Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-технологические основы игровой деятельности 1 страница




В современной культурно-досуговой деятельности игра занимает одно из важных мест. Разнообразие игровых форм, культивируемых в досуговой практике, огромно: интеллектуальные и подвижные игры, игры-драматизации, аттракционы, игры-состязания, танцевальные игры, игры-песни, игры-хороводы, игры-речевки, компьютерные игры и многочисленное количество игровых модификаций включены в разнообразные формы культурно-досуговой деятельности.

История человеческого общества убедительно показывает, что жизнь и игра демонстрируют нерасторжимое единство, в котором зачастую теряются грани между ними. Повседневная жизнь человека, регламентированная определенными социальными нормами, нередко оставляет ему не так много свободы и возможностей для самореализации. Игра же зачастую такие возможности предоставляет. В ней реализуется свобода личности – важнейшая составляющая игровой реальности. В игре, в отличие от обыденной реальности, личность может творить, импровизировать, находить оптимальные пути достижения поставленной цели. Игра позволяет вернуться в исходное положение и вновь проверить правильность выбора стратегии.

Феномен игры возник еще на заре человеческой истории. О том, какое место занимала игра в жизни первобытного человека, можно лишь предполагать, основываясь на археологических данных и описаниях, содержащихся в трактатах древних мыслителей. У первобытного человека игра являлась тем привлекательным моментом жизни, который делал ее не только радостной и романтичной, но и практически целесообразной. Самые примитивные формы игры возникли, очевидно, из-за стремления первобытного человека удовлетворить насущные "производственные" потребности своего сообщества. Ритуальные танцы, разыгрывание сюжетов предстоящей охоты, – все находило отражение в игровых действиях первобытного человека. Известно, какое значение придавалось игре в Древней Греции и Древнем Риме. Первый известный закон об играх, Lex aleatoria, был утвержден в Риме в III веке до н.э. В нем, как и в большинстве последующих государственных законов, все игры подразделялись на запрещенные (азартные) и разрешенные (общественные, спортивные, гладиаторские и т.п.). У римлян слово "ludus" одновременно обозначало два неразрывно связанных понятия – "школа" и "игра". Римские педагоги считали, что учеба не пойдет впрок тому, кто не играет.

Зрелищные массовые игры являлись неотъемлемой частью политической и культурной жизни населения, составляли основное содержание праздничного досуга. Далее игра, пройдя сквозь эпоху Средневековья – период яростного запрещения всяких игр – позже Возрождения и последующих эпох, стала неотъемлемой частью производственной жизни, отдыха и развлечений человека. Слоган – игре столько лет, сколько человечеству – только подчеркивает социокультурную сущность игры.

Глубокое исследование феномена игры было осуществлено нидерландским ученым, историком культуры – Й. Хейзингой (1872-1945). В его главном труде "Homo ludens" (Человек играющий) содержится обширный теоретический анализ игры, как универсального явления культуры. Й. Хейзинга рассматривает игру как основу всех видов жизнедеятельности человека – труда, отдыха, развлечений, правосудия, искусства, науки, политики. Хейзинга исходит из концептуальной идеи, что вся "человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра". Основные сущностные свойства игры, по Хейзинге, сводятся к следующему. Игра есть свободная деятельность, которая осознается как "невзаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы и необходимого. Игровое действие сопровождается чувствами подъема, напряжения и несет с собой радость и разрядку[10].

Внимание сбору и изучению разных жанров фольклора, в том числе и игр, уделяли белорусские учёные В.К.Бондарчик, К.П.Кабашников, Г.А. Барташевич, А.Ю. Лозка, Я. Р. Вилькин, Н. Никифоровский и др. В практическом плане большое значение имеет работа А.Ю. Лозки, который собрал огромное количество белорусских народных игр, рассмотрел сюжетно-тематический и мифологический аспекты календарных и обрядовых игр и предложил их классификацию: календарные (зимние, весенние, летние и осенние), семейно-обрядовые, игры, не связанные с календарем и обрядами и др.[3].Представленная автором классификация игр имеет большое значение в празднично-обрядовой деятельности, где игра оформляет праздник и в то жевремя входит в неё, как составная часть.

