Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая организация трудоустройства




Понятие трудоустройства. Под трудоустройством следует понимать систему организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. О трудоустройстве можно говорить в широком и в узком смысле. В первом случае речь идет о части активной политики занятости, обеспечивающей создание условий для развития всех форм трудовой занятости и вовлечение в нее граждан. При характеристике же трудоустройства в узком смысле, которое мы и будем рассматривать в дальнейшем, следует ограничиться только теми специальными мероприятиями, которые осуществляются с целью содействия гражданам в поиске работы, причем преимущественно в форме заключения трудового договора.

Трудоустройство осуществляется различными субъектами. Прежде всего, это могут быть работодатели - они имеют право принимать на работу граждан, обращающихся непосредственно к ним. В этом случае трудоустройство происходит без участия посреднических органов. В ряде случаев работодатели обязаны принять меры к упреждающему трудоустройству работников, подлежащих увольнению из организации. Так, при сокращении численности (штатов) работодатель одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении обязан при наличии вакансий предложить работнику другую работу на том же предприятии.

В качестве посредников при трудоустройстве могут выступать как государственные органы, так и негосударственные организации. Государственным органом, оказывающим государственные услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы и их трудоустройстве, является Федеральная служба по труду и занятости (п. 5.4.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324) Негосударственное посредничество может оказываться юридическими лицами, осуществляющими коммерческую деятельность по содействию в поиске работы (рекрутинговыми компаниями, бюро найма, агентствами по подбору персонала и пр.) До февраля 2002 г. такая деятельность требовала наличия лицензии (ст. 19 Закона о занятости населения в ред. до 10 января 2003 г.), в настоящее время лицензированию подлежит только деятельность по трудоустройству российских граждан за рубежом (ст. 18 Закона о занятости населения). Положение о лицензировании деятельности, связанном с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. № 797.

Указанные государственные органы оказывают услуги по содействию в трудоустройстве как незанятым, так и занятым гражданам, желающим сменить место работы или форму занятости. При этом государство гарантирует гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Негосударственные же посреднические органы оказывают соответствующие услуги, как правило, на платной основе на условиях, установленных договором с гражданином.

Процесс трудоустройства проходит две стадии. Первая стадия – это обращение гражданина в службу занятости. При этом возникает правоотношение между обращающимся за содействием в поиске работы гражданином и трудоустраивающим органом. Поскольку государство гарантирует гражданам право на получение такого содействия и возлагает эту обязанность на органы службы занятости, последние обязаны принять заявление и приступить к поиску работы.

Содержание возникшего правоотношения зависит от того, является ли обратившийся за содействием в поиске работы гражданин занятым или нет. В последнем случае органы службы занятости обязаны не только предложить имеющиеся варианты трудоустройства, но и при невозможности найти работу зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице в соответствии с законодательством, компенсировать расходы, связанные с переездом в другую местность в целях трудоустройства и т. п.

Этот этап может быть прекращен по инициативе гражданина в любое время, вместе с тем органы службы занятости, как правило, не могут прекратить его по собственной инициативе. Однако цель первой стадии трудоустройства достигается лишь тогда, когда гражданину выдано направление на работу или на профессиональное обучение.

При характеристике предлагаемой работы существенное значение имеет то, что такая работа должна быть подходящей. Понятие подходящей работы сформулировано в ст. 4 Закона о занятости населения. Подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует:

107. профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Уровень профессиональной подготовки определяется наличием профессионального образования, уровнем квалификации (разряд, класс, категория), а также опытом работы по специальности. Подходящей считается работа по любой из имеющихся у гражданина профессий и специальностей, однако предпочтение отдается последней работе;

108. условиям последнего места работы (размеру заработка, нормам и правилам по охране труда, режиму работы и т. д.);

109. состоянию здоровья гражданина;

110. требованиям транспортной доступности рабочего места. Это последнее требование означает, что расстояние от места жительства гражданина до места предлагаемой ему работы, либо время, которое придется затратить на дорогу, не превышает пределов, установленных органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ, подходящей считается любая работа (в том числе работа временного характера и общественные работы), отвечающая требованиям трудового законодательства.

