Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аксеологический (оценочный). 1 страница




Структурно-функциональный срез дает возможность раскрыть статику (структурный аспект) и динамику (функциональный аспект) правовой культуры. Структурный аспект (статика) правовой культуры характеризует ее состав, внутреннее строение; функциональный (динамика) - возникновение, развитие и взаимодействие элементов правовой культуры между собой и с другими социальными явлениями, прежде всего моральной, политической и иными культурами.

Аксеологический (оценочный, или ценностный) срез раскрывает систему ценностей, созданных в ходе развития общества и накопленных человечеством в области права, т.е. всё то, что относится к правовому прогрессу.

Каждое общество вырабатывает свою модель правовой культуры. Структура правовой культуры общества:

1) культура правосознания - высокий уровень правосознания, включающий оценку закона с позиций справедливости, прав человека;

2) культура правового поведения - правовая активность граждан, выражающаяся в правомерном поведении;

3) культура юридической практики - эффективная деятельность законодательных, судебных, правоприменительных, правоохранительных органов.

Функции правовой культуры - основные направления постижения правовых ценностей - отечественных и мировых.

Основные функции правовой культуры:

1) познавательная - освоение правового наследия прошлого и настоящего - отечественного и зарубежного;

2) регулятивная -обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка;

3) нормативно-аксеологическая -оценка поведения личности, уровня развития законодательства, состояния законности и правопорядка в соответствии с нормами права государства и международными стандартами.

Показателем правового прогресса является высокий уровень правовой культуры. Уровень развития правовой реальности как особое системное качество и есть правовая культура. Правовая культура в каждый данный момент «присутствует» в каждой данной точке правовой реальности, не совпадает с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде показателя (характеристики) уровня развития этой реальности.

§ 6. Правовая культура личности

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности включает:

1) знание законодательства (интеллектуальный срез). Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности;

2) убежденность в его необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов (эмоционально-психологический срез);

3) умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими актами - в практической деятельности (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Содержанием правовой культуры личности являются:

1) правосознание и правовое мышление. Правовое мышление должно стать элементом культуры каждого человека;

2) правомерное поведение;

3) результаты правомерного поведения и правового мышления.

Показателем правовой культуры личности является правовая активность личности как высшая форма правомерного поведения, которая предполагает:

1. Наличие высокого уровня правосознания; готовность к инициативной правомерной деятельности в правовой сфере на основе уважительного отношения к праву, убежденности в необходимости и справедливости правовых норм, в добровольном их осуществлении, хорошем знании права (внутренний аспект);

2. Целенаправленную, инициативную, позитивную социально полезную деятельность личности, превосходящую обычные требования к возможному и должному поведению, направленную на развитие демократии, укрепление законности и правопорядка (внешний аспект).

Правовая активность - одна из содержательных характерис­тик личности. В отличие от государств с тоталитарным режимом, где угоден человек конформистского поведения, а от активного пытаются избавиться, в государствах с демократическим режимом требуется личность активная, заинтересованная в реализации правовых норм и принципов во всех сферах жизнедеятельности общества.

Формы проявления правовой активности многообразны: добросовестная служебная деятельность, предметное обсуждение законопроектов, участие в предвыборной борьбе в качестве доверенного лица кандидата в депутаты и др. Достигается правомерная активность личности путем одобрения и стимулирования общественно полезных действий и пресечения вредных. Правовая активность может быть как эпизодической (действия гражданина по задержанию подозреваемого в совершении преступления), так и постоянной (выполнение функции народного заседателя).

Правовая культура личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от:

 степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;

 специфики профессиональной деятельности;

 индивидуальной неповторимости творчества каждой лич­ности.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения правовых принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены правовыми нормами.

§ 7. Профессиональная правовая культура

Правовая культура профессиональной группы или профессиональная правовая культура - одна из форм правовой культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки. Как правило, это культура рабочей группы, члены которой являются служебными лицами и носителями служебной правовой культуры.

Профессиональной правовой культуре рабочей группы (коллектива) и ее членам свойственна более высокая ступень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности.

Правовая культура юриста усматривается в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Профессиональная культура юриста предполагает:

1. Знание законодательства и возможностей юридической науки.

2. Убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов.

3. Умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, прибегать к использованию всех достижений юридической науки и практики при принятии и оформлении решений.

Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике только тогда, когда юрист как служитель закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает свое мастерство, овладевает достижениями теоретической и практической юриспруденции.

Вместе с тем каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает и особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Здесь выявляется общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права. Правовая культура должна характеризоваться большей зрелостью и профессионализмом.

Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

§ 8. Структура правовой культуры общества

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

1. Уровень правосознания и правовой активности граждан -выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой огромную ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.

2. Состояние юридической практики 1:

а) уровень правотворческой деятельности и состояние законодательства -выражается в совершенстве содержания и формы нормативно-правовых актов, в их качестве, продуманности, согласованности, культуре юридических текстов, т.е. в юридической технике подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых актов, решения процедурных законодательных вопросов. Все это вместе взятое - показатель уровня правотворческой (в том числе законодательной) культуры;

б) уровень судебной, правоохранительной деятельности и состояние правоприменительной практики -выражается в качестве работы правоприменительных, судебных, правоохранительных и иных органов, что является показателем правореализующей культуры должностных лиц, их профессионального знания законодательства, четко налаженной работы по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения.

Правоприменительная, судебная, следственная, прокурорского надзора, арбитражная, нотариальная и другие виды юридической практики представляют собой специфическое производство, соответствующим образом организованное и спланированное. Её субъекты - юристы-профессионалы. Их деятельность - показатель уровня правоприменительной культуры

3. Режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права. Прочность правопорядка зависит от состояния законности, без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка.

Все названные элементы правовой культуры являются теми юридическими явлениями, которые входят в правовую систему общества.

§ 9. Профессиональное правосознание и правовая культура сотрудника органов внутренних дел

Профессиональное правосознание сотрудника органов внутренних дел включает в себя структурные элементы, свойственные всем гражданам (правовую психологию, правовую идеологию, правовое поведение), и так же функционирует в единстве и взаимодействии с политическим, эстетическим, этическим и другими видами сознания общества. Однако специфика выполняемых задач, прав и обязанностей накладывает своеобразный отпечаток на правосознание и правовую культуру сотрудника ОВД в целом. Качество и эффективность выполнения сотрудником ОВД своей работы создает имидж отраслевой подсистемы государственного управления и влияет на правосознание и правовую культуру общества. В свою очередь, от уровня его профессионального сознания и профессиональной культуры зависит поведение населения в соответствии с правом и обеспечение личной безопасности каждого человека.

Правосознание сотрудника органов внутренних дел отражает правовую реальность сквозь призму должного, с позиций сложившихся в обществе принципов и норм права. Делается это в понятиях прав и обязанностей в соответствии с должностным положением. Его правосознание - оценочное, причем оценке подвергается не столько само право, сколько правовые поступки на предмет их соответствия законопослушности, правомерности.

Особенности правосознания сотрудника ОВД формируются в период­ обучения и представляют собой разностороннюю подготовку:

1) общая правовая подготовка - получение фундаментальных правовых знаний;

2) специальная правовая подготовка - обучение будущей профессии - (оперативно-розыскная подготовка, подготовка следователя и др.);

3) общая физическая подготовка;

4) боевая подготовка, в том числе владение табельным оружием;

5) овладение средствами связи;

6) умение управлять транспортными средствами и др.

Для правосознания сотрудника ОВД особое значение приобретает отношение к преступности и мерам борьбы с ней. К особенностям правосознания сотрудника ОВД в этой сфере следует отнести:

1) осуждение посягательств на охраняемые законом цен­ности и понимание объективной необходимости вести с ними борьбу;

2) строгое и неуклонное соблюдение законности, недопустимость нарушения правовых норм и принципов;

3) более высокий уровень оценки права и обеспечиваемого им правопорядка и законности, чем у иных законопослушных граждан;

4) отрицательная реакция на преступность, неприятие её, убеждённость в необходимости активной борьбы с ней;

5) совпадение его оценки зла и добра с общегосударственными правовыми ценностями; превалирование интересов, ведущих к цели в соответствии с действующим законодательством;

6) более высокий уровень требований к санкциям за правонарушения по сравнению с иными законопослушными гражданами: ориентация на ужесточение наказания;

7) более высокая оценка собственной деятельности и деятельности своего ведомства, чем других;

8) недооценка процессуальных гарантий по сравнению с иными, в том числе материальными;

9) наличие элементов правового нигилизма, что влечёт за собой избрание варианта правомерного поведения не по убеждению, а вследствие страха наказания, боязни наступления нежелательных последствий и др.