Игра как часть общечеловеческой культуры представляет собой один из древнейших феноменов социальной практики людей. Неугасаемая с годами потребность человека в разделении с ближними "радости бытия" объединяет различные народы, поколения, превращая игру из "своей" в "общую" и создавая неповторимый единый мир. Мир без границ – это мир игры.

Следует подчеркнуть, что в игровой деятельности происходит эмоционально-нравственная выраженность отношения личности к происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Это относится не только к участникам игры, но и к “болельщикам”. В этом плане игра позволяет человеку в определенной степени познать самого себя. Найти свое место в игре становится равносильно отысканию своего места в обществе, в коллективе. В игре человек реализует мечту древних мыслителей, призывающих человека найти себя.

Дальнейшие исследования феномена игры только подтверждают эти выводы. Остановимся подробнее на феномене игры.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как в ней личность отражает различные стороны жизни, особенности взаимоотношений между играющими, уточняет свои знания об окружающей действительности. Следует отметить, что не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер интеллектуальной деятельности.

Следует заметить, что сущность игры определяет и функции, свойственные ей: познавательную, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную, психофизическую, гедонистическую, релаксационную. Исследователи игры среди многочисленных функций особо выделяют эстетическую. Игра в первую очередь относится к категории прекрасного, поскольку в «хорошей» игре происходит становление и развитие лучших физических и духовных качеств человека. Игра многофункциональна, что позволяет включать ее в любые виды деятельности человека. Все это определяет игру как особое педагогическое средство формирования личности. Вместе с тем игра – это осмысленная деятельность, обеспечивающая возможность перехода в воображаемую ситуацию, лишенную утилитарного эффекта, но порождающая подлинные чувства удовлетворения духовных потребностей [2].

Полифункциональность игры свидетельствует о ее универсальности, способности влиять на человека, охватывая его духовные и физические грани жизнедеятельности. «Игра человека есть социальный и эстетико-культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура – трудом и общением».[1]

Исследователи игры насчитывают более 5000 видов и форм ее. В этой связи представляется целесообразным распределить множество игр на определенные классы и виды.

Одну из первых классификаций разработал Е.А.Покровский, активный популяризатор детских народных игр. Им собрано более 500 разнообразных игр. Автор предложил разделить игры на три вида:

– игры, требующие небольшого умственного и физического напряжения;

– игры, требующие достаточного запаса как умственных, так и физических

сил;

– игры смешанные, полезные для умственного и физического развития детей.

Следует сказать, что в конце 20-х годов XIX века эта классификация была очень популярной. Она охватывает игры для детей и включает в основном подвижные игры. В её основе лежит определенная степень интеллектуальной и физической нагрузки в игре [6].

Применительно к деятельности клубных учреждений классификацию игр разработали А.В.Сасыхов и Ю.А.Стрельцов. В основание классификации ими положен организационно-методический принцип. Авторы выделяют следующие группы игр: спортивные, массовые полуспортивные, игры хороводного типа, аттракционы, настольные игры, импровизационно-игровые конкурсы [7].

Одной из последних по времени попыток упорядочить все множество игр в определенную систему является типизация игр, предложенная А.В.Соколовым [8]. Он исходит из того, что всякая игра целесообразна, но цели, преследуемые играющими субъектами, могут быть разными. В зависимости от целей игр он подразделяет их на четыре типа: игра-маскарад, игра-разгадка, игра-состязание, игра-сказка.

Исследователь игры в социокультурной деятельности Л.И. Козловская предлагает классификацию игр по признаку интеллектуальной и физической нагрузки на играющих. Это четыре группы игр: организационно-деятельностные, познавательные (интеллектуальные), импровизационно-творческие и игры физического развития.

