Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое законность - принцип, метод или режим?




И принцип, и метод, и режим. Все зависит от угла зрения. Однако без принципа законности как основополагающего начала деятельности государственных органов, государственных и об­щест­венных организаций, должностных лиц, граждан, без законности как метода государственного руководства обществом не состоится режим законности. В широком понимании законность - это режим общественно-политической жизни, создаваемый:

- государством,которое устанавливает порядок издания (изменения, отмены) законов и подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечивает их соответствие потребностям общест­венного развития;

- всеми субъектами права (государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, коммерческими организациями, гражданами) в результате однозначного понимания и неуклонного осуществления ими предписаний законов и подзаконных актов.

При режиме законности устанавливается правовая атмосфера, где господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности; личность ограждена от произвола власти, общество - от анархии, хаоса, беспорядка и насилия.

§ 2. Принципы законности

Принципы законности - отправные начала, непререкаемые основополагающие требования, лежащие в основе формирования норм права и предъявляемые к поведению участников правовых отношений. Принципы законности раскрывают ее сущность как режима общественно-политической жизни в демо­кратическом правовом государстве.

Принципы законности:

1. Верховенство закона по отношению ко всем правовым актам. Этот принцип предполагает исключительность закона, т.е. подчиненность закону всех юридических актов (нормативных и применительных) в соответствии с их субординацией. Конституция страны обладает высшей юридической силой. Все законы должны соответствовать конституции, подзаконные нормативные акты - законам, причем подзаконные акты принимаются и действуют только в том случае, когда какие-либо общественные отношения не урегулированы законом. Правоприменительные акты должны быть поднормативны, т.е. соответствовать нормативно-правовым актам - законам и подзаконным актам.

2. Всеобщность законности означает, что в обществе все государственные органы, общественные организации, коммерческие объединения, должностные лица, граждане находятся под действием закона. Не может быть исключения ни для физического, ни для юридического лица, на которое бы требования законности не распространялись.

3. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы являются едиными для всего государства, всех его регионов. Они предъявляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности, одинаковость применения юридических норм ко всем субъектам права. Единство законов не исключает, а, наоборот, предполагает разнообразие в правотворчестве и правоприменении. Каждый орган государства, общественная или коммерческая организация конкретизируют и применяют законы с учетом своего функционального назначения и местных особенностей. Однако конкретизация и применение происходит в рамках закона и в соответствии с ним.

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Нельзя отвергать закон, не исполнять его, руководствуясь соображениями житейской целесообразности (местной, индивидуальной и др.), так как соображения последней учитываются в законе. Правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. Целесообразность закона означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных (отвечающих целям и задачам общества) вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. Например, при определении уголовного наказания судья, руководствуясь законом, назначает ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, однако в рамках закона может приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для каждого конкретного случая.

Необходимость точного и неуклонного исполнения правовых предписаний независимо от субъективного отношения к ним отдельных лиц обусловлена презумпцией целесообразности действующего закона1.

5. Неотвратимость ответственности за правонарушения означает своевременное раскрытие любого противоправного деяния. Правоохранительные органы призваны как предотвращать правонарушения, так и вести эффективную борьбу с ними. В этом состоит реальность законности - достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

6. Обусловленность законности режимом демократии, предусматривающим строгое соблюдение двух типов правового регулирования:

- специально-разрешительного -распространяется на власт­ные государственные органы и должностные лица («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»);

- общедозволительного - распространяется на граждан и их объединения («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»);

а также соблюдением равенства всех перед законом и судом, которое предполагает безусловное право субъекта на судебную защиту прав. Вот почему, кроме юридического равенства, важно наличие независимого судебного правосудия, основанного на верховенстве закона и соблюдении принципа разделения властей. Этими требованиями законность проявляет себя как элемент (признак) демократического режима.

§ 3. Требования законности

Требования законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, выражающих содержание законности, действующих во всех ее сферах, относящихся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования законности связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Они являются юридическими условиями (правилами) воплощения в жизнь принципов права.

Рассмотрим требования законности в сфере правотворчества и реализации права.

