Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПД мышления. Осн. методики




Рея тест

Методика логич. и механич. запомин. пар слов

Экспер-е изуч. памяти заключ-ся обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, кот. спустя некот. время он должен узнать или воспроизвести. В этих экспер-тах всегда имеется 4 переменных:

1) вариации стимульного материала и способа его предъявления испытуемому;

2) вариации способа запоминания стимульного материала;

3) вариации интервала между запоминанием и воспроизведением (или узнаванием);

4) вариации способа воспроизведения запечатленного материала.

Различия методов исследования и заключаются в модификации этих переменных.

Методы также можно разделить на иссл. памяти конкретного ч-ка и иссл. общих закономерностей п. К числу последних относится, н-р, получение кривой забывания Эббингауза или же нахождение числа Миллера.

Пиктограмма

Иссл. особенностей опосред-го запоминания и его продуктивности, а также х-ра мыслит. д-ти, ур. формир. понятийного мышл. Методика может применяться для иссл. детей и взрослых в групп. и индивид-м обсл-и.

Тест сост. в копировании сложной геометрич. фигуры. Для запоминания даются 3 минуты. На 4й минуте рисунок закрывают, и иссл-му предлагается воспроизвести его. Автор теста опис.7 вариантов копир-я, начиная от обыкновенных «каракуль» до тщательной, аналитич. копии.

Мышление – наиб. обобщенная и опосред-я форма психич. отраж-я, устанавл-я связи и отнош. м/д познаваемыми объектами. ПД м-я – сов-ть приемов и методов направл-х на кач-е и колич-е измен-я особ-й мыш-я. Выды мыш-я: наглядно-действенное – вид м-я опирающ-ся на непосредств-е восприят. предметов, реал. преобраз-е в проц-се действий с предметами. Наглядно- образное – вид М, хар-ся опорой на представления и образы, ф-ции образ-го м-я связаны с представлением ситуаций и изменений в ин, кот. ч-к хочет получить в рез-те своей д-ти. Словесно-логич-е – вид М, осущ-й при помощи логич. операций с понятиями. Мыслит-е процессы (это проц-с, кот. предшествует осознание исходной ситуации, кот. явл сознат-м и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, кот. заверш-ся к-либо результ. (нахожд-е реш-я, формир-е сужд-я)): Операции: 1)анализ – мысленное расчлинение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. 2)синтез- обратный анализу проц-с, кот. восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.3)сравнение- мышл-е сопоставляет вещи, явления и их св-ва, выявляя их сходства и различия, что приводит к классификации.4)Обобщение(или генерализация) – отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих с раскрытием существенных связей.Обобщение м/т совершаться путем сравнения, при кот. выд-ся общие кач-ва (соверш-ся вэлементар-х формах м-я), а в более высших формах О. соверш-ся ч/з раскрытие отнош-й, связей и закономерно-й.5)Абстракция – это выделение какой-либо одной стороны, св-ва и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот выделить только ворму. Обобщение и абстракция – явл 2-мя взаимосвяз-ми сторонами единого мыслит-го проц-са, при помощи кот. мысль идет к познанию.

Лущихина выделяет следующие методы исследования мышления:

1)метод самонаблюдения;

2)метод наблюдения (регистрируются эмоциональные компоненты поведенческих реакций);

3)метод беседы;

4)метод анкетирования;

5)лабораторный эксперимент;

6)тестирование (необходима всегда норма для выборки), (сравнения между группами);

7)моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно, обычно используется математическое ил абстрактное моделирование;

8)психофизиологическое исследование (вживление электродов- показатели сложности степени заинтересованности).

ПР-РЫ МЕТОДИК:

- методика Лаченса, направлена на исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач;

- методика Покровского, тест установл. закономерностей. Методика служит для оценки кач-в мышл.: анализ, сравнение, умение делать логич. построения, умения делать тождества и различия, легкости оценивания ассоциат-х связей, скорость переключения).

- тест Лигмана «логические закономерности» направлен на изучение развития уровня мышления;

- методика «инт - ая лабильность» направлена на исследование лабильности.

-у Айзенка есть словесный,математический и др.

