Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования направленности личности боксера




Целенаправленное воспитание боксеров осуществляет­ся в процессе многолетней тренировки и соревнований на всех уровнях спортивной подготовленности. JB спортивной психологии комплекс средств, методов и мероприятий, которые способствуют формированию общих и специально-спортивных психических ка­честв личности спортсмена (т. е. качеств, необходимых для овладения спортивным мастерством), принято называть психологиче­скими основами воспитания и тренировки (или средствами общей психической подготовки). Систему средств психолого-педагогиче­ских воздействий, направленную на выработку психической готов­ности к соревнованию и воспитание специальных психических ка­честв, необходимых для успешного выступления в состязаниях, на­зывают системой психической подготовки к соревнованию (или средствами специальной психической подготовки спортсмена).

Система психолого-педагогических воздействий предполагает:

а) формирование направленности личности советского бок­сера;

б) развитие и. совершенствование волевых качеств боксера;

в) развитие и совершенствование специализированных психических качеств боксера;

г) воспитание способности к саморегуляции психического со­стояния.

Естественно, все «упомянутые качества могут развиваться в из­вестной степени сами по себе в результате занятий боксом, под влиянием таких факторов, как специфические упражнения, усло­вия тренировки, влияние коллектива и партнеров. Однако -степень «спонтанного» развития психических качеств и процессов весьма незначительна и, кроме того, влияние факторов занятий бывает двояким: или положительным, или отрицательным. Необходимым условием правильного и эффективного формирования личности спортсмена, развития его воли и других психических качеств яв­ляется правильная организация педагогического процесса, умелый подбор специалистов — тренеров, педагогов, психологов.

Однако и этого недостаточно: формирование свойств личности и психических процессов не будет происходить достаточно эффек­тивно, если боксер сам не желает активно совершенствовать свои психические качества, учиться психической саморегуляции. Он дол­жен захотеть воспитать свой характер, закалить волю, научиться управлять своими эмоциями и поведением в любых условиях, мобилизовывать силы для победы, совершенствовать внимание и мышление, активно стремиться к самовоспитанию. Опыт показывает, что боксеры, которые осуществляли это стремление, добива­лись в боксе выдающихся успехов. Причем в самовоспитании боль­шую роль играет тренер, от которого во многом зависит, сумеет ли спортсмен правильно настроиться и сможет ли он продолжать самовоспитание при неудачах.

Если рассматривать понятие «самовоспитание» широко, то в него надо включить и самопознание и самоусовершенствование спо­собности сознательно управлять своими действиями, поступками, мыслями и чувствами.

Основу самовоспитания составляет самопознание — анализ и самооценка своих сил, возможностей, поведения. Чтобы направленно воздействовать на себя, необходимо прежде всего знать са­мого себя, уметь хорошо разбираться в совершаемых поступках, видеть свои положительные и отрицательные стороны, критически оценивать свое поведение, исходя из общественных интересов, быть политически грамотным. В процессе подготовки спортсменов мож­но использовать различные средства, пути и методы самопознания: информацию, получаемую спортсменами от окружающих, об осо­бенностях своих движений, стиля, тактики, морального поведения, волевых качеств, особенностях организма и психики и т. п.; само­наблюдение, как составную часть самоконтроля своего физическо­го и психического состояния; анализ своей деятельности, поступ­ков, обусловивших их факторов; выявление причин успехов и по­ражений; самоучет результатов тренировок и соревнований; само­отчет о выполненной деятельности; критику и самокритику; само­оценку работы по самоусовершенствованию физических, мораль­ных, волевых, интеллектуальных и других качеств; ведение лично­го дневника, где не только фиксируются внешние факторы, собы­тия, данные, но и анализируются и описываются переживания, мысли, стремления и т. п.

Ряд этих средств и методов самопознания и самовоспитания может быть с успехом использован для самовоспитания боксера. При этом тренер должен систематически контролировать проде­ланную спортсменом работу, знакомиться с его дневником, откро­венно беседовать о трудностях, мешающих самоусовершенствова­нию.

На формирование системы взглядов, убеждений, интересов бок­сера влияет коллектив, в котором от тренируется. Очень важно, чтобы в клубе или в команде были лидеры, которые пользовались бы авторитетом большинства членов группы и на которых тренер мог бы опираться, сплачивая спортсменов.

Для того чтобы создать дружный коллектив, надо стремиться увеличить общность интересов у всех занимающихся на основе ин­тереса каждого спортсмена к результатам совместных тренировок, предстоящим соревнованиям.

Необходимо укреплять между боксерами отношения взаимного доверия, взаимной требовательности, взаимопомощи, которая про­является в советах, указаниях, исправлении ошибок во время тре­нировки, в психологической поддержке перед выступлением на со­ревнованиях и т. д. Взаимное доверие позволяет более слабым спортсменам спокойно, без скованности и напряжения боксировать в парах.

В сплочении коллектива большую роль играют полезные традиции: чествование победителей соревнований, проведение показа­тельных тренировок, организация занятий за городом, поздравле­ния боксеров с торжественными датами их жизни, выпуск стенга­зет и др.

Коллектив играет большую роль в формировании у спортсме­нов положительных мотивов тренировки и участия в соревновани­ях. Знание тренером мотивов его воспитанников имеет немалое практическое значение, так как позволяет оценить некоторые свойства личности спортсмена, проявляющиеся в этих мотивах (тщеславие, любознательность, коллективизм, целена­правленность и др.), дает возможность использовать эти мотивы для повышения активности спортсмена во время обучения и трени­ровок, для совершенствования некоторых моральных и волевых качеств, а наиболее значимые мотивы — для успешного выступле­ния в соревнованиях.

Одна из задач тренера — способствовать воспитанию в коллек­тиве боксеров общественно важных интересов, которые, во-первых, побуждали бы спортсменов активно тренироваться и выступать в соревнованиях, а во-вторых, обогащали бы их духовный мир, спо­собствовали развитию важных интеллектуальных, моральных, эс­тетических чувств, правильного отношения к труду и т. д.

Для того чтобы выработать у спортсмена правильные интере­сы, тренер должен:

— подробно разъяснять спортсменам сущность искусного бокса, его влияние на организм боксера; раскрывать сущность эстетики бокса, проявляющейся в динамичных координированных действиях, легкости передвижений, мгновенных реакциях в затруднительных положениях, умении избегать ударов, корректности поведения и т. п.;

— анализировать с каждым боксером перспективы его спортив­ного роста и пути совершенствования мастерства;

— творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные за­дачи, чтобы избежать стандарта и однообразия;

— соблюдать на занятиях принципы сознательности, активно­сти, постепенности, последовательности, доступности, прочности, наглядности, индивидуальности;

— позволять боксерам творчески, индивидуально совершенство­вать технику, тактику и физические качества;

— не допускать в вольных боях грубого обмена ударами или сильных ударов;

— специально отводить время для личного совершенствования боксера на лапах;

— заявлять боксера для участия в соревнованиях лишь после того, как он достигнет необходимого уровня тренированности;

— активно участвовать в подготовке спортсмена к соревновани­ям, в секундировании, обсуждать с ним ход и результаты выступ­лений;

— интересоваться личной жизнью боксера, его работой, учебой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.