Особенность организационно-деятельностных игр заключается в возможности создания деятельностного поля, в котором апробируются и направленно формируются способы установления деловых, социально-ролевых возможностей их участников. Особенность познавательных (интеллектуальных) игр состоит в том, что приобретенные на основе игровой формы умения, приемы и навыки применяются в реальном познавательном процессе. Импровизационно-творческие игры предоставляют возможность их участникам опробовать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствуют установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре, тем самым позволяя самореализовать творческий потенциал личности. Характерной особенностью игр физического развития является их состязательный характер, возможность мобилизовать физические способности и волевые качества личности. [4]

Разнообразие игровых форм позволяет группировать их и по различным признакам. Такими признаками, на наш взгляд, могут быть:

- количество участников игры (парные, групповые, командные);

- место прохождения игры (на открытой площадке, на воде, за столом, в

помещении и т.д.);

- возрастные характеристики участников (детские, молодежные, игры для взрослых);

- содержание игр (спортивные, военные, музыкальные, экономические, танцевальные и т.д.);

- особенности мероприятия, куда включаются игры (дискотечная, игры на детских утренниках, новогодние игры, игры, проводимые на праздниках и обрядах, и т.д.);

- интеллектуальная и физическая нагрузка на играющих (интеллектуальная, подвижная, игры-драматизации, организационно-деятельностные игры (деловые игры));

- способ построения участников игры (игры хороводного типа, орнаментальные игры, командные игры и т.д.);

- характер используемых в играх атрибутов, предметов-символов, других

- художественно-выразительных средств (игры-аттракционы, игры с эстрады и т.д.);

- время года (зимние, весенние, летние, осенние);

- способ решения игровых задач (познавательные, подвижные, ролевые или подражательные, азартные или «игры-шансы») и т.д.

- продолжительность (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

Спецификой игры в социокультурной сфере является то, что она выступает в разных качествах, прежде всего как игровая форма и игровой компонент, игровая программа.

Игровая форма – это игра в чистом виде, где процесс является одновременно и результатом. В таком виде игра выступает в социокультурной деятельности парков культуры и отдыха, клубов любителей игры (шахматистов, любителей кроссвордов, интеллектуальных и азартных игр). Игровая форма существует “сама по себе”, для человека привлекателен процессуальный характер игры. Кроме того, игровая форма характеризуется специфическим игровым контекстом, внутренним “миром игры”, который строится и поддерживается с применением специальных средств, предполагает наличие позиций или ролей участников и особых механизмов, позволяющих порождать движение игры, ее содержание.

Игровая форма включает в себя: содержание, сюжет, правила игры, игровое действие.

Под содержанием игры мы понимаем сюжет, правила игры и игровое действие, входящее в игру для достижения цели. Содержание – то, что игра отображает, что воспроизводит играющий в качестве центрального характерного момента. Содержание игры отражает ту или иную сторону жизни людей или животных (в ролевых играх), сюжет отражает воспроизводимую действительность.

Сюжет – это сфера действительности, которую человек отражает в игре. Сюжеты игр в социокультурной сфере разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и т.д. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, его кругозора, той исторической эпохи, в которой он живет. Игра процессуальна и то, что дети разных возрастов используют в ней одни и те же сюжеты, не означает, что содержание этих сюжетов идентично. С возрастом дети значительно варьируют их содержание. Сюжет – компонент преимущественно ролевых игр, но и у игр с готовыми правилами есть свои сюжеты. Сюжеты игр черпаются детьми из социальной практики, истории, фантастики и т. д. Ценность игры – вечная новизна ее сюжетов.

Правила игры – это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Правила игры – это одно из важных организующих ее элементов. Они определяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Правила игры есть негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры. Правила игры – образ игры, ее интрига, ее нравственный и эстетический кодекс. Для организатора игр, правила – то, через что он доводит до играющих свои педагогические требования, ибо, по сути, правила отражают общее моральное требование к человеку. Игра воспитывает чувство чести. Хорошая игра всегда противостоит корысти, собственничеству, обману. Для игроков и организаторов важно, чтобы победа была одержана "по правилам" и всегда благородно.

Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы, как неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т. д. А. Н. Леонтьев отмечает: “Благодаря тому, что игровое действие носит обобщенный характер, самые способы действия, а, следовательно, и предметные условия игры могут изменяться в очень широких пределах” [5].

Игровой компонент – это группа игр, выступающая составной частью других форм деятельности человека. Он является частью клубных объединений, корпоративных вечеринок, праздников, обрядов, школьных уроков, кружковых занятий и проявляется в разных формах. Это могут быть разнообразные шуточные соревнования, ритуалы посвящения в члены любительского объединения. Кроме того, игровой компонент может быть выражен в виде “сквозной игры” типа “Почта”, “Поиск пары”, розыгрышей билетов, брендовой продукции предприятий на балах, карнавалах, дискотеках, праздниках, презентациях, шоу-программах.

