Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная система штата 2 страница




Немецкие ученые К. Цвайгерт и Г. Кетц2положили в основу классификации правовых систем критерий «правового стиля». «Стиль права» складывается, по мнению авторов, из пяти факторов: (1) происхождение и эволюция правовой системы; (2) свое­образие юридического мышления; (3) специфические правовые институты; (4) природа источников права и способы их толкования; (5) идеологические факторы.

Российский ученый А.Х. Саидов1обозначил следующую группу критериев: (1) история правовых систем; (2) система источников права; (3) структура правовой системы - ведущие институты и отрасли права. Следует отдать должное украинским и российским теоретикам права - авторам учебников по теории государства и права, которые специально посвятили раздел «правовым системам мира» (либо обозначили его как «сравнительное правоведение») и предложили критерии типологии правовых систем мира2.

С учётом имеющихся точек зрения по этой проблеме можно привести следующую совокупность критериев, определяющих классификацию правовых систем мира:

1. Общность исторических корней возникновения и последующего развития (включая степень рецепции римского права). Правовые системы объединены природой их развития, генетическими корнями, которые находятся в одном и том же древнем государстве. Они развивались в сходных условиях и сохранили одинаковость в доправовых регуляторах, первых источниках, в характере и степени восприятия источников права других национальных правовых систем. Их объединяют исторические памятники права, тенденции возникновения и развития государственных и правовых структур, а главное - базирование на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах.

2. Общность основного юридического источника права (формы права) -нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент, правовой обычай, религиозно-правовая норма. Роль, значение и соотношение этих источников права не одинаковы в разных правовых системах и их типах.

3. Единство в структуре системы права и нормы права. Правовые системы стран, объединённые в один правовой тип (семью), обладают сходством структурного построения нормативно-правового материала. Это выражается в делении системы права на подсистемы (публичная и частная) и подразделения - объективное и субъективное право, общесоциальное и специально-социальное право, естественное и позитивное право и др. Общим является распределение норм права по отраслям, подотраслям, институтам и другим элементам. Одинаковое строение имеет норма права.

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. Одни правовые системы руководствуются идеями свободы субъектов, их формального равенства, справедливости правосудия и т.д., другие - отдают предпочтение религиозным началам (мусульманские страны), третьи - обычаям и традициям (страны Африки), четвёртые - идеям господства закона, выражающего монополию государства в жизни общества и личности (социалистические страны) и т. п.

5. Единство юридической техники, включая терминологию, юридические категории, понятия, конструкции. Использование правовыми системами одинаковых или сходных по своему значению терминов объясняется единством их происхождения или проведением унификации законодательства, обусловленной этим единством. Законодатели стран, относящихся к одному правовому типу (семье), руководствуются одними и теми же принципами построения нормативно-правового материала, применяют сходные или идентичные юридические конструкции, способы изложения и т.п.

§ 4. Основные типы и подтипы (группы)
правовых систем мира

Сама по себе классификация - лишь вспомогательное средство, применяемое для упорядочения многообразия правовых систем мира.

Ниже приведена классификация правовых систем мира, которые предлагались на протяжении конца XIX - XX вв., в хронологической последовательности.

Предлагаем классификацию правовых систем по следующим типам 1:

1. Романо-германский тип правовой системы (страны континентальной Европы - Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Швейцария и др.). Внутри романо-германского типа правовой системы выделяют два подтипа или две правовые группы:

- романская (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания. Ведущей в этой группе является национальная правовая система Франции);

- германская (ФРГ, Австрия, Швейцария и др. Ведущей в этой группе является национальная правовая система ФРГ);

2. Англо-американский тип правовой системы (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, в определенной степени - бывшие колонии Британской империи /ныне 36 стран являются членами Содружества/ и др.). Внутри англо-американского типа правовой системы различают два подтипа или две группы:

- английское общее право (Англия);

- американское право (США).

Кроме того, деление англо-американского типа правовой системы возможно на две группы:

- европейское общее право (Англия, Ирландия);

- внеевропейское общее право (США, Канада).

