Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная система штата 6 страница




В ХVII - XVIII вв. в странах Северной Европы были подготовлены универсальные кодексы - сводные акты, которые стали фундаментом и стартовой площадкой для последующего формирования их правовых систем. Важнейшие из них:

Датский закон Кристиана V (1683) - свод законов, который действовал в Дании и Швеции (с 1687 г. под названием «Норвежское право»). Он охватывал различные отрасли права. Наиболее обстоятельно в нем изложены уголовные законы. Этот свод законовникогда не отменялся. В настоящее время применяются лишь некоторые его положения.

Свод законов Шведского государства 1734 г. - результат развития шведского и отчасти финского права, поскольку в комиссии по подготовке реформы законодательства работали как шведские, так и финские юристы (Финляндия тогда находилась в составе Швеции). В девяти разделах свода изложены нормативные предписания, касающиеся основных отраслей права - материального (брак, наследование, недвижимость, строительство, торговля, правонарушения и наказания); процессуального (процедура судебного разбирательства в гражданских и уголовных дел), а также исполнения судебных решений. Этот правовой акт формально считается действующим в современной Швеции. На протяжении ХХ в. он переработан существенным образом. Усовершенствованы разделы о браке (1920 г.), судебном разбира­тельстве (1948 г.), наследовании (1959 г.), недвижимости (1970 г.) и др. Созданы кодексы и иные нормативно-правовые акты по вопросам трудовых отношений, об акционерных обществах, охране окружающей среды, социальном обеспечении и др.

Общность государственно-правовых корней скандинавских стран, схожесть языков, развитие культурных связей послужили основанием для единства источников права, системы права и законодательства, унификации скандинавского права (см.: § «Унификация права скандинавских стран»).

§ 3. Источники (формы) права скандинавских стран

Основными источниками (формами) права скандинавских стран являются следующие:

1. Законы. Подразделяются на конституционные и обычные.

2. Подзаконные акты, принимаемые правительством в порядке делегированного законодательства (в Швеции их число превышает число законов, принимаемых парламентом-риксдагом).

3. Подзаконные акты министерств и ведомств.

4. Правовой обычай. Признаётся вспомогательным юридическим источником права. Больше всего применяется в сфере торгового и морского права. Ссылки на обычай включаются в тексты соответствующих договоров.

На территории Гренландии местный правовой обычай отчасти действует в сфере гражданско-правовых отношений наряду с датскими законами. Он регулирует правовые последствия брака. До принятия Уголовного кодекса 1954 г. в Гренландии применялись обычаи, основанные на устных преданиях. В Исландии сохранили значение правовые обычаи древнего происхождения, собранные в «грагас».

5. Судебный прецедент. Является важным и не всегда только­ вспомогательным источником права. Его роль особенно высока в Дании и Норвегии, меньше - в Швеции. Объясняется это тем, что в Дании и Норвегии некоторые правовые институты в сфере гражданского оборота, гражданских правонарушений законодательно не урегулированы. В Дании, например, имеется ряд важных законодательных актов (Закон о регистрации земель 1926 г., законы о купле-продаже товаров 1906 г., о страховании 1930 г., о торговле 1966 г.), однако гражданско-правовые отношения регулируются преимущественно нормами прецедент­ного права. Законы также испытали влияние прецедентного права. В них не признаётся форма заключения договоров. Из-за отсутствия законодательных актов о гражданских правонарушениях применяются нормы прецедентного права, построенные на принципе виновной ответственности. Эти нормы лишь в исключительных случаях допускают ответственность за действия других лиц.

Многие законы скандинавских стран составлены с расчётом на судейское усмотрение. Суды обязаны следовать решениям, принятым по аналогичным делам вышестоящими судами, в первую очередь Верховным судом. Так, решения Верховного суда, иногда и других судебных инстанций Норвегии, вынесенные ими по конкретному делу, имеют силу «убеждающего прецедента» для нижестоящих судов. В отличие от английского права судебные решения формулируются конкретно и не выступают в качестве общих, жестких и строгих, правил, рассчитанных на безусловное применение в будущем.

6. Принципы права. Используются в качестве источника права при рассмотрении конкретного дела. Так, в Исландии судья при вынесении решения по делу руководствуется собственным правосознанием, принципом справедливости.