Как видим, правосознание сотрудника ОВД сочетает положительные и отрицательные тенденции при превалировании первых.

В обобщенном виде должное правосознание сотрудника ОВД можно представить так:

1) убежден в необходимости обеспечивать права и свободы граждан;

2) осуждает противоправное поведение;

3) осознаёт объективную необходимость вести борьбу с правонарушениями и соблюдать правопорядок;

4) убежден в необходимости соблюдать законность при исполнении служебных обязанностей.

Все эти качества правосознания дают возможность сотруднику ОВД правильно ориентироваться в сложной ситуации и оперативно выбирать вариант действий.

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД предполагает глубокое знание системы права и законодательства, убеждённость в необходимости их соблюдения, умение пользоваться всей совокупностью правовых средств при исполнении служебных обязанностей в рамках компетенции, установленной законом и иными правовыми актами. Правовая культура сотрудника ОВДусматривается также в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Сотрудник ОВД - личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - схватка между личностями, характерами.

Человек формируется как личность в процессе социальной практики. Юридическое образование - первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и технического мастерства, необходимых для практикующего сотрудника ОВД, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Следует обратить внимание на систему деонтологических требований (гр. деон - должное), которые предъявляются к выпускнику - будущему сотруднику ОВД в области культуры:

- морально-этическое (усвоение гуманистических принципов морали, умение ими руководствоваться на практике);

- политическое (знание политической стратегии и тактики государства, ведущих политических партий и движений, умение пользоваться инструментарием политической деятельности и быть политически активным);

- психологическое (знание психического состава личности, умение пользоваться психодиагностикой в ходе решения юридического дела);

- эстетическое (выражается в служебном этикете, языке общения, внешнем облике юриста, эстетическом виде оформляемых им документов и др.).

Они дополняют его правовую культуру и создают кодекс его профессионального поведения, стержнем которого является внутреннее веление служебного долга.

Правовая культура сотрудника ОВД определяется не только научными знаниями о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизме правового регулирования, правовом поле государства, его отдельных направлений. Она включает критическое творческое осмысление правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

В культуру сотрудника ОВД входит знание государственного языка Украины, особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где он осуществляет профессиональную деятельность.

Исключительное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудника ОВД, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения.

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД должна быть более высокой, чем правовая культура других граждан.

Глава 26

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. ПРАВОВОЙ ВСЕОБУЧ

§ 1. Понятие, признаки и функции правового воспитания

Правовое воспитание - целенаправленное постоянное воздействие на человека с целью формирования у него правовой культуры и активного правомерного поведения. Основная цель правового воспитания - дать человеку необходимые в жизни юридические знания и научить его уважать и соблюдать законы и подзаконные акты, т.е. сформировать достаточно высокий уровень правовой культуры, способный значительно уменьшить число правонарушений. Каждый человек, зная свои права и обязанности, может грамотно себя защищать от незаконных действий со стороны юридических органов, применяющих право.

Правовое воспитание тесно связано со всеми видами социального воспитания - морального, политического, эстетического и др. Их можно назвать «субправовыми», т.е. «прилегающими к правовому», «связанными с правовым», поскольку все они вовлекаются в орбиту правового воспитания.

Признаки (черты) правового воспитания:

1) строится на основе системы норм права;

2) предполагает внедрение в правосознание воспитуемых составных элементов упорядоченных общественных отношений - дозволений, обязываний, запретов.

Соединяясь в процессе функционирования права с мерами государственного обеспечения, дозволения, обязывания, запреты становятся первичными способами правового регулирования, создающими условия для осуществления правомерного пове­дения;

3) опирается на возможность применения принудительной силы государства путем возложения юридической ответственности на правонарушителей;

4) охватывает субъекты права, не только соблюдающие правовые нормы, но и склонные к правонарушениям и нарушившие их;

5) осуществляется с помощью специальных правовоспитательных способов и средств;

6) осуществляется воспитателями, которые, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Сущностью правового воспитания является формирование правовой установки на согласование устремлений и ожиданий личности с интересами и ожиданиями общества, т.е. процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, формирование правовой культуры.

