КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повестка дня. Москва, вторник, 3/16 апреля 1918 гДЕЯНИЕ 123 Москва, вторник, 3/16 апреля 1918 г. 9.00—14.20. Источники: РГИА № 14, л. 120—187, машинопись (Ср. ГАРФ № 124, л. 10—57, рукопись; Деяния НМ IX. С. 91—97, протокол с фрагментами стенограммы). Присутствовало 275 членов Собора, в том числе 40 архие- реев. Председатель: митр. Арсений (Стадницкий). 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о духовно-учебных заведениях. Докладчики прот. К. М. Аггеев и архим. Вениамин. 2—5. С. Г. Рункевич зачитывает, а Собор принимает в изло- жении Редакционного отдела «Постановление о содержании чле- нов Св. Синода и Высшего Церковного Управления». Текст пере- дается Совещанию епископов. 6. Собор возвращается к обсуждению доклада Отдела о ду- ховно-учебных заведениях «О типе и управлении духовно-учеб- ными заведениями». 7а. Еп. Пермский Андроник (Никольский) отвечает на выска- занные по поводу проекта меньшинства обвинения в том, что его авторы сокращают общеобразовательный курс: «Теперь мы только устанавливаем принцип: разрушать ли нашу школу, как предлагает Отдел, создавая вместо нее гимназию, или сохранить ее, возвратив ее к ее начальным целям, как делает меньшинство. Когда же дой- дем до обсуждения учебных планов, тогда будем выяснять и эту сторону дела, но едва ли нам удастся дойти до этого вопроса, и лучше будет поручить это специальной комиссии» 603. Еп. Андро- ник говорят, что принятый в 1911 г. учебный план дает возмож- ность получить полное и хорошее образование. 7б. Свящ. А. П. Масальский считает, что проект, поддержан- ный Отделом, лучше и что он привлечет к школе широкие слои населения. «Думаю, что проект меньшинства или будет слишком 603 Л. 124, ср. Деяния НМ IX. С. 91. суживать задачи школы, или переобременять учащихся непосиль- ным для них количеством учебного материала» 604. 8—10. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает предложе- ние ограничить время выступлений 5 минутами и на осн. ст. 149 Устава Собора предлагает из оставшихся ораторов выбрать двух выступающих в защиту мнения большинства и двух — в защиту мнения меньшинства. 11. Прот. К. М. Аггеев говорит, что ораторов с обеих сторон должно быть больше, а время выступления сократить не до 5, а до 10 минут. 12. Еп. Астраханский Митрофан (Краснопольский) говорит, что у Собора еще не сложилось мнение по этому важному вопросу. 13. В. И. Зеленцов считает, что с каждой стороны должно вы- сказаться 5—6 ораторов. 14. П. Н. Апраксин: «Предложение выставить столько орато- ров “за” и столько-то “против” страдает существенным недостат- ком. Может быть, будет предложено ни то, ни другое решение, а третье. Я знаю одно такое предложение, и, может быть, оно объ- единит всех членов Собора» 605. 15—17. Еп. Андроник (Никольский) считает, что нельзя по- ступить так, как предлагает председатель. 18. Н. Г. Малыгин говорит, что надо дать возможность вы- сказаться представителям крестьян. 19—21. Собор решает прекратить запись ораторов и ограни- чить время выступлений 15 минутами. 22—25. Т. Г. Суринов поддерживает проект большинства: «Нам, крестьянам и рабочим, больно и прискорбно видеть, как ра- бочий задает священнику самый обыкновенный вопрос из области наук средней школы, а он не может дать ответа. Я не говорю, что все священники таковы. Но в большинстве это верно. Необходимо, чтобы наше священство было просвещенным, чтобы оно могло дать отпор всем нападкам на веру и Церковь. <...> Я особенно прошу Священный Собор принять те положения, какие указаны в первых главах доклада. Нет никакой опасности в том, если по окончании общего образования лица, не чувствующие призвания к священному сану, уйдут в другую высшую школу и службу. <...