Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная система штата 5 страница




3) Своеобразие американского права, как, впрочем, и английского, состоит в том, что в законах воспроизводятся нормы, созданные судебной практикой. Нормы, выработанные законодателем, входят в систему американского права только после их неоднократного применения и разъяснения судами, когда возникает возможность сослаться не на сами нормы, а на судебные решения, принятые на их основе. Известный компаративист Рене Давид подчёркивает эту особенность следующими словами: «Если нет прецедентов, американский юрист охотно скажет: «По этому вопросу право молчит», - даже если существует совершенно очевидная норма закона, относящаяся к данному вопросу»1.

Высокое место судебного прецедента в иерархии источников американского права и законодательства США определяется рядом факторов. Во-первых, Верховный суд является одним из интерпретаторов текста федеральной Конституции в силу принадлежащего ему права конституционного надзора (в США нет специального конституционного суда). Во-вторых, Конституция содержит положения общего и неопределенного характера, требующие конкретизации, которую осуществляют в форме судебного толкования их смысла в связи с возникающими конкретными казусами. В-третьих, законодатель испытывает за­труднения при регулировании общественных отношений, которое лишь в общем виде «обозначено» в Конституции, принятой более 200 лет назад. Поэтому в сборниках решений Верховного суда США содержится толкование и определение почти любых аспектов деятельности федеральной законодательной власти.

4) В отличие от английского права американское имеет более свободное действие правила прецедента. Если Апелляционный суд и Палата лордов Великобритании связаны собственным прецедентом, то Верховный суд США и верховные суды штатов не считают себя обязанными собственным прецедентам. Это даёт им возможность в любой момент поменять свою практику, приспособиться к изменившимся условиям, иметь свободу в вынесении приговора. Верховный суд федерации, Верховные суды штатов могут отказаться и от прецедента конституционного толкования.

5) Возросла роль таких форм систематизации права как кодификация и консолидация. Общие для всех штатов нормы, относящиеся к различным отраслям права, объединены в «Свод законов» (состоит из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо крупному правовому институту). Он дополнен приложениями, излагающими особенности регулирования каждого штата. Свод законов США переиздается каждые шесть лет с целью обновления. Дополняется новыми законами, принятыми Конгрессом, а также изменениями, внесенными в его главы и параграфы. В нескольких штатах имеются гражданские кодексы, в двадцати пяти - гражданско-процессуальные, во всех штатах - уголовные, в некоторых - уголовно-процессуальные. В отличие от романо-германского типа правовой системы, где кодексы создаются как основа для выработки и развития нового права, в США на общефедеральном уровне происходит по существу консолидация прецедентов, а не создание новых норм.

6) С целью введения единообразия в правовое регулирование важных сторон общественной жизни федерации, создаются типовые законы (кодексы) для штатов. Их проекты готовятся Общенациональной комиссией представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов и утверждаются официально штатом. Так, Торговый кодекс (разработан в 1952 г., пересмотрен в 1958 и 1963 гг.) принят почти во всех штатах.

С начала ХIХ в. проводилась политика сближения законо­дательства штатов. В1892 г. была образована Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов. В 1923 г.­ создан Институт американского права, который разработал несколько проектов примерных кодексов, в том числе Примерный УК 1962 г. Институт американского права периодически издает многотомное издание «Обновленное изложение права», в котором в систематизированном виде излагаются нормы американского права по различным отраслям. Особое внимание уделяется вопросам, которые регулируются не законодательством, а общим правом.

7) Судебная власть имеет большое значение и наделена широким объемом компетенции. Роль суда настолько велика, что даже государственную систему называют «правлением судей», а американскую нацию - наиболее склонной к судебной тяжбе. В ря­де случаев суды федерации и отдельных штатов решают споры, требующие политической оценки и решения на уровне общегосударственных интересов.

8) Суды штатов осуществляют юрисдикцию независимо друг от друга. Нередкими являются случаи, когда суды штатов принимают по аналогичным делам разные решения, иногда противоположные. Последнее обстоятельство приводит к коллизии между решениями судов штатов и федеральных судов, которым подведомственны определенные категории дел. Однако, руководствуясь принципом конституционной общности штатов, американские юристы стремятся учитывать решения, ранее принятые в других штатах, особенно в тех случаях, когда в праве своего штата отсутствует соответствующий прецедент;

9) И нститут присяжных сохранил в США большее значение, чем в Англии, где сокращена юрисдикция присяжных и они поставлены в большую зависимость от судей, чем это было раньше1. Вмешательство института присяжных в США предусмотрено VII поправкой к Конституции. Гражданин вправе требовать, чтобы его дело рассматривалось присяжными, если цена иска превышает 20 долларов1.

