Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О всплеске социально-политической активности молодежи в Чили




Вначале нынешнего десятилетия Чили, относительно благополучная страна, своеобразный флагман демократии на континенте, в силу сочетания объективных и субъективных факторов превратилась в эпицентр молодежной активности в Латинской Америке. Протестные акции студентов и лицеистов характеризовались особым накалом и остротой, продолжались длительное время, то стихая, то вспыхивая с удвоенной мощностью. Поначалу эти выступления имели преимущественно социальный характер, но позднее спектр требований заметно расширился, обретя политическую окраску.

Контекст

Возникал резонный вопрос: чего добивается юное поколение этой страны? Приведем пару цифр, дающих представление об уровне ее развития. За 20 лет, считая с 1990 года, бедность сократилась с 45 до 15 процентов. Это наилучший показатель в регионе. Несмотря на разрушительное землетрясение 2010 года, экономический рост составил 5,2 процента, а в 2011-м достиг 8,2 процента. Инфляция составляет 3 процента. Чили первой на континенте вошла в число наиболее продвинутых в мире стран с доходом в 25 тысяч долларов в год на душу населения1. По степени политической стабильности, соблюдению законности и контроля над коррупцией она тоже обгоняет другие государства региона.

В чем же тогда проблема? На этот вопрос попытался частично ответить Серхио Битар, известный политик, входивший в первые постдиктаторские правительства. По его словам, происходящее в стране имеет глубокие причины: за время демократического транзита произошли фундаментальные перемены. Прежде всего, укрепился средний класс. Достигнуты значительные экономические успехи, сделаны важные шаги по социальной защите населения, совершенствованию институтов.

ДАБАГЯН Эмиль Суренович - ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук.

Ключевые слова: Чили, лицеисты, студенты, молодежные лидеры, протестное движение, правительство, С. Пиньера, М. Бачелет, Р. Лагос.

1 См. El Nuevo Herald (Miami). 27.08.2011.

стр. 133

Однако эти преобразования развивались неравномерно, с разными скоростями. И это обстоятельство породило напряженность между заметно реформированной политической системой и возросшей активностью гражданского общества.

Кроме того, самосознание и экономические показатели росли гораздо быстрее, чем сокращалось неравенство. 54 процента доходов находится в руках 20 процентов населения. Благодаря реформам просвещения, здравоохранения, жилищного строительства число людей, включенных во все сферы жизни, увеличилось. Несмотря на это, различия в материальном положении оставались весьма значительными. Поэтому возникли настойчивые требования расширения политического участия, экономического и социального равенства. Но это, подчеркивал С. Битар, проблемы более высокого витка развития. Студенческое движение он именует "дитем демократии". Автор проявляет изрядную долю оптимизма, выражая уверенность, что общество может и должно сделать смелые шаги навстречу переменам, которые касаются образования, обновленной конституции и структуры налогообложения2.

Соглашаясь в принципе с изложенной аргументацией и трактовкой ситуации, добавим еще пару немаловажных деталей. Во-первых, согласно данным авторитетной Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), высшее образование в Чили самое дорогое среди входящих в это объединение стран. Во-вторых, у большинства семей один из членов обучается в лицее либо в университете. Учащимся приходится погашать дорогостоящие ссуды в течение многих лет по завершении обучения, что тяжелым бременем ложится на их бюджет. По признанию министра просвещения, из 1 миллиона учащихся половина имеет долги. 100 тысяч из них - просроченные. Издающаяся в Майами на испанском языке газета "El Nuevo Herald" приводила свидетельство студента-ветеринара Кристобаля Стеффенса. Он рассказывал, что его 67-летний отец взял кредит, уже выплатил сумму, эквивалентную 26 тысячам долларов, осталось погасить еще 28 тысяч. И теперь банк в качестве компенсации за просроченный платеж грозится конфисковать дом3. Подобных примеров несметное количество. Эти факторы тоже серьезно влияют на мироощущение значительного сегмента общества.

Требования студентов

По убеждению молодежи, образование не следует вовлекать в рыночную экономику. Основное требование сводится к отмене платы для всех категорий граждан независимо от материального положения и уровня благосостояния. Молодые люди считают необходимым изъять руководство этой важнейшей сферой из ведения низовых инстанций и передать центральному правительству. Суть проблемы в том, что, выде-

2 См. www.Infolatamcom/2011/09/14/chile-y-sus-movillizaciones-%c 2%bfpor-que

3 См. El Nuevo Herald. 17.05.2012.

стр. 134

лив ассигнования на развитие данной отрасли, власть переложила их распределение на уровень провинций и муниципалитетов. Формально это вписывается в русло демократизации. Но, действуя таким образом, государство фактически самоустранилось от контроля над расходованием средств. По мнению студентов, данный механизм нуждается в переналадке. Дело в том, что бюджет многих университетов формируется преимущественно посредством платы поступивших и взносов спонсоров.

