше вся стратификационная система. Помимо 12 должностных позиций эта система учитывает еще 4 дополнительных параметра: наличие или отсутствие руководящих функций; количество людей в непосредственном подчинении; отношение к собственности (владелец собственного бизнеса или наемный работник); характер труда (умственный или физический). В результате учета всех параметров получается деление на 16 ступеней профессионально-должностного статуса (от Е1 до Е16). Все перечисленные критерии образуют многомерную матрицу, которая позволяет отнести респондента к одному из 6 социальных классов: А, В, Cl, C2, D, Е. Достаточно взглянуть на эту матрицу, чтобы стало понятно, что средний класс, состоящий из трех подклассов (В, Cl, C2, назовем их слоями), - это очень разнородная масса людей, непохожих друг на друга, даже если они попадают в один слой. «Одноклассниками» могут оказаться президент фирмы и его секретарша, руководитель подразделения фирмы и пенсионер. Если вам это покажется странным, вернитесь к истории про Васю и Петю. В общем, желательно удерживаться от обобщений и стараться не применять высказываний вроде: «Среднему классу свойственно...», «Средний класс стал жить лучше» и т. п. А когда вы услышите что-то вроде: «Доходы среднего класса возросли на...», то относитесь к этому так же, как к выражению «Общая температура по больнице заметно снизилась». Причем, скорее всего, для снижения общей температуры главврач больницы распорядился замерить ееи у обитателей морга. А что, тоже ведь пациенты... Поскольку в разных странах (даже европейских) условия разные, ESO-MAR настойчиво рекомендует адаптировать его стратификационную систему к условиям каждой страны. В России такую адаптацию провела компания КОМКОН. Таблица, которую мы публикуем, составлена с учетом российских условий. В частности, для Европы достаточно выяснить возраст, в котором респондент получил имеющееся у него образование. Если респондент назовет 16—17 лет, значит, он окончил среднюю школу, 19-22 года - колледж, 23 и более лет - университет. В России, понятное дело, такая система опроса не сработает. Немало представителей старшего поколения заканчивали школу, скажем, в 20 лет. Война, разруха и все такое. Даже многие люди среднего возраста учились в «школах рабочей молодежи». Да и пойти учиться в институт в 30 лет для нашей страны не редкость. Еще одна особенность — работа на государственном или частном предприятии. На Западе различия есть, но они не так ярко выражены, как в России (пример с врачами см. выше). Есть! Он не может не есть! Часто вполне серьезные и уважаемые люди, причем в публичных выступлениях, характеризуя российский средний класс, пытаются перенести на него европейские или американские параметры (обычно материальный достаток и потребительские стандарты). Речь идет в первую очередь, конечно, о доходе, выраженном в «зеленой» валюте. По их словам выходит, что средний класс в России действительно отсутствует, особенно его высший слой. Первый человек в России - президент попадает в лучшем случае в низший слой «ихнего» среднего класса (его официальная з/п составляет 63 тыс. руб. в месяц — менее 2 тыс. USD). Это во-первых. Во-вторых, давайте все же сначала объяснять, что имеется в виду под средним классом, а потом говорить, что его нет. Да, американского среднего класса у нас в стране нет. Впрочем, нет у нас и среднего класса Республики Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта), хотя долго ходил анекдот, что Россия - это Верхняя Вольта с ракетами. Если взглянуть на картину сравнения душевого дохода представителей среднего класса (С1) разных государств, то становится понятно, что доход в каких-либо денежных единицах нельзя использовать в качестве параметра даже внутри Европейского Сообщества. И это при том, что страны ЕС перешли на единую валюту! Причины этого вполне объяснимы. Уровень жизни ведь определяется не только доходом. Американцы, услышав по телевизору, что в какой-то африканской стране средний доход составляет 2 USD в месяц, ужасаются и недоумевают. Примерно те же чувства они испытывают, и когда слышат, что средний доход на одного человека в России составляет немногим более 100 USD1. Понять их можно. Ни на 2, ни на 100 USD в США прожить нельзя и одной недели. Зато американцы черной завистью завидуют японцам, размер заработной платы которых порой ошеломляет. Но ведь они не знают, в каких квартирках ютятся японцы и какие деньги за это жилье они платят! Социальная структура населения в разных странах тоже несколько различается, но эти различия не настолько очевидны, как душевой доход. Поэтому корректно говорить даже о социальной структуре стран Европейского Союза и объединить эти государства в одну группу. Давайте сравним социальную структуру населения стран ЕС с Россией. У нас высший класс и верхний слой среднего класса заметно малочисленнее. А вот общий процент жителей, относимых ко всем слоям среднего класса, примерно такой же, как в Европе (Россия - 47,2%, Европа -47,6%). Кроме того, у нас заметно меньше людей, которые оказались «на самом дне». Высший и средний классы в России в сумме составляют почти половину населения (49,8 %). Это говорит о том, что Россия имеет относительно развитую структуру занятости населения, удовлетворительную систему образования и большой экономический потенциал. Конечно, можно спорить о качестве нашего образования и о «производительности труда» многомиллионной армии чиновников. Но это уже выходит за рамки нашей скромной публикации. Еще одна интересная деталь. Социальная структура населения в Москве заметно отличается от структуры городского населения по остальной России. Москва выглядит значительно благополучнее, хотя, конечно, до Европы еще далеко. Это тоже не является каким-то нонсенсом. Если брать Париж и остальную Францию, то различия также будут заметны. А Северная Италия и Сицилия? Это почти как две разные страны. Так кто же он? Итак, кого мы относим к среднему классу, мы уяснили. Пора переходить к его более внимательному рассмотрению. В России систему стратификации ESOMAR применяет компания КОМКОН, чтобы определить численность и структуру классов в составе всего населения России. Данные о классах можно почерпнуть из широкомасштабного волнового (4 раза в год) исследования R-TGI (Russian Target Group Index - Российский индекс целевых групп). Для этого надо всего лишь «наложить» стратификационную матрицу ESOMAR на характеристики респондентов, опрошенных в ходе проведения исследования. R-TGI, помимо социально-демографических характеристик, включает блоки по изучению стиля жизни, потреблению, потребительским предпочтениям и поведению, использованию всех видов СМИ (мультимедийное исследование), а также большой блок вопросов по отношению респондентов к различным аспектам жизни (в семье, обществе и т. п.). Таким образом, мы можем составить подробную картину — «портрет» представителя каждого класса. Интересен нам R-TGI еще и тем, что исследовательский продукт TGI (Global TGI) применяется во многих странах мира (на сегодня — в 40 государствах, включая США, Японию, Европу, Азию и Латинскую Америку). Поскольку во всех странах исследование базируется на одних и тех же корпоративных стандартах1, мы получаем возможность очень корректного сравнения потребительского поведения в разных странах. Типа здорово? Не совсем так. Несмотря на то, что R-TGI охватывает в течение года 36 000 респондентов, этого оказывается недостаточно, чтобы получить корректные подробные данные по верхним слоям российского общества. Ведь среди всего российского городского населения два верхних класса (А и В) составляют, по данным КОМКОН, лишь 8%. А стоит ли говорить о том, что, с точки зрения маркетологов большинства компаний, именно эти группы населения наиболее интересны? Ведь по отдельным видам товаров и услуг верхние классы составляют основу (вплоть до 100%) всех потребителей. Приходится разыскивать этих баловней судьбы и опрашивать дополнительно. Но об этом мы расскажем в следующей серии, ибо место, отведенное мне выпускающим редактором в этом номере, подошло к концу.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |