Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПД памяти. Осн. методики




ПАМЯТЬ —когнит. процессы — процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в д-ти или возвратить в сферу сознания.

В основе явл-й памяти на физиол. уровне лежат измен. активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на, биохимич. уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом 2х форм памяти — памяти кратковр-й и долговр-й, что подтверждается экспер.-психол. данными. В памяти выделяются 3 взаимосвяз-х процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Классифик П.

1. По х-ру запоминаемого материала: зрит-я, слух-я и осязат-я.

2. По параметрам длит-ти хранения информ.:

· П. Оперативная (хранение длится не более 1.5с

· П. кратковрем-я (со временем хранения не более 30 с) – представляет начальную стадию переработки информ. Она хар-ся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но кратким ее сохранением.;

· П. долговрем-я — позволяющая хранить материал постоянно.

3. В завис. от установки на длительность сохранения: П. краткосрочная и П. долговременная. Различие этих видов памяти физиол. подтверждается различными следами, хранящими информацию.

4. По материалу, сохраняемому П:П. когнитивную, эмоциональную и личностную.

5. По модальности сохраняемых образов: П. словесно-логическая и П. образная. Обычно ур. их развития у индивида неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из типов П.

ПД памяти – это совокупность методов и приемов, направл-х на изуч мнемич. д-ти испытуемого (запомин., сохранен., воспроизвед.)

По Л.Н.Кулешовой: при экспер. иссл. памяти предметом изуч. обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особ-ти какого-то 1го из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).

Чаще всего исслед-ся:

· объем памяти (7+- 2 - норма)

· особ-ть сохр. инфы (долговрем-я, коротковрем-я, оперативная)

· виды памяти по анализаторам

· произвольность/непроизвольность

· механич./логич. память

· скорость запоминания (кол-во повторений, нужное для удержания информации в памяти)

· скорость забывания (время, в течение кот. запомнившееся хранится в памяти)

· точность

Сфера применения:

· Учебн. д-ть (при поступл. в школу и во время обуч-я)

· Клинич. иссл-я

· Проф. отбор

· Проф. ориентац

· Аттестац. персонала

Основные методики исслед. памяти.

«10 слов»- Лурия; методика логич. и механич. запом.

Одна из наиб. часто применяющихся методик предложена А. Р. Лурия. Использ-ся для оценки сост. памяти, утомляемости, активности внимания. Использ не завис от возраста. После 2й серии может диагн. угасание П. => наруш мнемич. д-ти. Строится кривая запоминания. Ч-з час – 3я серия – воспроизвед 10 слов => хорошо развитая долговрем. и коротковрем. П.

Никакого спец. оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова - простые, разнообр. и не имеющие между собой никакой связи. Инструкция состоит как бы из нескольких этапов. 1ое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Испытуемый повторяет. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (2ой этап): «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен (на) повторить их — и те, кот. уже назвал, и те, кот. в 1ый раз пропустил — все вместе, в любом порядке». Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз. После 5тикратного повтор. слов экспериментатор переходит к др. экспериментам, а в конце иссл-я, т. е. примерно спустя 50—60 мин., снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.