Подходящей не может считаться работа, если:

• она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

• предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Вторая стадия трудоустройства – это заключение трудового договора с работодателем (либо поступление на учебу по направлению органа службы занятости). Следует иметь в виду, что направление органов службы занятости не является обязательным ни для гражданина, ни для работодателя, за исключением особых случаев, о которых будет сказано позднее. Гражданин вправе отказаться от предложенной работы, однако, если он является безработным и отказ от подходящей работы является повторным, то для него наступят отрицательные последствия в виде лишения статуса безработного. Работодатель также не связан направлением органов службы занятости, но при отказе в приеме на работу он должен объяснить причины такого отказа. Поэтому вторая стадия трудоустройства имеет место лишь тогда, когда направленный органами службы занятости гражданин реально обратился к тому работодателю, куда он был направлен. При таком обращении возникает правоотношение между направленным на работу органами службы занятости гражданином и работодателем, которое регламентируется нормами трудового законодательства.

Помимо указанных, в процессе трудоустройства возникают также правоотношения между органами службы занятости и работодателями. Основной обязанностью работодателя в этом правоотношении является предоставление трудоустраивающему органу информации об имеющихся вакансиях (п.3 ст. 25 Закона о занятости населения). Во многих субъектах Российской Федерации предусмотрены специальные правила обмена соответствующей информацией и порядок создания банка вакансий, имеющихся в регионе. Кроме того, работодатели обязаны предоставлять сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

При отсутствии или утрате профессиональных навыков к работе безработным гражданам может быть предложено пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения утверждено постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 3 и Министерства образования № 1 от 13 января 2000 г. (в ред. от 8 февраля 2001 г.)

Направляя гражданина, не имеющего работы, на обучение, служба занятости обязуется организовать подготовку по определенной профессии (специальности), с определенным сроком обучения; за время учебы выплачивать стипендию; после завершения учебы предоставить ранее оговоренное место работы, если подготовка осуществлялась на основании договора с работодателями. Лицам, успешно прошедшим обучение и квалификационное испытание, выдаются документы государственного образца о полученной специальности.

Подготовка осуществляется учебными заведениями различных уровней образования или в специальных учебных центрах службы занятости, иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций на основе договоров с органами службы занятости по курсовой и индивидуальной формам обучения. На период обучения безработный снимается с учета в качестве безработного, т.к. в соответствии с законом он становится занятым.

По окончании обучения, если гражданину не было предоставлено подходящей работы, он имеет право искать работу самостоятельно или вновь встать на учет в органы службы занятости с целью ее поиска.

Приоритетным правом на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации обладают безработные инвалиды, безработные по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также впервые ищущие работу и не имеющие при этом профессии (специальности).

Не менее важным способом содействия занятости является обучение граждан основам предпринимательской деятельности, а также помощь безработным в организации собственного дела. В этом случае подготовка осуществляется в целях обеспечения в дальнейшем самозанятости гражданина (занятие частным предпринимательством). Такая мера позволяет не только включить в число занятых ранее безработного гражданина, но и создать новые рабочие места для трудоустройства на них безработных.

Трудоустройство отдельных категорий граждан. Для некоторых категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому особо нуждающихся в социальной защите, установлены дополнительные гарантии, предусмотренные целевыми программами содействия занятости путем создания специализированных рабочих мест или организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации, или в абсолютных единицах. Квоты, сроки их действия, круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются на основании федерального законодательства субъектами федерации. Так, в Санкт-Петербурге устанавливается квота рабочих мест для трудоустройства инвалидов; в Москве предусмотрено установление квот не только для инвалидов, но, с учетом ситуации на рынке труда, – и для других категорий граждан из числа особо нуждающихся в социальной защите; в Республике Башкортостан выделяются квоты для трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, и т. п.

Трудоустройство молодежи. В соответствии со ст. 272 ТК РФ особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет устанавливаются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Трудовое законодательство подобных мер не содержит, а вот в ст. 11 федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-Ф (в ред. от 30 июня 2007 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено квотирование рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних. Квотируемые рабочие места организуются работодателями за счет собственных средств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организации. Однако порядок такого квотирования на федеральном уровне не установлен.