Игровой компонент в социокультурной деятельности используется также и как средство учебно-воспитательной работы, выступая в форме учебной игры. Особое значение в воспитании тех или иных качеств имеют учебные игры, направленные на развитие творческой фантазии, культуры речи, ритма, пластики, силы, ловкости. Учебная игра – лучшее средство непринужденного и результативного развития музыкального слуха, мимики, пантомимики, невербального общения, выносливости, коррекции негативных психических состояний. В настоящее время в практике телевидения достаточно активно используется игровой компонент. Так, например, популярные телевизионные программы «Поговорим о главном», «Здорово жить» и др. в своей основе включают викторины, конкурсы, шуточные соревнования. Популярность этих викторин основана, как правило, на соучастии зрителей, находящихся в студии, что в значительной степени повышает рейтинг телевизионных программ.

Игровая программа – это универсальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой.

В практике организации культурно-досуговой деятельности игровые программы являются отдельной частью праздников, в другом случае они представляют самостоятельный игровой досуговый жанр. Игровой жанр — это театр, в котором нет кулис и занавеса, это театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика — без театральных кресел.

Технологический процесс создания игровых программ – это методически последовательное целесообразное структурно-содержательное построение, обеспечивающее логические и гармонические внутренние связи всех компонентов программы: формы и содержания, темы, идеи, цели, выразительных средств, жанровых и стилевых особенностей.

Особенность драматургии игровых программ заключается, прежде всего, в определении основного технологического принципа в организации программы. В практике культурно-досуговой деятельности А.Д. Жарков выделяет три ведущих принципа – дивертисментный, сюжетно-тематический и принцип театрализации. Драматургическая организация по принципу дивертисментной связи элементов игровой программы предполагает свободный выбор игровых форм, не обусловленных какой-либо сюжетной преемственностью. Такие дивертисментные игровые программы отличаются разнообразием игровых форм, группирующихся на основе их темпо-ритмических особенностей, быстрых или спокойных, интеллектуальных и подвижных игр. Важно в этом случае выделить игры, акцентирующие начало программы, ее кульминацию и завершение.

Драматургическая организация по принципу сюжетно-тематической связи элементов программы предлагает отбор игр в соответствии с идейно-тематическим замыслом данной программы, который реализуется в сюжетной словесно-образной форме. Сюжет такой программы обладает всеми элементами композиционного построения – экспозицией, завязкой, основным развитием действия, кульминацией, развязкой и окончанием. Каждый элемент сюжета предполагает игру как сквозное действие, которое движет участников программы к конечной цели – достижению результатов игры.

Высшим пилотажем в драматургической организации игровой программы является использование принципа театрализации. В настоящее время в практике культурно-досуговой деятельности широкое распространение получила такая форма, как театр игры. Это своеобразное любительское объединение для детей и подростков, которые являются и авторами и исполнителями игр-спектаклей. Игра-спектакль является уникальной формой, соединяющей искусство игры с искусством театра. Драматургическая разработка таких программ опирается, как правило, на классические и современные произведения литературы, изобразительного искусства, сказки, легенды, былины, а также на оригинальные авторские сюжеты, отражающие современные социокультурные тенденции [9].

Будущий специалист социокультурной деятельности, создавая разнообразные виды игровых программ, должен обладать глубокими знаниями в области драматургии и режиссуры, особенностей моделирования игры в зависимости от жанра программы и аудитории, места проведения, владеть приемами приглашения на игру, соединять игру с художественно-выразительными средствами. В то же время широкое разнообразие игровых программ требует их типологизации с целью правильного включения в них игр, речевок, монологов ведущего игры, песен, танцев, приглашение для участия в игре, ведением хода игры, подведения итогов и т.д.

По нашему мнению, определяющим признаком типологического различия игровых программ являются формы игры, включенные в нее и разнообразие выразительных средств, используемых в программе. Учитывая данный признак, можно выделить следующие виды игровых программ.