На источниках скандинавского права сказалось влияние германского права. Оно было значительным между двумя мировыми войнами ХХ в. Причинами можно назвать следующее:

(1) наличие контактов между правоведами северных стран Европы и Германии, позволяющих им активно обмениваться научной информацией;

(2) восприятие историко-правовой наукой северных стран культурного наследия Германии с его романтизмом и рецепцией римского права, не задевшей скандинавские страны;

(3) высокий уровень развития германского правоведения, отработка юриспруденции понятий, которая дисциплинирует юридическую мысль, где требования ясности и прочности предпосылок, логически стройной последовательности в аргументации всегда были исключительно высоки;

(4) близкое родство скандинавских и немецкого языков, единство корней юридических понятий, позволяющее относительно просто использовать германский метод юриспруденции понятий - «считать при помощи понятий».

§ 4. Система права. Кодификация

Особенностью системы права в странах Северной Европы является общая тенденция к сходству с континентально-европейскими системами:

1. Имеются писаные конституции (Конституционный закон Финляндии 1919 г., Конституция Государства Дании 1953 г., Конституция Исландии 1944 г., Конституции Норвегии 1814 г. с поправкой 1913 г., Конституция Швеции 1974 г.).

2. Структура системы права такая же, как и континентального права, - отрасли, институты, нормы. Отрасли и институты чётко сформированы.

3. Система права делится на две подсистемы:

частная - семейное, обязательственное, коммерческое, воздушное, международное частное право, право собственности и др.;

публичная - конституционное, административное, уголовно-судебное, налоговое, экономическое и др.

4. Система законодательства представляет собой совокупность законодательных актов (законов, кодексов), изданных в государстве.

Экологические проблемы стали предметом особого внимания законодателя. В Швеции приняты законы о сохранении природы (1964 г.), об охране окружающей среды (1969 г.), сохранении леса (1979 г.), воде (1983 г.), химических продуктах (1985 г.), природных ресурсах (1986 г.).

Урегулированы трудовые отношения законами о коллективном договоре (1928 г.), трудовом суде (1928 г.), об обеспечении занятости (1974 г.); о статусе цеховых старост (1974 г.), об охране труда (1978 г.), о равенстве мужчин и женщин в труде (1980 г.), о совместных решениях в трудовых отношениях (1977 г.) и др.

5. Проводится кодификация нормативно-правового мате­риала.

Степень кодификации отраслей права в скандинавских странах не одинакова. Так, в Норвегии кодифицировано лишь уголовное право. Первый Уголовный кодекс принят в 1842 г. Действующий Уголовный кодекс принят в 1902 г. по проекту норвежского криминалиста Гетца - сторонника социологической школы уголовного права. В Дании также кодифицированы только некоторые отрасли права, главным образом уголовное право (Уголовный кодекс 1930 г.). Правда, в автономной Гренландии, долгое время не имеющей писаных уголовных законов и тюрем, проведена специальная кодификация в этой области (Гражданско-процессуальный кодекс, Датский уголовный кодекс для Гренландии 1930 г., Уголовный кодекс 1954 г.). Отличительной особенностью уголовных кодексов, как Датского для Гренландии, так и Гренландского, является применение уголовного закона по аналогии.

6. В системе прав и обязанностей граждан предпочтение отдано правам, в частности, охране и защите их социально-экономических прав. В Швеции действуют законы о страховании (1962 г.), о социальном страховании (1982 г.), о пенсиях - народных /основных/ (1913 г.), всеобщих дополнительных (1913 г. и 1935 г.) и т.п. Закон Швеции о всеобщем страховании 1962 г. и другие акты предусматривают выплату пенсий по старости - так называемые «народные пенсии»; дополнительных пенсий, исчисляемых с учётом предыдущих заработков; пособий при производственных травмах, по болезни, по беременности; пособий на детей; «вдовьей пенсии» и др.

В Дании система социального обеспечения включает в себя пенсии по старости, часть которых выплачивается всем нуждающимся; пенсии по безработице, по инвалидности; компенсацию расходов на жильё и воспитание детей; бесплатную медицинскую помощь и др.

7. Кодексы, как правило, содержат конкретные правовые нормы. В отличие от кодексов континентальных стран романской группы, законодательные акты скандинавских стран либо не имеют общих частей, либо она небольшая (например, Общая часть Гренландского кодекса имеет всего 10 параграфов). Это подчёркивает её большую близость к германской группе правовых систем.