Само государство тратит на эти нужды мизерную долю ВВП по сравнению с другими странами, входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития. Учащиеся считают обязательным запретить частным институтам обогащаться за счет этой сферы. Наконец, они желают соблюдения Конституции, гарантирующей право на всеобщее бесплатное и качественное образование. Теперь юноши и девушки не довольствуются грантами и субвенциями. Они настроены более решительно и бескомпромиссно. Требования носят, по существу, социалистический характер, поскольку их сердцевина - расширение присутствия государства.

Спорадические акции имели место и при первом правительстве, которое возглавляла социалистка Мишель Бачелет. Почти три недели в мае 2006 года не прекращались протесты старшеклассников, выступавших за улучшение качества образования. Число участников акций перевалило за полмиллиона. К учащимся присоединились родители и преподаватели. Произошли ожесточенные стычки с полицией. Сотни человек были арестованы, шестеро получили ранения. Примечательная деталь: на эти марши и манифестации выходили и дети тогдашнего президента.

Поначалу правительство отказывалось вести переговоры под давлением. Но позднее с участниками выступлений встретился министр просвещения. Затем по телевидению выступила глава государства, проинформировавшая о первоочередных мерах. Они включали льготный проездной билет для всех на все дни недели в течение учебного года. Предусматривалось выделение 155 тысяч стипендий выходцам из семей, не располагавших средствами для уплаты вступительных экзаменов в университеты. Увеличивались субвенции на питание в учебных заведениях.

Тем не менее, власти оказались не в состоянии удовлетворить многие требования, в частности, предоставить всем бесплатный проездной билет. Это эквивалентно 313,2 миллиона долларов в год, что равноценно строительству 30 тысяч новых социальных жилищ либо созданию 230 тысяч мест в детских садах. Вслед за этим было объявлено о планах внести в парламент проект документа о коренном пересмотре ключевых положений Закона об образовании, принятого под занавес диктаторского правления.

Три предыдущие администрации, сосредоточившись на политических аспектах перехода от авторитаризма к демократии, не сумели добиться изменения закона. С того времени выросло новое поколение.

стр. 135

Для него диктатура - это некая абстракция, о которой оно знает лишь по рассказам предков. Молодежь нетерпелива, тянется к знаниям, желает получить качественное образование и иметь достойные условия для учебы. Она не намерена ждать. Огромный разрыв между богатыми и бедными препятствует созданию равных возможностей в этой сфере для различных категорий населения. Эксперты подчеркивали необходимость увеличить присутствие государства в этой жизненно важной области, не отдавать ее на откуп рынку. Они приводили статистические данные о распределении учебных заведений. 50 процентов - это государственные, 8 - частные, а 42 процента - смешанные, пользующиеся субвенциями.

Следует заметить, что молодежь принимает близко к сердцу и ситуацию в такой жизненно важной сфере, как здравоохранение. 40 процентов его финансирования приходится на долю самих граждан. По этому показателю Чили плетется в хвосте стран, входящих в OECD, где аналогичный показатель в среднем не превышает 19 процентов. Ставит молодежь и ряд других острых проблем, касающихся многих категорий граждан, - например необходимость увеличения налогообложения транснациональных корпораций, действующих в горнодобывающей отрасли и извлекающих огромные прибыли, а также реформы трудового законодательства.

Экс-президент Себастьян Пиньера, вступивший в должность в марте 2010 года, поначалу тоже занял жесткую позицию, не соглашаясь на компромисс и на диалог со студентами. Это обострило ситуацию и вызвало новую волну выступлений по всей стране. Тогда напуганное ростом протестного движения правительство заявило о готовности удовлетворить ряд требований - в частности увеличить количество льготных стипендий, а также размер субсидий за пользование общественным транспортом, но отвергло требование бесплатного образования для всех, аргументируя это тем, что богатые родители в состоянии платить за своих детей. Тем не менее протесты не стихали, и власти пошли на уступки, пригласив студенческих лидеров за стол переговоров.

В ответ те выдвинули четыре предварительных условия для начала диалога, два из которых правительство отвергло. Спустя непродолжительное время выступления возобновились. 24 августа 2010 года протесты переросли в 48-часовую общенациональную забастовку, инициированную ведущими профсоюзами. В столице она сопровождалась сбоями в работе общественного транспорта, столкновениями с полицией. Сотни людей были задержаны и препровождены в полицейские участки4.

В начале сентября на встрече президента и министра образования со студентами, ректорами и профессорами правительство выдвинуло идею создать три переговорные площадки для обсуждения дискуссионных вопросов. Оно также предложило выделить дополнительные стипендии, снизить с 5,6 до 2,0 процентов банковскую кредитную ставку.

4 См. El Universal (Caracas). 24.08.2011.