Требования законности в правотворчестве:

1) обеспечение соответствия содержания закона потребностям жизни. Для этого необходимо создавать законы на научной основе, на основе рекомендаций и обобщений ученых;

2) обеспечение верховенства закона по отношению к другим правовым актам, т.е. соблюдение субординации в нормативных актах (напр., указы президента должны соответствовать законам, акты правительства - указам президента);

3) обеспечение своевременного создания закона и его отмены с соблюдением определенной процедуры;

4) обеспечение стабильности правовых актов, более длительного срока действия, за исключением тех, которые издаются на определенные сроки (напр., закон о бюджете на год);

5) издание правовых актов в той форме, которая предусмотрена законом, со всеми необходимыми реквизитами.

Требования законности в сфере реализации права:

1) наличие специальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию права (соблюдение и исполнение обязанностей, наличие возможностей для использования субъективного права);

2) гарантированное качественное применение права, с учетом всех обстоятельств;

3) правильное толкование правовых норм;

4) стабильность судебной практики и др.

§ 4. Гарантии законности

Гарантии законности - условия общественной жизни и меры, принимаемые государством для обеспечения режима законности и стабильного правопорядка.

Гарантии законности можно разделить на:

общесоциальные;

специально-социальные - юридические и организаци­онные.

Общесоциальные гарантии законности:

1. Экономические - степень экономического развития общества, ритмичности работы хозяйственного механизма страны, роста производительности труда и объема производства; многообразие и равенство всех форм собственности, равенство экономических возможностей субъектов общественных отношений. Наличие экономической независимости субъектов права создает объективные условия для их заинтересованности в законности.

2. Политические - степень демократизма конституционного строя, т.е. наличия развитой системы народовластия, демократических форм и институтов его осуществления; политического плюрализма, позволяющего личности свободно самоопределяться, объединяться в организации по различным интересам; соблюдение принципа разделения властей.

3. Идеологические - степень развития правосознания, комплекса нравственных и правовых представлений о необходимости законопослушного поведения, недопустимости совершения безнравственных поступков, которые одновременно являются противоправными; идеологический плюрализм, ненавязывание государством идеологии, а забота о правовом обучении, воспитании, правовой культуре. Существенное значение имеет широкая информированность населения, свобода прессы, мнений, что позволяет вести публичную борьбу с правонарушениями в любой сфере государственной и общественной жизни.

Экономические, политические, идеологические гарантии законности - это реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества.

Специально-социальные гарантии законности можно разделить на две группы:

Юридические - предусмотренная законом система специальных средств, посредством которых обеспечивается создание качественных законов, их соблюдение и исполнение;

Организационные - мероприятия организационно-юридического характера, направленные на обеспечение режима законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. К ним относятся кадровая работа, организация условий для нормального функционирования юрисдикционных и судебных органов, их структурных подразделений с целью эффективного противодействия случаям организованной преступности, борьбе с коррупцией и т.п.

Юридические гарантиизаконности создаются в результате деятельности законодательных, исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти по предотвращению и пресечению правонарушений.

1) Деятельность з аконодательных органов направлена на издание­ качественных нормативно-правовых актов, которыми устанавливается юридическая ответственность за совершение противоправных действий.

2) Благодаря деятельности конституционного суда обеспечивается неукоснительное соблюдение конституции государства. Рассматривая дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов власти, правоприменительной практики по жалобам граждан и другие, конституционный суд создает дополнительные и действенные гарантии их совершенства. Это способствует формированию гармоничной единой системы законодательства.

3) Исполнительные органы способствуют укреплению законности своей деятельностью по претворению в жизнь правовых норм основного и текущих законов государства, по охране и защите прав и свобод граждан. Их обязанность состоит в принятии нормативно-правовых актов во исполнение и развитие законов. Существенное значение имеет развитое чувство морально-правовой ответственности должностных лиц и государственных служащих за полное и эффективное исполнение обязанностей в рамках закона.

4) С удебные и правоохранительные органы государства (прокуратура, арбитраж, милиция) выполняют непосредственную работу по профилактике и пресечению правонарушений. От них зависит процессуальное обеспечение норм материального права, реальная жизнь формально закрепленных прав и свобод граждан. Прокуратура осуществляет высший надзор за соблюдением и правильным применением законов. Деятельность судов выражается в форме гражданского, уголовного, административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суде. Качественная и эффективная работа общих и арбитражных судов - одна из важных гарантий стабильности и реальности законности.