Содержание правового воспитания - процесс целенаправленного и систематического воздействия на правосознание личности (группы) с помощью совокупности (комплекса) правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств, которыми располагает общество.

Функции правового воспитания:

1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков, умений;

2) формирование правовых идей, чувств, убеждений в правосознании воспитуемых, выработка правовой установки на правомерное поведение;

Правовое воспитание протекает в правовом поле, в регулируемых правом сферах общественных отношений.

Не следует смешивать правовое воспитание и правовое регулирование, хотя они и взаимосвязаны. Объектом правового регулирования являются, главным образом, отношения - волевые акты поведения личности, а объектом правового воспитания, воспитательной функцией права - ее сознание: мысли, чувства, представления. Это не означает, что правосознание личности не испытывает влияния правового регулирования и его механизма. Но это влияние является второстепенным по отношению к поведению личности, его поступкам.

§ 2. Система и механизм правового воспитания.
Правовая воспитанность

Правовое воспитание имеет свою систему, механизм, стадии.

Система правового воспитания - совокупность основных частей (элементов) правовоспитательного процесса, обеспечивающая его определенный порядок и организацию.

Систему правового воспитания составляют такие элементы:

1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;

2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы­;

3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.

Субъект правового воспитания может иметь правовоспитательную функцию в качестве основной (Национальная юридическая академия Украины, Одесская юридическая академия, Киевская академия внутренних дел, Университет внутренних дел, юридические факультеты государственных университетов и др.) или в качестве одной из многих (Советы народных депутатов, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и др.).

Объект правового воспитания (граждане) в ходе правовоспитательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:

1) объективный фактор - позитивные внешние условия, которые способствуют правовоспитательной деятельности (демо­кратизация общества, защита прав личности, успехи правотворческой деятельности, юридической практики и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (несовершенство законодательства, неотработанность способов и средств правового воспитания и др.);

2) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (ее правовая воспитанность, установка на правомерное поведение) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).

Совокупность правовоспитательных мероприятий может быть представлена в виде способов и средств правового воспитания.

Способы правового воспитания:

- правовое образование (или иначе: правовой всеобуч);

- правовая пропаганда;

- юридическая практика государственных органов и других организаций (напр., правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.);

- правомерное поведение граждан, их личное участие в осуществлении (реализации) и охране правовых норм;

- самовоспитание.

Средства правового воспитания:

1) нормативно-правовые акты, акты применения норм права;

2) ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа «Правовое образование», «Юридический всеобуч», «Консультирует юрист», «Спрашивайте - отвечаем»);

3) правовые радио и телевизионные журналы типа «Право», «Закон» и др. в республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных центрах, систематически информирующие о законодательных и иных нормативных актах Украины, о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов юстиции, а также о состоянии правопорядка, борьбы с правонарушениями и т.п.;

4) юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний;

5) организационно-образовательные: пресс-конференции1, брифинги2, встречи3, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др.

Заслуживающим внимания является предложение о создании справочной информационно-правовой телефонной службы для оперативных ответов на вопросы индивидов, испытывающих потребность в выборе линии своего поведения с точки зрения соответствия нормам права, закона.

Механизм правового воспитания - порядок перевода правовых идей и установок, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых (личности, общественной группы­).

Функциональными элементами механизма правового воспитанияявляются следующие:

1) общественное правосознание;

2) система норм права;

3) способы и средства правового воспитания;

4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить правовыми идеями и установками, содержащимися в общественном правосознании.

Стержневой нитью, связывающей все звенья (структурные элементы) механизма правового воспитания, является правовая информация, которая на уровне первых трех элементов выступает как оповещающая (дескриптивная), а на уровне четвертого элемента - как информация командная (прескриптивная).

Общественное правосознание и правосознание воспитуемых - это внутренняя, духовная часть механизма правового воспитания, а система норм права, способы и средства правового воспитания - его внешняя, инструментальная часть.

Механизм правового воспитания личности в духовном внутреннем срезе (правовоспитательный процесс личности), может быть представлен в виде таких стадий:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.