§ 5. Унификация права скандинавских стран
и её влияние на правовые системы стран Прибалтики

Общий курс на унификацию (лат.unio - единство + filum -делать) скандинавского права выразился в издании единых законодательных актов. В 1880 г. на территории Швеции, Дании и Норвегии вступил в силу единый Кодекс о векселе (оборотных документах). Предпринимались успешные шаги по унификации торгового и морского права. В 90-е гг. XIX в. приняты единые законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах и ведении торговых дел по доверенности, о ценах. В конце XIX в. завершилась унификация морского права.

Планировалось унифицировать всё частное право, чтобы со временем создать единый гражданский кодекс. Этапами к планируемому созданию этого кодекса стала унификация отдельных отраслей права собственности и обязательственного права. В частности, был разработан законопроект о продаже движимого имущества (в Швеции вступил в силу в 1905 г., в Дании - в 1906 г., в Норвегии - в 1907 г., в Исландии - в 1922 г.).

Результатом правового сотрудничества североевропейских стран стало принятие законов о договорах, имеющих единую концепцию. Закон о договорах и других законных операциях в институтах права собственности и обязательственного права вступил в силу в Швеции, Дании, Норвегии с 1915 по 1918 гг., в Финляндии - в 1929 г. По образцу датского законодательства составлены исландские законы о договорах (1936 г.) и о купле-продаже (1922 г.). Таким образом, в скандинавских странах сложилось единое договорное право.

Интеграционные процессы в границах североевропейского права продолжаются в настоящее время. Стимулирует унификацию содержания институтов, подотраслей и отраслей права создание в 1952 г. Северного союза (Швеция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия). Законы, которые готовятся комиссиями экспертов для стран в рамках этого союза, нередко идентичны либо очень близки. Особенно это касается брачно-семейного законодательства (равенство мужа и жены, отказ от принципа вины как главного основания расторжения брака, уравнение в правах детей, рождённых вне брака и др.), законов о компаниях, договорах, деликтах и др.

Североевропейское право оказывает влияние на правовые системы стран Прибалтики. Способствуют процессу вовлечения этих стран в орбиту влияния скандинавского права интеграционные процессы в сфере политики и экономики, появление общих межгосударственных структур. Так, с ориентацией на скандинавское право в Литве в 1990 г. принят закон о малых предприятиях, в 1992 г. - постановление правительства об увеличении уставного капитала государственных акционерных предприятий за счёт собственных ресурсов, в 1994 г. - законы об акционерных обществах, о государственных предприятиях и предприятиях самоуправления и др.

Часть II

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

§ 1. Общая характеристика
латиноамериканской группы
правовых систем

Сходство правовых систем государств Латинской Америки обусловлено общностью исторических путей их возникновения и последующего развития под влиянием континентального права, единством в структуре системы права и нормы права, общностью основного юридического источника права - нормативно-правового акта ипринципов регулирования общественных отношений,одинаковым восприятием американского конституционного права. Всё это позволяет выделить латиноамериканское право в качестве отдельной группы смешанного типа правовой системы.

Страны Латинской Америки (Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили и др.) определенное время были колониями Франции, Испании, Португалии, поэтому в своем историческом развитии испытали сильное влияние их правовых систем. В настоящее время правовые системы латиноамериканских стран близки романской группе континентального права. Однако их нельзя вписать в романо-германский тип правовой системы, поскольку конституционное право этих стран формировалось под сильным влиянием американского права. Демократическая Конституция США стала отправной точкой конституционного развития стран Латинской Америки.

Таким образом, латиноамериканское право соединило в себе две модели права - романо-германскую (в области частного права) и англо-американскую (в области публичного права).

§ 2. Основные черты правовых систем стран
Латинской Америки

Правовые системы стран Латинской Америки заимствовали у романо-германского типа правовой системы следующее:

1) основной источник права - нормативно-правовой акт;

2) деление права на отрасли: гражданское, уголовное и др.;

3) кодификацию отраслей права.

