Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритетные направления правового регулирования в современной Украине




 В сфере экономических, имущественных отношений - содействие развитию рыночных отношений, соблюдение равенства форм собственности (государственной, частной, коммунальной).

 В политической сфере - содействие развитию в цивилизованной форме политического плюрализма при условии соблюдения гражданского мира и согласия.

 В сфере управленческих отношений - содействие эффективной работе управленческого аппарата без увеличения его штата.

 В сфере охраны общественного порядка - борьба с коррупцией и иными правонарушениями, охрана и защита прав и свобод человека.

Большое значение имеет развитие и повышение эффективности природоохранного законодательства, совершенствование социального законодательства, окончательное осуществление судебной реформы и др.

Сфера действия всех отраслей законодательства, вместе взятых, совпадает со сферой правового регулирования. (О предмете и методе правового регулирования см. главу «Система права»).

Пределы правового регулирования - границы властно-волевого воздействия государства в лице его органов на общественные отношения, поведение человека. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения права, определяют характер воздействия права на сознание и деятельность человека. Они обусловливаются как самой материей права, так и особенностями регулируемых отношений, интересами государства и субъектов права, уровнем культуры и цивилизованностью общества, экономическими, культурно-национальными, религиозными и другими факторами.

Пределы в пра­вовом регулировании важно соблюдать:

1) в системе общественных отношений. Регулировать правом необходимо только те общественные отношения, которые объективно нуждаются в таком регулировании. Не должно быть вторжения в область автономной свободы личности: в политическую сферу деятельности, личные семейные отношения, в реализацию духовно-культурных потребностей;

2) в деятельности государства по вырабатыванию новых правовых отношений. Нельзя насаждать новые общественные отношения, для которых еще не созрело общество или которые противоречат правосознанию и культуре личности и общества. Важно, чтобы издаваемые правовые нормы соответствовали экономическим, политическим, правовым и другим социальным закономерностям и способствовали прогрессивному развитию общества, наиболее полному удовлетворению потребностей и интересов личности;

3) в использовании государством способов правового регулирования. Необходимо применение государством правомерных способов регулирования: установление не карательно-устрашающего, а дозволительного режима, благоприятствующего развитию личности. Превалировать должны дозволения; обязывания и запреты должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать в обществе демократию, стабильный правовой порядок, права и свободы гражданина.

§ 3. Виды, способы и типы правового регулирования

Виды правового регулирования различают по «объему» общест­венных отношений, на которые оно распространяется, - это нормативное (общее) и индивидуальное регулирование.

Нормативное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи нормативно-правовых актов, которые рассчитаны на многоразовое применение при наличии предусмотренных ими обстоятельств. Т.е. объем общественных отношений, на которые распространяется нормативное правовое регулирование, является количественно неопределенным.

Индивидуальное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи актов применения норм права, т.е. индивидуальных решений, рассчитанных на одну конкретную жизненную ситуацию, одно лицо. Например, приказ ректора университета о назначении повышенной стипендии студенту К.

Нормативное и индивидуальное регулирование взаимосвязаны:

 нормативное регулирование призвано обеспечить единый порядок и стабильность регулирования;

 индивидуальное регулирование призвано обеспечить учёт конкретной обстановки, своеобразие определенной юридической ситуации.

Некоторые индивидуальные акты, не подлежащие многоразовому применению, выполняются либо продолжительное время (как в случае назначения повышенной стипендии студенту К.), либо одноразово (например, назначение директором завода гражданина С.).

Способы правового регулирования - составные элементы упорядоченных общественных отношений: дозволение, обязывание (веление), запрет.

Дозволение - это предоставление лицу права на свои собственные активные действия (поступай, как сочтешь нужным). Примером осуществления правового регулирования при помощи этого способа может быть любая правовая норма, которая предоставляет субъекту право на получение тех или иных благ. Дозволение превалирует в основном в отраслях, относящихся к частному праву.

Обязывание (веление) - возложение на лицо обязанности активного поведения (поступай только так). Например, обязанность обеспечения обвиняемому права на защиту.