Право каждой страны вне Европы получило широкую автономию в рамках англо-американского типа правовой системы.

3. Смешанный тип правовой системы возник на стыке двух классических типов правовой системы: романо-германской и англо-американской и имеет специфические черты.

В рамках этого типа можно выделить две группы:

- североевропейские (скандинавские) правовые системы (Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия);

- латиноамериканские правовые системы (Аргентина, Параг­вай, Уругвай, Чили и др.).

4. Религиозно-традиционный тип правовой системы включает ряд подтипов:

- религиозно-общинный (мусульманская, индусская, иудейская, христианская группы);

- дальневосточно-традиционный (основные группы - китайская, японская);

- обычно-общинный (африканская группа - страны Африки, Мадагаскар).

Социалистические правовые системы в основном ушли в историю (их можно изучать в ретроспективном плане), однако и сегодня имеется ряд правовых систем (Куба, Вьетнам, КНДР), которые сохранили социалистическую окраску с внесением в них больших или меньших - в зависимости от государства - новаций. Однако это не означает, что с учетом «социалистической» окраски их нельзя отнести к классически устоявшимся типам правовой системы.

§ 5. Место правовой системы Украины

В истории Украины правовая система формировалась в периоды становления государственности - Киевской Руси, гетманщины ХVII - XVIII вв., УНР, ЗУНР, Гетманата П.Скоропадского начала ХХ в., своеобразно - в УССР. Стабильности в её развитии не было, поскольку отсутствовала независимая государственность в Украине. Развитие украинской правовой системы в IX - нач. XIX вв., восприятие ею византийской культуры, духа позднеримского права, а также влияний Литовских статутов, Магдебургского права и др. (о чем свидетельствует, например, Кодекс 1743 г. - «Права, по которым судится малороссийский народ»), позволяет сделать вывод о её корнях в романо-германском типе правовой системы.

Более чем 70 лет истории советской Украины дали основание для отнесения её правовой системы, как и правовых систем республик СССР, к социалистическому типу. Право советской Украины восприняло романо-германскую концепцию правовой нормы. Закон считался основным источником права. Обычаю и судебной практике отводилась вспомогательная роль. Доктрина не признавалась в качестве источника права.

Однако отрасли, институты и понятия права рассматривались с позиций доминирования публичного права и классового интереса. Отбрасывалось деление права на две подсистемы: частное и публичное. В соответствии с тезисом В.И. Ленина о том, что советское государство не признает ничего частного, запрещалась частная предпринимательская деятельность, валютные операции, коммерческое посредничество и др. Строго регламентировались гражданские договоры. Полномочия субъектов хозяйственной деятельности ограничивались плановым ведением экономики, обобществлением собственности, национализацией предприятий, банков и др.

В связи с господством марксистско-ленинской идеологии и партийного (КПСС) диктата уголовное и публичное право предусматривало жёсткие санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду. Произошла идеологизация судебного производства. Сформировался обвинительный уклон при рассмотрении дел в суде. Утвердился карательно-устрашающий режим, который действовал для граждан в соответствии с принципом: дозволено только то, что не запрещено. Преобладало использование императивных норм права.

После провозглашения независимости правовая система Украины формируется на новых началах как самостоятельная (в прошлом она составляла часть единой правовой системы СССР). Она освобождается от псевдосоциалистической (совет­ской) сущности, приглушившей её континентально-европей­ские корни и окрасившей их в классово-идеологические тона.

Ныне можно говорить о создании фундамента независимой правовой системы Украины, в значительной степени очищенной от партийно-догматических наслоений предыдущего периода. Однако правовая система Украины находится в стадии переходного периода и сохраняет некоторые черты предыдущей, социалистической, системы, из которой она вышла.

Вместе с тем за период независимости Украины заложен правовой фундамент, позволяющий утверждать, что она входит в романо-германский тип правовой системы на правах особой европейской разновидности.

Отметим, что правовые системы, кроме общих признаков, которые их объединяют в один тип, имеют определенные различия. Они и составляют их своеобразие и неповторимость.