Кодификация права началась в ХIХ в. Гражданские кодексы стран Латинской Америки испытали влияние ГК Франции в разной степени. Французский оригинал положен в основу кодексов Гаити (1825 г.), Боливии (1830-1975 гг.) Доминиканской Республики (1845-1884 гг.), в меньшей степени - Мексики (1870-1884 гг., 1928-1932 гг.). Гражданский кодекс Чили 1855 г. заимствовал ряд положений ГК Франции. В целом он базировался на институтах и категориях испанского права. Его создатель Андрес Белло использовал также традиционные институты римского права и идеи немецкого ученого Савиньи. В структурном отношении чилийский ГК более совершенен, чем французский, поэтому он служил образцом для ГК Эквадора (1860 г.), Колумбии (1873 г.), а также Венесуэлы (1862 г.) и Уругвая (1868 г.). Результатом оригинального южноамериканского законотворчества, как и ГК Чили, является Гражданский кодекс Аргентины 1867 г. Его основу составляет ряд источников: ГК Франции, чилийский ГК, испанские законы, научные труды французских и других авторов, в частности бразильца Тексейера де Фрейтаса о кодификации и систематизации права - «consolidation». Образцами ГК Бразилии 1916 г. послужили ГК Франции, Португалии, Италии и особенно Германии.

В ХХ в. старые кодексы были модернизированы, а иногда заменены новыми. Как правило, это происходило после принятия конституций (например, Конституции Мексики 1917 г.). Большинство старых кодексов «обросло» подзаконными актами;

4) делегированное правотворчество (акты правительственной власти) как важный источник права;

5) разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в федеративных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Законодательной компетенцией наделены субъекты федерации в тех вопросах местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции;

6) обычай как источник права второстепенного, вспомогательного характера. Однако не во всех странах его роль одинакова. Например, в Аргентине по сравнению с Уругваем обычаю уделено больше внимания;

7) судебный прецедент, который либо слабо признаётся, либо вовсе не признаётся в качестве юридического источника права.

У англо-американского типа правовой системы (в частности, его американской группы) заимствовано следующее:

1) в качестве конституционного образца - Конституция США 1787 г. и закреплённая в ней республиканско-президентская форма правления. Не все признаки американской Конституции нашли воплощение в жизни этих государств. Верховенство и высшая юридическая сила конституции утвердились. Однако конституция во многих латиноамериканских странах не стабильна. Например, в Венесуэле за 168 лет поменялось двадцать конституций, в Боливии за 152 года - двадцать одна;

2) ряд конституционных институтов США. Так, взят за основу институт судебного контроля над конституционностью законов, который был дополнен только рядом специфических процедур. Например, процедурой ампаро, характерной для испанского права;

3) конституционность закона. Как и в США, конституционность закона вправе проверяться любым судом;

4) принципы построения и функционирования американской судебной системы, особенно Верховного суда. Вместе с тем американская модель несколько видоизменена с учётом национальных особенностей.

Таким образом, дуализм латиноамериканского права состоит в том, что в сфере публичного права (прежде всего конституционного) за основу взята американская система, в сфере частного права (гражданского и др.) - романская.

Однако было бы неправильным считать правовые системы этой группы стран полностью лишенными национальной самобытности, игнорирующими нормы-обычаи. Тексты законов, включая и основной - конституцию, учитывают особенности национального государственно-правового развития, современное социально-экономическое положение. В Мексике, Перу, Гватемале сохранены остатки общинного землевладения. Лицо, будучи по закону собственником земли, фактически выступает представителем общины, в интересах которой, в соответствии с обычаем, используется земля.

Латиноамериканские правовые системы стремятся к инте­грации друг с другом. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Бразилии, ратующей за образование Латиноамериканского содружества наций.

Глава 32

РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Часть I

РЕЛИГИОЗНО-ОБЩИННАЯ ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

1.1. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

§ 1. Понятие религиозно-традиционного типа
правовой системы

Религиозно-традиционный тип правовой системы - совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе религиозной нормы, нормы-обычая и нормы-традиции как основных источников права, представляющих собой тесное переплетение юридических, моральных, мифических предписаний, которые сложились естественным путём и признаны государством.

Среди типов правовой системы этот тип наиболее многообразен. Состоит из трёх крупных групп правовых систем, объединённых внутренним сходством:

1) религиозно-общинная - объединяет группы систем мусульманского, индусского, иудейского и христианского права. Характеризуется фундаментальным значением религиозных учений в сочетании с длительным сохранением общинного устройства;

2) дальневосточная (традиционная) - включает группы систем китайского и японского права. Характеризуется ведущей ролью религиозно-нравственных доктрин в социальной жизни народа;

3) обычно-общинная - объединяет группы систем в основном африканского права. Отличается сильным влиянием обычаев при сохранении общинных устоев жизни народа.