Конкурсно-развлекательные программы, которые состоят из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области или общественно полезной деятельности. С одной стороны, конкурсно-развлекательные программы требуют от организаторов создания оригинальных конкурсов, а от участников — общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создавать эффективные формы контакта со зрителями, заполнять паузы между конкурсами. Конкурсно-развлекательная программа является чрезвычайно эмоционально-привлекательной досуговой ситуацией как для участников, так и для зрителей, поскольку состязательность, лежащая в основе конкурса, активизирует восприятие данной аудитории, является стимулирующим фактором ее активного участия. Примером может служить "Конкурс туристской песни", «А ну-ка, девушки», «Я+Я» (конкурс близнецов), семейные программы типа «Папа, мама, я – дружная семья», "Кулинарный поединок". Так, например, конкурсная программа «Ясь и Янина» на фольклорной основе может стать темой для пропаганды белорусских народных семейных традиций.

Фольклорные игровые программы являются важнейшим источником пропаганды народных художественных традиций. Фольклорное наследие огромно. Устное народное творчество – пословицы, поговорки, скороговорки, игры, сказки, сказания, баллады, легенды и былины, предания, гадания, загадки; музыкальное и песенно-музыкальное творчество – песни трудовые, лирические, плясовые, игровые, шуточные, частушки; танцевальное творчество – хороводы, пляски, танцы, пантомима; театрализованно-зрелищные формы народного творчества – кукольный театр, балаган, вертеп, народные драмы и представления; народно-художественные промыслы, живопись, архитектура. Фольклорные игровые программы посвящаются календарно-праздничным событиям (Масленица, Купалле, Коляды и др.) В сюжет фольклорных программ вводятся персонифицированные образы, например, Нестерка, Лявониха, Зюзя, Купалинка, что придает им особую зрелищность. Эти программы включают мощный пласт самобытного народного искусства. Народные игры, которые включены в фольклорные игровые программы, являются своеобразным памятником истории культуры. Особенностью белорусских народных игр является то, что они подвижные, органично соединяют в себе слова, движения, песни, народные мелодии. Содержание игр легко усваивается, а простота и вариативность правил, красочность реквизита делают их доступными для проведения в самых разнообразных условиях. Например, "Палескія пастушкі", "Слуцкія паясы", "Падушачка", "Чарадзей", "Жаніцьба Цярэшкі", "У карагодзе мы былі", "Яшчур" и др. Большинство из них привлекательны тем, что они сюжетны, позволяют воспроизводить в образных действиях картины труда, охоты, интерпретировать по-своему богатейший народный фольклор. Они позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение и продолжение лучших традиций нашего народа. Примером фольклорных программ могут служить: "Несцерка на масоўцы", "Кошык весялосці", "Цётка Лявоніха запрашае", "Смаргонскія замалёўкі", "Суседкі" и др.

Спортивно-оздоровительные игровые программы. Основными компонентами спортивно-оздоровительных программ являются подвижные игры, шуточные поединки, стритбол, многоборье, комбинированные эстафеты. Необходимость такого вида программ связана с тем, что они являются эффективным средством восстановления физического и психического здоровья человека, а также непременным условием проведения свободного времени. Примером таких программ являются: "Папа, мама, я – спортивная семья", "Спортландия", "Веселые старты", «Шуточная гимнастика», "Мини-гольф", "Мини-футбол" и т.д. Спортивно-оздоровительные программы развивают такие ценные качества личности, как упорство в достижении поставленной цели, спортивный азарт, дружелюбие, отзывчивость, креативность, обеспечивают физическую подготовленность к трудовой деятельности, повышая тем самым ее эффективность.

Шоу-программы включаютзрелищные и оригинальные по содержанию игровые формы: игры-аттракционы, тантамарески, пластику, танцы, концертные номера, клоунаду, выступление ростовых кукол, световое и музыкальное оформление, специальные эффекты. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ и обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают возможность показать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека. Примерами таких программ являются конкурсы красоты, показы мод, показы причесок, карнавальное шоу и т.д.

