Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная система штата 7 страница




§ 4. Источники мусульманского права

В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм:

1) юридические предписания Корана и сунны - собрание юридически значимых преданий о поступках, высказываниях и молчании пророка Мухаммеда;

2) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников - единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов («иджма»), умозаключения по аналогии («кияс»). В качестве основополагающих норм считаются нормы первой группы, особенно те, которые записаны в Коране.

Рассмотрим последовательно каждый из древних источников мусульманского права.

1. Коран (араб. - «чтение») - священная книга мусульман и первый по значению источник мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации1. Его нельзя считать систематизированным юридическим документом. Только незначительная часть Корана затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих. Большинство положений посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Среди норм, регулирующих взаимоотношения людей, Коран содержит общие положения, имеющие форму отвлечённых религиозно-нравственных ориентиров, которые дают простор для толкования. Небольшое количество конкретных правил поведения возникло, в основном, при решении пророком конкретных конфликтов, оценки им конкретных фактов или при ответе на заданные ему вопросы.

2. Сунна - своего рода толкование Корана в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда1. Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX) и имела целью изложить примеры из жизни Мухаммеда для руководства верующими своих действий. Как и Коран, сунна содержит мало норм юридического характера, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Так же, как и Коран, преобладающая часть нормативных предписаний сунны не содержит широких принципов-обобщений, а состоит из конкретных казусов-случаев из жизни Мухаммеда.

Коран и сунна - источники, на основе положений которых были установлены нормы шариата и фикха 2.

Мусульманское право исторически оказалось включённым в сферу шариата (религии) в результате исламизации фактически действующих правовых норм и отношений. В дальнейшем мусульманское право было связано с шариатом вследствие деятельности мусульманских юристов, разрабатывающих вопросы права с учётом религиозно-моральных ориентиров ислама.

3. Иджма - третий источник мусульманского права, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и сунной. Иджма представляет собой согласованное заключение древних юристов (муджтахидов), как знатоков ислама, об обязанностях правоверного, данное на основе толкования Корана и сунны. Только будучи записанными в иджму, нормы права, независимо от их происхождения, подлежали применению.

С усилением роли юристов мусульманско-правовая доктрина сосредоточила усилия на разработке методологической и общетеоретической основ права.

В иджме появилась догма о непогрешимости и единстве мусульманского общества. Выражена она от имени Аллаха двумя положениями:

(1) «Моя община никогда не примет ошибочное решение»;

(2) «То, что мусульмане считают справедливым, справедливо и в глазах Аллаха».

Утверждалось, что право устанавливается не большинством или всеми верующими, а только единством мыслей компетентных, официально уполномоченных лиц. Мнение знатоков ислама, выраженное в норме или принципе и базирующееся на соединении традиции, обычая и практики, приобретало юридическую силу. В этом состояло ее большое практическое значение.

В настоящее время иджма является единственной догматической основой мусульманского права. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране, а в книгах, где изложены решения, освящённые иджмой.

4. Кияс - решение по аналогии. Правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, сунной или иджмой, причем иджма имеет большее значение, чем другие источники. Суждение по аналогии - это способ толкования случаев из жизни пророка, его высказываний или молчания, которые можно применить к разрешению вновь возникающих конкретных ситуаций. При помощи суждения по аналогии, исходя из нормативных предписаний Корана и сунны, предлагалось решение для данного конкретного случая, т.е. толкование и применение права. Таким образом, мусульманское право основано на принципе авторитета.

В отличие от романо-германского типа правовой системы, где толкование не является самостоятельным источником права, в мусульманской правовой системе решение конкретного дела осуществлялось путём аналогии. Используя мусульманский метод толкования, невозможно создать нормы абстрактного характера, какими являются нормы континентального права. Для этого нужен метод, способный охватить все сферы права структурированной системой, метод построения юридических конструкций.

В мусульманском праве, о чём свидетельствуют его источники, установлены не все конкретные правила, а общие рамки поведения, ориентиры, принципы, на основе которых можно сформулировать решение по любому делу. Содержание и формы мусульманского права являются неопределенными. Исламские юристы считают это достоинством. В неопределенности содержания норм они усматривают возможность решать дело, основываясь на общих принципах шариата и используя разные источники либо их комбинации.

Кияс способствовал как восполнению пробелов в нормативных предписаниях Корана и сунны, так и устранению имеющихся в них значительных противоречий.

Иджма и кияс явились результатом деятельности суннитских и шиитских правовых школ1, оказавших сильное влияние на эволюцию мусульманского права.

§ 5. Система мусульманского права и её структура

Система мусульманского права отличается от других правовых систем мира как источниками (формами) права, юридической терминологией и конструкциями, окрашенными в религиозные тона, так и структурой, которую составляют оформившиеся в разные времена специфические отрасли, институты и нормы права. Доктринальная разработка мусульманского права затрудняла его систематизацию, хотя и придавала гибкость и возможность развития. С позиций ислама право не должно быть отображением действительности. Оно - «светило», которое ведёт верующих к религиозному идеалу. В нем мало обобщений и определений.

