Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовная




Гражданская

Административная

Дисциплинарная

(юридическое
основание -
КЗоТ)

- накладывается администрацией предприятий, учреждений, организаций (лицом, обладающим распорядительно-дисциплинарной властью над конкретным работником­) вследствие совершения дисциплинарных проступков: 1) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка; 2) в порядке подчиненности; 3) в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.

Реализуется исключительно в рамках служебного подчинения.

Меры дисциплинарной ответственности: выговор, понижение в должности, увольнение.

Правоприменительный акт - приказ.

(юридическое
основание - КоАП)

- накладывается за административные правонарушения органами государственного управления (органами так называемой административной юрисдикции) к лицам, которые не подчинены им по службе.

Меры административной ответственности - предупреждение, штраф, административный арест, лишение специальных прав (напр., водительских прав) и т.д.

Правоприменительный акт-решение.

(юридическое
основание - ГПК)

- наступает с момента правонарушения - неисполнения договорного обязательства имущественного характера в установленный срок или исполнения ненадлежащим образом, за причинение внедоговорного вреда (гражданско-правового проступка) здоровью или имуществу лица. Её особенность состоит в добровольном исполнении правонарушителем ответственности, без применения мер государственного принуждения. Государственное принуждение используется в случае возникновения конфликта между участниками гражданского правоотношения.

Вопрос о привлечении субъекта (физического или юридического лица) к гражданско-правовой ответственности решается судом, арбитражем или административными органами государства по заявлению участника правоотношения или потерпевшего.

Меры гражданско-правовой ответственности - возмещение имущественных потерь, отмена незаконных соглашений, штраф, пеня и другие меры, состоящие в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия.

Правоприменительный акт - постановление.

(юридическое
основание - УПК)

- наступает за совершение преступлений, исчерпывающий перечень которых содержится в Уголовном кодексе, т.е. устанавливается только законом, наступает с момента официального обвинения, реализуется исключительно в судебном порядке.

Меры уголовной ответственности - жёсткие меры уголовного наказания, воздействующие на личность виновного, - лишение физической свободы, высылка, исправительные работы без потери свободы и др.; применяются только в судебном порядке.

Правоприменительный акт - приговор.

Заметим, что в научной литературе и в кодексах ряда государств (например, России) имеются разночтения по вопросу о том, могут ли юридические лица наравне с физическими быть субъектами административной ответственности. Ряд авторов считают, что три вида юридической ответственности - уголовная, административная, дисциплинарная - наступают исключительно за виновные деяния и рассчитаны по самой своей сущности только на физических лиц (отражено в КоАП РФ). Другие требуют установления административной ответственности за противоправны е либо за противоправные виновные деяния физических и юридических лиц (отражено в Торговом кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ). Третьи, базируясь на первой позиции - административной ответственности только физических лиц, дополняют её в отношении юридических лиц следующим образом: для юридических лиц в сфере государственного управления должна быть предусмотрена финансовая ответственность, сопровождаемая административной, дисциплинарной или уголовной ответственностью должностных лиц, конкретно виновных в совершении соответствующего правонарушения - проступка или преступления.

Виды юридической ответственности в зависимости от её функций:

1. Правовосстановительная - (гражданско-правовая и материальная) - принуждение, как правило, не проявляется; имеет место добровольное исполнение правонарушителем ответственности. Государственное принуждение используется в случае возникновения конфликта между участниками правоотношения;

2. Штрафная (карательная) - (уголовно-правовая, административно-правовая) - принуждение проявляется: а) в ограничении прав лица, привлекающегося к ответственности (лишение права занимать определенные должности, лишение права управлять автомобилем, временное приостановление внешнеэкономической деятельности и т.п.); б) в наложении дополнительных обязанностей обременяющего характера (штраф, установление режима индивидуального лицензирования и т.п.).

