Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 65 страница




- организует деятельность Военной коллегии;

- решает в случае необходимости вопрос о передаче дела из одного судебного состава в другой судебный состав;

- контролирует работу аппарата Военной коллегии, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда Российской Федерации (далее - аппарат Военной коллегии), назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Военной коллегии;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

10. В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных указанным Федеральным конституционным законом, рассматривает:

- в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни;

- дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

- дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;

- дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

11. Окружной (флотский) военный суд в первой инстанции рассматривает дела, отнесенные к его подсудности, в следующем составе:

- гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

- уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

- дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также жалобы и протесты на решения гарнизонных военных судов об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения коллегией, состоящей из трех судей;

- на заседаниях президиума дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Президиум окружного (флотского) военного суда:

- рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;

- рассматривает вопросы организации работы и осуществляет координацию работы судебных коллегий и судебных составов;

- утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;

- определяет численность судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;

- рассматривает вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда (п. 2 ст. 16 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

12. Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают:

- в первой инстанции дела, отнесенные указанным Федеральным конституционным законом к подсудности окружного (флотского) военного суда;

- дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

- дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом и вступивших в силу.

13. Председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель окружного (флотского) военного суда:

- приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных и окружных (флотских) военных судов, вступившие в силу;

- вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

- организует деятельность суда;

- созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;

- распределяет обязанности между заместителями председателя суда;

- решает в необходимых случаях вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, а также решает вопросы о привлечении судей одной судебной коллегии или судебного состава для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии или судебного состава;

- контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;

- представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.

14. Согласно ст. 21 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Гарнизонный военный суд в пределах, установленных указанным Федеральным конституционным законом:

- рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда;

- рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу;

- принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;

- рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:

- гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей, если какая-либо из сторон заявит соответствующее ходатайство;

- уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей.

Судья гарнизонного военного суда единолично принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а также рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

15. Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель гарнизонного военного суда:

- вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

- организует деятельность суда;

- распределяет обязанности между судьями;

- контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе, утверждает положение об аппарате суда;

- представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

16. Статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Перечень должностей в военных судах Российской Федерации, Верховном Суде и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, которые могут замещаться высшими офицерами, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 26 апреля 2000 г. N 730.

Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.

Судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов.

17. Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы (ст. 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

18. Статус присяжных заседателей определен Федеральным законом "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ, согласно которому рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (ст. 1).

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

- не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

- имеющие непогашенную или неснятую судимость;

- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

- не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

19. Система принципов правосудия установлена Конституцией Российской Федерации (гл. 2 и гл. 7).

Военные суды, реализуя присущую им судебную власть, осуществляют правосудие в процессуальном порядке. По гражданским и уголовным делам этот порядок определен ГПК РФ и УПК РФ.

В указанных процессуальных Кодексах определены порядок, последовательность, основные этапы производства по делу (судопроизводство), виды принимаемых решений. В них регламентированы права и обязанности субъектов, участвующих в производстве по гражданскому или уголовному делу. Общим для осуществления правосудия по делу является его рассмотрение и разрешение в судебном заседании.

20. На особо режимных объектах и в особо режимных войсковых частях в отношении гражданских лиц судебные дела рассматриваются в соответствии с установленной УПК РФ и ГПК РФ подсудностью судами (не военными), для чего в населенных пунктах, в которых расположены указанные объекты и воинские части, образуются районные (городские) суды. В отношении военнослужащих уголовные дела рассматриваются военными судами (Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке судопроизводства по гражданским и уголовным делам, возникающим на особо режимных объектах и в особо режимных войсковых частях" от 8 июля 1992 г. N 3248-1).

21. Пребывая за пределами своего государства в составе военного персонала национального контингента при проведении операции по поддержанию мира, военнослужащие выполняют задачи на территории, где осуществляют свою юрисдикцию другие государства. Законность действий военнослужащих, юридическое закрепление их прав и обязанностей, привилегий и иммунитетов находят отражение в международных договорах.

В случаях проведения операций по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций статус военнослужащих закрепляется в международных договорах, заключаемых Организацией Объединенных Наций с государствами, предоставляющими персонал для этой операции, а также с государством(ами), в котором(ых) проводится операция, о статусе сил для ее проведения и Мандате, выдаваемом Советом Безопасности ООН на проведение операции.

Международные договоры заключаются на основе Типового соглашения о статусе сил для проведения операции по поддержанию мира и Типового соглашения между Организацией Объединенных Наций и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Типовые соглашения были приняты Генеральной Ассамблеей ООН Резолюциями: от 9 октября 1990 г. N А/45/594 на сорок пятой сессии и от 23 мая 1991 г. N А/46/85 на сорок шестой сессии соответственно. В Соглашении о статусе сил между Организацией Объединенных Наций и странами, в которых проводятся операции, закрепляются нормы, согласно которым все члены операции по поддержанию мира в различной мере пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 г. Военный персонал пользуется привилегиями и иммунитетами, прямо предусмотренными в этом Соглашении. К ним относятся:

- обладание иммунитетом от судебной юрисдикции в том, что касается устных или письменных заявлений и всех действий, совершаемых в официальном качестве, т.е. при исполнении своих обязанностей, который продолжает действовать и после окончания участия военнослужащих в операции, а также и после окончания самой операции;

- подпадание под исключительную юрисдикцию своего государства в том, что касается любых уголовных преступлений, которые могут быть совершены ими в государстве, где проводится операция;

- обладание иммунитетом от судебной юрисдикции по гражданским делам, если это связано с исполнением ими своих служебных обязанностей, и др.