Глава 29

РОМАНО-ГЕРМАНСКИЙ ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

§ 1. Понятие романо-германского типа правовой системы

Общепризнанным центром развития романо-германского типа правовой системы считается континентальная Европа, поэтому его называют ещё континентальным. Как и англо-американский, романо-германский тип правовой системы считается классическим.

Романо-германский тип правовой системы - совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе древнеримского права и его приспособления (вместе с каноническими и местными нормами-обычаями) к новым национальным условиям. Его характерными чертами является доминирование нормативно-правового акта как формы (источника) права, деление системы права на две подсистемы - публичную и частную, дифференциация и кодификация отраслей права.

Романо-германский тип правовой системы охватывает страны континентальной Европы: Франция, Бельгия, Люксембург, Испания, Португалия, Нидерланды, Австрия, Лихтенштейн, Германии, Швейцария, Бельгия и др. Влияние романской и германской групп континентального права выходит за пределы Европы: Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока, Япония, Индонезия.

При множественности определений права, сформулированных в этих странах, общим для них является указание на нормативность права, рассмотрение нормы права как общего правила поведения, установленного законодателем или уполномоченными органами. Дефиниция права основывается на признании нормы права как модели, масштаба поведения общего (одинакового для всех), обобщенного (абстрактного, без детализации), формально-определенного характера. Отмечается, что норма права творится не судьями, а является результатом изучения практики (её обобщения) в соответствии с принципом справедливости, нравственности.

Признание нормативности права как непременного его признака (а значит и регулятивного характера права) позволяет законодателю чётко и оперативно регулировать общественные отношения. Однако обобщенный характер норм права требует внимания к их толкованию с целью уточнения воли законодателя, обеспечения единства их понимания и реализации. Нормы толкования судебными, арбитражными, другими органами - вторичные, производные от норм, созданных законодателем. Они разъясняют, конкретизируют положения законов. За правильностью интерпретаций норм следят специальные органы. Следовательно, в понятие права романо-германского типа правовой системы включается система норм права, а также норм-разъяснений (толкования), которые исходят, прежде всего, от законодателей и судей.

В отличие от юристов стран англо-американского права, мыслящих конкретно, «прецедентно» и создавших науку общего права на основе судебных решений, юристы европейского континента мыслят понятиями правовых институтов и отраслей права. Их правовая наука - абстрактная, одним из определяющих признаков которой является правовой формализм.

Сравнивая англо-американскую и континентальную правовые системы, К.Цвайгерт и Х.Кётц отмечают: «На континенте стремятся создать правовую систему без лакун, в США и Англии для юристов ориентирами служат судебные решения. На континенте испытывают радость от научной систематизации, в США и Англии царит глубокий скепсис по любым иссушающим душу обобщениям. На континенте оперируют понятиями, которые начинают часто жить собственной жизнью, что таит в себе опасность для тех, кто их применяет. А в Англии и США всему этому предпочитают наглядные представления о предмете и т.д.»1

Однако континентальное право имеет особенности в каждой стране. Объединяющие их черты не могут умалить своеобразия и различий, особенно заметных между малыми и большими странами (по территории и количеству населения). Как указывает немецкий профессор Э. Бланкенбург, государства, занимающие большие территории, главным образом полагаются на тяжелое право кодификации и строгое проведение в жизнь правовых норм в целях сохранения единства различных частей своих стран. Для небольших государств характерны мягкое право, предполагающее свободу усмотрения, и чувство восприимчивости к социальным конфликтам2.

§ 2. Формирование романо-германского типа
правовой системы

Романо-германский тип правовой системы возник на основе римского права в XII - начале XIII вв. До его распространения на территории нынешних европейских стран применялись нормы-обычаи, «законы» германских, нордических и иных племен - законы варваров. Они были разнообразными и пестрыми. Не предпринимались даже попытки их систематизировать. В решении судебных дел использовались внеправовые средства - «суждение божье», «клятвы сторон», «процедура очищения», «судебное испытание», «произвол местных властей».