стр. 136

22 сентября после краткого перерыва, вызванного катастрофой самолета ВВС, повлекшей гибель людей, а также празднованием Дня независимости, студенческие выступления возобновились. К сожалению, они сопровождались локальными актами насилия и грабежей, вынудившими полицию применить силу. По мнению Хуана Мануэля Солесси, ректора Университета Сантьяго де Чили, молодежь не сумела использовать момент наивысшего подъема выступлений для достижения перемен, она упустила историческую возможность5. 25 сентября власти внесли новые предложения, в которых смягчена позиция ради возобновления диалога. Они были направлены по электронной почте студенческим лидерам, собравшимся на ассамблее в местечке Кокимбо, в 480 километрах к северу от столицы6.

Накануне очередного общения с представителями студентов, лицеистов и ректоров университетов президент С. Пиньера повторил, что считает нецелесообразным устанавливать бесплатное обучение для всех без исключения. Ведь есть немало людей, готовых платить. Было бы несправедливым, если за счет налогов, выплачиваемых малоимущими слоями, оплачивалось бы обучение состоятельных7.

Позднее министр просвещения сказал, что власти не пойдут на уступки в этом вопросе. Он напомнил, что в 1960-е годы такая практика существовала, но она оказалась неудачной8. Кстати говоря, многие эксперты полагают, что бесплатное образование для всех просто не по силам чилийскому государству.

Власти предложили учредить специальные стипендии для 40 процентов самых бедных с целью облегчить им расходы на обучение. Намечалось увеличение бюджетных средств на образование на 7,2 процента. Это больше, чем когда-либо в прошлом9. Со своей стороны президент выразил обеспокоенность тем, что учащиеся длительное время не посещают занятий. Протестующие сочли лживыми аргументы, будто бедные финансируют богатых, утверждая, что последние (а их примерно 5 процентов) предпочитают частные заведения, а требования протестующих касаются государственных образовательных учреждений.

В конце ноября нижняя палата Национального конгресса незначительным большинством голосов одобрила статьи, касающиеся образования в бюджете 2012 года. Они, в частности, предполагали расходы на эти нужды в размере 12 миллиардов долларов, уменьшение процентной ставки на кредиты, выдаваемые банками с 6 до 2 процентов, перепрограммирование просроченных платежей 110 тысяч студентов.

5 См. www.Infolatamcom/2011/09/2 2/chile-estudiavtes-logran-repetir-marchas-masivas/

6 См. El Nuevo Herald. 25.09.2011.

7 См. El Universal. 01.10.2011.

8 См. El Nuevo Herald. 17.05.2012.

9 См. www.Infolatamcom/2011/11/15/chile-gobierno-se-abre-a-evuluar-mayor-gratuitad-en-ed uca-cion-y-una-reforma-tributaria/

стр. 137

По этому поводу правительство выразило глубокое удовлетворение. Так, министр финансов Фернандо Ларраин произнес: "Я горжусь тем, что мы получим бюджет, позволяющий продвинуться вперед в том, что не делалось на протяжении ряда лет, в области стипендий и ряда других затронутых тем". Оппозиционные депутаты, воздержавшиеся при голосовании, студенческие лидеры и ректорский корпус крайне негативно отреагировали на эту акцию. Депутат-социалист Карлос Монтес, член соответствующей комиссии, произнес: "Адепты рыночного образования нынче довольны". Находившийся в зале Камило Бальестерос, председатель студенческой федерации Университета Сантьяго де Чили, заявил: "Это стыд, что парламентарии после семи месяцев мобилизации, после того, как тысячи людей демонстрировали и говорили, что хотят перемен, сегодня законодательно закрепили сохранение системы образования, которая никуда не годится"10.

Характерно, что на активность молодого поколения позитивно откликнулись капитаны бизнеса. Так, Фелипе Ламарка, владелец сети магазинов "Ripley", объявив о готовности поддержать назревшую налоговую реформу, сказал: "Я бы предпочел, чтобы богатые платили больше, а бедные - меньше. Это нелегко осуществить. Но надо это иметь в виду". Выступая в октябре 2011 года перед деловыми людьми, предприниматель объяснял свою позицию следующим образом: поскольку страна развивается быстрыми темпами, утверждал он, наступила пора взяться за проблему неравенства, добиться более сбалансированного распределения благ11.

Прислушиваясь к мнению общественности, реагируя на протесты молодого поколения, правительство С. Пиньеры отказалось от жесткой конфронтации и решило перейти к диалогу. В апреле 2012 года власть внесла на рассмотрение парламента пакет документов о налоговой реформе, призванной изыскать дополнительные средства на нужды образования всех ступеней. Предполагалось увеличение нагрузки на предприятия в диапазоне 17 - 20 процентов. Это позволило бы повысить поступления в казну на сумму от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов. Президент, объявивший о своем решении в обращении к нации, заметил, что унаследована недостаточно эффективная система финансирования высшего образования и ее приходится усовершенствовать12.

Эти инициативы вызвали оживленную полемику, выплеснувшуюся в средства массовой информации. Высказывались противоположные суждения - от довольно критических до вполне доброжелательных. Так, газета "La Tercera" 26 апреля 2012 года поместила пространную редакционную статью. В ней отмечалось, что проект правительства в качестве ответа учащимся знаменует собой поворотный пункт в затянувшемся процессе дискуссий относительно будущего высшего образования.

