Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Субтест - «Ряды чисел» (ZR)




 

Испытуемый получает задание написать следующее число в ряду в соот­ветствии с правилом, по которому составлен данный ряд. При решении задач данного типа испытуемый руководствуется указаниями на то, что числа в ряду расположены по определенному правилу. На основании этого он делает вывод о том, что имеет место повторение каких-то, пока еще неизвестных отношений между ними. По всей видимости, это и будут существенные для данной задачи отношения, так как определив их, не трудно будет сформулировать и сам прин­цип построения ряда. Найти эти существенные отношения можно лишь путем сопоставления (сравнения) отношений между различными элементами и выяв­ления на этой основе повторных (то есть общих для данного ряда) отношений. Таким образом, операция сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность представлены при решении данного типа задач в значительной степени.

Определив общие для данного ряда отношения, решающий на основе элементарных вычислительных операций определяет пропущенное число. Как отмечается в чешском руководстве к ТСИ, данный субтест определяет преиму­щественно теоретические математические способности. Однако проведенный выше анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело не с высшей формой обобщения, которое осуществляется на основе анализа и выявления существенных отношений в рамках единого целого, а с его элементарной фор­мой - определением общего в ряде предметов путем сравнения и его отвлече­ния. Общее при этом оказывается общим не потому, что оно существенно, а по­тому, что повторяется. Несущественное возводится в ранг общего, а общее в ранг существенного. Обобщение, конечно, присутствует в процессе решения данного типа задач, однако оно лишь по форме является математическим (обобщаются отношения между математическими символами). Однако по су­ществу мы имеем дело с обобщением более низкого уровня, чем математиче­ское.

Таким образом, можно сделать вывод о неправомерности утверждений о том, что задача на определение закономерностей диагностирует уровень разви­тия теоретического математического мышления. В данном случае имеет место проявление преимущественно аналитико-синтетических математических спо­собностей (в задачах представлено много числовых ориентиров). И хотя мате­матическое обобщение является производным от аналитико-синтетической дея­тельности и во многом определяется уровнем ее развития, вывод о способности диагностировать уровень развития операции обобщения задачами данного суб­теста является, на наш взгляд, не вполне обоснованным, хотя и возможным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.