Вначале римское право распространялось преимущественно в городах средневековой Европы. В XIII-XVIII вв. оно охватило земельные отношения в деревне, приспособилось к новым условиям, его нормы переплелись с местными обычаями и религиозными канонами.

Формирование романо-германского типа правовых систем происходило в условиях разъединенности стран Западной Европы и господства убеждения, что такое объединение несбыточно. Отсутствие тенденции к централизации власти выражает специфику условий становления романо-германского типа правовой системы в отличие от англо-американского типа.

Почвой развития системы романо-германского права служила общая культура и традиции стран континентальной Европы, воспринявших римское право благодаря его популяризации в университетах - итальянских, французских, германских. Именно университеты создали в XII-XIII вв. общую для европейских стран юридическую науку на базе свода законов (кодекса) Юстиниана (529-534 гг.). Рецепция римского права началась с его­ толкования и завершилась включением абстрактных норм в кодексы европейских государств.

Большую роль в «очищении», переработке и приспособлении римского права к условиям жизни в XIV в. сыграла школа глоссаторов1, которая задалась целью установить первоначальный смысл римских законов. Её деятельность продолжила школа постглоссаторов. Процесс заимствования и использования римского права (его понятийного аппарата, структуры, логики изложения, юридической техники) получил название рецепции. Особую популярность рецепция римского права приобрела в Германии с XV в., оказав на неё более сильное влияние, нежели на Францию.

Университетская концепция права основывалась на понятии права как должного (каким должно быть), а не сущего (какое есть). Изучение права рассматривалось не с узко практической точки зрения, а в широком социальном аспекте, в тесной связи с нормами морали. Практическая деятельность судей была ориентирована на положения права, а не на самостоятельное вынесение решений по делу. Это предопределило коренное отличие континентального права от англо-американского.

Вклад в становление романо-германского типа правовой системы внесло каноническое (церковное) право благодаря огромному влиянию католической церкви и широчайшей юрисдикции церковных судов (особенно в Испании). Представляя собой систему канонов - правил, установленных церковью и относящихся как к устройству церкви, так и к жизни верующих (брак, завещание), каноническое право2основывалось на принципах римского права, изучалось в университетах наравне с римским гражданским правом. Между ними было взаимовлияние. В результате в одних странах континентальной Европы римское право стало действующим, в других - определило направление содержания формирующегося национального права.

Исключительная судьба римского права, сохранившая за ним громадное значение в течение ряда веков, объясняется тем, что римское право было наиболее совершенной формой права, базирующейся на институте права частной собственности. Это обусловило возможность его приспособления к нарождающимся в недрах феодальной Европы товарно-денежным отношениям.

Эпоха Ренессанса, или Возрождения (началась в Италии на рубеже ХIII-XIV вв., а затем распространилась по всей Западной Европе) совершила «разрыв» с религиозным средневековым господством, обратившись к гуманитарным достижениям античности. Развитие юридического мировоззрения, возникновение на его основе теории естественного права (выдвинувшей на первое место разум как силу, творящую право, верховенство закона и требование кодификации законодательства), способствовали подъёму правовой культуры европейских обществ, новому витку их взлёта. Как указывает Р. Давид, наряду с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала недостающие нормы публичного права, выражающие естественные права человека и гарантирующие свободу личности 1. Место приоритета римского права заняли принципы права, отражающие рациональные начала не прошлой, а настоящей жизни.

Основы системы национального права стран континентальной Европы были заложены в буржуазную эпоху, когда общественные отношения достигли уровня зрелости и целостности, а общественное сознание предпочло руководствоваться результатом систематизации правовых норм.

Шел процесс внутригосударственной унификации права, без которого не могла сформироваться правовая система государства. Так, во Франции необходимо было преодолеть многообразие кутюмов (обычаев), действующих в каждой провинции. Несмотря на кодификацию кутюмов на государственном уровне, между ними оставалась разница до создания Гражданского кодекса 1804 г. Вольтер по поводу отсутствия единства французского права писал с насмешкой, что смена законов происходит на каждой почтовой станции со сменой лошадей. Препятствием для создания единой системы права в Германии служила территориальная раздробленность страны.