> Мы должны создать школу с законченным средним образованием 604 Л. 127—128. 605 Л. 132. и трехгодичные богословские курсы для подготовления пастырей из лиц, получивших полное среднее образование» 606. 26—28. Еп. Митрофан (Краснопольский): «В вопросе о даль- нейшей судьбе духовной школы я примыкаю к тем, которые стоят за старую духовную школу, нашу общую мать, с именем которой со- единено столько дорогого, и которую, однако, теперь позволительно унижать и ругать. Я утверждаю, что эта школа еще достаточно жиз- ненна, что корни ее здоровы и, если приложить заботу, это дерево помолодеет и снова даст плод. <...> Тот проект, который предлагает меньшинство, является более желательным. Нам надо подготовить пастырей; для этого надо избрать тот путь, который ближе ведет к этой цели. <...> Конечно, желательно, чтобы наша школа давала об- щегуманитарное образование. Мы слышали, что и представители интеллигенции желают сохранить нашу школу для такого образова- ния. Это и понятно, так как наша школа будет почти единственной, где сохранится религиозное воспитание. Мы давно ожидали от ин- теллигенции признания значения нашей школы. Теперь видим, что те, которые шли по пути отделения Церкви от государства и разру- шения церковных начал идут под защиту нашей школы. Но мы не можем удовлетворить их желания. Мы не настолько сильны и бога- ты, чтобы создавать две школы — пастырскую и общегуманитар- ную. Вы сами можете стремиться к тому, чтобы создать то, что раз- рушили своими руками» 607. 29. Архим. Матфей (Померанцев) критикует предложенный Отделом проект новой школы за то, что его составили светские люди, не посоветовавшись с духовенством: «Ознакомились с пред- положениями светских педагогов и не спросили пастырей, и в этом вся гнилостность проекта, ибо нельзя создавать духовной школы, не спросив тех, кто на своих плечах несет тяготы пастырства» 608. Он говорит, что слишком мало часов в этом проекте отведено За- кону Божию и другим специальным предметам. Предлагает, чтобы поддержанный большинством Отдела проект осуществился как частная школа. «Создайте эту школу с христианско-гуманитарным образованием и обеспечьте ее, но не церковными средствами» 609. 30. П. Н. Апраксин: «Наша русская история изобилует при- мерами того, как каждые 25—50 лет вместо усовершенствования 606 Л. 133—136. 607 Л. 137—138. 608 Л. 140. 609 Л. 143. учреждений мы ломаем их, сносим, потом строим новые. Вот не- сколько десятилетий мы все ломаем и строим новое. И в старых учреждениях мы видим обыкновенно одни недостатки и редко вспоминаем об их достоинствах» 610. П. Н. Апраксин говорит мно- го добрых слов в защиту старой семинарии, считает, что надо улучшать старый тип школы, а не создавать новый. 31. А. И. Июдин говорит о том, что старая семинария давала больше чиновников, чем священников, и что предлагаемая новая школа, видимо, пойдет по тому же пути. «И вы имейте в виду, что мы, крестьяне, в отношении средств будем очень осторожны. Об- жегшись на молоке, придется подуть и на воду. Если ваша духов- ная школа будет общеобразовательной, едва ли крестьяне дадут на нее средства. Здесь говорили, что нам нужны пастыри просвещен- ные; если слепой поведет слепого, оба упадут в яму. Но в этом случае не понимают, о какой слепоте идет речь. Апостолы были необразованные люди, а оказались видящими, а книжники — об- разованные — оказались слепыми вождями. Я не согласен с проек- том большинства» 611. Поддерживает проект еп. Андроника, одна- ко полагает, что все зависит от уровня благосостояния епархии: если епархия богатая, то в ней возможно организовать и низшую, и высшую школы, а если бедная, то необходима хотя бы низшая пастырская школа. 32. А. И. Надеждин поддерживает проект меньшинства, го- ворит, что образование — не самое главное для пастыря. «Апосто- лы были без образования, но это не помешало им сделаться вели- кими учителями» 612. 