Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус безработного




Условия признания безработным. Определение правового статуса безработного следует начинать с установления круга лиц, относящихся к данной категории граждан. Предварительно мы его уже очертили – это та часть незанятого населения, представители которой обратились за содействием в трудоустройстве к государству (в центры занятости населения), но работа им еще не подыскана. Однако для признания безработным, т. е. лицом, имеющим определенный правовой статус, элементом которого является, в том числе, и право на социальную поддержку, должны быть соблюдены определенные условия.

Международная организация труда признает безработным любого, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. Российское законодательство во многом восприняло эти признаки.

Статья 3 Закона о занятости населения определяет, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить.

Согласно приведенному определению в Российской Федерации безработным может быть признан тот, кто полностью соответствует следующим признакам:

102. является трудоспособным

103. не имеет работы и заработка

104. зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы

105. ищет работу

106. готов приступить к ней.

Рассмотрим перечисленные признаки.

Трудоспособными считаются лица, достигшие определенного возраста (16 лет), а также не имеющие противопоказаний к работе по состоянию здоровья. Инвалиды могут рассчитывать на получение статуса безработного в случае, если они не полностью утратили трудоспособность. Решение о признании их безработными принимают органы службы занятости на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Не имеющими работы и заработка считаются лица, не относящиеся к перечисленным в ст. 2 Закона о занятости населения категориям занятых граждан. Временное отсутствие заработка при сохранении работы (например, при временном отсутствии на работе в связи с нетрудоспособностью), или осуществление такой деятельности, получение дохода при которой не гарантируется (например, учредитель (участник) коммерческой организации), или осуществление такой деятельности, которая получением дохода не сопровождается (например, обучение в образовательных учреждениях либо прохождение военной службы по призыву), не служат основанием для признания гражданина безработным. В то же время получение дохода от деятельности, не отнесенной к видам занятости (например, от продажи имущества), препятствием для признания безработным не является.

Регистрация в целях поиска подходящей работы является одним из видов регистрации, проводимых органами службы занятости, и будет рассмотрена позже.

То, что гражданин ищет работу и готов к ней приступить, подтверждается дальнейшими его действиями. Он должен быть трудоспособен, являться в службу занятости для получения предложений подходящей работы и иных видов содействия в трудоустройстве, прохождения перерегистрации, не отказываться от переговоров с работодателями о возможном трудоустройстве и т. п. Кроме того, он должен продолжать самостоятельный поиск работы.. В случае, если гражданин обратился в службу занятости в целях поиска подходящей работы и отказался от двух ее вариантов, ему может быть отказано в признании безработным, так как его отказ свидетельствует об отсутствии желания найти работу и готовности к ней приступить. Готовность приступить к работе означает также и то, что нет препятствий для начала работы, как только она будет найдена. Если такие препятствия неустранимы (например, отбывание наказания в виде лишения свободы), то признание безработным невозможно.

Лица, которым назначена трудовая пенсия по старости либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, не имеют права на статус безработного.

В п.3 ст.3 Закона о занятости населения указаны иные случаи, когда гражданину может быть отказано в признании безработным, например, при предоставлении в службу занятости недостоверных данных или подложных документов. Те же правовые последствия наступают и для тех, кто не явился без уважительных причин в срок, установленный службой занятости для регистрации в качестве безработного или для получения предложения подходящей работы. Изначально отказано в получении прав безработного лицам, осужденным к таким видам наказания, как исправительные работы и лишение свободы. Если гражданин временно нетрудоспособен, а значит, не готов приступить к работе, в этот период он не будет зарегистрирован как безработный.

Виды регистрации безработных. Приобретение статуса безработного связано с регистрацией в органах службы занятости.

Регистрация граждан в органах службы занятости производится в нескольких видах в определенной последовательности. Правила регистрации определены Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 (в ред. от 14 декабря 1996 г.). Он предусматривает три этапа регистрации: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных. Для граждан, признанных безработными, предусмотрена также периодическая перерегистрация.

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация о состоянии рынка труда на соответствующей территории, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы, о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных, о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы (пп. 4-6 Порядка регистрации безработных граждан).

Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют ряд документов (паспорт, трудовую книжку, документы о профессиональной подготовке и квалификации, индивидуальную программу реабилитации инвалида и проч.), на основании которых органы службы занятости в течение 10 дней должны по возможности предложить им два варианта подходящей работы. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен также план самостоятельного поиска работы, а при отсутствии подходящей работы может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах (пп. 7-11 Порядка регистрации безработных граждан).