Запрет - это возложение на лицо обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода (только так не поступай). Например, запрещение пропаганды войны, национального или расового преимущества одних народов над другими. Нормы особенной части Уголовного кодекса являются фактически запретами, поскольку они устанавливают ответственность за определенные действия и тем самым их запрещают. Обязывание (веление) и запреты превалируют в основном в отраслях, относящихся к публичному праву.

Все способы правового регулирования связаны с субъективными правами. При дозволении субъективное право образует содержание данного способа правового регулирования. При обязывании и запрете право требования принадлежит другим лицам. Его назначение - обеспечить исполнение активной (обязывания) или пассивной (запрета) юридической обязанности.

Способы правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет) с большей эффективностью достигают своей цели только в тесной взаимосвязи друг с другом. Дозволение лицу определенного поведения будет реальным при наличии обязанности у иных лиц удовлетворить потребности, которые в этой связи возникли у управомоченного лица.

Трем способам правового регулирования (дозволению, обязыванию, запрету) соответствуют три разновидности норм права: дозволяющая (управомочивающая), обязывающая, запрещающая, а также три формы реализации права: использование, исполнение, соблюдение.

На схеме это выглядит так:

Кроме способов правового регулирования выделяют его типы (режимы).

Тип правового регулирования - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании способов (дозволений и запретов) и создающий состояние большего или меньшего благоприятствования для удовлетворения интересов субъекта права. Тип правового регулирования устанавливает тип правового режима. Напомним, что различают два типа правового регулирования:

§ 4. Механизм правового регулирования

Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет специфический механизм. Понятие механизма правового регулирования используется в теории для раскрытия взаимодействия разных элементов правовой системы, с помощью которых осуществляется регулятивное влияние на общест­венные отношения с целью их упорядочения.

Механизм правового регулирования - взятая в единстве система правовых средств, способов и форм, при помощи которых нормативность права переводится в упорядоченность общественных отношений, удовлетворяются интересы субъектов права, устанавливается и обеспечивается правопорядок («должное» в праве становится «сущим»).

Основные признаки (черты)механизма правового регулиро­вания:

1. Является составной частью механизма социального регулирования. Его правовая деятельность сопровождается политической, экономической, этической и другими видами механизма социального регулирования, переплетается с ними;

2. Будучи категорией широкой по объему, собирает воедино все явления правовой действительности:

- средства (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, решения судов и т.п., объективированные в правовых актах);

- способы (дозволение, обязывание, запрет);

- формы (использование, исполнение, соблюдение, применение);

3. Представляет собой систему правовых средств, способов, форм, находящихся в связи и взаимодействии. Каждая часть механизма правового регулирования находится на своем месте (как часовой механизм), выполняет специфические функции. Качество выполняемых ими функций влияет на работу других частей и на результат функционирования механизма в целом;

4. Является динамичной частью правовой системы общества. Его движение выражается в стадиях, которым соответствуют свои механизмы действия. Как и правовая система общества, механизм правового регулирования представляет собой целост­ность правовой действительности, определяется закономернос­тями эволюции общества, уровнем развитости экономики, культуры. Его назначение состоит в приведении в действие необходимых элементов правовой системы, их «работы». От механизма зависит эффективность правового регулирования, соответствие поведения участников общественных отношений предписаниям юридических норм, их движение к удовлетворению своих инте­ресов;

5. Результатом его деятельности является установление правопорядка в обществе.

§ 5. Элементы механизма правового регулирования
и их назначение

Механизм правового регулирования образуют элементы, которые являются обязательными на отдельных его стадиях:

1) принципы права, нормы права, нетипичные правовые предписания (специализированные нормы права), объективированные в нормативно-правовых актах;

2) правоотношения, субъективные юридические права и обязанности в их индивидуализации (конкретизации);

3) акты непосредственной реализации прав и обязанностей;

4) акты применения норм права.

Каждый элемент выполняет специфическую роль в регулировании деятельности субъектов и возникающих на ее основе общественных отношений.

Рассмотрим кратко каждый из элементов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.