Мусульманское право не подразделяется на общее и частное право, как в правовых системах романо-германского типа, или на общее право и право справедливости, как в странах англо-американского типа. Здесь имеются иные подходы к структурному объединению норм. Система мусульманского права формировалась представителями основных мусульманских толков (ритов) - суннитских и несуннитских - через правовые комплексы норм и принципов в соответствии с основной тематикой: религия, семья, община и др.

Сферами религиозно-правового регулирования считались:

 отношения правоверных с Аллахом;

 взаимоотношения между людьми;

 связи между государствами или религиозными конфес­сиями.

Каждый толк ориентировался на избранные религиозные постулаты и создавал нормы права для регулирования определенных сфер общественных отношений. Эти нормы, объединенные в комплексы, создавали своеобразные отрасли права. Так, закон Османской империи Маджали (1869-1877 гг.)1, который можно считать объединенным гражданским и процессуальным кодексом, разделил нормы мусульманского права на две группы:

(1) правила осуществления религиозных обязанностей;

(2) нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми.

Вторая группа норм состояла из трёх подгрупп:

а) нормы права личного статуса;

б) нормы деликтного права (укубай);

в) нормы гражданского права (муамалат).

Отраслевой принцип распределения норм в мусульманском праве не адекватен структуре континентального права (отрасль, подотрасль, институт, норма), хотя по форме во многом совпадает. Мусульманские юридические нормы опираются на религиозные нормы и нацелены на защиту основ веры.

В системе мусульманского права имеется отрасль «право личного статуса», которая отсутствует в континентальном и общем праве. Она регулирует семейные, наследственные и некоторые другие отношения. Её ведущими институтами являются брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование по закону, попечительство, ограничение правоспособности и другие. Влияние Корана здесь традиционно существенно. Так, юридическими нормами запрещено мусульманке выйти замуж за не мусульманина. Присутствующие на свадьбе свидетели должны быть мусульманами. Выйдя замуж, женщина переходит во власть мужчины, должна избегать встреч с другими мужчинами, не показываться в общественных местах. Мужу разрешается применять к жене наказания. Развод считается в основном односторонним действием, которое исходит от мужа. Наследственная доля женщины составляет половину доли мужчины и др.

Деликтное (уголовное) право - укубай - устанавливает меры уголовно-правовой ответственности для человека: живого, находящегося в здравом уме, достигшего совершеннолетия. Уголовные правонарушения квалифицируются на преступления против государства и религии, преступления против личности (убийство, телесные повреждения, имущественные преступления), кражу, преступления против нравственности. К тягчайшим правонарушениям относятся преступления против государства и религии (посягательство на «права Аллаха»). Например, за вероотступничество установлено наказание - смертная казнь. Предусматривается также применение юридических санкций за невыполнение ряда религиозных обязанностей и норм морали.

Гражданское право (муамалат) - закрепляет гражданско-правовые отношения, обеспечивает защиту пяти основных ценностей ислама: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности. Посягательство на них считается преступлением и рассматривается как запрещенное Аллахом деяние. Религиозное влияние в области гражданского права прослеживается и в том, что верховное право на любое имущество признаётся за Аллахом. Со ссылкой на волю Пророка запрещается рассматривать землю и воду в качестве объектов собственности.

Особое место в регулировании имущественных отношений принадлежит институту гражданского права вакуфу. Вакуф - это собственность, чаще всего недвижимая, отказанная государством или частным лицом на религиозно-благотворительные цели. По мусульманскому праву, лицо, отдавшее вещь в вакуф, теряло право собственности на неё, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфа (мутавали). Имущество, завещанное в пользу религиозного учреждения, по мусульманскому законодательству считалось собственностью этого учреждения. Оно не могло быть объектом купли-продажи, дара или завещания. Не подлежало и государственному обложению.

Мусульманское право не знает торгового права в качестве самостоятельной отрасли, однако уделяет внимание разным формам коммерческих объединений.

Кроме указанных отраслей в мусульманской системе права имеются:

1) «властные нормы» - система норм, регулирующих сферу государственно-правовых и административно-правовых (в том числе финансовых) отношений;

2) судебное право - система норм, регламентирующих порядок создания, функционирования и компетенцию органов, призванных осуществлять правосудие - религиозных судов кади, судов полицейской юрисдикции, юрисдикции инспектора рынка, юрисдикции справедливости халифа или его представителей;

3) международное право (сийар) - система норм, регулирующая как взаимоотношения мусульманского государства на международном уровне, так и между мусульманами в пределах страны. Это не только регламентация вопросов войны и мира, но и отношений мусульманской общины с представителями иных религий, правовых статусов разных групп населения в зависимости от их отношения к исламу. Нормы международного права обеспечиваются наравне с иными внутригосударственными нормами одними и теми же средствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.