В ряде субъектов федерации действуют нормативные правовые акты, регулирующие квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Так, закон Республики Бурятия от 10 июня 2003 г. № 327-Ш (в ред. от 28 декабря 2006 г.) «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан» устанавливает квоты для приема на работу несовершеннолетних граждан из числа выпускников детских домов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний или окончивших специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, детей из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными, детей из малообеспеченных и (или) многодетных семей, детей одинокой матери (отца), детей из семьи, потерявшей кормильца, детей беженцев и вынужденных переселенцев, выпускников общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. С учетом ситуации, складывающейся на рынке труда Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия могут устанавливать квоты для иных категорий несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Квоты устанавливаются организациям с числом работающих свыше 15 человек в размере 3 процентов от среднесписочной численности. Создание квотируемых рабочих мест осуществляется по согласованию с работодателями уполномоченным Правительством Республики Бурятия государственным органом, органами местного самоуправления на основании договоров, заключаемых между ними в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия. Срок действия квоты – не менее одного года. Трудоустройство несовершеннолетних в счет квоты осуществляется по направлениям органов службы занятости или работодателем самостоятельно. На создание квотируемых рабочих мест работодатель получает средства из республиканского бюджета (п. 3.1 Порядка квотирования рабочих мест для несовершеннолетних граждан в организациях, расположенных на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 октября 2003 г. № 308 (в ред. от 23 августа 2005 г.)

Закон города Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест» устанавливает квоты для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы.

Подобные примеры есть и в ряде других субъектов федерации.

Особой формой трудоустройства молодежи является временное трудоустройство. Оказание данной государственной услуги несовершеннолетним граждан в возрасте от 14 до 18 лет (для работы в свободное от учебы время) и безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, является одним из полномочий Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов федерации (абз. 9 подп. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости населения). Порядок оказания этой государственной услуги определен административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 июня 2007 г. № 449 Результатом ее предоставления является направление для временного трудоустройства в организацию, создавшую рабочее место для временного трудоустройства в соответствии с договором об организации временного трудоустройства.

Трудоустройство инвалидов. Трудоустройство инвалидов является элементом их профессиональной реабилитации, направленной на возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушениями здоровья со стойким расстройством функций организма, с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения его материальной независимости и социальной адаптации. Государством устанавливаются дополнительные гарантии занятости инвалидов, в том числе путем квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, резервирования рабочих мест, наиболее подходящих для приема на работу инвалидов, стимулирования создания предприятиями дополнительных рабочих мест для инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов в соответствии со ст. 21 федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2005 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливается организациям любых организационно - правовых форм и форм собственности, в которых численность работников составляет более 100 человек. Размер квоты определяется законодательством субъекта федерации в пределах от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. От обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Примером закона субъекта федерации о квотировании рабочих мест для инвалидов является закон Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. № 280-25 (в ред. от 27 ноября 2006 г.) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге». Он устанавливает квоты в размере 2,5 процента от среднесписочной численности работников организации (ч. 1 ст. 1) и вводит обязательную плату в бюджет Санкт-Петербурга в размере величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге за предшествующий квартал для трудоспособного населения, при невыполнении или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты. Для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и работодателей по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга создается Межведомственная комиссия по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге, которая является совещательным органом (ст. 3). Положение о Комиссии, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июля 2004 г. № 1372 (в ред. от 4 апреля 2005 г.), предусматривает, что ее состав утверждается Правительством Санкт-Петербурга (п. 4.1), а сама Комиссия не только анализирует деятельность по квотированию рабочих мест, но и рассматривает спорные вопросы, возникающие в процессе квотирования рабочих мест, принимая по ним решения, являющиеся рекомендательными для органов исполнительной власти, организаций и иных лиц, обратившихся в Комиссию (п. 2.1.1)

При определении работы, являющейся подходящей для инвалидов, учитывается индивидуальная программа реабилитации инвалида. Министерством труда РФ был определен перечень профессий и специальностей, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.