В XIX - XX вв. определились романский и германский подтипы (группы) правовых систем, утвердились их общие специфические черты: (1) приоритет закона как главного инструмента в создании национальной правовой системы; (2) кодификация законодательства с целью освобождения от устаревших норм и понятий. Разработаны и приняты ГК Франции 1804 г., Гражданское Уложение Германии 1896 г., Единый Торговый Гражданский кодекс Италии 1924 г. и др.

В 1990 г. произошло объединение ФРГ (капиталистической страны) и Германской Демократической Республики (социалистической страны). Важнейшим этапом этого процесса стал договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил в силу с 01.07.1990 г. В соответствии с этом договором всё законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось. Вместо него на территории ГДР вводились законы ФРГ. Воссоединение Германии произошло 03.10.1990 г. на основе второго государственного договора - о механизме вхождения ГДР в ФРГ. На территории ГДР постепенно распространились все законы ФРГ, сформировалась их общая правовая система.

В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания «европейского дома», евросоюза. Популярными стали идеи правовой интеграции стран, позитивное значение которых бесспорно. Основаниями интеграции выступают как общие принципы, начала, «дух» римского права, так и нормы английского прецедентного права. Третье тысячелетие, в которое вступает мир, станет новым этапом развития романо-германского типа правовой системы, ознаменованным сближением, гармонизацией и унификацией законодательных комплексов континентально-европейских стран и построением общеевропейской правовой системы. Начало уже положено введением общеевропейской валюты.

§ 3. Система права и её структура

Система права континентальных стран Европы имеет свою структуру, состоящую, как и в римском праве, из двух подсистем - публичной и частной. В подсистеме публичного права доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут изменять участники правоотношений. В подсистеме частного права преобладают диспозитивные нормы, и только в той части, в которой они не изменены участниками отношений.

Все нормы права имеют чёткую «привязку» к конкретным отраслям и институтам права, что является результатом влияния юридической доктрины, акцентирующей внимание на необходимости учёта предмета и метода правового регулирования. Отрасли права признаются наиболее крупным структурным элементом системы права.

В большинстве стран континентальной Европы классификация отраслей права сходна с германской (Швейцария, Испания, Австрия). В некоторых странах (Италия, Бельгия, Нидерланды) превалирующей является французская схема классификации. В связи с этим, Нидерланды, например, называют «юридической дочерью Франции»1.

Разные отрасли права в отдельных странах имеют не одинаковую степень разработанности и кодификации. Большая часть частного права кодифицирована, чего нельзя сказать о публичном праве. Особенно это касается административного права. Оно было разработано во Франции, после чего введено другими европейскими странами. Правда, административное право в целом не кодифицировалось даже во Франции. Только часть отношений, регулируемых административным правом, вошла в созданные собрания законодательных и подзаконных нормативных актов. В ряде стран (ФРГ, Австрии, Бельгии, Италии, Швейцарии) творцами административного права были административные суды, которые решали споры по административно-правовым вопросам, что, естественно, повлияло на своеобразие формирования этой отрасли права в указанных странах.

Абстрактный характер юридического мышления юристов континентальной Европы (в отличие от конкретного, «прецедентного» мышления общего права) позволил отработать и систематизировать институты права.

§ 4. Нормативно-правовой акт (закон)
в системе источников права

В единой иерархически построенной системе источников писаного права ведущее место занимает нормативно-правовой акт (закон). Он имеет приоритет по отношению к обычаю, обобщениям судебной практики, внутригосударственным договорам. Законы регулируют частную и публичную сферы общественных отношений: наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структуру и организацию государственной власти. Они закрепляют правовое положение физических и юридических лиц, отношения между ними.

Виды законов:

 конституционные. Писаные конституции обладают высшей юридической силой и составляют основу правовой системы - Конституция ФРГ 1949 г., Конституция Италии 1947 г., Конституция Франции 1958 г. и др.;

 обычные (текущие) - кодексы, специальные законы, сводные тексты норм.

Не каждая страна континентальной Европы располагает специальными правовыми актами о юридических источниках (формах) права (т. н. законами о законах). Например, в Италии руководствуются «Общими положениями о Законе» 1942 г., в которых даны перечень и характеристика источников права и процедур применения законов. В общем виде указания о нормативно-правовых актах, действующих в государстве, содержатся в конституциях.

Согласно Конституции Франции, законы подразделяются на органические, финансовые, программные. Органические законы определяют порядок деятельности парламента, число членов каждой из его палат, условия и порядок их избрания, уточняют и дополняют положения Конституции и Конституционного Совета и др. Финансовыезаконы определяют доходы и расходы государства.Программные законы закрепляют цели экономической и социальной деятельности государства.

Следует отметить, что основная (законодательная) функция парламента Франции ограничена: значительная часть вопросов в области законодательства отнесена к ведению правительства.

В Испании, в соответствии с её Конституцией, законы разделены на органические и обычные. Органические законы имеют большую юридическую силу. Они определяют развитие основных прав и свобод, закрепляют статуты автономных сообществ, относящиеся ко всеобщему избирательному праву, и др.

Важное место среди обычных законов занимают кодексы.

Установлен судебный контроль за конституционностью текущих законов.

Верховенство конституционных законов обеспечивается специальными конституционными судами или верховными судебнымии органами. В ФРГ - это Федеральный конституционный суд, в Италии и Испании - Конституционный, во Франции установлено распределение обязанностей между двумя органами - Конституционным советом, в обязанность которого входит следить за конституционностью актов, выходящих из парламента, и Государственным советом, который осуществляет контроль над конституционностью актов исполнительной власти (рассмотрение дел по жалобам о превышении власти)1.

Как в конституциях, так и в других законах континентальных стран предпочтение в системе прав и обязанностей человека отдано правам.

Общие нормы международного права имеют преимущество перед внутригосударственными законами.

§ 5. Делегированное правотворчество

В системе источников права существенно возросло значение подзаконных нормативных актов, актов правительственной власти. Это ордонансы, декреты, регламенты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления и др. Значительная часть из них появляется на свет в результате делегированного правотворчества. Парламент в пределах своей компетенции и в соответствии с конституцией делегирует полномочия правительству и его структурным подразделениям. Значение правовых актов, являющихся результатом делегированного правотворчества, определяется полномочиями издавших их органов.

Особое место среди актов делегированного правотворчества Франции занимают ордонансы 1. Их можно назвать актами делегированного законодательства. В иерархии актов правительства они обладают высшей юридической силой, изменяются или отменяются лишь законом. В Испании законы, изданные правительством в результате делегирования со стороны парламента, называются «уполномочивающими законами». Для них установлены конституционные ограничения: а) не изменять уже существующие уполномочивающие законы; б) не издавать нормы, имеющие обратную силу. Правительство Испании может «в чрезвычайных и срочных случаях» издавать декреты-законы, которые должны быть рассмотрены парламентом (Генеральными Кортесами) в 30-дневный срок.

Ряд подзаконных актов принимается по собственной инициативе исполнительно-распорядительными органами. Их юридическая сила уступает законам. Однако по своему количеству (особенно в тех странах, где нет жесткого контроля над их принятием) они занимают большое место в регулировании отношений:

(1) внутри исполнительной власти;

(2) между исполнительной властью и гражданами, учреждениями, предприятиями и др.

В ФРГ, например, федеральное правительство, федеральный министр или правительство земель издают постановления. С согласия Бундесрата1федеральное правительство может издавать административные предписания. В отличие от Франции и Испании, оно не имеет права на самостоятельное правотворчество. Правительственные акты издаются только во исполнение законов. Однако правительственным законопроектам отдается предпочтение перед парламентскими.

§ 6. Правотворчество субъектов федерации

В федеративных государствах немалое значение имеет правотворчество субъектов федерации. Например, в ФРГ законодательные полномочия земель осуществляются в областях, не отнесенных к ведению Федерации. Сфера исключительной компетенции земель не указана в основном законе. К их ведению, как правило, относится регулирование местных вопросов - культура, строительство, местные финансы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.