10 El Nuevo Herald. 29.09.2011.

11 См. El Universal. 18.10.2011.

12 См. La Tercera (Santiago). 26.04.2012.

стр. 138

Сегодня, подчеркивало издание, ситуация кардинально изменилась. Власть внесла взвешенные предложения, гарантирующие доступ к высшему образованию всем тем, кто проявляет определенное усердие, и дающие возможность выправить искривления в программах университетов, профессиональных институтов и центров технического обучения. Это позволило ей взяться за центральные требования, выдвинутые студентами в прошлом, а также затронуть новые темы - такие, как продолжительность обучения. Посредством этих предложений власть пыталась перехватить инициативу и самим устанавливать правила игры. Поскольку подобного не происходило раньше, это означало переход от обороны в наступление13.

Конфронтация продолжается

Казалось, анонсирование этих мер должно было разрядить обстановку, так как они направлены на удовлетворение ряда требований студентов. Правительство предложило реалистическую программу, предусматривавшую снижение ставки кредитов под поручительство государства с 6 до 2 процентов, увеличение количества стипендий и предоставление кредитов всем, за исключением состоятельных семей (10 процентов в общей массе населения). Тем не менее студенты требовали заблокировать президентский проект, выступая против легитимации рыночной модели образования. Об этом заявляли, в частности, Габриель Борич, председатель Федерации студентов Университета Чили и ректор Университета Сантьяго де Чили. По его мнению, у "молодежи имеются причины для продолжения мобилизации и выхода на улицы, поскольку есть много нерешенных тем". С момента массовых протестов

13 См. ibid. 28.04.2012.

стр. 139

в минувшем году ничего не изменилось, утверждал он. В свою очередь министр образования Хосе Бейер заметил, что "количество стипендий значительно увеличилось, все остальное зависит от законов, а парламент не торопится"14.

Очередной всплеск активности пришелся на август 2012 года. Трехнедельные выступления характеризовались занятием лицеев, вытеснением оттуда стражей порядка, мощными манифестациями, захватом улиц, стычками с полицией, следствиями которых оказалось 300 раненых. Одна из студенческих лидеров Эвелина Гонсалес подчеркнула, что массовые марши протеста означали новую стратегию лицеистов, выразившуюся в том, что к протестам присоединились муниципальные служащие и сотрудники ряда других учреждений, ранее не участвовавших в таких акциях. В свою очередь представитель Федерации студентов Католического университета Николас Тительман бросил упрек власти, что она "пытается принизить масштабы выступления, показавшие, что это движение большинства". Со своей стороны, оппозиционные сенаторы Г. Хирарди и Х. П. Летельер порекомендовали правительству отказаться от "милитаризации" при сдерживании лицеистов и от утверждения, будто в числе задержанных оказались антисоциальные элементы15. Своеобразной кульминацией данного этапа стала так называемая общенациональная забастовка 28 августа, продемонстрировавшая неизменность выдвинутых ранее требований. В ней помимо лицеистов и студентов приняли участие преподаватели, родители студентов и лицеистов, представители профсоюзов.

По стечению обстоятельств в августе 2011 года в Сантьяго состоялась массовая манифестация, собравшая, по разным подсчетам, от 0,5 до 1 миллиона граждан. Камила Вальехо, председатель студенческого совета Университета Чили, в интервью телекомпании CNN заявила: "Мы потрясены уровнем присутствия. Тут представлены различные сектора, все цвета. И мы боремся за одно и то же дело". Далее она продолжала: "Требование образования - это требование не какой-либо конкретной группы. Оно предусматривает конструирование иного вектора, строительство свободной, справедливой и более демократической страны. Поэтому мы нуждаемся в качественном образовании для всех без исключения"16.

Эта обаятельная девушка, член молодежной организации коммунистов, завоевала авторитет сверстников своей целеустремленностью, настойчивостью в достижении поставленной цели. Она дает интервью иностранным изданиям, в частности российскому журналу "Латинская Америка", в котором излагались ее взгляды17. Отнюдь не все их разделяют. Порой на ассамблеях и сходках разгораются острые споры с ли-

14 El Nuevo Herald. 17.05.2012.

15 См. El Nuevo Herald. 23.08.2012.

16 El Nuevo Herald. 21, 30.08.2011.

17 См. Камила Вальехо: "Надежда велика" // Латинская Америка. 2012. N 5. С. 42 - 49.

стр. 140

дерами, придерживающимися иной политической ориентации. Эти разногласия выплеснулись на поверхность в декабре 2011 года. Тогда на собрании Федерации студентов Чили произошла смена высшего руководства. Председателем вместо К. Вальехо стал кандидат от так называемой автономной левой Г. Борич. Он тяготеет к левоцентристской коалиции, но против превращения студенчества в молодежную команду М. Бачелет18.

