Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития ПД




ПД выделилась из психол. и начала складываться на рубеже XIX и XX вв. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. 1ым ее источником стала экспер. психол., т.к. экспер. методлежит в основе ПД методик, разработка кот. и составляет одну из задач ПД. 1ми экспер. методами психол. снабдили др. науки, главн. образом физиология.

Началом возникн. экспер. психол. условно счит-ся 1879 г., т.к. в этом г. в Германии была открыта 1я лаборатория экспер. психол. Ее основатель В. Вундт, намечая перспективы построен. психол. как цельной науки, предполагал разработку в ней 2х непересекающихся направл-й: * естественно-научного, опирающ-ся на эксперимент;* культурно-историч-го, в кот. гл. роль призваны играть психол. методы изуч. культуры (психол. народов). По его теор. естеств.-науч-е экспер. методы можно было применять только к элементарному, низшему ур. психики. Экспер. иссл. подлежит не сама душа, а только ее внешн. проявл. Поэтому в его лаб. в осн. изучались ощущ. и вызываемые ими двигат-е акты — реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории В. Вундта создаются подобные экспер. лаб. и кабинеты не только в Германии, но и в др. странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

Автором, создавшим первый собственно психол-й экспер. метод, был Г. Эббингауз (1850-1909), изуч-й з-ны памяти, используя для этого наборы бессмысл-х слогов (искусств-х сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкр. значения). Он полагал, что получ. им результ. не завис. от сознания испытуемого, интроспекциии, след-но, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспер. изуч. навыков.

Так на рубеже XX в. в психол.огии утвердился объект-й экспер. метод, кот. начал определять х-р психол науки в целом. С внедрением в психол. экспер-та и появл. благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарожд. знаний об индивид-х различиях м\д людьми.

Диф. пси. стала еще одним источником ПД. Вне представлений об индивид-психол. особ-тях, кот. явл. предметом диф. психол., невозможно было бы возникновение ПД как науки о методах их измерения.

Но возникновение ПД не было итогом простого логич. развит. экспер.-психол. и диф-пси. изучения ч-ка. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала мед. и пед., а затем и индустр-й. 1й из осн. причин, обусловившей зарождение ПД, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагн. и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей. 1 из ранних публикаций, посвященных вопросам умств. отсталости, принадлежит фр. врачу Ж. Е. Д. Эскиролю, стремившемуся дифференцировать разные степени умственной отсталости. Др. фр. врач, Э. Сеген, первым уделил вним. обуч. умственно отсталых детей с помощью особых методик. Их работы внесли опред. вклад в разработку методов, помогавших определить умств. отсталость.

Осн ПД подходы (объективный, субъективный, проективный)

ПД методики конкретизируются в 3х осн. подходах:

1. Объективный поход – диагн. здесь осущ-ся на основе результативности (Да/нет), а также способа и особенности выполнения деятельности. Данный поход представлен тестами интеллекта и тестами Л.

2. Субъективный подход – диагн. тут осущ-ся на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особ-тей Л и повед. в тех и иных ситуациях. Подход представлен многочисл. опросниками, в заданиях кот. даются в виде вопросов или утверждений

3. Проективный подход – представлен проективными методами иссл-я Л, ценность и главное назначения к-рых сост. в выявлении присущих Л способов построения ее жизненного пространства, ее субъективного внутр. мира. Диагн. в данном подходе осущ-ся на основе анализа особ-тей взаимод-я с внешне нейтральными, как бы безличным материалом, кот. в силу своей неопределенности становится объектом проекции

ТЕМА 2. ПД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.