5) Значительная роль в укреплении законности и правопорядка в государстве принадлежит органам внутренних дел. Их деятельность осуществляется во имя торжества законности, направлена на охрану общества от преступных посягательств, обеспечивает порядок в общественных местах и др. Законность является основой их деятельности: они должны действовать в целях, установленных правом, на основе права и в правовых формах.

6) Государственные инспекции (администрации) и контрольно-ревизионный аппарат осуществляют работу по предупреждению, выявлению и прекращению нарушений законности в различных сферах государственной и общественной жизни.

Юридические гарантии законности по ближайшим целям:

1) превентивные (предупреждающие) - состоят в предупреждении правонарушений: предотвращение нарушений администрацией трудовых прав граждан, недопущение незаконного увольнения;

2) прекращающие (пресекающие) - направлены на пресечение выявленных правонарушений: задержание, арест, обыск, подписка о невыезде;

3) восстанавливающие - выражаются в устранении или возмещении негативных последствий правонарушений: принудительное взыскание алиментов, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения;

4) карательные или штрафные - направлены на реализацию юридической ответственности правонарушителей: наказание лица, виновного в совершении правонарушения.

Юридические гарантии законности по субъектам применения:

- парламентские;

- президентские;

- судебные;

- прокурорские;

- административные (управленческие);

- контрольные;

- муниципальные (местные).

§ 5. Понятие правопорядка

Правопорядок - часть общественного порядка.

Общественный порядок -состояние (режим) упорядоченности социальными нормами (нормами права, морали, корпоративными нормами, нормами-обычаями) системы общественных отношений и их соблюдение. Понятие общественного порядка шире понятия правового порядка, поскольку в укреплении и поддержании первого важная роль принадлежит всем социальным нормам. Правопорядок складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется специальными государственно-правовыми мерами.

Следовательно, правопорядок - часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права и находящихся под защитой закона и охраной государства. Он устанавливается в результате соблюдения режима законности в обществе. Если законность - это принцип, метод деятельности, режим действий и отношений, то правопорядок их результат.

Правопорядок - состояние (режим) правовой упорядоченности - урегулированности и согласованности - системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности. Иначе: это атмосфера нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права. Правовой порядок как динамическая система вбирает в себя все упорядочивающие начала правового характера.

Каждая страна формирует свой правопорядок. Необходимость его формирования и совершенствования обусловливается двумя встречными интересами - гражданского общества и государства, их основополагающими законами и тенденциями развития.

Гражданское общество объективно испытывает потребность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм. Оно противостоит беспорядочности, бессистемности. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, гарантируется свободное развитие человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей. Поэтому гражданское общество формирует социальные нормы, направленные на укрепление социального и правового порядка.

Государство объективно заинтересовано в правовом обеспечении собственной деятельности - выполнении задач и функций, в правовых взаимоотношениях с гражданским обществом. Государство не приемлет хаоса и произвола. В условиях стабильного правопорядка укрепляется исполнительская дисциплина всех органов государства и их должностных лиц, успешно проводится внешнеполитическая деятельность. Правовой порядок и законность выступают правовой базой и средством функционирования государственной власти, демократии. Когда государство в лице уполномоченных на то органов формулирует нормы права, оно закладывает в них основы правопорядка и обеспечивает их реализацию.

Таким образом, правопорядок, как государственно-правовое явление, служит стабилизации, поддержанию равновесия между интересами гражданского обществом и государства. Его антиподом является произвол и беззаконие.

Правовой порядок каждого общества раскрывается через его признаки, принципы, функции, содержание, форму, структуру.

Основные признаки правопорядка:

1) закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества;

2) опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений;

3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности;

4) создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав;

5) предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;

6) требует неотвратимости юридической ответственности для каждого, совершившего правонарушение;

7) устанавливает строгую общественную дисциплину;

8) предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия;

9) создаёт условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы;

10) обеспечивается всеми государственными мерами, вплоть до принуждения.