Интеллектуально-познавательные игровые программы включают в себя интеллектуальные игры: анаграммы, игры со словами и буквами, кроссворды, ребусы, чайнворды, викторины, буриме и т. д. Примерами таких программ являются «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Интеллектуальное лото», «Как стать миллионером», "Колесо истории" и другие. В интеллектуальных программах в основном нет развернутых внешних действий с предметами. Интерес возникает потому, что мотивы в них перемещаются с процесса деятельности на интеллектуальный продукт. Познавательные мотивы в первую очередь определяют содержание игры. Они обеспечивают участнику игры возможность проявить сообразительность, он тренирует память, проявляет смекалку, и в итоге, когда результаты достигнуты, получить удовольствие. В драматургию таких программ включают концертные номера, видеоклипы.

Не претендуя на исчерпывающую классификацию игровых программ, следует отметить популярность предложенного варианта для практики культурно-досуговой деятельности.

Матрица игровых программ требует тщательного отбора игр. Выделим следующие основные принципы такого отбора.

Принцип этической направленности игровых программ. Педагогическая эффективность игры раскрывается через ее содержание. Содержание игр, включенных в игровую программу, должно нести позитивный этический по­тенциал. В этом важнейшая воспитательная функция игры.

Принцип соответствия содержания игр общему замыслу и целям игровой программы. Игры определяют характер программы, ее воспитательный потенциал, ее колорит и темпоритм. Например, при проведении игровой программы на празднике “Купалле” в игре должны учитываться структурные особенности построения праздника, его содержание, место проведения, состав участников. Такими играми могут быть “Скокі праз вогнішча”, “Слуцкія паясы”, “Пацяг”, игра-конкурс на лучший веночек, хороводы с элементами танца и игры и т. д.

Принцип свободного вхождения в игру и выхода из нее. Он предполагает свободное включение в игру участников, проявление изобретательности и инициативы во время прохождения игрового процесса, развитие и дополнение сюжета игры и свободный выход из игрового пространства.

Принцип одинаковости правил игры для всех ее участников. В этом отношении все участники игры находятся в равном положении, игра превращается в демократическое действо.

Принцип многообразия форм игры. Игровая программа должна включать широкий спектр игровых форм: поединки, конкурсы, викторины, массовые игры, аттракционы, игры с эстрады, лабиринты, шоу-игры. Использование разнообразных игр в программах придает им массовость, зрелищность, а их участники имеют возможность выбрать игру в соответствии со своими склонностями, ин­тересами.

Принцип сочетания игр с художественно-выразительными средствами, т.е. музыкой, танцами, песнями, репризами и монологами ведущего, художественным оформлением игрового пространства, оригинальным реквизитом. Сочетание игры с художественным сопровождением позволяет оригинально выстроить драматургию программы. Кроме того, все это придает программе зрелищность, яркость, праздничность.

В практической деятельности работников социокультурной сферы при создании сценариев игровых программ могут применяться и другие принципы в зависимости от региональных условий, квалификации специалиста, материально-технического обеспечения.

В качестве основных приемов, используемых в игровых программах, можно выделить следующие:

Массовое пение, являющееся средством общегруппового сплочения. Например, "хор Несцеркі і хор Лявоніхі”, “хор Деда Мороза и хор Снегурочки”, которые при помощи песни ведут между собой диалог.

Хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление чувства сплоченности и снятия напряжения. Это могут быть парные, групповые танцы, конкурсы под разные мелодии, общий танец или хоровод всей аудитории (змейка, ручеек, танец утят, хип-хоп и т.д.).

Слайд-программа выполняет несколько задач: снятие напряжения, расслабление и активизацию творческой деятельности участников.

Дискуссия, возникающая во время проведения программы. Она является элементом “мозгового штурма” и позволяет активизировать интеллектуальный ресурс аудитории.

Основополагающим моментом при организации игры, игровой программы является методика работы ведущего. При организации и проведении игр следует выделить следующие этапы его работы:

Первый этап – подготовка игры, или подготовительная стадия. Он включает в себя отбор содержания и форм игры в зависимости от состава аудитории, целей и задач предстоящей игровой программы, подготовку места

для проведения игр (игровая комната, спортивная площадка, клубная сцена и т.д.). Сюда следует отнести и отбор игрового реквизита, фонограмм, необходимых предметов-символов, деталей костюмов, призов.

Важным моментом на первом этапе является организация судейства при проведении игр, выбор председателя жюри, решение организационных вопросов, связанных с выработкой критериев оценок за выполнение игровых заданий. При разработке критериев оценки необходимо учитывать:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.