10) Конституционный контроль осуществляется общими су­дами - федерации и штатов (чего нет в Англии). Это подчёркивает особую роль судов в США. Верховный суд федерации, Верховные суды штатов могут признать соответственно тот или иной федеральный закон либо закон штата неконституционным. О неконституционности закона может заявить любая сторона при рассмотрении уголовного, гражданского и иного дела в суде общей юрисдикции. Некоторые суды штатов имеют даже большую власть в судебном контроле, чем федеральные суды. Это касается тех судов, на которые не распространяются закрепленные в Конституции США ограничения в отношении прецедентов и правовых споров, подлежащих их контролю (хотя многие из них имеют такие ограничения в собственных конституциях).

Если суд признает закон неконституционным и дело дойдет до Верховного суда федерации, решение последнего по вопросу о конституционности закона является обязательным для всех судов. В случае признания закона неконституционным, он не изымается, остаётся в сводах законов, однако не применяется судами и административными органами государства. Неконституционный закон лишается судебной защиты. То есть формально действуя, он по существу утрачивает юридическую силу. Судебные решения, признанные несоответствующими конституционной норме, аннулируются.

Правило конституционного контроля судами характерно не только для США, но и для Индии, Австралии и других стран, за исключением Великобритании.

11) Судебная власть имеет меньшую централизацию в США, чем в Англии. Соотношение судов федерации и штатов следующее: суды штатов имеют абсолютную компетенцию, а в федеральные суды можно обращаться только в случае, когда Конституцией США либо законом Конгресса эти суды признаны компетентными. Около 95% дел рассматриваются исключительно судами штатов.

§ 3. Судебная система США

Федеральные суды:

 

В одних штатах она двухступенчатая, в других - трёхступенчатая. В большинстве штатов судебную систему возглавляет Верховный суд штата, который может создавать ещё и специальные суды штатов (по делам несовершеннолетних, по делам наследства, сельские суды, полицейские суды и др.). Верховный суд штата избирается населением либо назначается губернатором с согласия сената штата. Как правило, он занимается рассмотрением апелляций на решения нижестоящих судов. Подобно Верховному суду США верховные суды штатов обладают и правом конституционного надзора. Они могут отменить любой закон штата, подвергнуть ревизии конституцию штата, признать недействительным любой раздел конституции штата на основании доказательства его противоречия федеральной конституции.

Судами первоначальной юрисдикции в штате являются окружные суды. Они рассматривают дела с участием присяжных заседателей. Располагают апелляционной юрисдикцией в отношении решений высших судов (единоличные мировые судьи, полицейские суды, муниципальные суды).

В некоторых штатах имеются суды ограничнной юрисдикции: рассматривают дела о малочисленных преступлениях. Эти суды именуются муниципальными, полицейскими.

Общая схема судебной системы США

Часть III

ДРУГИЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО
И ВНЕЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА
АНГЛО-АМЕРИКАНСКОГО ТИПА

§ 1. Своеобразие правовой системы Шотландии

В состав Великобритании входят регионы, правовые системы которых отличаются от систем Англии и Уэльса. Такой регион - Шотландия. Она объединилась с Англией в 1707 г., управляется английским парламентом и правительством, но до сих пор сохраняет своеобразие и относительную самостоятельность.

Правовая система Шотландии складывалась, с одной стороны, под влиянием английской судебной системы, прецедентного права, с другой - испытала воздействие римского права вследствие профранцузской правовой ориентации, наметившейся после «войн за независимость» с Англией (1298-1326). Шотландия восприняла отдельные институты римского гражданского права, правовую терминологию, деление права на частное и публичное. Однако, как и английское право, право Шотландии не кодифицировано.

Вместе с тем, как и в континентальном праве, толкование нормы производится исходя от общего принципа к конкретному случаю, а не наоборот. Нет в Шотландии и деления права на общее право и право справедливости, столь характерного для английского права. Испытав двойное влияние - общего и континентального права, правовая система Шотландии сохранила свои специфические черты, обычаи и традиции, которые сформировались на протяжении самостоятельного исторического развития. Правда, они постепенно утрачиваются вследствие проникновения английских норм в шотландскую систему права, особенно в отрасли коммерческого, торгового, фабричного, налогового, страхового права.

