Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная поддержка лиц, ищущих работу




В сфере занятости государство предоставляет гражданам различные виды социальной поддержки:

111. компенсацию в размере среднего заработка на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников (ч. 1, 2 ст. 178 ТК РФ)

112. пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности (абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения);

113. стипендию в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности (абз. 3 п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения);

114. возможность участия в оплачиваемых общественных работах в период безработицы (абз. 4 п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения);

115. досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 2 ст. 32 Закона о занятости населения).

Участие в общественных работах. Для обеспечения временной занятости и материальной поддержки безработных, а также с целью трудовой реабилитации длительно неработающих граждан организуются общественные работы. Участие в них является правом безработного, а не его обязанностью. Исключение составляют те категории безработных, для кого общественные работы признаются подходящей работой (впервые ищущие работу, лица, не имеющие специальности и квалификации и др.).

Отношения по организации и участию в общественных работах регулируются ст.24 Закона о занятости населения и Положением об организации общественных работ. Организация проведения оплачиваемых общественных работ отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам федерации. Предоставление данной государственной услуги урегулировано административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 7 июня 2007 г. № 401.

Общественные работы организуются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления во взаимодействии с органами службы занятости по общедоступным видам деятельности, не требующим специальной подготовки, например таким, как:

• дорожное и жилищное строительство

• мелиоративные и ирригационные работы

• прокладка коммуникаций

• заготовка и переработка сельхозпродукции

• обслуживание пассажирского транспорта, организаций связи

• благоустройство территорий

• уход за престарелыми и больными

• проведение общественно-культурных мероприятий и т.д.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (аварий, стихийных бедствий, катастроф и т.п.), так как для этого требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Правом на участие в общественных работах обладают как безработные граждане, так и зарегистрированные в целях поиска подходящей работы. Преимущественным правом пользуются утратившие право на пособие по безработице, а также состоящие на учете свыше шести месяцев.

Привлечение безработных к таким работам является способом обеспечения временного заработка, приобщения к труду ранее не работавших, смягчения последствий длительной безработицы, сохранения мотивации к труду.

С желающими участвовать в общественных работах заключается срочный трудовой договор, как правило, на срок до шести месяцев. Они получают оплату труда в соответствии с выполняемой работой согласно трудовому договору, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. На лиц, участвующих в общественных работах, полностью распространяются права и гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Они могут досрочно расторгнуть такой трудовой договор.

Оплата общественных работ производится за счет работодателя. Безработные, имеющие право на пособие, при выполнении общественных работ получают пособие по безработице за счет средств, находящихся в распоряжении органов службы занятости. Исключение составляют лица, для которых общественные работы считаются подходящей работой.

На участников общественных работ полностью распространяется законодательство о труде и социальном страховании, они имеют право на гарантии, компенсации, выплаты и пособия (например, оплату простоя, периода временной нетрудоспособности и т.п.). Несовершеннолетним участникам общественных работ может оказываться материальная поддержка.

Вызывает обоснованную критику норма Закона о занятости населения, согласно которой для определенных категорий безработных подходящей работой считаются общественные работы. Исходя из международных норм (документов МОТ) и общего смысла Закона о занятости населения, участие в общественных работах – дело сугубо добровольное. Однако в Законе о занятости населения установлены санкции за отказ от двух вариантов подходящей работы, а значит (дл отдельных категорий безработных) - и за отказ от участия в общественных работах (ст. 35 Закона о занятости населения).

Компенсации на период трудоустройства выплачиваются гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (по п.п.1,2 ст.81 ТК РФ). В этом случае работодатель за счет собственных средств обязан выплатить увольняемым работникам:

41. выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

42. среднюю заработную плату за период трудоустройства за 2-ой месяц с момента увольнения;

43. среднюю заработную плату за период трудоустройства за 3-ий месяц со дня увольнения, если работник в 2-х-недельный срок с момента увольнения обратился в органы службы занятости, был зарегистрирован, но не трудоустроен.