Как показали последующие события, смена персонажей на капитанском мостике не внесла принципиальных изменений в стратегии, а обозначила лишь незначительные коррективы в тактике. Новый руководитель сосредоточился на исправлении ошибок. Одна из них - это недооценка "союзов со стратегическими секторами". По его мнению, в наступившем году надлежит двигаться вперед с другими социальными слоями, в частности со старшеклассниками, экологистами, трудящимися, жителями поселений, коренными народами, особенно с индейцами мапуче. Резюмируя, он сказал: "Правительство и институты в целом оказались неспособными дать ответы на предложения, выдвинутые в минувшем году. Наши доводы остаются в силе"19.

Когда в мае 2011 года, после короткого перерыва, начался, условно говоря, "второй раунд" суперактивности лицеистов и студентов, мало кто ожидал, что она окажется столь продолжительным. В числе стимулирующих факторов, помимо названных выше, отметим значительный резонанс этого явления, втянувшего в свою орбиту преподавателей, родителей и широкие слои общества.

Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что молодежь озабочена не только проблемами образования, но и сугубо политическими вопросами. В частности, молодые люди ратуют за реформу избирательного законодательства, за отмену так называемой биноминальной системы, дающей преимущество крупным объединениям, доминирующим на электоральном поле. Правившая на протяжении 20 лет левоцентристская коалиция "Concertacion" ("Согласие"), внесшая существенные коррективы в Конституцию, унаследованную от диктаторского режима, тем не менее, не сумела покончить с этой системой. На этот изъян обращал особое внимание в ходе всеобщих выборов молодой, талантливый кинорежиссер, энергичный диссидент Карлос Энрикес-Оминами. Тогда он бросил вызов "тяжеловесам" и выдвинулся независимым кандидатом в президенты, добившись неплохого результата в первом туре.

Похоже, власть была готова рассмотреть некоторые предложения по реформе избирательной системы. Об этом, в частности, свидетельствовала встреча президента в начале августа 2011 года с представи-

18 La Segunda (Santiago). 08.12.2011.

19 См. www.Infolatamcom/2012/01/17/chile-estudiantes-dicen-que-su-movimiento-viene-con- mucha-feuerza-en-2012/

стр. 141

телями партий, входящих в левоцентристскую коалицию. Собравшиеся обменялись мнениями по этому вопросу. Одни высказывали радикальные суждения, другие - умеренные. Договорились продолжить диалог20.

Отнюдь не случайно, согласно опросу общественного мнения, проведенного Центром политических исследования в августе 2012 года, студенты пользовались большим доверием среди населения, чем правительство, парламент и политические партии21. Комментируя 48-часовую "забастовку" учащихся в августе 2011 года, профессор Университета Чили Рикардо Исраэль подчеркивал очевидную необходимость заключения "нового социального пакта, поскольку улица поставила под вопрос принципы политического транзита". В свою очередь Клаудио Фуэнтес, аналитик из Университета Диэго Порталеса, подчеркивал, что проблема образования с некоторых пор перестала волновать исключительно учащихся, она аккумулировала крушение надежд и большие ожидания общества, озабоченного также долгами и неравенством22.

В сентябре 2012 года состоялась очередная встреча молодежных лидеров с тогдашним министром просвещения. Поводом стало одобрение парламентом налоговой реформы, позволяющей ускорить реализацию правительственного проекта увеличения фискальных сборов на нужды образования в размере около 1 миллиарда долларов. Разочаровавшись результатом общения с должностным лицом, представительница Координационной ассамблеи старшеклассников Элоиза Гонсалес пригрозила бойкотировать намечавшиеся на 28 октября муниципальные выборы. (Позднее Ассамблея отвергла эту идею.) Со своей стороны Г. Борич подчеркнул: "Мы пришли показать, что готовы к диалогу, если он пойдет в правильном направлении, в русле упрочения государственного образования, которое покончит с рынком наживы в этой сфере. Мы подождем. Министру надлежит ответить на наши предложения"23.

Некоторые отечественные исследователи, в частности Л. В. Дьякова, полагают, что студенты ведут себя безответственно, проявляют завышенные и нереалистические ожидания. Таков лейтмотив ее глубокой и вдумчивой статьи, опубликованной в журнале "Латинская Америка"24. С подобным утверждением, на наш взгляд, можно согласиться лишь в том, что касается максимализма, социалистического характера требований, применения порой насильственных методов действий. В целом

20 См. www.Infolatamcom/2011/08/17/el-impacto-del-movimiento-estudiantil-en-las-inminente s-re-formas-politicas-en-chile/

21 См. BBC-Mundo. America Latina. 28.08.2012.

22 См. El Nuevo Herald. 24, 27.08.2011.

23 См. El Nuevo Herald. 07.09.2011.

24 См. Дьякова Л. В. "Этика протеста" против "этики ответственности": Чили и Уругвай - 2011 // Татинская Америка. 2012. N 5. С. 32 - 41.

