Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие законодательства о труде




В отличие от ранее действовавшего трудового законодательства, Трудовой кодекс РФ прямо устанавливает принципы соотношения нормативных правовых актов с точки зрения их юридической силы (ст.ст. 5 – 8 ТК РФ), а также закрепляет правила действия трудового законодательства по кругу лиц (ст. 11 ТК РФ), во времени (ст. 12 ТК РФ) и в пространстве (ст. 13 ТК РФ).

Иерархия нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определена ст. 5 ТК РФ. В порядке убывания это

81. Трудовой кодекс РФ;

82. иные федеральные законы;

83. указы Президента РФ;

84. постановления Правительства РФ;

85. нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

86. конституции (уставы) субъектов РФ;

87. законы субъектов РФ;

88. иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

89. акты органов местного самоуправления;

90. локальные нормативные акты (ст.8 ТК РФ).

Любой нормативный правовой акт, занимающий ту или иную позицию в этой иерархии, должен соответствовать любому акту, стоящему в иерархической системе выше. В случае противоречия между актами применяется тот, которые расположен в иерархии выше.

В этот перечень не включены международно-правовые акты. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ТК РФ, если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Это значит, что правила международного договора имеют приоритет перед всеми нормативными актами о труде, включая Трудовой кодекс РФ.

Так соотносятся нормативные правовые акты о труде «по вертикали».

«Горизонтальное» соотношение нормативных правовых актов, т. е.соотношение актов одного и того же иерархического уровня, строится по следующим правилам. В случае противоречия двух нормативных правовых актов одного уровня применяется тот, который принят позднее. В случае же противоречия между общей и специальной нормой применяется норма специальная. При этом специальными являются нормы-изъятия, нормы-дополнения и нормы-приспособления, отражающие дифференциацию трудового права с точки зрения субъектных особенностей работников и объективных особенностей труда.

Действие трудового законодательства по кругу лиц определено ст. 11 ТК РФ. В соответствии с ней нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. В этом проявляется единство трудового права. Кроме того, трудовое законодательство распространяется и на те случаи, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 11 ТК РФ). Действие трудового законодательства может распространяться и на иных участников общественных отношений, тесно связанных с трудовыми. В их числе отношения по трудоустройству, по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, по рассмотрению трудовых споров, по обучению (в случае, когда ученический договор заключается с лицом – работником данной организации). Участники этих отношений не являются работниками и работодателями по отношению друг к другу, но, поскольку эти отношения входят в предмет трудового права, на них также распространяется действие трудового законодательства.

В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (с изменениями на 6 июля 2006 г.) трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, следовательно, на этих лиц также распространяется трудовое законодательство с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом об альтернативной гражданской службе.

Есть еще одно правило, определяющее действие трудового законодательства по кругу лиц. Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются как на граждан Российской Федерации, так и на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом или международным договором, если все эти трудовые отношения имеют место на территории Российской Федерации. А на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Вместе с тем, Трудовой кодекс прямо указывает, что на некоторые отношения, предметом которых является труд, трудовое законодательство не распространяется. Это отношения с участием военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; отношения с участием членов советов директоров или наблюдательных советов организаций, если с ними не заключен трудовой договор; отношения, возникающие на основании договора гражданско-правового характера. Федеральный закон может предусмотреть и иные случаи нераспространения трудового законодательства на отношения, связанные с реализацией гражданами своей способности к труду.

Действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени определяется в соответствии со ст. 12 ТК РФ. Она устанавливает, что нормативный правовой акт о труде вступает в силу либо со дня, указанного в этом акте, либо со дня, определяемого в соответствии с общими положениями о порядке вступления в силу нормативных правовых актов.

Международные договоры вступают в силу в порядке и в сроки, установленные договором, либо в сроки, специально установленные договаривающимися сторонами. Чаще всего порядок вступления международного договора в силу для России устанавливается в федеральном законе о его ратификации (ст. 24 Федерального закона «О международных договорах РФ»).

В отношении федеральных законов эти положения установлены в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями на 22 октября 1999 г.). Законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования в «Парламентской газете», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Порядок вступления в силу указов Президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (с изменениями на 28 июня 2005 г.), в соответствии с которым указы Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти или организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Порядок этой регистрации определен постановлением Правительства РФ от13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изменениями на 7 июля 2006 г.). Прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ акты подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно - техническим центром правовой информации «Система». Неопубликованные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ устанавливается органами государственной власти этих субъектов, а актов органов местного самоуправления – уставами муниципальных образований. Поскольку нормативные правовые акты о труде всегда затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, все они вступают в силу только после их официального опубликования.

Локальные нормативные акты вступают в силу в сроки, установленном этими актами, либо в сроки, установленные работодателем.

Коллективные договоры и соглашения вступают в силу в сроки, установленные в них в качестве одного из условий этих договоров и соглашений. Если же такое условие не оговорено, эти акты вступают в силу со дня их подписания сторонами.

Нормативные правовые акты о труде прекращают свое действие в случаях:

• истечения срока их действия. Это касается актов. принятых на определенный срок, что прямо устанавливается в самом акте или в акте более высокой юридический силы, на основании которого он принимается;

• вступления в силу другого нормативного правового акта равной или высшей юридической силы, если рассматриваемый акт вошел с ним в противоречие;

• отмены (признания утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Существует проблема актов, фактически утративших силу (в юридическом обиходе они именуются ФУСами) при отсутствии указания на их отмену или утрату ими силы в иных нормативных правовых актах. Периодически органы государственной власти осуществляют «инвентаризацию» накопившегося нормативного материала и отменяют такие акты. До момента их отмены следует руководствоваться правилом о том, что применяется более поздний акт, устанавливающий новые правила для регулирования соответствующих отношений.

По общему правилу, нормативные акты о труде не имеют обратной силы и не могут применяться к отношениям, возникшим после введения их в действие. Однако такая возможность может быть предусмотрена самим нормативным актом в случае, если новые нормы улучшают положение работников. В связи с тем. что отношения в сфере труда носят длящийся характер, они могут регулироваться рядом сменяющих друг друга актов. В этом случае в отношениях, возникших до введение в действие закона или иного нормативного правового акта, данный акт будет применяться только к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 5 ст. 12 ТК РФ).

Действие норма трудового права в пространстве определяется по правилам, установленным в ст. 13 ТК РФ. В соответствии с ней нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Российской Федерации, распространяются на трудовые отношения на всей территории России, если в самих актах не указано иное (например, акты, посвященные работникам Крайнего Севера, действуют на территориях, отнесенных к районам Крайнего Севера и к местностям, приравненным к ним); акты субъектов российской Федерации действуют на территории соответствующих субъектов федерации; акты органов местного самоуправления – на территории соответствующих муниципальных образований; локальные нормативные акты – в пределах организации.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.