33. Митр. Харьковский Антоний (Храповицкий) говорит, что проект меньшинства так же, как и проект большинства, предполага- ет десятилетнее образование, что этот проект был разработан в 1911 году, получил одобрение ученых и учителей, был утвержден Св. Синодом для внесения в Государственную Думу на обсуждение, но там был задержан. Митр. Антоний __________считает, что основной бедой су- ществующих семинарий является их светский характер: «Если бы преподаватели имели ревность о пастырстве, действительно заботи- лись о приготовлении питомцев духовной школы к пастырскому служению, то почему бы им самим не быть пастырями? Но они предпочитают звание духовного пастыря променять на чин коллеж- 610 Л. 145. 611 Л. 147. 612 Л. 148. ского асессора. Ведь ни в одном государственном учреждении не наблюдается того, что мы видим в духовных семинариях. Там пре- подаватель гомилетики не сказал ни одной проповеди (конечно, есть и исключения); преподаватель литургики не совершил ни одного богослужебного чина; преподаватель пастырского богословия не носит пастырского сана. Я не говорю об исключениях, а имею в ви- ду рядовые явления. <...> Каждая специальная школа готовит спе- циалистов своего дела. Школа садоводства готовит опытных садо- водов, школа виноделия — опытных виноделов, железнодорожные школы готовят специалистов по разным отраслям железнодорожно- го дела; и только духовная, имеющая своей задачей приготовление пастырей, заботится о том, как бы устроить судьбу тех, которые не пойдут в священники, тогда как она должна была бы поступать на- оборот. А почему так? Да потому, что наша духовная школа была пастырская только по букве Устава, а по существу она всегда была узкосословная. <...> Любит духовную школу тот, кто меньше ее ко- веркает. По проекту меньшинства только два младших класса семи- нарии переносятся в училище и получается вместо четырех классов училища — шесть, а вместо шести классов семинарии — четыре; тогда как проект большинства уничтожает духовную школу, зато оставляет почву для педагогов» 613. 34. Н. Г. Малыгин: «Теперь произошел переворот, взгляды изменились, и мы, крестьяне, можем по-своему повернуть. Я не буду скрывать: деньги мы даем, а пастырей не видим; крестьян- ским же детям дальше сельской школы идти некуда. Скажут: кре- стьянские дети учатся и в духовной школе. Согласен, но это дети богатых крестьян, а бедных, рядовых — там нет. Скажу больше: их и не будет там, если мы не примем проект меньшинства. Я стою за школу, предлагаемую меньшинством. Теперь в трудный момент нашей общественной и церковной жизни столкнулись пастыри и миряне, и нужно примирить их интересы. <...> Когда мы примем проект меньшинства, то мы потом создадим и академии, но нужно сплотиться, а если не сплотимся, то ничего не сделаем, хотя бы и приняли проект большинства» 614. 35. А. П. Косминский поддерживает проект большинства, го- ворит, что нельзя упрекать тех, кто после духовной школы не вста- ет на путь пастырства, а поступает в университет. «Какой бы план реформы духовной школы мы ни приняли — все будет зависеть от 613 Л. 151—153. 614 Л. 155. исполнителей. Будут хорошие педагоги — сгладятся и недостатки проекта, безразлично, будут ли они в рясах или в сюртуках. Одеж- да монаха не делает. Будут хорошие педагоги — будут хорошие пастыри» 615. 36—37. 12.00—12.50 — перерыв. 38. Н. Ф. Миклашевский: «По нынешним временам <...> при общей разрухе в государственной жизни, когда на местах, особен- но в провинции, большая нужда в практических деятелях, в энер- гичных добросердечных проповедниках и пастырях, когда семина- рии и особенно академии не в состоянии поставлять достаточного количества этих деятелей, нужно поспешить с делом подготовки новых пастырей, и чтобы дать их возможно больше православному народу, нужно основать побольше краткосрочных пастырских се- минарий или краткосрочных пастырских школ…» 616 Н. Ф. Миклашевский предлагает голосовать за 4-х классную пас- тырскую семинарию, т. е. за проект меньшинства. 