Каждая из указанных групп правовых систем основывается на собственных религиозно-философских системах - ислам, индуизм, конфуцианство, христианство. Юридические источники права соотносятся с религиозными как форма и содержание. Религиозно-нравственная норма имеет приоритет перед правовой нормой. Однако правовые системы религиозно-традиционного типа не «неподвижны», не застыли в своем первозданном виде, порожденном особенностями развития и географического положения. При сохранении преемственности с прошлой правовой культурой они, под влиянием романо-германских и континентальных правовых систем, внесли немало новелл в национальное право, изменили его структуру, урегулировали общест­венные отношения на уровне законодательства, признали норму права в качестве важного эталона поведения и т.п.

§ 2. Понятие мусульманского права

Будучи составной частью ислама, мусульманское право воспринималось и как система норм, и как совершенная политико-правовая доктрина. Мусульманское право можно рассматривать как специфическую правовую систему, существующую в рамках исламской религии, которая имеет государственный характер и более, чем все иные мировые религии, связана с правом.

Мусульманское право - совокупность поддерживаемых государством религиозных, нравственных и правовых норм, сложившихся на основе ислама в толковании учеными-богословами и правоведами.

География распространения мусульманского права обширна. Традиционно оно присутствует в государствах Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Турция, Кувейт и т.д.). Не менее традиционным оно является для мусульманских общин Африки (Сомали, Танзания, Кения и др.), Малайзии, Индонезии и ряда других стран.

По причине приверженности исламу влияние мусульманского права испытывают некоторые из балканских стран и регионов (например, Албания, Косово), ряд стран СНГ (Азербай­джан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.), субъекты Российской Федерации (Татарстан, Ичкерия, Ингушетия и др.), а также мусульманское население Украины (крымские татары). В некоторых из них наблюдаются (разные по степени активности и глубине) процессы восстановления принципов и норм шариата. В государственных символах подчёркивается принадлежность к мусульманскому миру. Сегодня более 700 миллионов человек на вопрос «Кто ты по вере?» - отвечают арабским словом муслим: «Человек, исповедующий ислам», мусульманин.

Мусульманское право отнесено к религиозно-общинной группе религиозно-традиционного типа правовой системы по следующим причинам:

1. Как своеобразный юридический феномен оно имеет откровенно религиозное содержание. Мусульманское право возникло в единстве с шариатом1, представляющим собой важнейший компонент исламской религии. Его можно считать отдельной составной частью религии ислама.

Связь мусульманского права с религией ислама неоднозначна. С одной стороны, имеются правовые и религиозные нормы, совпадающие по своему содержанию и реализующиеся как религиозными учреждениями, так и государственными органами. С другой - государство, как своим авторитетом, так и принудительной силой, поддерживает не все религиозные нормы. Оно формирует большинство норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными учениями, способствует применению юридических норм не только мусульманскими судами, но и светскими судебными (светские суды) и правоохранительными (полиция) органами.

2. Мусульманское право имеет религиозно-общинный принцип применения. Оно действует, прежде всего, во взаимоотношениях мусульман, предназначается для мусульманской общины, направлено на её консолидацию и расширение. Например, брачно-семейные нормы мусульманского права распространяются исключительно на мусульман и не используются иными религиозными конфессиями. Ответственность за несоблюдение поста во время рамадана касается только мусульман. Правда, наличие приведенных фактов не исключает стремления распространить нормы мусульманского права и на немусульман (подчинение нормам мусульманского права немусульманки, которая вышла замуж за мусульманина и др.).

§ 3. Возникновение и развитие мусульманского права

Мусульманское право возникло (VII-X вв.) в процессе разложения родоплеменного строя и становления феодального общества в Арабском халифате. Оно отражало взаимодействие двух начал - религиозно-этического и собственно правового, связано с именем Мухаммеда - купца из Мекки (570-632 гг.), который объединил все аравийские племена в один народ, создал арабское государство и положил в его основу ислам. На формирование мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», большое влияние оказали как ислам, так и другие древние религиозные течения. Немалую роль сыграло обычное право.