стр. 142

же очевидно, что молодежь стремится жить иначе, чем предшествующее поколение, учитывая имеющиеся возможности, а также достигнутый уровень экономического развития, позволяющий частично преодолеть немалую пропасть между социальными стратами. Кроме того, она жаждет полностью избавиться от наследия диктатуры.

Вот мнение по этому поводу ветерана политических битв Рикардо Лагоса, занимавшего президентский пост с 2000-го по 2006 год. В книге "Чили, которая грядет (Идеи, взгляд, перспективы и мечты к 2030)" он, в частности, писал: "За мощным студенческим движением стоят родители, преподаватели, тысячи граждан, весь поднимающийся средний класс, преодолевший линию бедности в результате 20-летнего непрерывного развития". Теперь ставятся новые цели, которые подразумевают новые требования. Страна нуждается в обновленном социальном пакте, способном адекватно ответить на меняющиеся общественные и политические вызовы, резюмировал экс-глава государства25.

К сказанному уместно добавить, что действия молодежи поддержала церковь. В частности, архиепископ Сантьяго, председатель Епископальной конференции Рикардо Эссати накануне очередных выступлений, намечавшихся на октябрь 2012 года, в интервью газете "El Mercurio" заявил: "...когда учащиеся бунтуют против наживы, у них имеются резоны. Образование обрело невиданные масштабы. Оно должно стать благом в экономическом смысле, но превратиться в зону максимальной свободы"26.

Буквально на следующий день после выступления президент С. Пиньера объявил о вступлении в силу фискальной реформы, одобренной парламентом. Она предполагала, помимо всего прочего, увеличение на 1 миллиард долларов в год средств на нужды образования, повышение с 17 до 20 процентов налогов на крупные предприятия, модификацию налогового бремени для физических лиц, снижение налогов для лиц с меньшими доходами. Кроме того, для семей, где есть учащиеся, создавался механизм скидок, предусматривающий возврат денег, уплаченных в виде налогов. Комментируя принятые меры, президент, окруженный профильными министрами, произнес: "Эта реформа знаменует огромный скачок вперед, позволяющий детям и молодежи получить качественное образование". И добавил: "Таким образом, мы выстроим стройную систему обучения, включая дошкольное, школьное и высшее. Это создает ситуацию, когда образование становится правом, которым пользуются все люди нашей страны"27. Однако бравурные реляции руководства не охладили боевого пыла юношей и девушек. Они не отменили запланированные мероприятия.

25 См. www.Infolatamcom /2011/12/07/chile-necesita-nuevo-pacto-social-para-enfrentar-futuro-sugun-lagos/

26 См. www.Infolatamcom/2012/09/23/chile-la-iglesia-respalda-nuevos-protestas-anunciadas-p or-los-estudiabtes/

27 El Nuevo Herald. 24.09.2012.

стр. 143

Между тем в октябре 2012 года студенческое движение удостоилось престижной премии в защиту прав человека, учрежденной Институтом политических исследований в Вашингтоне. Награда присуждена "за неутомимую, упорную борьбу с несправедливостью", подчеркивалось в решении руководства Института. Премия носит имя выдающегося чилийского политического деятеля Орландо Летельера, ставшего жертвой террористического акта, совершенного в 1976 году в США агентами пиночетовских спецслужб. Студенческие лидеры мгновенно отреагировали на это событие, подчеркнув, что для них это большая честь, вдохновляющая на новые свершения28.

Очередной этап

Следующий виток активности лицеистов и студентов совпал с проведением праймериз для выявления кандидатов на президентских выборах в ноябре 2013 года. Все участники этого предварительного состязания, формулируя свои платформы, разумеется, не могли не выразить свои позиции относительно проблем, волнующих молодежь. Так, М. Бачелет, выдвинутая левоцентристской коалицией "Новое большинство", однозначно заявила, что в случае возвращения к власти предпримет необходимые усилия для реализации в полном объеме всех студенческих требований. Попутно заметила, что, уже находясь у руля правления, она намеревалась осуществить кардинальную реформу сферы образования, но не сумела добиться в парламенте надлежащего кворума из-за сопротивления оппозиции29. В свою очередь независимый христианский демократ и оба представителя правоцентристской коалиции не считали уместным субсидировать образование детям из обеспеченных семей, способных оплачивать учебу.

Массовые выступления в середине июня, сопровождавшиеся столкновениями с полицией, преследовали цель оказать силовое давление на деятелей, претендовавших на высший пост в государстве. Председатель Федерации студентов Католического университета Диего Вела заявил, что "текущий момент весьма важен, поскольку мы определяем то, что будет происходить в ближайшие четыре года". Соглашаясь с коллегой, Андрес Фиельбаум, председатель Федерации Университета Чили, заметил, что "правительство С. Пиньеры не сумело осуществить самые важные реформы". Вместе с тем студенческие руководители призывали не обольщаться обещаниями М. Бачелет, которая не выполнила их, находясь в кресле президента в 2006 - 2010 годах30.

В конце июня 2013 года состоялась беспрецедентная по размаху манифестация с участием 200 тысяч студентов. Они тремя колоннами про-

28 См. El Nuevo Herald. 17.10.2012.