Исчисление среднего заработка производится по правилам, установленным ст. 139 ТК РФ.

Мерой, содействующей занятости граждан, увольняемых по сокращению численности или штата работников (п.2 ст.81 ТК РФ), считается обязанность работодателя предложить им перед увольнением перевод на другую, имеющуюся в организации, работу. Если работник соглашается, такой перевод принято называть упреждающим трудоустройством, так как эта мера предотвращает увольнение, то есть обеспечивает занятость такого работника без выхода на рынок труда. Пособие по безработице назначается гражданину, признанному органами службы занятости безработным (прошедшему соответствующую регистрацию). Право на пособие возникает вне зависимости от причин увольнения, предшествовавшего обращению в службу занятости. Однако от причины и основания увольнения может зависеть размер пособия по безработице. Так, лица, уволенные по собственному желанию без уважительных причин, могут получить пособие в меньшем размере по сравнению с теми, кто уволен по тому же основанию, но по уважительным причинам. Уволенные же за виновные действия получают пособие в минимальном размере.

Размер пособия в соответствии с законодательством о занятости может быть 3-х видов:

38. в процентном отношении к среднемесячному заработку по последнему месту работы

39. в минимальном размере

40. в полуторном размере минимальной величины пособия по безработице.

• Безработным, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в ст.34 Закона о занятости населения), которые в течение года перед обращением в службу занятости имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени или с соответствующим пересчетом работы с неполным рабочим временем,
 в первом (12-месячном) периоде выплаты, пособие назначается в размере:

75% среднемесячного заработка (денежного довольствия) исчисленного за последние 3 месяца работы - первые 3 месяца безработицы;

60% среднемесячного заработка - следующие 4 месяца безработицы;

45% среднемесячного заработка - в дальнейшем.

• Во всех случаях размер пособия не может быть выше максимальной величины пособия и ниже минимальной его величины, устанавливаемых ежегодно Правительством РФ. В 2007 году минимальный размер пособия составляет 720 рублей в месяц, максимальный размер – 2880 рублей в месяц (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 831 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год»)
 Во втором (12-месячном) периоде безработицы такой категории безработных пособие выплачивается в минимальном размере.

• Иным категориям безработных, имеющим право на пособие (в том числе впервые ищущим работу, длительное время не работавшим (более одного года), уволенным за нарушение трудовой дисциплины и другим категориям, указанным в ст.34 Закона о занятости населения), пособие выплачивается в минимальном размере в течение всего 12-месячного периода безработицы.

• Особо в законе выделена категория безработных, уволенных из организаций по собственному желанию без уважительных причин. Безработные, которые перед обращением в службу занятости были уволены по собственному желанию без уважительных причин, получают пособие в первом (6-месячном) периоде выплаты в размере 1,5-кратной минимальной величины пособия по безработице, во втором (6-месячном) периоде - в минимальном размере.

Во всех случаях на территориях, где применяется районный коэффициент к заработной плате, размер пособия определяется с применением соответствующего коэффициента.

Пособие начисляется со дня признания гражданина безработным, а работникам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией либо сокращением численности или штата работников - по окончании выплаты работодателем компенсационных сумм за период трудоустройства.

Выплата пособия производится органами службы не реже 2-х раз в месяц при условии соблюдения безработным правил перерегистрации.

Общая продолжительность выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев безработицы. Как указано выше, выплата пособия может досрочно прекращаться или приостанавливаться в случаях, предусмотренных Законом о занятости населения (ст. 35 Закона о занятости).

Средний заработок для определения размера пособия безработным, исчисляется за последние 3 месяца перед увольнением по последнему месту работы в порядке, предусмотренном ст.139 ТК РФ и Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утв. постановлением Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. № 62

Безработным мужчинам в возрасте до 60 лет и женщинам в возрасте до 55 лет, имеющим страховой стаж не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, период выплаты пособия (12 календарных месяцев) продлевается на 2 календарные недели за каждый год работы сверх необходимого стажа (женщинам - 20 лет, мужчинам - 25 лет). При этом общая продолжительность выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Стипендии в период профподготовки. Если безработный не имеет профессии, специальности или квалификации, утратил ее в связи с длительным перерывом в работе, не может найти подходящей работы, органы службы занятости могут направить такого гражданина на профподготовку, повышение квалификации или переобучение с выплатой за этот период стипендии.

При направлении на обучение безработного снимают с учета, и он утрачивает право на пособие. Однако ему назначают стипендию, как проходящему обучение, размер которого соизмерим с размером пособия, и определяется исходя из тех же критериев.

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию по уважительным причинам, а также по другим основаниям, не связанным с виновными действиями работника, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени (на условиях неполного рабочего времени - с соответствующим перерасчетом) размер стипендии составляет 75% их среднемесячного заработка за последние 3 месяца работы, но не выше максимальной и не ниже минимальной величин пособия по безработице.

Те, кто утратил способность к выполнению прежней работы в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, могут быть направлены на переподготовку выплатой стипендии в размере 100% среднего заработка за счет средств бывшего работодателя. При этом размер стипендии не может превышать максимальную величину и быть ниже минимальной величины пособия по безработице.

Остальным безработным, обучающимся по направлению службы занятости, стипендия назначается в размере стипендии для государственных учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан, то есть минимального размера пособия по безработице

Размер стипендии увеличивается лицам, пострадавшим от Чернобыльской и других радиационных катастроф, в соответствии с законодательством РФ об их социальной защите.

Стипендия начисляется с первого дня обучения. Исключение составляют граждане, уволенные в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, которым стипендия назначается по истечении периода выплаты компенсации для трудоустройства. Стипендии выплачиваются в течение всего периода профподготовки.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на 1 месяц в случае неуспеваемости или нарушения порядка посещения занятий без уважительных причин. Органы службы занятости также могут оплачивать расходы по проезду на обучение в другую местность.

Материальная помощь безработным. Формой социальной поддержки безработных, утративших право на пособие в связи с истечением срока выплаты, является оказание им органами службы занятости материальной помощи. В соответствии со ст. 36 Закона о занятости материальная помощь может оказываться только в случаях истечения установленного периода выплаты пособия по безработице, в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Предусмотрены такие виды помощи, как дотации:

• за пользование детскими дошкольными учреждениями;

• на оплату жилья и коммунальных услуг;

• за пользование общественным транспортом;

• на оплату общественного питания.

Основными формами материальной помощи являются:

• выплаты в денежной форме;

• перечисления средств;

• оплата счетов организаций, предоставивших услуги безработным.

Помощь может оказываться единовременно либо периодически.

Для получения соответствующей поддержки безработный или члены его семьи должны обратиться в органы службы занятости с заявлением, а также предоставить необходимые документы (справку о доходах семьи, о наличии иждивенцев и т.п.), подтверждающие обоснованность их притязаний. Решение об оказании материальной помощи орган службы занятости принимает не позднее 7 дней с момента подачи заявления.

Размер периодических денежных выплат не может быть более минимального размера оплаты труда. Единовременные, разовые выплаты не могут превышать 2-х-кратную величину минимального размера оплаты труда.

Безработным могут выделяться средства для оплаты отдыха и лечения детей в размере стоимости путевки и расходов на проезд к месту отдыха и обратно. Правом на получение материальной и иной помощи обладают также лица, направленные органами службы занятости на обучение.

Досрочный выход на пенсию. При отсутствии возможности трудоустройства безработным, уволенным в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, достигшим предпенсионного возраста (женщинам - 53 лет, мужчинам - 58 лет), по предложению органов службы занятости может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (п.2 ст.32 Закона о занятости населения). Размер этой пенсии определяется по нормам, установленным в федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 3 июня 2006 г.) «О трудовых пенсиях в российской Федерации» (ст. 14 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»). При трудоустройстве таких безработных до наступления пенсионного возраста выплата этой пенсии прекращается с возможностью ее возобновления.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.