Источники права современной Шотландии:

 правовой прецедент;

 юридический трактат, имеющий «институционное значение» (правовая доктрина);

 закон;

 акт Европейского сообщества.

Прецедентное право Шотландии почти не отличается от английского. Незначительное отличие состоит в том, что рассмотренные английской Палатой лордов апелляции шотландских судов по гражданским делам являются обязательными для судов Шотландии, тогда как решения этой Палаты по делам англий­ских судов не обязательны для Шотландии. Аналогичные прецедентные нормы в Шотландии и Англии имеют «убеждающую силу» для последующих судебных решений этих регионов. К категории «убеждающих прецедентов» относятся решения английских и шотландских судов в тех сферах правовых отношений, где необходима интерпретация законов Великобритании в целях их единообразия (например, налоговые правоотношения). В остальных случаях решения шотландских и английских судов не обязательны друг для друга.

Юридический трактат признаётся только в том случае, если он является институционным, т.е. излагающим и комментирующим отрасль шотландского права или все право в соответствии с системой «Институций» Юстиниана. В Шотландии имеются действующие комментарии, изданные на протяжении ХIII-XVIII вв. (Стэйра, Ирскина, Маккензи, Белла и др.).

Законы стали одним из источников права в Шотландии с момента их принятия шотландским парламентом до 1707 г. Эти акты парламента продолжают действовать до настоящего времени, периодически изменяются и дополняются. Кроме того, действуют законы парламента Великобритании 1707-1800 гг. В ходу также законы, изданные после образования Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии (1801).

Если судебные отчёты (прецеденты) начали регулярно публиковаться с середины XIX в., то законодательство обнародуется с 1948 г. В него включаются акты делегированного законодательства - нормы гражданского и уголовного судопроизводства, издаваемые Сессионным и Высоким судом - высшими судами Шотландии. Эти правила приравниваются к законам вследствие исторически установившегося делегирования парламентом своих судебных полномочий высшим судам. Кроме того, издаются собрания «Подзаконных актов», куда входят все другие акты делегированного правотворчества.

Акт Европейского сообщества признан в качестве источника права после вступления Великобритании в это объединение.

Великобритания стремится к унификации законодательства всех регионов, включая Шотландию. Как уже указывалось, в 1965 г. была создана Правовая комиссия в Англии, и аналогичная в Шотландии, для подготовки системы проектов крупных консолидированных законодательных актов с перспективой провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации1.

§ 2. Общая характеристика
правовой системы Ирландии

С древних времен до завоевания Ирландии англичанами население Ирландиижило по нормам собственного обычного права. Их сменило обычное английское право. И только после образования самостоятельного ирландского государства (1921-1922 гг.) было положено начало формированию его независимой правовой системы. По Конституции Ирландии 1922 г. действующие до неё законы подлежали применению только в том случае, если ей (Конституции) не противоречили. Конституция 1937 г. (действует и в наши дни) подтвердила это положение. В 1949 г. была образована Ирландская республика. Только над северной частью острова сохранилось господство Великобритании. В конце 1999 г. Северная Ирландия получила статус самоуправляющейся терри­тории

Основные черты правовой системы Ирландии:

1. Источниками права являются закон и судебный прецедент;

2. Признаётся английская доктрина судебного прецедента, согласно которой решения высших судебных инстанций считаются обязательными для них самих и низших судов;

3. Продолжают действовать судебные прецеденты, которые включают решения высших судов Ирландии, вынесенные до присоединения к Англии. Эти прецедентные нормы входят в систему ирландского общего права и имеют ряд незначительных отличий от английского права в области регулирования земельных отношений и договоров;

4. В области законодательства сохраняют значение акты, принятые парламентом Ирландии до 1921 г. Они, как правило, копировались парламентом Ирландии с законов Англии. Действуют также акты парламента Ирландии (Стормонтона), учрежденного в 1929 г. и распущенного в 1972 г.;

5. Важнейшие отрасли законодательства не кодифицированы, а парламентские акты имеют характер консолидированных нормативных актов;

6. Активно развивается система делегированного законодательства, которая позволяет правительству и министерствам принимать постановления и приказы по важным вопросам общественной жизни.

§ 3. Основные черты правовой системы Канады

Канадавходит в группу американского (внеевропейского) общего права, которая формировалась под влиянием системыанглийского общего права. Она восприняла основной принцип этой системы: решения судов высшего уровня приобретают силу решения судов высшего уровня приобретают силу судебного прецедента.

Источниками права являются:

- закон, издаваемый канадским парламентом;

- норма права справедливости, созданная Судом справедливости лорда-канцлера в Лондоне в XV-XVI вв.;

- прецедентная норма английского общего права.

Стремление канадских судей утвердить свои решения в качестве национальных прецедентов долгое время встречали сопротивление со стороны Великобритании. Решения канадских судов подлежали обжалованию Судебным комитетом Тайного совета в Лондоне. В наши дни система канадского общего права является самостоятельной. Её единство обеспечивается Верховным судом Канады и высшими судами провинций, которым подчинены все низшие судебные инстанции. Не утратили значения и вошли в состав канадского общего права решения английских судов, принятые раньше в результате толкования действующих в Канаде английских законов и норм общего права.

Только с 1982 г. Канада получила возможность самостоятельно издавать законы. Был утвержден двухпалатный парламент с широкими полномочиями, в том числе законотворческой функцией. Ранее законы творились британским парламентом. Конституционный закон 1982 г. установил, что с этого времени ни один акт британского парламента не будет иметь силы в Канаде.

Поскольку Канада является федеративным государством, законодательные полномочия в ней разделены между парламентом (регулирование экономики, торговли, мореплавания, денежного оборота и банков, патентов и авторского права, уголовного права и процесса и др. /всего 27 сфер/) и законодательными собраниями провинций (налоги, образование, воспитание и др.).

Канада, как и Англия, не имеет единой кодифицированной конституции. Конституцию Канады заменяют конституционные акты: Квебекский закон 1774 г., Конституционный закон 1791 г., Закон об объединении Канады 1840 г., Закон о Британской Северной Америке 1867 г., Конституционный закон 1982 г.

Кодификация гражданского и торгового права проводится только в провинции Квебек, которая развивалась под влиянием французского законодательства. Квебекский Гражданский кодекс 1866 г. в основном воспроизвел структуру Гражданского кодекса Франции 1804 г. Действующий ГК Квебека, утверждающий его культурную и правовую самобытность, полностью вступил в силу в 1992 г. Он разрабатывался с начала 1960-х годов. Принимался по разделам (например, второй раздел о семейном праве введен в действие в 1981 г.). Наряду с Голландским ГК он является одним из совершенных по структуре.

Гражданский процессуальный кодекс Квебека 1965 г. объединил основные черты гражданского процесса французской модели и процедуры разбирательства гражданских дел, правил оценки доказательств английского общего права. В остальных провинциях Канады создаются не кодексы, а законодательные акты, регулирующие крупные правовые институты. Общефедеральным является Уголовный кодекс 1955 г., который установил запрет на применение уголовных наказаний за деяния, не указанные в нем, но предусмотренные нормами общего права. Большое внимание уделяется вопросу унификации законодательства. С 1918 г. действует Федеральная комиссия по правовой реформе и Постоянная конференция по унификации права в Канаде. Периодически обсуждаются «модельные» проекты законов для рекомендации их провинциям с целью преодоления существенных различий в их законодательстве.

§ 4. Особенности правовой системы Австралии

Правовая система Австралии1испытала сильное влияние общего права с момента образования здесь английских колоний (1788 г.). Официальный акт британских властей о распространении на Австралию общего права и парламентских актов принят в 1828 г. Основными источниками австралийского права до сих пор являются судебный прецедент общего права и закон. Тогда же было утверждено преимущество постановлений Палаты лордов и английских апелляционных инстанций над решениями австралийских судов. Оно действовало даже в условиях, когда Австралия получила возможность самостоятельно формировать свою правовую и судебную системы (по Конституции 1900 г.). Только с 60-х гг. XX в. австралийское общее право начало освобождаться от рассмотрения его как части английского права и, наконец, решением Судебного комитета Тайного совета в Лондоне было закреплено как самостоятельная система права. Однако авторитет английских судей настолько укоренился в сознании австралийских судей, что они традиционно ссылаются в своих решениях на заморских коллег.