29 См. www.Infolatamcom/2013/04/08/chile-bachelet-promete-una-reforma-tributaria-para-flna ncar-mejoras-en-educacion/

30 См. www.Infolatamcom/2013/06/14/estudiantes-salen-a-la-calle-y-llevan-reclamos-a-agenda- electo-al/

стр. 144

шествовали по городу с плакатами в поддержку качественного и равного образования. В ряды манифестантов просочились молодчики в капюшонах. Они спровоцировали беспорядки. В ход пошли камни и бутылки с зажигательной смесью. В ответ полиция применила резиновые пули и брандспойты с водой. Провокаторы пытались забаррикадировать лицеи, где создавались участки для проведения праймериз в рамках подготовки к президентским выборам31.

Особенность этой акции, четвертой в 2013 году заключалась в том, что к ней, в той или иной форме, присоединились представители различных организаций. В том числе Единый профсоюзный центр трудящихся, Федерация портовиков, Конфедерация угольщиков (этот профсоюз, состоящий из контрактников, занятых в Государственной компании "Коделко", помимо проявления солидарности со студентами, выдвинул требование ренационализации отрасли, приносящей казне львиную долю поступлений).

Ряд утверждений профсоюзных центров перекликаются с мнением молодежи о том, что бесплатное образование возможно благодаря высоким доходам от экспорта меди. Вот ее аргументы: "Тысячи горняков извлекают богатства из недр земли для отгрузки их за рубеж. Свыше 70 процентов металла направляется в страны первого мира. В то же время мы вынуждены влезать в долги ради учебы"32.

При анализе чилийской ситуации невольно на ум приходят сравнения с мощными выступлениями студентов, потрясшими в мае 1968 года Францию и вызвавшими колоссальный международный резонанс. Хотя, как известно, любые аналогии хромают, тем не менее нельзя не отметить особый накал страстей и боевитость в обоих случаях.

Итак, на стыке десятилетий молодежное движение превратилось во влиятельную и динамичную силу. С ней вынуждены считаться власть, политические партии, профсоюзные и другие организации. Подтверждением этого стало избрание в ноябре 2013 года депутатами нижней палаты парламента четырех студенческих лидеров - К. Вальехо, Георхио Джексон, Г. Борич и Кароль Кариола33. Теперь, находясь внутри законодательной ветви власти, они способны влиять на принятие специфических решений, касающихся молодежи, а также затрагивающих судьбы страны в целом.

Исход битвы за кресло главы государства оказался предрешенным. М. Бачелет добилась безоговорочной победы в схватке за пост президента в декабре 2013 года и вступила в должность в марте 2014-го. Пришла пора претворять в жизнь обещания. Но она медлит, не предпринимает решительных шагов, направленных на удовлетворение всех требований учащихся. А те затаились и ждут, готовые вновь ринуться в бой.

31 См. El Nuevo Herald. 26.06.2013.

32 См. www.Infolatamcom/2013/06/26/estudiantes-educacion-gratuita-es-posible-gracias-al-cob re/

33 См. El Universal. 18.11.2013.

стр. 145

Латинский контекст

Активность чилийской молодежи не ограничивается национальными рамками, а выходит далеко за их пределы, на просторы континента. О некоторых участниках стало известно и в других регионах, например в России. В академическом журнале "Латинская Америка" появилась обширная статья о К. Вальехо, игравшей важную роль в студенческом движении.

Безусловно, события в этой стране оказали немалое воздействие на процессы в ряде латиноамериканских государств. Так, в Уругвае, власть и оппозиция, видимо, не дожидаясь нечто похожего, превентивно посредством консенсуса одобрили пакет документов в сфере образования. Несомненная заслуга в этом принадлежала президенту Хосе Мухике. Он добился этого, преодолевая сопротивление части руководства правящего Широкого фронта и тесно связанных с ним профсоюзов. Сумел собрать вместе правых, левых и центристов, убедить их в необходимости выработки взаимоприемлемого решения, определил это в качестве приоритета государственной значимости. Значительный вклад в достижение согласия внес один из видных деятелей оппозиции, лидер Национальной партии, сенатор Х. Ларраньяга.

Следует заметить, что вопрос о неблагополучии в сфере образования, его низком качестве, несмотря на значительное увеличение бюджетных ассигнований, стоял на повестке дня к моменту прихода к рулю управления предыдущей администрации. Об этом говорилось при вступлении в должность главы государства и неоднократно впоследствии. Но дело не сдвигалось с мертвой точки. Лишь под конец 2011 года, когда всем стало очевидно, что команда, призванная нести ответственность за этот вопрос, не справляется с поставленной задачей, понадобилась концентрированная политическая воля власти и оппозиции. Тогда процесс начал решительно набирать обороты, в него включились различные силы, принявшиеся обсуждать и дорабатывать предложения, подготовленные экспертами и специалистами. Базовые положения принятого документа в обобщенном виде сводятся к двум ключевым программам. Одна из них - это "Совершенствование технического и технологического обучения", предполагающая повышение квалификации молодежи по месту службы и создание технологического университета. Вторая, не менее важная программа, называлась "Упрочение образовательных центров". Она предусматривала автономию школ, лицеев и иных учебных заведений, возможность обрести известную самостоятельность в выборе предметов и учебников, избавиться от мелочной опеки сверху.