В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости (п. 12 Порядка регистрации безработных граждан).

Если на этом этапе подходящая работа гражданину не найдена, то не позднее 11-го дня со дня регистрации в целях поиска подходящей работы гражданин регистрируется в качестве безработного. Основной задачей службы занятости в отношениях с безработным является содействие ему в поиске работы либо вовлечению в иные виды занятости (например, обучение или частное предпринимательство), то есть трудоустройство безработного. При этом такая мера, как направление на обучение, применяется в тех случаях, когда без этого невозможно длительное время трудоустроить безработного. Все меры содействия занятости, как правило, вторичны по отношению к поиску подходящей работы. Поэтому, в том случае, если гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, в течение 10 дней со дня регистрации сам отказывается от двух вариантов подходящей работы (включая работу временного характера), он утрачивает право на получение статуса безработного.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их безработными, имеют право на повторное обращение в учреждения службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными (п. 18 Порядка регистрации безработных граждан).

Перерегистрация безработных граждан проводится в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда – не реже одного раза в месяц. (п. 19 Порядка регистрации безработных граждан).

Схематично порядок регистрации безработных граждан может быть изображен следующим образом:

Первичная регистрация: производится для выявления потребностей обратившегося лица. Документы: как правило, необходимо предъявить паспорт (но возможна регистрация со слов обратившегося).

Регистрация в целях поиска подходящей работы: производится в отношении незанятых граждан, обратившихся в центр занятости с целью трудоустройства. Документы: • паспорт • трудовая книжка (или документ их заменяющий) • документ об образовании или наличии профессиональной подготовки • справка о среднем заработке по последнему месту работы (если гражданин имел 26 календарных недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего времени в течение 12 месяцев перед обращением в службу занятости). Для впервые ищущих работу: 39. паспорт 40. документ об образовании или профессиональной подготовке (если таковые имеются). Некоторые категории граждан (инвалиды, имеющие ограничения по состоянию здоровья; лица, уволенные из Вооруженных Сил; освобожденные из учреждений, исполняющих наказание) предоставляют и иные документы, подтверждающие их особый правовой статус. В частности, инвалиды должны предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Регистрация в качестве безработного: осуществляется на основании решения органов по вопросам занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы, если он не был трудоустроен (за исключением случаев, когда зарегистрированный сам отказался от двух вариантов подходящей работы). Документы: 34. паспорт 35. трудовая книжка (или документ их заменяющий) 36. документ об образовании или наличии профессиональной подготовки 37. справка о среднем заработке по последнему месту работы (если гражданин имел 26 календарных недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего времени в течение 12 месяцев перед обращением в службу занятости). Для впервые ищущих работу: • паспорт • документ об образовании или профессиональной подготовке (если таковые имеются). Некоторые категории граждан (инвалиды, имеющие ограничения по состоянию здоровья; лица, уволенные из Вооруженных Сил; освобожденные из учреждений, исполняющих наказание) предоставляют и иные документы, подтверждающие их особый правовой статус. В частности, инвалиды должны предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида

Порядок регистрации безработных граждан предполагает, что на каждого гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи обо всех действиях центра занятости: о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, общественные работы, о перерегистрации и т. п.

Снятие с регистрации возможно по различным основаниям, предусмотренным Законом о занятости населения и Порядком регистрации безработных граждан. К ним, например, относятся: трудоустройство (признание занятым); назначение трудовой пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет; изменение места жительства; длительная (более 1 месяца) неявка в службу занятости для перерегистрации без уважительных причин и т. д.

Права и обязанности безработного. Правовой статус безработного характеризуется наличием у него определенных прав, обязанностей, а также теми негативными последствиями (мерами воздействия), которые предусмотрены при несоблюдении этих обязанностей.

Права безработного включают ряд общегражданских прав, а также специальные права на содействие в трудоустройстве, для лиц обратившихся в службу занятости и зарегистрированных ею. Причем объем таких прав зависит от вида регистрации.

Все граждане РФ являются носителями конституционных прав в сфере труда:

• права на труд;

• права на свободный выбор рода деятельности и профессии;

• права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

• права на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда;

• права на защиту от безработицы;

• права на отдых;

• права на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Указанные права являются принципиальными и базовыми для защиты тех, кто желает трудиться и ищет работу.