Общее право и законодательство Австралии отличаются от английского и североамериканского. Если в США каждый штат имеет собственное общее право, то в Австралии общее право является единым для всех штатов (их шесть) и территорий (Северная и Австралийская столичная). Единство общего права обеспечивается Верховным судом Австралии. Его решения по жалобам на постановления суда любого штата являются обязательными для всех судов. Решения Верховного суда Австралии и верховных судов штатов и территорий имеют силу прецедента. Нижестоящие суды такой прерогативой не обладают. Однако верховные суды не считают себя связанными своими решениями, тогда как для низших судов они являются обязательными.

В отличие от общего права, единого для всех субъектов Австралийского Союза, з аконодательство представляет собой систему законов, принятых как общефедеральным парламентом, так и отдельными штатами. Законодательные полномочия субъектов федерации довольно широки. Большинство общественных отношений (отношения земельной собственности и ряда других видов отношений собственности, договорные отношения, ответственность за причинение вреда и т.п.) регулируется законодательством штатов. Регулирование определенной части общественных отношений находится в совпадающей компетенции Союза и штатов. В исключительной компетенции Союза находится регулирование важной и значительной части общественных отношений (определение юрисдикции судов и некоторые иные вопросы правосудия, вопросы найма и увольнения, пенсионное обеспечение, брак и развод /кроме частных вопросов/, банковское и авторское право и др.). В случае коллизий между законами Союза и штатов приоритет имеют общесоюзные законы.

Кодификация нормативных актов происходит на уровне штатов. Например, уголовное право кодифицировано в штатах Квисленд, Западная Австралия и Тасмания. Граждане Квисленда гордятся своим Уголовным кодексом 1899 г., разработанным для Англии юристом Дж. Стифеном в 1877 г. Не принятый в Англии, он стал действующим в их штате. В остальных штатах и территориях проведена консолидация актов по отдельным видам преступлений (убийство, кража и др.).

На общесоюзном уровне приняты законы, которые регулируют деятельность компаний (Закон о корпорациях 1989 г.), защиту­ от различных видов загрязнения окружающей среды (такие­ акты принимаются и в штатах, например, в Южной Австралии в 1987 г.). Изданы законы о жалобах на действия должностных лиц, о страховании, о борьбе с распространением наркотиков и др. Особое внимание уделено регулированию правового положения коренных жителей Австралии - аборигенов.

Современное реформирование законодательства проводится с целью установления единообразия законов Союза и штатов.

§ 5. Характерные черты правовой системы
Новой Зеландии

Новая Зеландия попала в сферу действия общего права и статутов (законов) Британии, когда стала её колонией (1840). Получение независимости в 1947 г. не устранило господства на её территории британских законов, принятых в 1840-1947 гг., если в них указывалось, что они распространяются на Новую Зеландию. До того бесправный в законодательном отношении новозеландский парламент (создан ещё в 1852 г.), проделал титаническую работу по замене ряда английских законов отечест­венными. Однако система общего права сохранилась, обогатившись решениями высших новозеландских судов. Юристы Новой Зеландии признают силу судебного прецедента для себя и всех нижестоящих судов. Судебными прецедентами считаются решения, принятые высшими судебными инстанциями как в Новой Зеландии (обязательный прецедент), так и в Англии, Австралии, Канаде и других странах англо-американского права (убеждающий прецедент).

Законодательство Новой Зеландии характеризуется упорядоченностью. Предпочтение отдается не кодификации, а консолидации. Созданы акты по важнейшим правовым институтам права. Однако ряд вопросов гражданского права (например, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда и др.) еще не консолидированы. Законы, как правило, созданы по английскому образцу. Например, законы по вопросам деятельности компаний, торговли, транспорта составлены в соответствии с английским законодательством и нормами общего права. Уголовное законодательство (акт 1893 г.) испытало влияние проекта уголовного кодекса, составленного Дж.Стифеном для Велико­британии. В наши дни действует Закон о преступлениях 1961 г. Это по существу уголовный кодекс. Он действует вместе с Законом о полицейских нарушениях 1927 г. (в редакции 1965 г. с последующими изменениями) и другими нормативно-правовыми актами.