После смерти Мухаммеда до начала VIII в. его дело продолжали четыре «праведных» халифа - Абу-Бакр, Омар, Осман, Али и другие сподвижники пророка. Обладание религиозной и светской властью (законодательной, исполнительной, судебной) открывало им широкий простор для толкования от имени Аллаха и Мухаммеда религиозных источников - Корана и сунны, где имелись отдельные нормы уголовного и гражданского права. Эти нормы не были приведены в определенную систему, не выделены в отдельную группу, а потому «праведные» халифы предпочитали на основе консенсуса формулировать новые правила поведения.

В VIII-Х вв. юристы, ощущая недостаточность конкретных предписаний Корана и сунны, необходимость в ликвидации пробелов и приспособления религиозных источников к потребностям общественного развития, взяли на себя задачу совершенствования мусульманского права. Первым шагом явилось появление «рай» (араб. - мнение) - относительно свободного личного усмотрения юристов, применяемого при толковании норм Корана и сунны. Следующим шагом был «иджтихад» (от араб. иджтихада - выносить самостоятельное решение) - формулирование компетентным факихом1новых правил поведения на основе Корана и сунны в случае их «молчания». Лица, получившие право самостоятельно решать вопросы, обойденные в Коране и сунне, стали называться муджтахидами 2. Бурное развитие иджтихада привело к тому, что мусульманские ученые-юристы сформулировали большинство конкретных норм и общих принципов мусульманского права (доктринальная разработка права). Работы муджтахидов приобрели силу обязательных источников для тех, кто применял нормы мусульманского права. В вопросах, не урегулированных Кораном и сунной, от судьи требовалось принимать решения на основе формулировок факихов (юристов), а не по собственному разумению.

В начале VIII-середине X вв. мусульманское право достигло расцвета благодаря деятельности юристов. Этот этап был назван­ периодом имамов и кодификации - «золотым веком». С XI в. мусульманское право развивалось в рамках следующих правовых школ-толков - суннитской и шиитской (школа Медины и иракская школа). Эти школы использовали обычное право, действующее на их территориях, и приспособили его к потребностям веры. В юридическом отношении различие между школами было незначительным1. Появление школ-толков фактически закрепило положение доктрины в качестве основного источника мусульманского права. Каждая из школ создала свой набор методов юридической техники, с помощью которых вводились новые нормы в случае «молчания» Корана и сунны2.

К XIII в. выводы основных школ мусульманского права, сложившиеся к этому времени, были канонизированы. Закончилось прямое толкование Корана и сунны. Наступил период традиции - «таклид».

Решения муджтахидов, принимаемые ранее по конкретным вопросам, стали правовыми нормами. Термин «фикс», который первоначально использовался для обозначения мусульманско-правовой доктрины, стал применяться также в отношении самого мусульманского права в объективном смысле. По сути, мусульманское право превратилось в национальное право. Оно было разделено на отдельные ветви в соответствии с доктринами-толками, которые действовали в пределах отдельных территорий. Государство назначало судей и возлагало на них обязанность решать дела на основе учения определенной школы. Например, султан Салим I (начало XVI в.) издал указ о применении судьями и муфтиями1Османской империи выводов ханифитского толкования. Мусульманское право представляло собой собрание множества разнообразных норм, возникающих в разных исторических, часто формально не определенных ситуациях, что открывало широкий простор для судейского усмотрения (до сих пор у судей сохраняется возможность выбора).

Дальнейшее развитие мусульманского права шло по пути последовательного устранения противоречий, существовавших в рамках того или иного толка. Создавались общие положения и принципы, единые для всех мусульманских правовых школ. Если вначале мусульманские юристы конкретизировали общие положения Корана и сунны в индивидуальных решениях, то впоследствии различные толкования казуальных решений поставили их перед необходимостью выработки общих юридических принципов мусульманской правовой системы. Эти нормы-принципы (своеобразная «общая часть» мусульманского права, исходное начало в случае применения любой конкретной правовой нормы) придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивные возможности. Они стали едиными и непререкаемыми для всех толкований, придали стабильность мусульманскому праву.

Со второй половины XIX в. до наших дней постепенно снижается роль юридической доктрины. Возрастает значение закона как источника права. Принимаются кодексы. Происходит активное заимствование элементов романо-германского и англо-американского права (см. § «Закон. Кодификация»).

На государственном уровне в мусульманских странах разработана концепция «верховенства шариата», перекликающаяся с современными концепциями правового государства. В соответствии с этой концепцией глава государства связан нормами мусульманского права, сформулированного муджтахидами (исходным является положение о принадлежности муджтахидам законодательной власти).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.