39. И. Н. Сперанский считает, что вариант неполного, «уп- рощенного» богословского образования не может быть признан основным, его существование возможно лишь в качестве дополни- тельного. Говорит, что не только для городского, но и для сельско- го пастыря необходимы всестороннее образование и начитанность. Особенно важным это представляется оратору в наступившие вре- мена маловерия и гонений на Церковь. На примерах из жизни Св. Отцов он говорит о «принесении, посвящении образования в жерт- ву Богу, приноровлении его к церковным потребностям» 617. По его мнению, за неимением лучшего, можно признать приемлемым проект меньшинства, указав в нем, что образование в духовной школе должно быть не ниже, чем в семинарии. 40. Прот. К. М. Аггеев показывает на конкретных цифрах, что проект меньшинства требует больше расходов, чем проект От- дела. 41. Архим. Вениамин говорит, что его смета обоих проектов отличается от того, что называл прот. К. М. Аггеев. 42. С. И. Шидловский: «Я считаю, что создавать школы по- ниженного типа, которые, в сущности, понижают уровень общего образования, совершенно невозможно, и я не решусь голосовать за 615 Л. 159. 616 Л. 161—162. 617 Л. 166. проект меньшинства. <...> Я прошу Священный Собор тщательно взвесить, действительно ли мы дошли до такого состояния, когда приходится пренебрегать тем, к чему стремится все человечест- во» 618. 43. В. К. Недельский: «Нужна ли такая ломка нашей школы, какую предлагает Священному Собору проект большинства и про- ект меньшинства членов Отдела? Неужели безусловно необходимо перестраивать ее до основания? Я приветствую в проекте мень- шинства идею единой, нераздельной школы, с первого и до по- следнего класса ведущей своих питомцев по одному определенно- му пути — к пастырству, но предостерегаю от соблазна преувели- чивать силу воспитательного влияния на душу учащихся и забыть возможность случаев, когда несмотря на все способы воздействия, юноша не почувствует в себе склонности к пастырскому служе- нию и захочет пойти по другой дороге. Проект большинства не впадает в эту погрешность, но он говорит о необходимости отде- ления общеобразовательных классов от богословских, чем нару- шается единство школы. <...> Сохраним и усовершенствуем свою школу, и мы будем факелом в окружающем нас мраке современ- ных заблуждений, предрассудков__________, безбожия и распущенности» 619. 44. Прот. Н. В. Цветков предлагает преобразовать семина- рии по проекту большинства, говорит, что обстоятельства времени требуют привлечения к пастырству людей с хорошим образовани- ем и широким кругозором, что специальные богословские науки намного лучше усваиваются людьми, имеющими общее гумани- тарное образование. 45—46. Собор ограничивает срок выступлений 10 минутами. 47. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает: а) заявление 30 членов Собора (свящ. А. П. Масальский и др.) о пересмотре ст. 121 принятого Собором «Положения о право- славном приходе» о собственности на церковное имущество; б) заявление 61 члена Собора (Н. Д. Кузнецов и др.) о том, что если эта статья не будет пересмотрена, ее необходимо допол- нить особым примечанием, дающим приходам право закреплять за собой имущество. Обсуждение этого вопроса откладывается до следующего за- седания. 618 Л. 174—175, ср. Деяния НМ IX. С. 94—95. 619 Л. 178—179, ср. Деяния НМ IX. С. 96. 48. Митр. Антоний (Храповицкий) выступает по личному вопросу. 49. Заседание закрыто в 14.20.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |