Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абсолютно хороший и абсолютно плохой объект




 


 

       
   

 

 


«Абсолютно хорошее»
«Абсолютно хороший»/ Абсолютно плохой

 

Вот таким образом вокруг этих структур постепенно строится образ Я и образ объекта, а потом строится репрезентация, то есть различных сочетаний этого объекта и взаимоотношений.

Конфликтологический подход к исследованию Эго.

Концепция сферы Эго свободной от конфликтов.

Если вспомнить психосексуальные концепции, то развитие – это череда конфликтов, которые мы разрешаем. Фрейд подчеркнул, что насколько Эго успешно разрешает эти конфликты, настолько здоровой будет психика человека и успешной его жизнь. Х.Гартман идет в своих исследованиях дальше, и отмечает, что хотя Эго и растет на конфликтах, это не единственный путь его развития, и в структуре «Я» выделяет зону, свободную от конфликтов.

Свободная от конфликтов сфера – это те процессы, которые не нуждаются в конфликте для своего развития. В области разума это: восприятие, формирование отношений, целепологание, намерение, объективное понимание, мышление, речь, память.

В области моторики – это движения и действия, то есть все моторные акты.

Но, здесь есть одна оговорка. Несмотря на то, что эти процессы, не нуждаются в конфликте для своего развития, они могут быть втянуты в конфликт при определенных обстоятельствах.

Концепция адаптации Х.Гартмана.

Универсальные критерии психического здоровья.

Все Эго-психологи феномену адаптации уделяют особое внимание. Если говорить о Гартмане, то у него нет такой работы, в которой у него нет ссылки на эту тему. Гартман рассматривал процессы адаптации у животных и человека. Он обнаружил интересный факт. У животных реализация инстинктивных потребностей ведет к успешной адаптации. А у человека, если он будет реализовывать свои влечения напрямую, это приведет к его разрушению. Отсюда Гартман делает вывод о том, что у человека процессы адаптации управляются иначе. Он подчеркивал, что Эго является специальным органом адаптации. Если развернуть эту мысль, то она расшифровывается следующим образом: вся совокупность функций Эго в норме служит адаптации.

Адаптация – это следствие успешного развития Эго. Если Эго развивается нормально, то человек нормально адаптируется. Заинтересовался Гартман этой проблемой потому, что появилась тема эффективности психоаналитической терапии. С точки зрения Гартмана, целью всякой терапии является адаптация личности к внутренней и внешней реальности. Соответственно улучшение адаптации пациента будет критерием эффективности терапии. И проводя анализ, Гартман призывал исследовать все психические феномены и терапевтические действия с точки зрения их адаптационной значимости. Он изложил связную концепцию адаптации.

Адаптация – это реципрокное отношение между организмом и средой, которое обеспечивается аппаратами врожденной оснащенности, их созреванием и развитием, и Эго - регуляторными механизмами. (Реципрокные означает двусторонние отношения).

Выделяет следующие виды адаптации:

1. Аллопластическая адаптация – то есть, здесь происходят изменения во внешней среде.

2. Аутопластическая адаптация – то есть изменения происходят во внутреннем мире человека, они по-новому структурируют личность и это полезно и важно.

3. Смешанный вариант адаптации. В каждом конкретном случае высшие функции Эго определяют, определяют, какого вида адаптация будет предпочтительна. И еще Гартман подчеркивал, что адаптация человека не может входить в конфликт с адаптацией популяции.

Адаптация бывает прогрессивная и регрессивная.

Прогрессивная адаптация позволяет перейти на новый уровень психического функционирования.

Регрессивная адаптация. Эта идея пришла к Гартману в ходе психоаналитической терапии. Одним из процессов на кушетке является регрессия. Если работа ведется с эдипальным пациентом, то задача аналитика состоит в создании условий для регрессии. Это необходимо для того, чтобы человек регрессировал к точке фиксации своей проблемы. Либо он может регрессировать к состоянию единства с объектом, когда был симбиоз, было хорошо, был комфорт, и набраться здесь психического ресурса, для того, чтобы начать процесс сепарации, но не невротической, а нормальной. Регрессия дает знания о том, где проблемы, а также дает энергетические ресурсы. Единственное о чем надо помнить, это то, что регрессия должна быть обратима и управляема.

Х.Гартман выделил три важнейших инструмента адаптации: рациональные действия, эмоции, фантазии.

Концепция автоматизмов Гартмана.

Эта концепция Гартмана была разработана на основе физиологического представления о формировании навыка. Гартман задумался: что такое перенос? что собой представляет это явление в психоанализе? как он образуется? какова его структура? И отвечая на поставленные вопросы, пришел к идее автоматизмов не только в двигательной или ментальной сфере, но и в сфере отношений.

Что происходит в отношениях? Здоровый и адаптированный человек переживает спектр эмоций. Они разные по полюсу и интенсивности, адекватны ситуации и не противоречат ей. Соответственно его реакции и действия, тоже будут разнообразными. Например: в диадных отношениях мать демонстрирует доминирующее состояние и соответствующий тип реакции, в ущерб всему широкому спектру. Ребенок обнаруживает это, и в ответ на ее доминирующее состояние и реакцию у него возникает какая-то одна ответная реакция. Она у него развивается и становится доминирующей. Всего остального нет, так как нет других переживаний. Ребенок привыкает реагировать на людей так, как было принято в его отношениях с матерью. Чем уже спектр реакции, тем беднее эмоциональная и поведенческая жизнь человека. Но, другие люди, отличаются от его матери, и они шаблонное реагирование не готовы воспринимать как адекватное. Это было нормально в патологической диаде, а во внешнем мире это будет по-другому. Человек получает непонимание, отказ, враждебность, избегание себя, у него рвутся отношения, и они его не устраивают. Человек страдает, приходит к аналитику и выдает туже самую шаблонную реакцию, так как другой он не может выдать, у него ее просто нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.