Высшими судебными инстанциями в Новой Зеландии являются Апелляционный и Верховный суды. Апелляционный суд (возглавляет систему судов)рассматривает апелляционные жалобы на постановления Верховного суда по гражданским и уголовным делам и постановления учреждений административной юстиции, арбитражного суда. Верховный суд (состоит из председателя и 25 судей) рассматривает сложные гражданские и уголовные дела, а также жалобы на постановления, вынесенные по ним магистратскими судами, в некоторых случаях - на решения органов административной юстиции. В рассмотрении гражданских дел Верховного суда участвуют присяжные заседатели. Основная масса уголовных и гражданских дел (кроме дел о государственной измене, убийстве и т.п.) рассматривается магистратскими судами - низшим звеном системы общих судов.

Глава 31

СМЕШАННЫЙ (ГИБРИДНЫЙ) ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Часть I

СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКАЯ (СКАНДИНАВСКАЯ) ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

§ 1. Понятие смешанного типа правовой системы

Смешанный тип правовой системы - совокупность национальных правовых систем, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе восприятия элементов правовых систем романо-германского и англо-американского типа. В смешанном типе правовой системы доминирует нормативно-правовой акт как юридический источник права. Норме права как эталону поведения отведена основная роль в регулировании общественных отношений. Судебная практика занимает существенное место в системе источников права. Точнее этот тип правовой системы можно назвать гибридным типом.

Смешанными можно считать многие правовые системы современности. При выделении гибридного типа правовой системы имеются в виду группы систем, в которых содержатся элементы двух классических типов - романо-германского и англо-американского. К этому типу правовой системы и относятся североевропейская (скандинавская) и латиноамериканская группы правовых систем. Казалось бы, страны Северной Европы и Латинской Америки, находясь в различных частях света, не могли развиваться однотипно. Однако, независимо друг от друга, североевропейское и латиноамериканское право сформировались под влиянием рецепции ряда элементов одних и тех же типов правовой системы - континентальной и общего права. И хотя восприятие иностранного элемента ложилось на национальную почву, которая была и есть не однородной у скандинавских и латиноамериканских стран, их правовые системы имеют много общего. Это общее дает основание отнести их к одному типу правовой системы - смешанной (гибридной). Однако при общих сходных чертах каждая из групп сохраняет свои особенности.

§ 2. Общая характеристика скандинавской группы правовых систем

Объединение правовых систем скандинавских стран в одну группу (подтип) обусловлено общностью их генезиса и современного развития. Регионами распространения североевропейского права являются Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия. Географически они близки странам романо-германского типа правовой системы. Однако, в отличие от него, эта группа правовых систем не подверглась глубокому влиянию римского права. Она испытала его частично - так же, как и влияние торговых обычаев городов-государств германского побережья Балтики в период средневековья. Воздействие римского права на скандинавские страны было опосредованным - через континентальное право. В духе этого права признан нормативно-правовой акт (закон) в качестве ведущего источника права. Одновременно с этим существенное внимание уделено судебной практике, распространённой в странах общего права, и признана роль судебного прецедента. Другие свойства общего права (правило прецедента, техника судебных доказательств, приоритет процессуального права над материальным правом и т.п.) не нашли почвы для роста. Автономность и самобытность скандинавской группы правовых систем требует их рассмотрения за пределами как общего права, так и континентального типа.

Основы единства в нормах скандинавских стран были заложены ещё в ХII в. Масштабом регулирования общественных отношений стали нормы старогерманского права. Тесные политические, экономические и культурные связи североевропейских стран оказали существенное влияние на формирование единого скандинавского права. В средние века три королевства - Дания, Норвегия и Швеция - составили единый союз, скреплённый Кальмарской унией (1397 г.), который просуществовал до 1523 г. И в дальнейшем связи этих государств не прерывались, что способствовало выработке общих черт их правовых систем.

Более сложный исторический путь прошла Финляндия. Будучи завоеванной Швецией в ХII-ХIII вв., она находилась в её составе до 1809 г. В результате русско-шведской войны Финляндия отошла к России, став ее автономной единицей. Такое положение Финляндии в определенной степени позволило ей сохранить самобытную правовую систему, а после получения независимости в 1918 г. возобновить прервавшиеся отношения со Швецией.

Влияние датской правовой системы прослеживается в Норвегии и Исландии, так как с конца ХIV в. более 400 лет датская королевская династия централизованно правила в этих трёх государствах. В 1814 г. Дания вынуждена была уступить Норвегию Швеции. В 1906 г. Норвегия смогла получить статус полной автономии. Исландия провозглашена независимым государством в 1918 г., но оставалась в унии с монархической Данией до 1944 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.