Вопросы правового положения военнослужащих в проводимых миротворческих операциях в Содружестве Независимых Государств также находят свое закрепление в международных договорах, действующих только в рамках Содружества.

В соответствии со ст. 5 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г., подписанного главами государств Содружества, персонал Групп по поддержанию мира "пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу операций ООН по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, и предусмотрены настоящим Протоколом". Другими словами, основные привилегии и иммунитеты, действующие в отношении военнослужащих, входящих в состав военного персонала при проведении операций по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций, распространяются на военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, участвующих в составе военного персонала в операциях по поддержанию мира, миротворческих операциях, проводимых в Содружестве.

Аналогичная названному Протоколу норма и ссылка на него закреплены в п. 39 Положения о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденного Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г. Названным Протоколом закрепляется также положение, в соответствии с которым в случаях задержания члена персонала Группы по поддержанию мира, в том числе военнослужащего, при совершении или попытке совершения уголовно наказуемого преступления должностными лицами правительства государства, в котором проводится операция, его немедленно должны доставить к ближайшему соответствующему должностному лицу Группы по поддержанию мира вместе со всем изъятым у него оружием и другими предметами.

Вопросы юрисдикции находят свое отражение в двухсторонних международных договорах о статусе российских воинских формирований на территории государств - участников Содружества Независимых Государств.

Как общее правило, по делам о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, и членами их семей вне пределов мест дислокации, применяется законодательство страны пребывания, действуют суд, прокуратура и другие ее компетентные органы.

Названное положение не применяется в отношении деяний, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, и членами их семей:

а) в местах дислокации;

б) против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации, а также по делам о воинских преступлениях;

в) при исполнении должностных и специальных обязанностей.

В отношении указанных деяний применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее прокуратура, суды и другие компетентные органы.

Вопросы юрисдикции в отношении российских воинских формирований на территории Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Армения, Республики Грузия и некоторых других государств - участников Содружества Независимых Государств решаются на основании отдельных межгосударственных договоров и соглашений, например:

- Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан (Москва, 16 апреля 1999 г.);

- Договора между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия (Тбилиси, 15 сентября 1995 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Кыргызской Республики в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Кыргызской Республики (Бишкек, 1 апреля 1994 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан (Москва, 25 мая 1993 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке применения оружия военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в Республике Армения (Москва, 29 августа 1997 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения (Москва, 29 августа 1997 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (Киев, 28 мая 1997 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.);

- Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместных усилиях в охране Государственной границы Республики Беларусь (Минск, 21 февраля 1995 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 4-го Государственного центрального полигона (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации (Москва, 20 января 1995 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан (Москва, 20 января 1995 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об условиях использования и аренды испытательного полигона Сары-Шаган и обеспечения жизнедеятельности г. Приозерска (Москва, 20 января 1995 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности комплекса "Байконур", воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, и лиц, входящих в их состав (Москва, 29 декабря 1994 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об условиях аренды мест дислокации подразделений Сейсмической службы Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Киргизской Республики (Москва, 21 октября 1994 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова (Москва, 21 октября 1994 г.);

- Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Молдова по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова (Москва, 21 октября 1994 г.) и др.

 

Комментарий к пункту 2 статьи 22

 

22. Важнейшим условием обеспечения правового статуса российских граждан, в том числе военнослужащих, является гарантированность их прав, свобод и обязанностей, которая достигается с помощью различных средств: экономических, политических, юридических (правовых), организационных и др. Все эти средства называются гарантиями. Они призваны обеспечивать фактическое использование прав и исполнение обязанностей, охрану прав от незаконных посягательств, а при необходимости и эффективную их защиту.

Конституцией Российской Федерации провозглашено: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации гарантируется" (ч. 1 ст. 45). Обязанность гарантировать права и свободы - основная функция государства, его органов и соответствующих должностных лиц. Рассчитывая на гарантии со стороны государственной власти, гражданин вместе с тем и сам должен проявлять надлежащую степень активности. "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Выделяются общие (экономические, политические, общественные и др.) и специальные (юридические и организационные) гарантии. При этом общие гарантии, будучи закрепленными в законодательных нормах, также могут рассматриваться как юридические. Анализ конституционных норм позволяет отметить, что с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации центр тяжести перемещен с общих гарантий на специальные, в основном юридические, под которыми понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод.

Юридические гарантии многочисленны и многообразны. Но их объединяет одно присущее всем им общее свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве. Юридические гарантии конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, в том числе военнослужащих, выражаются прежде всего в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и свободы и, в особенности, устанавливают порядок их осуществления.

В настоящее время проблема реализации правовых норм, составляющих содержание правового положения военнослужащих, правовых и социальных гарантий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, состоит главным образом в том, что количество и качество процессуальных норм высшей юридической силы, фиксирующих порядок и процедуру осуществления материальных норм, недостаточны, а это в свою очередь на практике приводит к их установлению подзаконными актами, подчас принимаемыми несвоевременно, искажающими смысл установленных прав и свобод военнослужащих, правовых и социальных гарантий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Юридические гарантии реализации статуса военнослужащих непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, в том числе воинских, общественных объединений, самих граждан. Достаточно отчетливо это выражено в ст. 18 Конституции Российской Федерации: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

23. Согласно Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). В конституционной норме воплощено положение Итогового документа Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о том, что необходимо уважать право граждан самостоятельно вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека. Государственная защита не исключает права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Однако для военнослужащих имеются исключения. В соответствии с п. 3 ст. 7 комментируемого Закона участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.