В прежнем (советском) обществе Украины, как и стран СНГ, было всё огосударствлено и главное значение придавалось штрафной (карательной) ответственности. Нередкими были ситуации, когда гражданин, чьи права были нарушены противоправными действиями работников государственных организаций и предприятий, вместо возмещения вреда и убытков, получал сообщение о том, что на виновных наложены дисциплинарные взыс­кания.

В условиях перехода к формированию гражданского общества и правового государства возросло значение правовосстановительной ответственности. В случаях когда правонарушением причинен урон правам гражданина или их объединениям, первоочередной задачей является восстановление нарушенных прав, возмещение вреда за счёт правонарушителя.

§ 4. Основания и стадии юридической ответственности

Основания юридической ответственности - совокупность обстоятельств, наличие которых делает юридическую ответственность возможной и должной. Отсутствие совокупности таких обстоятельств ее исключает.

Следует различать основания привлечения к юридической ответственности и основания наступления юридической ответственности.

Основания привлечения к юридической ответственности - совокупность обстоятельств, наличие которых делает юридическую ответственность возможной.

Фактическим основанием привлечения к юридической ответственности является состав правонарушения.

Правонарушение не ведет автоматически к наступлению ответственности, а служит только основанием для привлечения к ней.

Основания наступления юридической ответственности - совокупность обстоятельств, наличие которых делает юридическую ответственность должной.

Основаниями наступления юридической ответственности являются следующие обстоятельства:

1. Факт осуществления социально небезопасного поведения (правонарушение) - фактическое основание;

2. Наличие нормы права, которая запрещает такое поведение и устанавливает соответствующие санкции (с ее помощью происходит определение состава правонарушения), - нормативное основание.

Например, в диспозициях многих статей Уголовного кодекса факт совершения преступления организованной группой расценивается как квалифицирующий признак, существенно отягощающий ответственность за содеянное;

3. Отсутствие оснований для освобождения от ответствен­ности. Возможность освобождения от ответственности зафиксирована нормами права (например, передача несовершеннолетне­го под надзор родителей). В законах могут содержаться указания об обстоятельствах, исключающих ответственность (состояние крайней необходимости, необходимой обороны или нахождение в состоянии невменяемости);

4. Наличие правоприменительного акта - решения компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, определяются её вид и мера(приказ администрации, приговор суда и др.), - процессуальное основание.

В качестве юридических фактов могут выступать правовые презумпции:

презумпции неопровержимые - не подлежащие сомнению и доказыванию предположения (закрепленные в законе) о наличии или отсутствии определенных фактов. Это положения, которые являются принципами;

презумпции опровержимые - не подлежащие сомнению предположения (закрепленные в законе) о наличии или отсутствии определенных фактов, пока в отношении них не будет доказано иное. Это положения, которые допустимо оспаривать.

(См. еще о презумпции в § «Основные стадии применения норм права»).

Наступление юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, происходит в результате её возложения уполномоченными на то должностными лицами государственных органов.

Для юридической ответственности характерна четкая нормативная регламентация осуществления, которая устанавливается нормами процессуального права. Отсутствие в отдельных случаях процессуальной регламентации, механизма возложения ответственности усложняет рассмотрение обстоятельств дела, состава правонарушения, обеспечения прав всех участников процесса.

В механизме возложения юридической ответственности можно выделить определенные стадии. Они перекликаются со стадиями правоприменительной деятельности, однако имеют свою специфику.

Стадии юридической ответственности охранительного характера:

§ 5. Правонарушения и юридическая ответственность сотрудника органов внутренних дел

Правонарушения, совершаемые сотрудником органов внутренних дел, можно классифицировать на такие виды:

1) совершаемые на службе;

2) совершаемые в связи со службой;

3) совершаемые вне службы.

Многочисленный персонал ОВД как часть населения страны подвергается воздействию общих факторов правонарушений, коренящихся в социальных противоречиях.