Исследование восприятия Методика «Восприятие времени» предназначена для оценки адекватности восприятия длительности явлений (чувство времени, резерв времени).
В качестве основного инструмента для исследования восприятия (в основном, конечно, детского) мы используем собственные наработки. Исследование пространственных представлений Методика «Компасы» направлена на изучение способности человека оперировать пространственными представлениями. Исследование памяти Методика «Пиктограмма» (пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) - экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Используется также для характеристики особенностей мышления и аффективно-личностной сферы. Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность для диагностики шизофрении.
Методика «Память на числа» позволяет оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти.
Методика «Воспроизведение текстов» помогает исследовать смысловую память и даёт материал для косвенного суждения о сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его общего развития. Исследование внимания Для изучения особенностей внимания человека мы используем целый ряд общепринятых методик, таких как «Расстановка чисел", «Выявление слов", «Отыскивание чисел с переключением», «Перепутанные линии», «Корректурная проба» и др. Все эти методики направлены на выявление особенностей основных характеристик внимания человека: переключаемости, устойчивости, объёма, избирательности. Исследование мышления Тесты, направленные на исследование мышления, помогают увидеть особенности мыслительных процессов человека - их подвижность или шаблонность, скорость, глубину и т.д. Такие методики, как «Сложение чисел с переключением», «Установление закономерностей», «Количественные отношения», «Сложные аналогии», «Сравнение понятий» и др. позволяют оценить характеристики основных операций мышления и процесс мышления в целом. Исследование интеллекта англ. Intellectual quotent, (сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, получаемый на основе различных тестовых методик. Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине (1903). Для каждого возрастного, исчисляемого в годах, периода уровень (норма) достигнутых знаний и умений полагался равным 100. Отклонения от этого стандарта позволяли судить об опережении или отставании в умственном развитии. Сам термин введён австрийским психологом В. Штерном в 1911г. С помощью показателя IQ в США, например, проводится отбор в армию, оценивается степень подготовленности учащихся, проводятся социолого-психологические обследования.
Система тестов на определение IQ включает как задания, требующие словесного ответа на поставленные вопросы, так и задачи на манипулирование, например складывание целостной фигуры по данным её частям. Требуется решить - с ограничением времени - простые арифметические задачи и примеры, ответить на ряд вопросов, определить значения некоторых терминов и слов. Ответы оцениваются по определённой, заранее установленной шкале. Общее количество баллов, полученное по всем заданиям, переводится посредством таблиц, заранее отработанных на больших контингентах испытуемых, в соответствующий показатель IQ. При оценке учитывается возраст испытуемого.
По мнению большинства психологов, тест IQ оценивает главным образом наличный уровень знаний.
«Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» разработан на основе идеи о том, что отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в определённых, но, в то же время, подвижных структурах. Эти структуры способностей являются взаимодополняющими, что обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей человека. Отдельное место в системе возможностей человека занимают интеллектуальные особенности, по структуре которых можно опосредованно судить о возможных профессиональных способностях.
«Тест возрастающей трудности - методики Равена» предназначен для изучения логичности мышления и является одним из наиболее прогностичных методов для исследования невербального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно. Может применяться как индивидуально, так и в группе.
«Школьный тест умственного развития - ШТУР» разработан группой специалистов под руководством К.М.Гуревича. В его основе лежит концепция социально-психологического норматива - комплекса требований, предъявляемых обществом ко всем своим гражданам и воплощенным, в частности, в школьных общеобразовательных программах. Поэтому в ШТУР включены понятия не только общекультурного и социального содержания, но и те, которые подлежат усвоению в рамках учебных предметов.

ТЕМА 3. ПРОЕКТИВНЕ МЕТОДИКИ В ПД

Понятие проективный метод (приоритет использ-я данного понятия дал Мюррей) – это приемы иссл. Л, в кот. испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на кот. он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации. Их эффективно использовать при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых признаков сторон Л. Признаки, общие для всех проект. методик: 1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испыт-й обладает относит-й свободой в выборе ответа или тактики поведения, 2) отсутствие ограничений при выборе ответов; 3) отсутствие оценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.