Наряду с этим намечалось создание Института оценки качества образования. Кроме того, укреплялись роль и авторитет председателя Директивного совета Национальной администрации просвещения в принятии стратегических решений. Не погружаясь в детали, отметим важность заключения самого пакта, ставшего реальностью благодаря общей за-

стр. 146

интересованности в разрешении проблемы, имеющей первостепенное значение для будущего34. Тем самым удалось снять напряженность в обществе и создать предпосылки, благоприятные условия для включения подрастающего поколения во взрослую жизнь. Таким образом, Уругвай без излишнего шума показал наглядный пример региону.

Любопытные события происходили в Мексике, где после длительного затишья молодежь вышла на улицы. Причиной послужили президентские выборы, намечавшиеся на 1 июля 2012 года. В самый разгар кампании, в середине мая, после телевизионных дебатов с участием всех зарегистрированных кандидатов в центре столицы состоялась многотысячная демонстрация студентов государственных и частных университетов. Они двигались маршем от площади Соколо по бульвару Реформы до монумента Независимости. Манифестанты призывали сограждан отвергнуть кандидатуру Энрике Пенья Ньето, выдвиженца Институционально-революционной партии (ИРП), находившейся у руля правления свыше 70 лет.

Призывая отвергнуть бывшего губернатора штата Мехико, некоторые юноши и девушки несли плакаты, где воспроизводились слова скончавшегося незадолго до этого знаменитого писателя Карлоса Фуэнтеса, однозначно высказывавшегося против этого деятеля. Вспоминали, что в бытность его главой субъекта федерации в 2006 году местные власти прибегали к насилию в отношении митингующих. Непосредственным поводом для возмущения послужила встреча 11 мая учащихся Иберо-американского университета с выдвиженцем ИРП, после чего руководство этой партии утверждало, что вопросы о насилии якобы задавали посторонние лица. В ответ студенты предъявили видеоматериалы, опровергавшие заведомую ложь. Одновременно это обстоятельство стало толчком к возникновению движения под названием "Нас больше 131", имея в виду число запечатленных на пленке. Некоторые даже нарекли это "Мексиканской весной". Следует подчеркнуть, что это движение не призывало поддерживать кого-либо - лишь голосовать против Э. Пенья Ньето.

Весьма примечательно, что вместе со студентами на манифестации выходили многие преподаватели. По поводу этих знаменательных событий Дениза Дресслер, профессор Автономного технологического университета Мексики, выразилась предельно лаконично: "Это наглядный образец гражданственности"35. С этим утверждением нельзя не согласиться.

Некоторые аналитики не склонны преувеличивать масштабы студенческих протестов, утверждая, что в них вовлечен весьма узкий круг лиц, обучающихся в частных университетах. Одно из малотиражных изданий в своей статье утверждало, что основная масса юношей и девушек из малообеспеченных слоев населения относится к манифестациям рав-

34 См. www.Infolatamcom/2012/02/29/uruguay-los-pactos-multipartidarios-son-posibles/

35 El Nuevo Herald. 19.05.2012.

стр. 147

нодушно. Но не все обозреватели разделяют подобную точку зрения.

По мнению ряда экспертов и наблюдателей, студенческое движение в Мексике не ограничится выборами. Независимо от того, кто победит, молодежь продолжит свои акции, чтобы быть услышанной властью. Весьма примечательно, что в протестах принимали участие посланцы из Чили. Они делились опытом и проявляли солидарность со сверстниками.

Можно привести и примеры проявления молодежной активности в Венесуэле, Перу, Колумбии и ряде других стран. Все они свидетельствуют о мощном воздействии на латиноамериканское общество всплеска выступлений в Чили, обозначивших новую страницу в ее истории.

В заключение немаловажная деталь. Юноши и девушки координируют свои действия в региональном масштабе. Так, 24 ноября 2011 года прошли синхронные акции в Чили, Колумбии, Бразилии. Для этого широко используются социальные сети, с помощью которых обеспечивается мгновенная мобилизация участников накануне массовых мероприятий. И чем бы ни завершилась эта деятельность, сегодня уже ясно, что начат процесс пересмотра ключевых принципов системы образования не только в Чили, но и в Латинской Америке в целом.

стр. 148

 

 

 
Заглавие статьи Россия и Болгария
Автор(ы) ТАТЬЯНА ВАЛЕВА
Источник Свободная мысль, № 1, 2015, C. 149-164
Рубрика
  • Theatrum mundi
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 46.3 Kbytes
Количество слов  
   

Россия и Болгария

Автор: ТАТЬЯНА ВАЛЕВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.