Особые условия, которые способствуют совершению правонарушений в системе правоохранительных органов, выражаются в следующих возможностях:

- употребление во зло властных полномочий (злоупотребление служебным положением);

- использование не по назначению табельного оружия;

- употребление во зло служебных помещений;

- использование не по назначению спецсредств, спецтехники;

- употребление во зло изоляторов временного содержания подозреваемых (ИВС) и следственных изоляторов (СИЗО).

Правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел на службе и в связи со службой, как и все правонарушения, бывают двух видов:

Юридическая ответственность сотрудника ОВД является составной частью его специального правового статуса как должностного лица (наряду с полномочиями, т.е. правами и обязанностями). Она имеет вторичный характер: реализуется в результате совершенного правонарушения, представляет собой не просто нарушение исполнения долга, а и реакцию на правонарушение, которая влечёт наступление неблагоприятных последствий для виновного лица. Правда, действующее законодательство Украины не всегда конкретизирует ответственность отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел, за исключением уголовной и административной. Эффективности юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел способствовало бы чёткое указание на составы правонарушений, влекущие дисциплинарную, материальную и иные традиционные виды ответственности.

Если рассматривать особенности юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел в контексте общегражданской юридической ответственности, то вывод может быть один: он несёт одинаковую ответственность за одинаковые правонарушения с другими гражданами; для него существуют: одинаковые основания для привлечения к юридической ответственности (наличие состава правонарушения), единый процессуальный порядок, единое судопроизводство и др. Здесь действуют общие для всех граждан конституционные принципы: равенство перед законом, равная ответственность перед судом.

Если рассматривать особенности юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел в контексте его служебной деятельности, то общим правилом является следующее: он несёт повышенную ответственность за нарушение норм права, так как наделен большим объемом прав и обязанностей - полномочий (правообязанностей) по отношению к личности и гражданину.

К особенностям юридической ответственности сотрудника внутренних дел можно отнести:

1) более широкий круг оснований для ответственности;

2) наличие оснований ответственности, применяемых только к сотрудникам внутренних дел как к служащим;

3) повышенный уровень ответственности в отношении тех её видов, которые распространяются и на граждан;

4) возникновение составов правонарушений как непосредственного результата наличия государственно-властных полномочий.

Виды юридической ответственности, применяемые к сотрудникам органов внутренних дел:

уголовная - лишение свободы, конфискация имущества, исправительные работы без лишения свободы и др. - конкретные санкции применяются только за совершение преступлений, перечень которых содержится в уголовном законодательстве;

административная - лица рядового и начальствующего состава несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам; за нарушения правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду - на общих основаниях. К ним не могут быть применены такие меры, как штраф, административный арест, исправительные работы;

дисциплинарная - налагается в порядке, предусмотренном правилами внутреннего распорядка, а также в соответствии с нормами Положения о службе в органах внутренних дел и Дисциплинарного Устава органов внутренних дел - в случае, если за такие нарушения не установлена административная или уголовная ответственность;

материальная - наступает тогда, когда сотрудник (причинитель вреда) находится в трудовых или служебных отношениях с потерпевшим. Материальная ответственность распространяется на случаи причинения ущерба государственной собственности.

Её размер за ущерб, причиненный сотрудником (лицом рядового и начальствующего состава) государству при исполнении служебных обязанностей, зависит от состава правонарушения. Как правило, это - неполное возмещение вреда в порядке регресса соответствующему органу внутренних дел, поскольку ущерб причиняется при исполнении служебных обязанностей. А орган внутренних дел возмещает ущерб в полном объеме независимо от вины сотрудника (причинителя вреда) - в результате неправильного исполнения им служебных обязанностей - тем организациям, предприятиям, гражданам, которым он был нанесен;

гражданско-правовая - наступает тогда, когда сотрудник (причинитель вреда) не находится в трудовых или служебных отношениях с потерпевшим; он возмещает любой имущественный вред, причиненный им не при исполнении служебных обязанностей.

