Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административный и экономический подходы к управлению качеством




КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Существуют различные подходы к управлению качеством. Их многообразие можно разделить на два основных направления – административный и экономический подходы.

Административный подходк управлению качеством продукции предполагает всеобъемлющее обеспечение качества, для чего каждый вид продукции расчленяется по стадиям жизненного цикла,начиная с маркетинговых исследований и разработок, включая проектирование, производство, реализацию, эксплуатацию (потребление) и заканчивая утилизацией. Затем выделяются и исследуются этапы и операции, наиболее способствующие образованию дефектов (брака); возникающие дефекты разбиваются по видам; для всех видов предлагаются меры по предотвращению их появления и доведению уровня качества до 100%.

При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой.

Экономический подход кпроблеме качества продукции основывается на чисто экономической точке зрения. Работа по предотвращению образования дефектов проводится примерно также, как при административном подходе, однако при этом расчётный уровень качества продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения. Установленный предел затрат на устранение брака при экономическом подходе позволяет выбрать оптимальный уровень качества. Затраты предприятия, связанные с браком и отказами отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям.

Исторически раньше возник административный подход к управлению качеством. По мере развития технологий, появления наукоемких производств затраты на обеспечение качества продукции стали сравнимы с тем эффектом, который от неё ожидают. Произошла трансформация понятия «качество» в экономическую категорию. Однако это не означает, что от концепции административного управления качеством отказались вообще. В настоящее время оба подхода существуют на предприятиях машиностроения не только в России, но и за рубежом.

2.2 Новая политика 100%-го качества

Анализ показывает, что современная политика в области управления качеством, используя новые подходы, практически позволяет добиться отсутствия брака в выпускаемой продукции.

Так, известная американская компания «Ай Би Эм», используя большей частью японский опыт, стала проводить, начиная с 80-х годов прошлого века, политику 100%-го уровня качества. В результате такой политики, например, контракты Министерства обороны США на разработку и поставку суперкомпьютеров неизменно достаются именно этой компании.

По мнению зарубежных экономистов, в основе политики, обеспечивающей 100%-ное качество продукции, лежит известное соотношение затрат, связанных с обеспечением качества: необходимые затраты возрастают на порядок с каждым этапом продвижения новой продукции в процессе жизненного цикла от проектирования до эксплуатации (потребления).

Например, если устранение ошибки на стадии проектирования некоторого изделия в наукоёмких отраслях промышленности стоит 1 тыс. руб., то на стадии производства изделия оно может обойтись уже в 10 тыс. руб., на стадии монтажа и наладки у заказчика – 100 тыс. руб., а в процессе эксплуатации оно может потребовать 1 млн. руб., если вообще окажется возможным.

Исследования издержек по обеспечению качества в отечественном машиностроении приводят к аналогичным результатам. Они иллюстрируются данными, представленными в таблице 1.

Таблица 1 – Влияние суммарных затрат на обеспечение уровня качества по стадиям жизненного цикла изделия машиностроения

Стадии жизненного цикла изделия Доля в суммарных затратах, % Влияние стадии на суммарные затраты, %
Исследования и разработка 1–5 60–80
Производство 40–45 5–10
Отладка, ввод в эксплуатацию 5–15 20–30
Эксплуатация 5–55 15–25

Таким образом, происходит возврат к прежнему пониманию качества, при котором 100% выпускаемой продукции полностью соответствуют установленным требованиям, на основе новых принципов и способов организации управления качеством.

Обеспечение такого уровня качества требует проведения комплексных мероприятий.

Выбор подхода к управлению качеством продукции во многом определяется видом производства и выпускаемой продукции, соотношением спроса и предложения, конкурентной борьбой основных производителей данной продукции. В соответствии с этим каждым предприятием изыскиваются пути и средства достижения заданного уровня качества. С другой стороны, стратегия в достижении качества по ряду направлений становится универсальной, общей для многих организаций независимо от сфер их деятельности.

Например, такие разные американские компании, как «АТТ», «Эйвон», «Корпинг Гласе», «Дженерал Моторз», «Хьюлетт-Паккард», «Ай Би Эм», «Полароид», длительное время успешно работающие на рынке, разработали и используют единые для них десять основных направлений в области управления качеством:

1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена.

2. Создание и работа совета по качеству.

3. Вовлечение всего руководящего состава.

4. Обеспечение коллективного участия в повышении качества.

5. Обеспечение индивидуального участия в повышении качества.

6. Создание групп совершенствования систем, регулирования процессов и других.

7. Вовлечение поставщиков в борьбу за качество.

8. Меры обеспечения качества функционирования системы управления.

9. Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.

10. Создание системы признания заслуг.

Эти направления отражают суть организационно-экономических основ управления качеством, рассмотренных в настоящем пособии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.