Закон о занятости населения дополняет эти права:

• правом на выбор места работы, как путем прямого обращения к работодателю, так и при бесплатном посредничестве органов службы занятости или других организаций по содействию трудоустройству;

• правом на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

• правом на информирование о рынке труда;

• правом на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;

• правом на обжалование действий, решений и бездействия органов службы занятости, их должностных лиц в порядке подчиненности и в суд.

Граждане пользуются указанными правами вне зависимости от наличия у них статуса безработного.

После регистрации в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы, а также при получении статуса безработного, граждане получают ряд дополнительных прав и гарантий, предусмотренных законодательством о занятости. В частности, безработные получают право на:

• бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

• бесплатное содействие в подборе подходящей работы органами службы занятости;

• обеспечение социальной поддержки в период безработицы;

• участие в оплачиваемых общественных работах;

• бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами занятости на профессиональное обучение, приеме на работу.

Специальные права и гарантии в сфере занятости предусмотрены для лиц, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, несовершеннолетних, работников, увольняемых из организаций по сокращению численности или штата, бывших военнослужащих и членов их семей и др.

Повсеместно устанавливается квота (резервируются специальные рабочие места) для приема на работу инвалидов. В соответствии со ст. 21 федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2005 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» квота для гарантированного трудоустройства инвалидов устанавливается решением органов исполнительной власти для всех организаций с числом работающих свыше 100 человек в размере от 2 до 4 процентов от общего числа работников.

Субъекты Российской Федерации вправе вводить квотирование рабочих мест для трудоустройства других категорий населения (в частности, для несовершеннолетних). Отличительной чертой такого трудоустройства является обязанность работодателя принять на работу гражданина, который был направлен службой занятости на квотируемое рабочее место, в то время как в приеме на работу других безработных по направлению службы занятости работодатель вправе отказать. Примерами таких нормативных актов могут служить закон Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. № 280-25 (в ред. от 27 ноября 2006 г.) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», закон Ленинградской области от 15 октября 2003 г. № 74-оз (в ред. от 10 октября 2005 г.) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области», закон Оренбургской области от 2 ноября 2004 г. № 1526/257 – Ш – оз (в ред. от 2 мая 2006 г.) «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области», закон Тверской области от 17 сентября 1997 г. № 79 (в ред. от 13 декабря 2006 г.) «О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» и проч.

Законом о занятости населения не установлен перечень обязанностей безработного. Однако Порядок регистрации безработных граждан указывает на следующие обязанности безработного:

• активно содействовать своему трудоустройству;

• соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, в том числе, предоставлять необходимые документы;

• информировать органы службы занятости о своих действиях по самостоятельному поиску работы (в том числе о работе временного характера), а также о том, что он стал занятым (исходя из перечня видов занятости ст.2 Закона о занятости населения);

• информировать органы службы занятости о назначении ему трудовой пенсии по старости либо пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

• своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве по направлению службы занятости и некоторые др.

При невыполнении обязанностей органами службы занятости к безработному могут быть применены некоторые меры воздействия. В зависимости от вида нарушения:

• безработный может быть лишен статуса безработного (снят с регистрации) с прекращением выплаты ему пособия по безработице

• ему может быть приостановлена выплата пособия на срок до 3-х месяцев

• может быть уменьшен размер пособия на 25% на один месяц.

В соответствии со ст.35 Закона о занятости населения в случае длительной (более месяца) неявки в органы службы занятости для перерегистрации без уважительных причин безработного снимают с регистрации с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице. Те же последствия наступают, если установлена попытка получения пособия обманным путем, а также в случае осуждения его к наказанию в виде лишения свободы.

Закон предусматривает случаи приостановления выплаты пособия на срок до 3-х месяцев если безработный:

• отказался в период безработицы от 2-х вариантов подходящей работы;

• отказался по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение (эта мера действует в отношении граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин);

• нарушил без уважительных причин условия и сроки перерегистрации;

• самовольно прекратил обучение по направлению органов службы занятости;

• явился на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.

Размер пособия может быть сокращен на срок до 1 месяца на 25% в следующих случаях:

• неявки на переговоры с работодателем без уважительных причин в течение 3-х дней со дня получения направления в органах службы занятости;

при отказе без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.