Следует отметить, что научная общественность Украины в последнее время активно выступает за целесообразность создания административной юстиции. Предполагается, что она будет осуществляться в системе общих судов путём их специализации. Создание административных судов позволит сделать шаг к построению правового государства, реализации принципа ответственности государства перед личностью, а не только личности перед государством, создать дополнительные гарантии от нарушений прав и свобод человека и гражданина со стороны государственных органов и их должностных лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел.

Глава 24

ЗАКОННОСТЬ. ПРАВОПОРЯДОК

§ 1. Понятие законности

Законность - комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функ­ционирование общества и государства на правовых началах.

Термин «законность» является производным от термина «закон» и, будучи комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права - от его роли в создании закона до реализации его норм в юридической практике. Законность отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и общества. Требование законности в равной мере относится к высшим органам государственной власти, к иным государственным органам, которые принимают в рамках своей компетенции подзаконные акты (сфера правотворчества), к непосредственным исполнителям законов - должностным лицам, а также к общественным организациям, коммерческим корпорациям, гражданам (сфера правореализации).

Законность характеризуется единством двух признаков:

внешнего (формального) - обязанностью исполнять предписания законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями;

внутреннего (сущностного) - наличием научно обоснованных и соответствующих праву законов; качеством законов.

Важно не только соблюдать законы, но и создавать справедливые, т.е. правовые законы. Правовые законы должны быть нормативной основой законности. Законность является не самоцелью, не исполнением во имя исполнения. Её назначение - соблюдение законов во имя торжества свободы, справедливости. Законность - явление прогрессивное и призванное содействовать общественному прогрессу. В истории было немало случаев, когда граждане придерживались законов, а законность нарушалась, когда «суровое соблюдение» в действительности означало «суровое нарушение» (например, массовые репрессии во времена культа личности Сталина в СССР). В таких случаях закон не соответствовал праву, не отвечал потребностям общественного прогресса. Чтобы в государстве была « правозаконность », действующие законы, прежде всего Конституция, должны адекватно отражать правовые принципы, общечеловеческие ценности. В сфере правотворчества это выражается в обеспечении издания закона, соответствующего праву, Конституции.

Законность - явление многоаспектное и может выступать как принцип, метод, режим. Законность является принципом деятельности государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций, должностных лиц, граждан. Принцип законности присущ только демократическим государствам, поскольку он является антиподом произвола и беззакония, предполагает связанность всех органов государства правовыми нормами, действия в их рамках и во имя их реализации. С другой стороны - со стороны деятельности государства законность выступает как определенный метод государственного руководства обществом, т.е. оно осуществляется исключительно правовыми средствами. Как метод государственного руководства обществом законность означает, что:

1) органы государства и должностные лица при осуществлении своей деятельности, разрабатывая и принимая решения, опираются на принципы и требования законности;

2) при организации реализации принятых решений они не выходят за пределы своей компетенции;

3) при осуществлении контроля и надзора за законностью действий участников общественных отношений они придерживаются правовых процедур, используют правовые средства и способы.

Метод законности является основой применения иных методов государственного управления: организации, принуждения, воспитания, контроля и т.п. Он предполагает высокий уровень правовой культуры и одновременно является средством повышения уровня общей и правовой культуры.

Законность есть и режим реально действующего права, состояние (атмосфера) соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам, которые, в свою очередь, призваны отражать принципы свободы и справедливости, заложенные в праве.

Режим законности - непременный элемент демократии, ибо без законности демократия может перерасти в охлократию - власть толпы. Без законности как режима общественно-политической жизни общество может быть ввергнуто в анархию и хаос, когда личность становится уязвимой для бесконтрольных действий со стороны государственной власти, незащищенной от ее произвола.

Без законности нет демократии, без демократии невозможно обеспечить законность. Законность и демократия - факторы построения правового государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.