Содержание правопорядка -система правовых и неправовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Различают содержание правопорядка:

1. Материальное - система реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, юридических) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников - физических и юридических лиц, как результат их объективной потребности. В материальном содержании правопорядка выражается закономерность его возникновения, развития и функционирования в процессе взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой.

2. Юридическое (государственно-правовое) - системареализованных прав, обязанностей, ответственности граждан, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированности правовых отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства.

Структура правопорядка - это единство и одновременно разделение системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с их отраслевым содержанием. Будучи реализованной системой права, правопорядок включает конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права.

Элементы структуры правопорядка:

1. Субъекты права - государство, его органы, государственные, общественные и коммерческие организации, граждане, которые имеют права, обязанности, полномочия, ответственность, строго определенные конституцией, законами, иными правовыми актами - статическая часть;

2. Правовые отношения и связи между реализованными элементами системы права (конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные) - динамическая связь;

3. Упорядоченность всех элементов структуры - субъектов права, правовых отношений и связей между реализованными элементами системы права, методов правового регулирования и поведения людей, процедурно-процессуальных форм их осуществления и оформления, т.е. введение многосторонней правовой регламентации - распорядка, в рамках которого организуются и функционируют гражданское общество и государство - интегративная связь.

§ 6. Функции и принципы правопорядка

Функции правопорядка - основные направления формирования и поддержания стабильного правового состояния системы общественных отношений:

1. Функция упорядочения внешних связей и отношений с крупными системами общества - экономической, политической и другими, составным элементом которых является правопорядок. Испытывая влияние внешней среды - экономических, политических, социальных и иных факторов, правопорядок, в свою очередь, способствует упорядочению и стабилизации всех важнейших связей и отношений с окружающей общественной средой.

2. Функция укрепления внутренних связей и отношений внутри правопорядка на разных структурных уровнях его упорядочения. Эта функция характеризует автономное «бытие» системы правопорядка, обособляет качественную определённость его как целого во внутреннем взаимодействии собственных составных частей. Благодаря этой функции постигается специфика правопорядка, его сущностные признаки как правового состояния системы общественных отношений.

3. Функция сохранения и совершенствования правопорядка выражается в его устойчивости и противостоянии к внешним воздействиям разрушающего характера (правовой нигилизм, волюнтаризм, правонарушения, злоупотребление правом и др.), сохранении и развитии собственной качественной определенности, открытости влиянию укрепляющего характера (развитие демократии, совершенствование законов, упрочение законности, улучшение деятельности судебной системы, правоохранительных органов и др.). Единственным средством выживания и развития правопорядка является его совершенствование.

Принципы правопорядка -отправные начала, непререкаемые требования, которые формируют правопорядок и являются основой его существования и функционирования.

К принципам правопорядка можно отнести принципы законности. Однако, учитывая то, что правопорядок является самостоятельной качественной определенностью, следует выделить его специфические принципы:

1. Принцип конституционности - подчинение нормативным положениям конституции и обеспечение ее реализации. Теоретическая конституция и практическая конституция призваны слиться в установленном порядке жизни;

2. Принцип законности -создание качественных законов и строгое их соблюдение. Законность - главное условие установления правопорядка;

3. Принцип системно-структурной организации -наличие целостности и структурности как необходимых свойств, позволяющих действовать слаженно всем элементам гражданского общества и правовой системы государства;

4. Принцип иерархической субординации и подчинения -проявляется в строгой соподчиненности органов государства, долж­ностных лиц; нормативных актов по юридической силе, а также актов применения норм права и т.д., которые обеспечивают упорядоченность их связей;

5. Принцип социальной (в том числе правовой) нормативности - выражается в необходимости упорядочивающей деятельности общества и особенно субъектов правотворчества с помощью социальных, главным образом правовых норм. Правовая нормативность является основой и средством упорядочения;

6. Принцип справедливости и гуманизма - базирование на высоких нравственных устоях, уважении прав человека, его достоинства и чести;

7. Принцип подконтрольности - наличие повсеместного, всеобщего и универсального контроля, осуществляемого гражданским обществом, его структурами, государством в лице его различных органов, гражданами.

8. Принцип государственного обеспечения, охраны и защиты - выражается в реальных средствах гарантирования прав участников правопорядка, функционирования правовой системы, достижения законными средствами прав, свобод, обязанностей и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.